МАТЕРИАЛЫ ПО КЛАССИФИКАЦИИ от 10.09.1997 n МКПА-1 ОБЩАЯ СХЕМА СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ (д.ю.н. А.Л. Маковский А.Л., к.ф-м.н. Д.Б. Новиков, А.В. Силкина, А.Н. Симбирцев)


10 сентября 1997 г. N МКПА-1
ОБЩАЯ СХЕМА
СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Авторы:
Маковский А.Л., д.ю.н.; Новиков Д.Б., к.ф-м.н.;
Силкина А.В.; Симбирцев А.Н.
Также в разработке предметного классификатора принимали участие:
Суханов Е.А., д.ю.н. - раздел "Гражданское право"
Куренной А.М., д.ю.н. - раздел "Трудоустройство и занятость
населения. Труд"
Кондратьева З.М., к.ю.н. - раздел "Социальное обеспечение и
социальное страхование"
Авакьян С.А., д.ю.н. - раздел "Конституционный строй и
основы государственного
управления"
Бордунов В.Д., к.ю.н. - раздел "Внешняя политика и
международные отношения"
Голиченков А.К., д.ю.н. - раздел "Природные ресурсы и охрана
природы"
Шерстобитов А.Е., д.ю.н. - раздел "Финансы"
Шерстюк В.М., д.ю.н. - подразделы "Гражданское
судопроизводство" и "Арбитражное
судопроизводство"
Настоящий материал подготовлен АО "Консультант Плюс" по заказу Российского фонда правовых реформ.
1. ВВЕДЕНИЕ.
СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ -
ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
Одним из необходимых условий развития правового государства является формирование единого информационно - правового пространства, обеспечивающего правовую информированность государственных и общественных структур, а также каждого гражданина в отдельности, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц. В современных условиях единое информационно - правовое пространство абсолютно необходимо для обеспечения согласованности, непротиворечивости, законченности издаваемых в стране правовых актов.
Классификация, отражающая массив правовых актов во всем их многообразии и динамике и организующая его в систему, является необходимым элементом формирования единого информационно - правового пространства.
Указом Президента РФ от 28.06.93 N 966, утвердившим "Концепцию правовой информатизации России", главной целью правовой информатизации России провозглашено построение общенациональной правовой информационной системы. Вертикальная и горизонтальная интеграция имеющихся и вновь создаваемых систем правовой информации различного уровня будет способствовать решению этой задачи.
Система классификации, представляющая законодательство в систематизированном обозримом виде, может быть использована в различных автоматизированных системах. Интеграция классификаторов по отдельным основаниям, образующих систему классификации, имеет большое значение в стандартизации формирования и ведения правовых информационных систем, усовершенствовании и упрощении процессов обмена информацией.
В данном материале предлагается общая концепция современной классификации правовых актов. Работа не претендует на завершенность этой системы, скорее здесь сформулированы основные принципы построения, необходимые для дальнейшей детальной разработки системы классификации.
2. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
2.1. Классификатор по отдельному основанию
Правовая информация может быть организована, упорядочена различными способами, зависящими от того, какое основание положено в основу классификации.
Право на существование имеют самые разные классификаторы, помогающие осуществлять наиболее полный и достоверный поиск информации. Каждый классификатор имеет большее или меньшее самостоятельное значение, но может быть использован как в отдельности, так и в совокупности с другими классификаторами.
В правовых информационных системах, как правило, используется несколько классификаторов по отдельным основаниям, предусмотрена возможность быстрого перехода от одного классификатора к другому, использование одновременно нескольких классификаторов в необходимых для поиска вариантах.
Классификатор строится путем деления объектов классификации на отдельные группы по установленному основному признаку. Признак, принимаемый за основной в процессе деления, можно назвать основанием деления.
Классификатор по отдельному основанию - систематизированный перечень названий групп объектов классификации, отобранных по одному основному признаку; инструмент для организации и осуществления поиска по одному признаку.
2.2. Предметный классификатор
Особое место среди всех классификаторов занимает предметный классификатор, являющийся системообразующим средством поиска. Основной признак предметного классификатора - предмет правового регулирования имеет сложную иерархическую структуру, состоящую из юридических понятий, отражающих содержание нормативных правовых актов.
Предметный классификатор - иерархическая система юридических понятий с универсальным охватом как сложившихся, самостоятельных (или основных) отраслей законодательства, каждая из которых имеет развитую общую часть, так и комплексных, регулирующих различные сферы деятельности, отражающая весь массив законодательства.
2.3. Специальные поисковые инструменты
Если рассматривать классификаторы как средства поиска, с учетом также того, что в данной работе будут обсуждаться принципы построения именно поисковых систем, представляется необходимым ввести еще два понятия.
Алфавитный указатель - словарь, состоящий из специально отобранных терминов и сокращений слов.
Полнотекстовое индексирование - автоматическая, компьютерная обработка текстов документов, при которой все слова, встречающиеся в текстах, заносятся в особый словарь с указанием номера документа, где встретилось данное слово. Данный словарь структурирован также в алфавитном порядке, но отличается от алфавитных указателей именно тем, что в него автоматически включаются все слова из текстов (естественно, без союзов, междометий и т.п.), а не специально отбираемые отдельные термины. Соответственно, полнотекстовый поиск по словам и словосочетаниям - автоматический поиск, основанный на использовании словаря указанного типа.
Среди специалистов нет единого мнения, следует ли считать словари этих двух типов также классификаторами или нет. Однако для целей и задач данной работы нет необходимости уточнять этот вопрос; достаточно, что эти два специальных поисковых инструмента существуют и могут быть использованы в тех же целях, что и классификаторы. Это важно для дальнейшего описания концепции классификации. Поэтому для простоты изложения, употребляя термин "классификаторы", мы включаем в него и эти два инструмента.
2.4. Система классификации
Совокупность классификаторов по отдельным основаниям образует систему классификации правовой информации, которую можно определить как комплекс классификаторов по отдельным основаниям, используемых для поиска информации по одному или одновременно нескольким признакам в зависимости от цели поиска.
Значимость классификаторов, входящих в систему классификации, безусловно различна, и, как будет показано ниже, различные классификаторы удобны для решения различных задач.
3. НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ
3.1. Информационный поиск -
основная задача системы классификации
Нынешний этап развития федерального законодательства России характеризуется увеличением числа разрозненных нормативных правовых актов, не согласованных с принятыми ранее, отчасти противоречащих им или в какой-то части их дублирующих. Бурный процесс законотворчества делает массив действующего законодательства практически необозримым и поэтому плохо пригодным для применения без специальных технических средств.
Чтобы сделать законодательство понятным и доступным, необходимо навести в нем порядок, провести кардинальную расчистку, освободить законодательство от нормативных "завалов". Пересмотр действующего законодательства по тому или иному вопросу начинается с тщательного отбора всех нормативных правовых актов по данной проблеме, то есть с информационного поиска.
В решении этой задачи важную роль играет система классификации правовой информации. Любой классификатор системы - это прежде всего инструмент для осуществления информационного поиска, который может осуществляться с разными целями: для систематизации законодательства, для получения сведений в процессе законотворчества или в правоприменительной деятельности.
3.2. Использование
классификатора при систематизации законодательства
Максимально полный учет нормативных правовых актов и создание удобной для практического пользования системы классификации - необходимые предпосылки систематизации законодательства. Только имея полную и достоверную информацию о действующем законодательстве, можно, не опасаясь сделать грубые ошибки, вносить в него изменения или отменять фактически утратившие силу, но формально действующие нормативные правовые акты.
Устранение противоречий между актами, отмена фактически утративших силу актов, выявление пробелов в законодательстве - все это возможно после анализа всего массива законодательства, учтенного системой классификации до последнего акта. Можно утверждать, что успех проведения систематизации законодательства во многом зависит от создания научно обоснованной, логически завершенной системы классификации и эффективного ее использования.
Поэтому создание научно обоснованной системы классификации должно предшествовать проведению всеобъемлющей систематизации законодательства.
Системность расположения материала позволит определить оптимальный состав наиболее важных кодификационных актов, их соподчиненность и последовательность разработки и, в конечном счете, выработать программу законотворческой деятельности.
3.3. Роль системы
классификации в процессе законотворчества
Роль системы классификации в процессе законотворчества заключается не только в выявлении пробелов в законодательстве и определении, какие нормативные акты необходимо принять. Научно обоснованная система классификации оказывает влияние на особенности юридической техники при разработке проектов новых актов. Очень важно использование юридических терминов в их точном смысле, вкладывание единого смысла в каждый термин для обеспечения его устойчивости и тем самым для доступности понимания законодательства. Оценка существующих терминов с помощью соответствующих классификаторов поможет законодателю в решении этой проблемы.
Система классификации оказывает влияние в процессе законотворчества на распределение нормативного материала между актами, а внутри акта - по главам, разделам, то есть на юридическую конструкцию (структуру) акта.
Стабильная, общеизвестная система классификации может стать важным организующим фактором законотворческой деятельности, ориентиром для законопроектных работ.
3.4. Использование
классификатора в правоприменительной деятельности
В правоприменительной деятельности можно выделить два основных типа задач. При решении задач первого типа необходимо комплексно исследовать отдельный вопрос, и в этом смысле такие задачи близки к тем, что решаются при систематизации законодательства. Однако большая часть задач требует быстрого и эффективного поиска конкретного документа или его части. Эта особенность задач правоприменительной деятельности и определяет специфику работы специалистов в данной области (см. п. 5.1.3).
3.5. Основные требования к системе классификации
Из назначения и функций системы классификации (см. п. п. 3.1 - 3.4) вытекают и основные требования, предъявляемые к ней при использовании во всех вышеперечисленных видах деятельности.
1) Удобство при практическом пользовании отдельными классификаторами и системой классификации в целом.
Для предметного классификатора, имеющего самую сложную структуру из всех классификаторов, входящих в систему классификации, удобство и доступность для понимания заключается прежде всего в оптимальном количестве рубрик каждого уровня. В первую очередь это относится к верхнему, первому (базовому) уровню.
Пользователю одинаково сложно воспринимать как большое количество рубрик первого уровня, которое становится необозримым, так и небольшое, когда рубрики укрупнены настолько, что трудно определить, куда входит интересующий его раздел. Необходима "золотая середина" между примитивной простотой и наукообразной сложностью. Предметный классификатор должен иметь такое количество рубрик первого уровня, соответствующих системе законодательства, чтобы он был доступен пониманию пользователя и удобен при поиске.
2) Соответствие системы классификации действующему законодательству.
Система классификации должна полностью отражать действующее законодательство. Отметим, что это требование в большей степени относится к предметному классификатору. Это выражается, во-первых, в том, что система классификации построена таким образом, что каждому правовому акту находится свое место, и, во-вторых, в том, что каждая рубрика - это юридическое понятие, сложившееся в действующем законодательстве, научно обоснованное, не противоречащее другим понятиям.
3) Относительная стабильность системы классификации.
Несмотря на продолжающееся обновление законодательства, можно говорить об относительной его стабильности. Приняты новые федеральные кодексы (Гражданский, Семейный, Арбитражный процессуальный, Таможенный, Уголовный, Лесной, Водный) и ряд федеральных законов, являющихся кодифицированными актами. Поскольку система классификации отражает систему законодательства, она также должна быть относительно стабильной.
3.6. Стандарты в области классификации правовых актов
Представляется разумным ввести определенную систему стандартов в области классификации правовых актов. Естественно, что в качестве стандартов обычно берется наиболее стабильная и общепризнанная часть системы классификации.
Представляется разумным в качестве рекомендованного стандарта в области классификации правовых актов ввести принципиальную структуру предметного классификатора, а именно 2 - 3 верхних уровня рубрик. Предварительный анализ предшествующих разработок показал, что только принципиальная структура предметного классификатора, и только при серьезном научном обосновании, может оставаться относительно стабильной в течение достаточно продолжительного промежутка времени. Количество уровней не следует делать единым для всех разделов - где-то это будет два уровня (например, в семейном праве), где-то три уровня (для более разработанных разделов), но основная идея заключается в том, что не следует стремиться к мельчайшей детализации стандартов.
При этом подходе детальные доработки предметного классификатора на более низких уровнях будут прерогативой отдельных разработчиков в ведомствах и независимых фирмах.
Введение такого стандарта

ПРИКАЗ Минобразования РФ от 10.09.1997 n 1858 О РАБОТЕ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ С ИЗДАНИЕМ И ОБЕСПЕЧЕНИЕМ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ШКОЛЬНЫМИ УЧЕБНИКАМИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также