ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 29.08.1997 n 24 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ИЗГОТОВЛЕНИЮ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ-МАНИПУЛЯТОРОВ


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 1997 г. N 24
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ИЗГОТОВЛЕНИЮ
ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ - МАНИПУЛЯТОРОВ
Госгортехнадзор России постановляет:
Утвердить Требования к проектированию и изготовлению грузоподъемных кранов - манипуляторов и ввести их в действие с 01.01.98.
Начальник Госгортехнадзора России
В.Д.ЛОЗОВОЙ



Утверждены
Постановлением
Госгортехнадзора России
от 29 августа 1997 г. N 24
Срок введения в действие -
1 января 1998 года
ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ИЗГОТОВЛЕНИЮ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ
КРАНОВ - МАНИПУЛЯТОРОВ
Разработаны и внесены Управлением по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий документ Требования к проектированию и изготовлению грузоподъемных кранов - манипуляторов <*> разработан в развитие Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ-10-14-92), утвержденных Госгортехнадзором России 30.12.92 Постановлением коллегии N 41 <**>, и устанавливает порядок проектирования, изготовления, доизготовления <***>, реконструкции и ремонта грузоподъемных кранов - манипуляторов.
--------------------------------
<*> Далее по тексту - документ.
<**> Далее по тексту - Правила.
<***> Доизготовление - привязка, изготовление опорных рам и монтаж крано-манипуляторной установки на транспортном средстве.
1.2. Настоящий документ распространяется на:
а) грузоподъемные краны - манипуляторы в том числе:
самоходные (на автомобильном, пневмоколесном, короткобазовом, гусеничном, специальном шасси, шасси колесного и гусеничного трактора);
передвижные (рельсовые и железнодорожные);
переставные;
прицепные;
самоустанавливающиеся;
стационарные;
б) грузозахватные органы (крюки, грейферы, электромагниты и т.п.), применяемые на грузоподъемных кранах - манипуляторах.
1.3. Настоящий документ не распространяется на:
а) манипуляторы, установленные в шахтах горнодобывающей промышленности, на морских и речных судах и иных плавучих сооружениях;
б) манипуляторы, применяемые в робото-технических системах, например:
манипуляторы перегрузочные электрические типа МПЭ;
манипуляторы пневматические сбалансированные типа МПС;
гидроманипуляторы по обработке древесины и т.п.;
в) грузоподъемные краны - манипуляторы, предназначенные для работы только со специальным навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, люльками, буровым оборудованием, карвестерными головками и т.п.);
г) специальные грузоподъемные краны - манипуляторы военного ведомства.
1.4. Разработку нормативной документации на грузоподъемные краны - манипуляторы <*> осуществляют организации согласно требований ст. 2.1 Правил.
--------------------------------
<*> Далее по тексту - краны.
1.5. Проектирование, изготовление, доизготовление, реконструкция и ремонт кранов и их узлов, поставляемых как готовые изделия, должны производиться в соответствии с Правилами и настоящим документом.
1.6. Ответственность за качество проекта, изготовления, доизготовления, реконструкции и ремонта крана, его узлов и грузозахватных органов, а также за несоответствие их Правилам, настоящему документу и другой нормативной документации несет организация, выполнявшая соответствующую работу.
1.7. Основные термины и определения, применяемые в тексте настоящего документа, приведены в приложении 1 <*>. Перечень нормативной документации и международных стандартов по грузоподъемным кранам - манипуляторам, действующих в России, приведен в приложении 2 <*>.
--------------------------------
<*> Не приводится.
1.8. Эксплуатация кранов - манипуляторов должна осуществляться согласно требований Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ-10-14-92).
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ
2.1. Общие требования
2.1.1. Разработка проектов на изготовление кранов, крано-манипуляторных установок (КМУ), их узлов, механизмов и приборов безопасности выполняется научно-исследовательскими, специализированными организациями, имеющими разрешение (лицензию) органов Госгортехнадзора.
2.1.2. Изготовление кранов, предназначенных для работы во взрывопожароопасных средах, должно производиться по специальным техническим условиям, согласованным с организацией, разрабатывающей нормативные документы. Проектом должны быть предусмотрены меры по созданию безопасных условий для работы крана в такой среде.
Возможность работы крана во взрывопожароопасной среде (с указанием категории среды) должна быть указана в паспорте, а также в руководстве по эксплуатации.
2.1.3. Проектированием кранов, предназначенных для эксплуатации в исполнении согласно требований ГОСТ 15150, должна предусматриваться температура рабочего состояния до минус 40° С, нерабочего состояния и хранения не ниже минус 50° С.
Проектированием кранов, предназначенных для эксплуатации при температуре ниже 40° С, должно предусматриваться исполнение ХЛ согласно требований ГОСТ 15150.
2.1.4. Грузоподъемность, грузовой момент и другие параметры, а также габариты крана должны соответствовать государственным стандартам, а при их отсутствии должны быть установлены другими нормативными документами.
2.1.5. Краны, кроме стационарных, должны быть устойчивы в рабочем состоянии. Устойчивость этих кранов должна быть проверена расчетом в соответствии с нормативными документами, разработанными головной организацией и согласованными с Госгортехнадзором России.
2.1.6. Грузовые лебедки, оборудованные механическими приспособлениями для их включения или переключения скоростей рабочих движений, должны быть устроены таким образом, чтобы самопроизвольное включение или расцепление их было невозможно, и должна быть исключена возможность отключения привода без наложения тормозов. Применение фрикционных и кулачковых муфт на лебедках не допускается.
2.1.7. В узлах механизмов крана, передающих крутящий момент, должны применяться шлицевые, шпоночные и фланцевые болтовые разъемные соединения.
2.1.8. Болтовые, шпоночные и клиновые соединения кранов должны быть предохранены от произвольного развинчивания или разъединения.
2.1.9. Ручные удлинители стрелового оборудования должны иметь надежное устройство для их фиксации от произвольного движения при работе и транспортировке кранов.
2.1.10. В сдвоенных полиспастах механизмов телескопирования установка уравнительного блока или рычага обязательна.
Допускается применение в качестве уравнительного устройства неподвижного сектора с профилем, повторяющим ручей канатного блока, причем угол сектора и его расположение должны обеспечивать сход с него каната без перегибов.
2.1.11. Металлические конструкции и детали крана должны быть предохранены от коррозии. В коробчатых и трубчатых металлических конструкциях кранов, работающих на открытом воздухе, должны быть предусмотрены меры против скопления в них влаги.
2.1.12. К механизмам, приборам безопасности, аппаратам и органам управления, гидрооборудованию, электрооборудованию и элементам металлических конструкций кранов, требующим технического обслуживания, должен быть обеспечен безопасный доступ.
2.1.13. Гидрооборудование кранов должно соответствовать требованиям настоящего документа и техническим условиям на кран.
2.1.14. Соединения трубопроводов, в том числе гибких рукавов, а также места присоединения гидрооборудования должны быть герметичными. Не допускаются наружные утечки рабочей жидкости при работе, стоянке и передвижении крана, а также при заправке гидробака и сливе из него рабочей жидкости.
В гидросистеме должна быть предусмотрена возможность удобного и безопасного заполнения (слива) ее рабочей жидкостью, а в случае необходимости - возможность удаления из гидросистемы воздуха.
В гидробаке должен быть установлен указатель уровня рабочей жидкости.
2.1.15. Гибкие рукава гидросистемы должны быть размещены на кране так, чтобы исключалась возможность их механического повреждения в результате соприкосновения с элементами конструкции крана. При обрыве гибких трубопроводов должен обеспечиваться автоматический останов механизмов. Гибкие рукава гидросистемы, находящиеся в кабине оператора, должны иметь предохранительный кожух или экран.
2.1.16. В гидросистеме подъема кабины оператора должен быть установлен гидрозамок.
2.1.17. Электрическое оборудование кранов, его монтаж и заземление должны отвечать требованиям Правил устройства электроустановок. Если грузовая лебедка имеет электрический привод, то должна быть предусмотрена защита от падения груза при обрыве любой из фаз питающей электрической цепи. При отключении электродвигателя лебедки должно сниматься напряжение с катушек электрического привода тормоза.
2.1.18. Электрическая схема управления краном должна исключать:
самозапуск электродвигателей после восстановления напряжения в сети, питающей кран;
пуск электродвигателей не по заданной схеме ускорения;
пуск электродвигателя замыканием (размыканием) контактов приборов и устройств безопасности.
2.1.19. Подача напряжения на кран от внешней сети должна осуществляться через вводное устройство, имеющее ручной привод снятия напряжения. Вводное устройство должно быть оборудовано индивидуальным ключом (ключ - марка), без которого не может быть подано напряжение на кран.
2.1.20. У кранов с электрическим приводом при питании от внешней сети их металлические части (несущие конструкции, механизмы, корпуса электродвигателей, кожухи аппаратов, металлические оболочки проводов и кабелей, защитные трубы и т.п.), не входящие в электрическую цепь, но могущие остаться под напряжением вследствие порчи изоляции, должны быть заземлены в соответствии с Правилами устройства электроустановок, утвержденными Главтехуправлением и Госэнергонадзором (Минэнерго СССР) 5 октября 1979 г.
2.1.21. Дополнительные требования по проектированию кранов, крано-манипуляторных установок, их узлов и приборов безопасности с учетом их конструктивных особенностей должны быть установлены в проектах и технических условиях, согласованных с головной организацией.
2.2. Грузозахватные органы
2.2.1. Грузовые крюки должны соответствовать требованиям ГОСТ 2105. Размеры и основные параметры крюков должны приниматься по ГОСТ 6627. Допускается применение других крюков по согласованию с Госгортехнадзором России.
2.2.2. Грузовые крюки грузоподъемностью выше 3 т должны быть установлены на подшипниках качения. Конструкция подшипникового узла должна быть защищена от скопления воды.
2.2.3. Крепление крюка к траверсе должно исключать самопроизвольное свинчивание гайки. Если стопорение гайки производится планкой, то она должна вкладываться в пазы, профрезерованные в верхней части хвостовика крюка и гайки, и фиксироваться в пазах болтом (болтами) без возможности самопроизвольного отворачивания. Допускается стопорение гайки крюков грузоподъемностью менее 5 т производить штифтами или другими элементами, работающими на срез, кроме шплинтов.
2.2.4. Грузовые крюки должны иметь предохранительные замки, предотвращающие самопроизвольное выпадание съемных грузозахватных приспособлений. Замки для крюков должны изготавливаться по ГОСТ 12840.
2.2.5. Грузовые крюки специального исполнения должны снабжаться паспортом с указанием предприятия - изготовителя, номера крюка, грузоподъемности и материала, из которого он изготовлен, и технических условий.
2.2.6. Сменные грузозахватные органы с гидравлическим приводом должны иметь устройства (по техническим условиям) <*> для подключения (отключения) их к гидромагистралям крана без утечки рабочей жидкости.
--------------------------------
<*> Только в случае, если это записано в ТУ.
2.2.7. Конструкция грейфера должна исключать самопроизвольное его раскрытие.
2.3. Канаты
2.3.1. Стальные канаты, применяемые на кранах в качестве грузовых и стреловых, должны отвечать действующим стандартам и иметь сертификат или копию сертификата предприятия - изготовителя канатов об их испытании в соответствии с ГОСТ 3241. При получении канатов, не снабженных сертификатом, они должны быть подвергнуты испытанию в соответствии с указанным стандартом. Канаты, не снабженные сертификатом или свидетельством об их испытании, к использованию не допускаются.
2.3.2. Крепление и расположение канатов на кранах должны исключать возможность их спадания с барабанов или блоков и перетирания вследствие соприкосновения с элементами конструкций или с другими канатами.
2.3.3. Петля на конце каната при креплении его на кране, сопряженная с кольцами, крюками и другими деталями, должна быть выполнена с применением коуша с заплеткой свободного конца каната или установкой зажимов; стальной кованой, штампованной, литой втулкой с закреплением клином, а также крепления конца каната путем заливки легкоплавким сплавом или другим способом в соответствии с нормативной документацией. Применение сварных втулок не допускается. Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат.
2.3.4. При заплетке число проколов каната каждой прядью должно быть равно 4 при диаметре каната до 15 мм и 5 при диаметре каната от 15 до 28 мм.
Последний прокол каждой прядью должен производиться половинным числом ее проволок (половинным сечением пряди).
Допускается последний прокол делать половинным числом прядей каната.
Количество зажимов определяется при проектировании, но должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должны быть не менее шести диаметров каната. Скобы зажима должны устанавливаться на свободный конец каната.
Установка зажимов горячим (кузнечным) способом не разрешается.
2.3.5. Крепление каната к барабану должно производиться способом, допускающим возможность замены каната. В случае применения прижимных планок количество их должно быть не менее двух.
Длина свободного конца каната от последнего зажима на барабане должна быть не менее двух диаметров каната. Изгибать свободный конец каната под прижимной планкой или на расстоянии от планки, составляющем менее трех диаметров каната, не разрешается.
2.3.6. Выбор стальных канатов должен производиться по нормативной документации. При проектировании, а также перед установкой на кран канаты должны быть проверены расчетом по формуле:
Fo >= Zp x S,
где:
Fo - разрывное усилие, Н, каната в целом, принимаемое по сертификату на канат;
Zp - минимальный коэффициент использования каната, определяемый по табл. 1;
S

РАСПОРЯЖЕНИЕ Госкомимущества РФ от 29.08.1997 n 749-р О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КЕМЕРОВСКИЙ ЗАВОД ГЕОЛОГО-РАЗВЕДОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ  »
Постановления и Указы »
Читайте также