<ПИСЬМО> Роспотребнадзора от 12.04.2005 n 0100/2641-05-32 О НАДЗОРЕ ЗА ТАБАЧНЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 12 апреля 2005 г. N 0100/2641-05-32
О НАДЗОРЕ ЗА ТАБАЧНЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ
Табачная интоксикация является в настоящее время, по признанию Всемирной Организации Здравоохранения, ведущей устранимой причиной смерти для современного человека. Поэтому меры по снижению распространения табакокурения признаны, по критериям стоимости и эффективности, наиболее перспективным направлением профилактики хронических неинфекционных заболеваний, снижения смертности и увеличения продолжительности жизни.
Число курильщиков в Российской Федерации практически не уменьшается. В последние годы наблюдается отчетливая тенденция к увеличению распространения табакокурения среди молодежи и более раннему началу регулярного курения. Особенно заметно увеличивается распространение курения среди молодых женщин. Продолжается широкая и нерегулируемая реклама табачных изделий на улицах и в общественных местах.
Работа по пропаганде здорового образа жизни, отказу от курения, как в средствах массовой информации, так и в организациях и учреждениях, проводится в недостаточном объеме и не соответствует широкой распространенности курения и связанного с ним вреда для здоровья населения.
Правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения определены Федеральным законом от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака".
В соответствии с указанным Законом в Российской Федерации запрещены производство, импорт, оптовая торговля и розничная продажа табачных изделий (статья 10), не соответствующих гигиеническим нормам содержания в дыме никотина и смолы. С 01.01.2004 введены в действие гигиенические нормативы ГН 2.3.2.1377-03 "Предельно допустимые уровни (ПДУ) содержания смолы и никотина в табачных изделиях".
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "Об ограничении курения табака" установлены требования к предупредительным надписям на табачных изделиях. Каждая упаковка (пачка) табачных изделий должна содержать информационную надпись о содержании смолы и никотина в дыме сигареты и предупредительные надписи о вреде курения табака - основную предупредительную надпись о вреде курения табака и дополнительную надпись о вреде курения табака. Предупредительные надписи о вреде курения табака утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2005 N 163 "Об утверждении предупредительных надписей о вреде курения табака".
Федеральным законом "Об ограничении курения табака" также запрещаются:
- розничная продажа сигарет с содержанием менее 20 штук сигарет в каждой упаковке (пачке), поштучная розничная продажа сигарет и папирос, а также продажа табачных изделий с использованием автоматов (пункт 4 статьи 3);
- розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, а также в физкультурно-спортивных организациях (пункт 5 статьи 3);
- розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет (статья 4).
На работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения табака (пункт 2 статьи 6).
Действие статей 2 - 8, статьи 9 (за исключением абзаца второго пункта 2), статьи 10, статьи 12 (за исключением положений, касающихся оценки и подтверждения соответствия требованиям нормативных документов услуг, оказываемых в сфере розничной торговли и сфере общественного питания), статьи 13, статьи 16, пунктов 1, 2, 5 - 8 статьи 17, пунктов 1 и 2 статьи 18, пунктов 1 - 3 и 5 статьи 19, пунктов 1 и 4 статьи 20, статей 21 - 28 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (пункт 2 статьи 30), касающихся обеспечения качества и безопасности товаров, распространяется на табачные изделия.
С 21 июня 2004 г. Роспотребнадзором осуществляется государственная регистрация табачных изделий (за исключением папирос). На табачные изделия, прошедшие процедуру государственной регистрации, выдается свидетельство о государственной регистрации, которое является документом, подтверждающим соответствие продукции, условий ее изготовления и оборота требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Свидетельство выдается на весь период промышленного изготовления российской продукции или поставок импортной продукции. Ранее выданные санитарно-эпидемиологические заключения на табачные изделия действительны до окончания срока их действия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" реклама табака и табачных изделий не должна:
- дискредитировать воздержание от употребления курения, содержать информацию о положительных терапевтических свойствах табака и табачных изделий и представлять их высокое содержание в продукте как достоинство;
- обращаться непосредственно к несовершеннолетним, а также использовать образы физических лиц в возрасте до 35 лет, высказывания или участие лиц, пользующихся популярностью у несовершеннолетних, и лиц в возрасте до 21 года;
- распространяться в любой форме в печатных изданиях для несовершеннолетних;
- распространяться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
- распространяться в детских, учебных, медицинских, спортивных, культурных организациях, а также ближе 100 метров от них;
- распространяться без предупреждения о вреде курения.
В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.10.2000 N 10 "Об усилении госсанэпиднадзора за производством и реализацией табака и табачных изделий" необходимо:
- при проведении мероприятий по контролю за производством и реализацией табачных изделий обеспечить строгий контроль за выполнением предприятиями и организациями, осуществляющими производство и реализацию табачных изделий, требований действующего законодательства, обратив внимание на наличие необходимой документации, маркировку, особенности розничной продажи и рекламы табачных изделий;
- представлять ежеквартально до 10-го числа следующего за отчетным периодом месяца в Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" сведения о проведении надзора за производством и реализацией табачных изделий;
- Федеральному государственному учреждению здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" до 20 числа следующего за отчетным кварталом месяца представлять в Роспотребнадзор сведения о проведении надзора за производством и реализацией табачных изделий территориальными управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации;
- усилить работу в средствах массовой информации, учебных заведениях, организациях и предприятиях по отказу населения от курения.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО



О ПРОВЕДЕНИИ НАДЗОРА
ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ
-----------------T---T---------T-------------T------------T------¬
¦ Наименование ¦ N ¦ Всего ¦Предприятия, ¦Предприятия,¦Прочее¦
¦ строки ¦п/п¦ (сумма ¦ занятые ¦ занятые ¦ ¦
¦ ¦ ¦граф 3 + ¦производством¦реализацией ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 4 + 5 + ¦ ¦ табачных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 6) ¦ ¦ изделий ¦ ¦
+----------------+---+---------+-------------+------------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+----------------+---+---------+-------------+------------+------+
¦Всего объектов ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+---+---------+-------------+------------+------+
¦Проведено ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦проверок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+---+---------+-------------+------------+------+
¦Число проверен- ¦ 3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ных объектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+---+---------+-------------+------------+------+
¦Число случаев ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦производства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦реализации та- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦бачных изделий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦не соответствую-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦щих нормативным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦требованиям ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+---+---------+-------------+------------+------+
¦в том числе ¦ 5 ¦ ¦ Х ¦ ¦ ¦
¦импортной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукции (из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦строки 4, сумма ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦строк 7 и 9) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+---+---------+-------------+------------+------+
¦в том числе ¦ 6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦гигиеническим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нормативам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+---+---------+-------------+------------+------+
¦в том числе ¦ 7 ¦ ¦ X ¦ ¦ ¦
¦импортной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукции (из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦строки 6) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+---+---------+-------------+------------+------+
¦в том числе тре-¦ 8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦бованиям марки- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ровки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+---+---------+-------------+------------+------+
¦в том числе ¦ 9 ¦ ¦ X ¦ ¦ ¦
¦импортной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукции (из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦строки 8) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+---+---------+-------------+------------+------+
¦Число случаев ¦10 ¦ ¦ Х ¦ ¦ ¦
¦реализации та- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦бачных изделий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦без документов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦подтверждающих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦их соответствие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нормативным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦документам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+---+---------+-------------+------------+------+
¦в том числе ¦11 ¦ ¦ X ¦ ¦ ¦
¦импортной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукции (из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦строки 10) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+---+---------+-------------+------------+------+
¦Число нарушений ¦12 ¦ ¦ X ¦ ¦ ¦
¦правил продажи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦табачных изделий¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+---+---------+-------------+------------+------+
¦Число случаев ¦13 ¦ ¦ X ¦ X ¦ ¦
¦нарушения рекла-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мы табачных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦изделий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+---+---------+-------------+------------+------+
¦Число забрако- ¦14 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ванных партий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(всего) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+---+---------+-------------+------------+------+
¦в том числе ¦15 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦импортной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукции (из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦строки 4) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+---+---------+-------------+------------+------+
¦Объем забрако- ¦16 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ванных партий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(кол-во пачек) -¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+---+---------+-------------+------------+------+
¦в том числе ¦17 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦импортной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукции (из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦строки 16) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+---+---------+-------------+------------+------+
¦Число вынесен- ¦18 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ных постановле- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ний о приоста- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦новке эксплуата-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ции предприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(всего) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+---+---------+-------------+------------+------+
¦из них приоста- ¦19 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦новлено (из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦строки 18) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+---+---------+-------------+------------+------+
¦Количество пере-¦20 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦данных материа- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лов и дел в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦следственные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦органы (всего) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+---+---------+-------------+------------+------+
¦из них приняты ¦21 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦к производству ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(из строки 20) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+---+---------+-------------+------------+------+
¦Число наложен- ¦22 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ных штрафов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+---+---------+-------------+------------+------+
¦Сумма наложен- ¦23 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ных штрафов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(руб.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------+---+---------+-------------+------------+-------
Примечание. Ячейки таблицы со знаком X не заполнять.

ПРИКАЗ Росздравнадзора от 12.04.2005 n 766-Пр/05 О ГЛАВНЫХ ЭКСПЕРТАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  »
Постановления и Указы »
Читайте также