<ПИСЬМО> Минобрнауки РФ от 01.04.2005 n 03-417 О ПЕРЕЧНЕ УЧЕБНОГО И КОМПЬЮТЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 апреля 2005 г. N 03-417
О ПЕРЕЧНЕ УЧЕБНОГО И КОМПЬЮТЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России направляет для использования в работе согласованный с Российской Академией Образования Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений (далее - Перечень).
Данный Перечень не является обязательным, он выполняет функцию ориентира при оснащении школ нормативной документацией, учебно-методическими комплектами, печатной продукцией, техническими средствами обучения, необходимыми для перехода школ на организацию процесса обучения в соответствии с требованиями образовательных стандартов, поскольку разработан на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.
При формировании содержания Перечня исходили из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными видами информации и ее источниками. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач, именно поэтому Перечень включает не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения введения государственного стандарта общего образования.
В Перечне представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов и средств материально-технического обеспечения, что объясняется особенностью современного этапа развития сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, а также существенными изменениями, которым должны подвергнуться учебно-методические пособия в связи с введением государственного образовательного стандарта. Кроме того, в школьную практику преподавания постепенно вводятся новые носители информации, в том числе мультимедийные, что также потребует пересмотра сложившейся системы материально-технического обеспечения учебного процесса.
В описании приводятся рекомендованные технические характеристики средств информационных и коммуникационных технологий. Это вызвано их быстрым развитием на современном этапе, а также снижением стоимости на фоне повышения стоимости традиционного учебного оборудования. Значительная часть учебных материалов, входящих в данный Перечень, в том числе тексты, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы, могут быть представлены не на полиграфических, а на цифровых (электронных) носителях. Использование цифровых образовательных ресурсов повышает эффективность учебных материалов, прежде всего за счет использования интерактивности и возможностей деятельностного подхода. Широкое использование цифровых ресурсов позволяет снизить стоимость затрат на размножение и доставку за счет низкой стоимости копирования и использования Интернет для распространения.
Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с решением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25 учащихся).
Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
- Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
- К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
- Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся);
- П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6 - 7 экз.).
Выбор помещения, его рациональная планировка определяются санитарно-эпидемиологическими нормами (СанПиН 2.4.2.1178-02).
Департамент государственной политики в образовании рекомендует использовать данный Перечень при решении вопросов оснащения общеобразовательных учреждений, а также для расчета нормативов финансирования обучающихся.
Директор
И.И.КАЛИНА


Приложение
ЛИТЕРАТУРА
------T----------------------T---------------T-------------------------¬
¦ N ¦Наименования объектов ¦ Необходимое ¦ Примечания ¦
¦ ¦и средств материально-¦ количество ¦ ¦
¦ ¦технического +----T----------+ ¦
¦ ¦обеспечения ¦Ос- ¦ Старшая ¦ ¦
¦ ¦ ¦нов-¦ школа ¦ ¦
¦ ¦ ¦ная +----T-----+ ¦
¦ ¦ ¦шко-¦Ба- ¦Про- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ла ¦зо- ¦филь-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦вый ¦ный ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦уро-¦уро- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦вень¦вень ¦ ¦
+-----+----------------------+----+----+-----+-------------------------+
¦1. ¦БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) ¦
+-----+----------------------T----T----T-----T-------------------------+
¦1.1. ¦Стандарт основного ¦ Д ¦ ¦ ¦Стандарт по литературе, ¦
¦ ¦общего образования ¦ ¦ ¦ ¦примерные программы, ра- ¦
¦ ¦по литературе ¦ ¦ ¦ ¦бочие (авторские) прог- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦раммы входят в состав ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обязательного программно-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦методического обеспечения¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кабинета литературы ¦
+-----+----------------------+----+----+-----+-------------------------+
¦1.2. ¦Стандарт среднего ¦ ¦ Д ¦ ¦ ¦
¦ ¦(полного) общего обра-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зования по литературе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(базовый уровень) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+----------------------+----+----+-----+-------------------------+
¦1.3. ¦Стандарт среднего ¦ ¦ ¦ Д ¦ ¦
¦ ¦(полного) общего обра-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зования по литературе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(профильный уровень) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+----------------------+----+----+-----+-------------------------+
¦1.4. ¦Примерная программа ¦ Д ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основного общего обра-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зования по литературе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+----------------------+----+----+-----+-------------------------+
¦1.5. ¦Примерная программа ¦ ¦ Д ¦ ¦ ¦
¦ ¦среднего (полного) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общего образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(базовый уровень) по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦литературе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+----------------------+----+----+-----+-------------------------+
¦1.6. ¦Примерная программа ¦ ¦ ¦ Д ¦ ¦
¦ ¦среднего (полного) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общего образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(профильный уровень) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по литературе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+----------------------+----+----+-----+-------------------------+
¦1.7. ¦Авторские программы ¦ Д ¦ Д ¦ Д ¦ ¦
¦ ¦по литературе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+----------------------+----+----+-----+-------------------------+
¦1.8. ¦Учебник-хрестоматия ¦ К ¦ ¦ ¦В учебный фонд библиотеки¦
¦ ¦по литературе. 5 кл. ¦ ¦ ¦ ¦образовательного учрежде-¦
+-----+----------------------+----+----+-----+ния входят комплекты ¦
¦1.9. ¦Учебник-хрестоматия по¦ К ¦ ¦ ¦учебников, рекомендован- ¦
¦ ¦литературе. 6 кл. ¦ ¦ ¦ ¦ных (допущенных) к ис- ¦
+-----+----------------------+----+----+-----+пользованию в учебном ¦
¦1.10.¦Учебник-хрестоматия ¦ К ¦ ¦ ¦процессе. ¦
¦ ¦по литературе. 7 кл. ¦ ¦ ¦ ¦При комплектации библио- ¦
+-----+----------------------+----+----+-----+течного фонда полными ¦
¦1.11.¦Учебник-хрестоматия ¦ К ¦ ¦ ¦комплектами учебников ¦
¦ ¦по литературе. 8 кл. ¦ ¦ ¦ ¦целесообразно включить в ¦
+-----+----------------------+----+----+-----+состав книгопечатной ¦
¦1.12.¦Учебник и хрестоматия ¦ К ¦ ¦ ¦продукции, имеющейся в ¦
¦ ¦по литературе. 9 кл. ¦ ¦ ¦ ¦кабинете литературы, и по¦
+-----+----------------------+----+----+-----+несколько экземпляров ¦
¦1.13.¦Учебник по литературе.¦ ¦ К ¦ К ¦учебников из других УМК ¦
¦ ¦10 кл. ¦ ¦ ¦ ¦по каждому курсу литера- ¦
+-----+----------------------+----+----+-----+туры. Эти учебники могут ¦
¦1.14.¦Учебник по литературе.¦ ¦ К ¦ К ¦быть использованы учащи- ¦
¦ ¦11 кл. ¦ ¦ ¦ ¦мися для выполнения прак-¦
+-----+----------------------+----+----+-----+тических работ, а также ¦
¦1.15.¦Учебные издания, ¦ К ¦ К ¦ К ¦учителем как часть мето- ¦
¦ ¦соответствующие ис- ¦ ¦ ¦ ¦дического обеспечения ¦
¦ ¦пользуемым комплектам ¦ ¦ ¦ ¦кабинета ¦
¦ ¦учебников: рабочие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тетради, практикумы. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Хрестоматии, книги для¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦внеклассного чтения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учебные пособия, дида-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ктические материалы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+----------------------+----+----+-----+-------------------------+
¦1.16.¦Дидактические материа-¦ Ф ¦ Ф ¦ Ф ¦Сборники познавательных и¦
¦ ¦лы по всему курсу ли- ¦ ¦ ¦ ¦развивающих заданий, а ¦
¦ ¦тературы ¦ ¦ ¦ ¦также конрольно-измери- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тельные материалы по от- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дельным темам и курсам ¦
+-----+----------------------+----+----+-----+-------------------------+
¦1.17.¦Художественная литера-¦ Д ¦ Д ¦ Д ¦Основной фонд библиотеки ¦
¦ ¦тура ¦ ¦ ¦ ¦образовательного учрежде-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ния должен включать ху- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дожественную литературу, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦составляющую основу ав- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦торских программ (не ме- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нее одного текста на трех¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учащихся) ¦
+-----+----------------------+----+----+-----+-------------------------+
¦1.18.¦Методические пособия ¦ Д ¦ Д ¦ Д ¦ ¦
¦ ¦по литературе для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учителя ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+----------------------+----+----+-----+-------------------------+
¦1.19.¦Справочно-энциклопеди-¦ Д ¦ Д ¦ Д ¦ ¦
¦ ¦ческая литература ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(Словарь литературо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ведческих терминов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦словарь юного филоло- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦га, Лермонтовская, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Пушкинская энциклопе- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дии и проч.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+----------------------+----+----+-----+-------------------------+
¦1.20.¦Учебники и пособия для¦ Ф ¦ Ф ¦ Ф ¦ ¦
¦ ¦элективных и факульта-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тивных курсов ("Зару- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бежная литература", ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Древнерусская литера-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тура", "Искусство ана-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лиза художественного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦текста" и др.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+----------------------+----+----+-----+-------------------------+
¦2. ¦ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ ¦
+-----+----------------------T----T----T-----T-------------------------+
¦2.1. ¦Таблицы по литературе ¦Д/Ф ¦Д/Ф ¦ Д/Ф ¦Таблицы могут быть пред- ¦
¦ ¦по основным разделам ¦ ¦ ¦ ¦ставлены в демонстра- ¦
¦ ¦курса литературы ¦ ¦ ¦ ¦ционном (настенном) и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦индивидуально-раздаточ- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ном вариантах, в поли- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦графических изданиях и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦на цифровых

<ИНФОРМАЦИЯ> ЦБ РФ <ИТОГИ ТОРГОВЛИ ГКО И ОФЗ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также