ПИСЬМО Минобразования РФ от 02.10.1998 n 01-50-1204/32-05 О ПОЛОЖЕНИИ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 октября 1998 г. N 01-50-1204/32-05
О ПОЛОЖЕНИИ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 16.07.98 N СО-П8-20644 и от 01.09.98 N П8-1251 Минобразование России рассмотрело обращение к Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину и разделяет озабоченность и тревогу ректорского корпуса вузов России по поводу социально - экономического положения, сложившегося в высшей школе страны.
Оценка современного состояния системы высшего образования страны и проблемы его дальнейшего развития, нашедшие отражение в итоговых документах пятого съезда Российского союза ректоров, являются правильными и требующими принятия соответствующих срочных мер как самой системой высшей школы, так и со стороны государства и общества. Учитывая реальные экономические возможности государства в текущем периоде, следует исходить из той роли высшего образования, которую оно должно сыграть в построении новой российской экономики, открытого демократического общества, утверждении принципов российской государственности. Более того, в условиях современного состояния экономики и существенного сужения рынка труда высшее образование играет важную роль социального буфера, усиливает социальную защищенность молодежи.
Состояние высшего образования характеризуется следующими тенденциями. С одной стороны, система развивается: усиливаются инновационные процессы, динамично меняется структура специальностей и направлений подготовки с учетом потребностей формирующейся рыночной экономики и запросов личности на образовательные услуги, развиваются организационно - экономические механизмы, расширяется прием студентов, показатель количества студентов на десять тысяч населения достиг наивысшей отметки за весь период развития российской высшей школы и составил 220 человек. С другой стороны, происходит постоянное снижение объемов и доли образования в государственном бюджете, недофинансирование высших учебных заведений становится хроническим.
Ход съезда и его итоги показали, что внутренние резервы системы высшего образования, необходимые для предотвращения кризисных процессов, уже практически исчерпаны и требуется активная государственная политика, направленная на стабилизацию ситуации.
Правительство Российской Федерации и Минобразования России, учитывая ограниченные бюджетные возможности дополнительной прямой финансовой поддержки высшей школы, исходят из необходимости создания условий, стимулирующих привлечение в вузы финансовых средств из различных источников, дальнейшее раскрытие новых резервов самой системы.
По поручению Правительства Российской Федерации Минобразованием России совместно с другими министерствами и ведомствами проводится работа по решению проблем, стоящих перед высшей школой. Совместно с Минфином России изыскиваются средства для выплаты отпускных и ликвидации задолженностей по зарплате и стипендиям. В настоящее время средства на заработную плату работникам вузов перечислены полностью, в пределах лимита на первое полугодие, а долги по стипендиям составляют 305 млн. рублей.
В текущем году не планируется сокращение педагогических и научно - педагогических кадров в высших учебных заведениях, финансируемых из федерального бюджета, так же, как и сокращение стипендиального фонда (контрольные цифры приема высшим учебным заведениям оставлены на уровне 1997 года). Образовательным учреждениям выделяются и будут выделяться бюджетные средства для формирования фонда оплаты труда и стипендиального обеспечения студентов в полном объеме в соответствии с лимитами. В ходе работы Временной межведомственной комиссии по реструктуризации бюджетных обязательств обсуждались возможные источники бюджетных и внебюджетных средств, а также меры по экономии энергетических ресурсов, позволяющие в условиях бюджетных ограничений обеспечить установление необходимых лимитов и оплату коммунальных услуг образовательными учреждениями.
В связи с тем, что в утвержденном федеральном бюджете на 1998 г. объемы финансирования системы образования уменьшены практически на десять процентов по сравнению с предыдущим годом, и проведением мероприятий, связанных с прекращением взаимозачетов, финансовая ситуация в сфере образования в т.г. более напряженная, чем в 1997 г. В этих условиях Правительством Российской Федерации дано поручение Минобразованию России с целью реализации конституционных принципов общедоступности образования осуществлять поиск дополнительных резервов, которые бы позволили не только сохранить основные показатели системы образования, но и по ряду важнейших направлений обеспечить развитие.
Минобразование России осуществляет контроль за выполнением требований законодательства о запрете на разгосударствление и приватизацию высших учебных заведений. При этом он считает целесообразным расширение в необходимых случаях состава учредителей государственных учреждений образования за счет привлечения в качестве соучредителей органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. В Минобразовании России имеются предложения от ряда вузов по этим вопросам.
На решение ряда проблем, поставленных в документах съезда, направлены следующие проекты Постановлений Правительства Российской Федерации: "О структурной перестройке системы профессионального образования", "О делегировании Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности в системе высшего и послевузовского профессионального образования", которые внесены в Правительство Российской Федерации Минобразованием России 14.07.98.
Указанные проекты Постановлений разработаны с учетом замечаний и предложений, поступивших от Центрального комитета профсоюза работников народного образования и науки, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, советов ректоров вузов, высказанных членами Совета руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации Минобразования России.
В соответствии с Законом "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее трех процентов расходной части федерального бюджета. Фактические расходы в 1997 году составили около двух процентов расходной части федерального бюджета.
В настоящее время практически не реализуются законодательно закрепленные государственные социальные гарантии и льготы для студентов и работников высших учебных заведений России.
В связи с напряженной обстановкой с поступлением налоговых платежей и других видов доходов не представляется возможным профинансировать в полном объеме расходы федерального бюджета на содержание учреждений высшего профессионального образования.
Имеющиеся средства в первую очередь направляются для обеспечения расчетов по стипендиям, заработной плате и содержание детей - сирот.
С октября 1995 года на содержание зданий и сооружений образовательных учреждений высшего профессионального образования Минфином России бюджетные ассигнования практически не выделяются. В условиях недофинансирования вузов из федерального бюджета получаемые средства от сдачи в аренду площадей являются по существу единственным источником, за счет которого учебные заведения осуществляют аварийный ремонт помещений, оплату коммунальных услуг и энергоносителей.
По данным статистической отчетности, за прошлый год учебными заведениями сдавались в аренду 2,2% общих площадей, находящихся в их оперативном управлении. Сумма арендной платы по ним, исходя из средней ставки арендной платы 300 руб. за 1 кв. м, составила 244 млн. руб., или 0,07% доходной части бюджета.
Для установления порядка сдачи в аренду объектов собственности образовательных учреждений (в т.ч. земли) с целью увеличения реинвестирования доходов от аренды на нужды образования принят Федеральный закон "О внесении дополнения в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998 год" (ст. 105 бюджета) от 31.07.98 N 140-ФЗ.
В условиях постоянного уменьшения объемов бюджетного финансирования возникают существенные проблемы, вызывающие серьезную общественную озабоченность и недовольство со стороны студентов и работников высших учебных заведений. К наиболее сложным и значимым из них следует отнести:
- неудовлетворительное финансирование расходов системы социальной поддержки студентов;
- низкий уровень реальной оплаты труда профессорско - преподавательского состава и обслуживающего персонала, составляющий чуть более 50% по сравнению с промышленностью, а также угрожающий характер задержек с выплатой заработной платы;
- крайне недостаточный размер пенсионного обеспечения профессорско - преподавательского состава и ректоров вузов;
- систематическое увеличение объема долгов учреждений профессионального образования за тепло-, электроэнергию и коммунальные платежи.
Ухудшение социально - экономического положения в области высшего образования вызвало многочисленные акции протеста студентов и преподавателей. Их массовый характер говорит о нарастании социальных проблем в высшей школе, а акции протеста принимают политический характер. Учитывая, что в сфере образования в целом работает и учится свыше 40 млн. человек, происходящие в ней события оказывают растущее влияние на все российское общество. Невыполнение требований студентов и преподавателей по их социальной защите может обернуться новой волной студенческих акций протеста осенью 1998 года.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию переходного периода, вузы продолжают поддерживать свою жизнедеятельность, изыскивая дополнительные внутренние и внешние резервы, оказывая платные услуги населению, сверх установленных образовательными стандартами, сдавая в аренду помещения, не приспособленные для учебного процесса, но не все заработанные средства доходят до вузов из-за несовершенства налогового законодательства и нормативно - правовой базы, которые не стимулируют капвложения в высшую школу.
С целью стабилизации социально - экономического положения в области высшего образования Минобразование России считает необходимым предусмотреть:
- разработку национальной доктрины развития образования в целом с последующим ее утверждением федеральным законом;
- разработку комплекса мер по защите высшего образования и сферы образования в целом на период преодоления экономического кризиса;
- осуществление в последующие годы поэтапного увеличения объемов финансирования высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета, приведя его размеры в соответствие с положениями Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
- недопущение приватизации государственных учреждений высшего профессионального образования.
На основании этого необходимо реализовать следующий комплекс первоочередных мер:
- в условиях неудовлетворительной фактической государственной социальной защищенности студентов, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, проработать вопросы усиления адресной социальной поддержки, в том числе усиления поддержки студентов из малообеспеченных семей, иногородних студентов, развитие различных форм социального страхования и кредитования в системе образования;
- по вопросу совершенствования оплаты труда необходимо срочное принятие Федерального закона "О государственном регулировании оплаты труда работников бюджетной сферы", которым предусмотрено, в частности, что размер тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки должен определяться с учетом соотношений в оплате труда между бюджетными и небюджетными отраслями, а также прожиточным минимумом трудоспособного населения на территории Российской Федерации;
- для ликвидации низкого пенсионного обеспечения профессорско - преподавательского состава принять Федеральный закон "О дополнительном пенсионном обеспечении профессорско - преподавательского, научного персонала, ректоров и проректоров высших учебных заведений". Законопроектом предусматривается установление ежемесячной доплаты к государственной пенсии профессорско - преподавательского состава в размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты составляла 80 процентов от среднего размера оплаты труда по основному месту работы в высшем учебном заведении, исходя из дохода за последние два года, при наличии соответствующего стажа работы. Рассмотрение проекта закона в Правительстве Российской Федерации и представление его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации было приостановлено Указом Президента Российской Федерации от 28.12.96 N 1781 "О дополнительных мерах по обеспечению режима экономии при исполнении федерального бюджета". В настоящее время вернулись к рассмотрению этого вопроса;
- определить порядок осуществления расчетов образовательных учреждений за тепло-, электроэнергию и другие коммунальные услуги, обеспечивающий функционирование учреждений образования без нарушений учебного процесса в условиях реального финансирования из федерального бюджета и с учетом возможностей привлечения на эти цели внебюджетных средств. Провести мероприятия по погашению задолженности за тепло-, электроэнергию и другие коммунальные услуги, накопленные учреждениями образования федерального подчинения на 01.01.98 в соответствии с механизмом, определенным Минэкономикой России и Минфином России, активизировать реализацию в учреждениях образования программы экономии энергоресурсов, внедрения современных средств учета их потребления;
- определить перечень услуг в сфере высшего образования, оказание которых выходит за пределы требований государственных образовательных стандартов, и установить механизмы и нормативы ценообразования. Предоставить право ученым советам вузов устанавливать плату за оказание этих услуг;
- принять решения по объектам незавершенного строительства в системе высшего образования (завершение строительства с привлечением инвесторов, консервация, продажа).
По всем изложенным вопросам Минобразование России направило свои предложения в Правительство Российской Федерации.
Первый заместитель Министра
В.М.ЖУРАКОВСКИЙ

ПРИКАЗ Минздрава РФ от 02.10.1998 n 288 О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПРАВА ПОДПИСИ РАЗРЕШЕНИЙ НА ЭКСПОРТ И ИМПОРТ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ  »
Постановления и Указы »
Читайте также