ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 28.02.2005 n 79 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (вместе с ПОЛОЖЕНИЕМ О СОЦИАЛЬНЫХ КОМИССИЯХ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)


МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 28 февраля 2005 г. N 79
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях совершенствования воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации приказываю:
1. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, начальникам служб Министерства обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов (флотами), родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации <*>:
--------------------------------
<*> Далее в тексте настоящего Приказа для краткости, если не оговорено особо, будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны, Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами.
спланировать и осуществить практические меры по совершенствованию воспитательной работы с военнослужащими и военными строителями (далее именуется воспитательная работа), направив ее на поддержание высокого уровня морально-психологического состояния личного состава в интересах выполнения учебно-боевых задач;
обеспечить единство и согласованность участия в воспитательной работе всех органов военного управления, личную ответственность должностных лиц за воспитание подчиненных;
принять комплексные меры по адаптации в течение 2005 - 2007 годов системы воспитательной работы к происходящим изменениям в связи с переходом Вооруженных Сил к комплектованию ряда соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, руководствуясь при этом Основами организации воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации (Приложение N 1 к настоящему Приказу);
организовать системную работу по сплочению воинских коллективов, воспитанию дружбы и войскового товарищества, поддержанию в воинских частях и подразделениях уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
принять решительные и конкретные меры по противодействию попыткам проникновения в органы военного управления, воинские части и организации Вооруженных Сил организованной преступности и коррупции, хищениям оружия и боеприпасов, имущества и денежных средств, пьянству и алкоголизму, наркомании и токсикомании; по утверждению здорового образа жизни в воинских и трудовых коллективах, по обеспечению активного участия в этой работе учреждений культуры Вооруженных Сил и средств массовой информации Министерства обороны; по пресечению непристойного поведения военнослужащих в общественных местах;
обеспечить скоординированную деятельность органов военного управления по социальному развитию войск (сил), соблюдению принципов социальной справедливости в отношении военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил и членов их семей, по отстаиванию их прав, чести и достоинства;
постоянно отслеживать социальную обстановку в войсках (силах), оперативно реагировать на нужды и запросы личного состава;
создать в органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях и организациях социальные комиссии и группы, работу которых организовать в соответствии с Положением о социальных комиссиях в Вооруженных Силах Российской Федерации (Приложение N 2 к настоящему Приказу);
поднимать авторитет мастеров военного дела, классных специалистов, мастерски овладевших способами действий с вооружением и на военной технике. Умело и обязательно применять моральное и материальное стимулирование профессионального роста, добросовестного исполнения военнослужащими обязанностей военной службы. Организовывать в повседневной деятельности войск (сил) соревнования среди военнослужащих, подразделений, воинских частей и соединений, главными задачами которых считать: выполнение задач боевой готовности и боевой подготовки; образцовое несение боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб; освоение, грамотную эксплуатацию, образцовое содержание вооружения и военной техники; вовлечение военнослужащих в рационализаторскую, изобретательскую, культурно-досуговую и спортивную работу; развитие и совершенствование учебно-материальной базы; улучшение материально-бытового обеспечения личного состава; содержание в образцовом состоянии военных городков, казарм, парков, учебных и других объектов. Порядок организации соревнования определить приказами главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих родами войск Вооруженных Сил, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны;
искоренять средствами информационно-пропагандистской работы благодушие, беспечность, притупление бдительности при организации антитеррористической деятельности, несении боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб; формировать у военнослужащих готовность и умение противостоять враждебному информационно-психологическому воздействию и попыткам экстремистских сил расколоть воинские коллективы по политическим, религиозным и национальным мотивам;
поддерживать требовательных, волевых, в то же время корректных и заботливых командиров (начальников); укреплять единоначалие на правовой основе; создать в офицерских коллективах обстановку высокой исполнительности, доверия, взаимного уважения, взыскательности; решительно осуждать формализм, недисциплинированность, высокомерие, грубость и обман; сохранять и развивать лучшие традиции офицерского корпуса;
проводить воспитательные мероприятия за счет и в пределах объемов бюджетных ассигнований, выделенных на культурно-просветительные расходы.
2. Начальнику Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации:
утвердить до 1 апреля 2005 г. требования к минимуму содержания вопросов организации воспитательной работы и морально-психологического обеспечения войск (сил), обязательных для изучения слушателями и курсантами в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны (далее именуются военно-учебные заведения);
подготовить и представить в установленном порядке до 30 апреля 2005 г. предложения о приведении правовых актов Министерства обороны в соответствие с настоящим Приказом.
3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Службу кадровой и воспитательной работы Министерства обороны (Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил).
4. Признать утратившим силу Приказ Министра обороны Российской Федерации 1995 г. N 235.
Министр обороны
Российской Федерации
С.ИВАНОВ


Приложение N 1
к Приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 28 февраля 2005 г. N 79
ОСНОВЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящие Основы определяют общий порядок организации воспитательной работы в Вооруженных Силах.
2. Основы организации воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации разработаны и реализуются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, общевоинскими уставами Вооруженных Сил, Концепцией воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации <*>, а также другими правовыми актами Министерства обороны.
--------------------------------
<*> Утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации 2004 г. N 70.
3. Воспитательная работа представляет собой комплекс информационно-пропагандистских, индивидуально-психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитательной деятельности и направленных на формирование у военнослужащих Вооруженных Сил (далее именуются военнослужащие) необходимых морально-боевых качеств. Воспитательная работа предполагает единство и согласованность действий всех субъектов воспитания.
Воспитательная работа проводится в повседневной деятельности войск (сил). При выполнении боевых задач осуществляется морально-психологическое обеспечение войск (сил), порядок организации которого определяется соответствующими боевыми уставами, наставлениями и руководствами.
4. Задачи воспитательной работы решаются с учетом социально-экономической, общественно-политической, религиозной и информационной обстановки района дислокации (базирования) войск (сил), особенностей комплектования и подготовки Вооруженных Сил, морально-психологического состояния личного состава. При этом обеспечивается максимальная сопряженность боевой подготовки и воспитательной работы.
В видах и родах войск Вооруженных Сил, войсках, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил, воспитательная работа имеет свои особенности и должна учитывать специфику и условия выполнения войсками (силами) поставленных задач.
В войсках (силах), дислоцирующихся (базирующихся) за пределами Российской Федерации, воспитательная работа организуется с учетом законодательства страны пребывания, если оно не противоречит законодательству Российской Федерации и нормам международного права.
При совместном выполнении боевых (учебно-боевых) задач с вооруженными силами государств - участников Договора о коллективной безопасности организуется морально-психологическое и информационное обеспечение, согласуется проведение воспитательных, культурных и спортивных мероприятий. Особое внимание уделяется привитию военнослужащим, проходящим военную службу в воинских частях (на кораблях) (далее именуются воинские части), дислоцированных (выполняющих задачи) за пределами Российской Федерации, чувства уважения к населению, законам и обычаям страны пребывания.
5. Центром воспитательной работы с солдатами (матросами), сержантами (старшинами) является рота (и ей равные подразделения); а с офицерами, прапорщиками (мичманами) - воинская часть, орган военного управления.
6. Эффективность воспитательной работы достигается: скоординированными усилиями органов военного управления всех уровней, органов воспитательной работы; обеспечением непрерывности воспитательной работы, дифференцированного подхода при ее организации с различными категориями военнослужащих; наличием подготовленных в профессиональном отношении кадров и необходимой материальной базы.
Результативность мер, направленных на воспитание военнослужащих, достигается за счет индивидуального воздействия с учетом их уровня образования, национальных особенностей и отношения к религии, преемственности системы воспитания, необходимости всестороннего нравственного, духовного и физического развития военнослужащих в процессе военной службы, соблюдения их конституционных прав.
7. Воспитательную работу осуществляют органы военного управления и должностные лица всех уровней управления.
Командиры (начальники):
несут персональную ответственность за руководство воспитательной работой и организацию системной работы в решении конкретных задач, направленных на поддержание здоровой морально-нравственной обстановки в воинских (трудовых) коллективах;
представляют объективную информацию в вышестоящие органы военного управления о морально-психологическом состоянии и воинской дисциплине в подчиненных войсках (силах) и настроениях личного состава;
проводят анализ и ставят задачи подчиненным должностным лицам, органам военного управления по содержанию, организации и проведению воспитательной работы;
осуществляют контроль качества выполнения поставленных задач по воспитанию личного состава, подводят итоги воспитательной работы, ставят задачи заместителям, начальникам родов войск и служб, командирам подразделений, офицерам органов воспитательной работы по ее совершенствованию.
Штабы:
обеспечивают согласованность планирования боевой подготовки (учебного процесса) и воспитательной работы, использование в воспитательном процессе воинских ритуалов;
организуют мероприятия по поддержанию уставного порядка, обеспечению безопасности военной службы, переходу на комплектование по контракту; планируют и участвуют в мероприятиях информационного противоборства, по защите войск от негативного информационно-психологического воздействия;
на основе анализа морально-психологического состояния личного состава вносят предложения по его укреплению и участвуют в их реализации.
Начальники родов войск и служб:
несут персональную ответственность за организацию воспитательной работы, представление объективной информации командиру (начальнику) и его заместителю по воспитательной работе о состоянии воинской (трудовой) дисциплины и морально-нравственной обстановке в подчиненных подразделениях и воинских частях;
лично участвуют в воспитательных мероприятиях, организации их проведения в подчиненных соединениях, воинских частях и подразделениях;
добиваются, чтобы качество выполнения задач по организации соответствующего вида обеспечения способствовало поддержанию высокого морально-психологического состояния воспитанию военнослужащих.
Органы воспитательной работы.
отвечают за планирование, методическое обеспечение, организацию и непосредственное проведение воспитательной работы;
координируют деятельность заместителей командира (начальника) и других должностных лиц по организации и проведению воспитательной работы;
активно сотрудничают с общественными и религиозными объединениями, трудовыми коллективами, средствами массовой информации в интересах формирования объективного общественного мнения о деятельности Вооруженных Сил, позитивного отношения к военной службе;
докладывают командирам (непосредственным начальникам) и начальникам вышестоящих органов воспитательной работы о морально-психологическом состоянии и дисциплине личного состава, соблюдении конституционных прав военнослужащих, лиц гражданского персонала и членов их семей.
8. В воинских частях и организациях Вооруженных Сил, где должность заместителя командира (начальника) по воспитательной работе штатом не предусмотрена, а также в подразделениях (командах), выполняющих задачи в отрыве от воинской части, на блокпостах и в других условиях сложной боевой и морально-психологической обстановки, приказом соответствующих начальников назначаются нештатные заместители командиров (начальников) по воспитательной работе из числа наиболее подготовленных, дисциплинированных, пользующихся авторитетом офицеров, прапорщиков (мичманов).
9. Система работы должностных лиц по организации воспитательной работы включает:
уяснение и оценку исходных данных; изучение руководящих документов, задач, поставленных старшими начальниками; анализ состояния боевой готовности, боевой подготовки, морально-психологического состояния личного состава, состояния правопорядка и воинской дисциплины; оценку условий организации воспитательной работы; анализ состояния и возможностей объектов учебно-материальной базы воспитательной работы;
выработку замысла и принятие решения на организацию воспитательной работы и поддержание воинской дисциплины в воинской части, подразделении (какими силами, средствами и способами, в какой последовательности и в какие сроки должны быть выполнены основные первоочередные мероприятия воспитательной работы и поддержания воинской дисциплины, порядок доведения до подчиненных задач, подготовки мероприятий воспитательной работы, а также их всестороннего организационного и материального обеспечения, организация методической подготовки офицеров, прапорщиков и сержантов по вопросам воспитания и профилактики правонарушений);
планирование мероприятий воспитательной работы (в документах по планированию боевой подготовки, боевой и мобилизационной готовности, в комплексном плане мероприятий по поддержанию правопорядка, улучшению службы войск и обеспечению безопасности военной службы, в планирующих документах боевого дежурства, учений, боевых походов, полевых выходов, караульной и гарнизонной служб, расписании занятий в роте), согласование и утверждение разработанных документов;
всесторонний контроль и помощь в организации и проведении мероприятий воспитательной работы;
подведение в установленные сроки итогов воспитательной работы и воинской дисциплины, постановка задач на устранение недостатков.
10. Планирование воспитательной работы осуществляется на основании приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, решений соответствующих командиров (начальников) исходя из стоящих перед войсками (силами) задач:
в видах Вооруженных Сил, в военных округах (на флотах), родах войск Вооруженных Сил, в главных и центральных управлениях Министерства обороны, объединениях, соединениях и организациях Вооруженных Сил - на учебный год;
в полках, батальонах (и им равных) - на период обучения;
в ротах (и им равных) - на месяц.
Воспитательная работа отражается отдельным разделом в документах по планированию подготовки войск (сил), учебно-воспитательного процесса, других решаемых войсками (силами) задач. При этом обеспечивается согласованность с регламентирующими эти виды деятельности нормативными документами.
Текущее планирование воспитательной работы до объединения включительно осуществляется на месяц и по конкретным задачам, а также в соответствии с перспективным и комплексным планированием.
В распорядке дня для солдат (матросов) и сержантов (старшин), проходящих военную службу по призыву, предусматриваются воспитательные мероприятия - не менее 2 раз в неделю по 50 минут в вечернее время.
На период подготовки и в ходе проведения мероприятий боевой и мобилизационной подготовки, боевого дежурства (боевой службы), оперативной и боевой подготовки, караульной и гарнизонной служб планируется их морально-психологическое обеспечение.
Планирование и учет индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими осуществляются в рабочих тетрадях соответствующих командиров (начальников). Индивидуально-воспитательную работу планируют и проводят:
с солдатами (матросами) - командиры взводов, заместители командиров рот по воспитательной работе;
с сержантами (старшинами) - командиры рот, заместители командиров рот по воспитательной работе;
с командирами взводов - командиры батальонов с их органами военного управления;
с командирами рот - командиры полков с их органами военного управления;
с командирами батальонов - командиры соединений с их органами военного управления;
с командирами полков - командующие объединениями с их органами военного управления;
с командирами соединений - командующие войсками военных округов (флотами) с их органами военного управления.
11. Подведение итогов и постановка задач по организации воспитательной работы проводится:
в ротах (и им равных) - еженедельно;
в батальонах, полках (и им равных), соединениях и военных комиссариатах - ежемесячно и за период обучения;
в объединениях - ежеквартально;
в видах Вооруженных Сил, военных округах (на флотах), родах войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлениях Министерства обороны, организациях Вооруженных Сил - не реже 1 раза за период обучения;
в Вооруженных Силах - по итогам учебного года.
12. Одним из важнейших направлений воспитательной работы является сплочение воинских коллективов, поддержание в них здоровой морально-нравственной обстановки, которая формируется:
созданием системы боевой подготовки, основанной на индивидуальной подготовке военнослужащих и слаживании экипажей, расчетов, подразделений, воинских частей за счет создания обстановки, приближенной к боевой;
сближением командиров (начальников) и подчиненных, глубоким знанием их личных качеств, нужд и запросов, постоянной работой с родителями (близкими родственниками) военнослужащих, воспитанием у личного состава чувства собственного достоинства, укреплением дружбы между военнослужащими различных национальностей, решительным пресечением казарменного хулиганства, насильственных действий, нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
активным использованием истории России, ее государственных символов и символов Вооруженных Сил: Государственного герба Российской Федерации; Государственного флага Российской Федерации; Боевого Знамени воинской части, Военно-морского флага и др.;
воспитанием чувства гордости и ответственности за службу в гвардейских воинских частях и соединениях, в воинских частях и соединениях, имеющих почетные наименования, награжденных орденами, памятными знаменами, грамотами и знаками воинской доблести;
внедрением соревнования, наставничества, обязательной совместной отработки нормативов, применением методов морально-психологической закалки, повышением классной квалификации, внедрением передового опыта и чествованием лучших специалистов.
13. В интересах воспитания проводятся общие собрания военнослужащих, собрания сержантов (старшин).
Общие собрания проводятся:
в ротах (и им равных) - не реже 1 раза в месяц;
в воинских частях - не реже 1 - 2 раз в период обучения.
Решениями общих собраний сержантов (старшин), как правило, в батальонах (и им равных), а также в воинских частях и соединениях могут создаваться советы сержантов (старшин).
14. Воспитательное воздействие на личный состав осуществляется с использованием следующих форм информационно-пропагандистской работы: плановое и оперативное информирование (военно-политическое, боевое, правовое, военно-техническое, медицинское и иное), единый день информирования, единый день правовых знаний, прослушивание и просмотр информационных и тематических радио- и телепередач, художественных, документальных и учебных кино- и видеофильмов, видео- и аудиоматериалов, собрания личного состава, прямое обращение командования к личному составу, вечера вопросов и ответов, встречи с командованием, представителями органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций патриотической направленности и традиционных религиозных конфессий, ветеранами войн, военной службы и труда, обмен опытом личного состава, ранее участвовавшего в боевых действиях, доведение приговоров военных судов об осуждении военнослужащих за воинские преступления, теоретические, научно-практические, военно-научные и иные конференции, тематические вечера, применение средств наглядной агитации и другие.
Важнейшим средством воспитания всех категорий личного состава является общественно-государственная подготовка.
В содержании информационно-пропагандистских мероприятий отражаются специфика несения службы в видах и родах войск Вооруженных Сил, особенности выполнения задач по предназначению воинской частью.
В целях проведения информационно-пропагандистской работы и информирования военнослужащих и лиц гражданского персонала создаются:
нештатные лекторские группы (оперативные группы информирования) - в центральных органах военного управления, управлениях военных округов (флотов), объединений;
информационно-пропагандистские группы - в управлениях соединений, воинских частях, военно-учебных заведениях, научно-исследовательских организациях Министерства обороны.
В ротах (и им равных), во взводах (и им равных), а также в дежурных боевых сменах и караулах, учебных отделениях (группах) военно-учебных заведений назначаются командирами воинских частей нештатные помощники командиров (начальников) по информированию личного состава, а также боевой и информационный актив из наиболее подготовленных и авторитетных военнослужащих.
Руководство их деятельностью осуществляют начальники соответствующих органов воспитательной работы, заместители командиров воинских частей по воспитательной работе.
Должностные лица органов воспитательной работы обучают командные кадры, нештатный информационный актив практике информационно-воспитательной работы. В органах военного управления видов и родов войск Вооруженных Сил до управления полка (и ему равных) планируется участие руководящего состава в проведении мероприятий информационно-пропагандистской работы в подчиненных войсках (силах).
Плановое информирование проводится:
офицеров - 2 раза в месяц по 30 минут;
военнослужащих, заступающих на боевое дежурство, - в день, предшествующий заступлению, по 20 минут;
солдат (матросов), сержантов (старшин), проходящих военную службу по контракту, прапорщиков (мичманов), слушателей (курсантов) военно-учебных заведений - 1 раз в неделю по 30 минут;
солдат (матросов) и сержантов (старшин), проходящих военную службу по призыву, - 2 раза в неделю по 30 минут, в утреннее время, в дни, когда нет занятий по общественно-государственной подготовке; военно-техническое информирование - 1 раз в месяц по 30 минут перед проведением парково-хозяйственного дня, кроме того, организуется ежедневный просмотр и прослушивание информационных теле- и радиопрограмм;
лиц гражданского персонала - 1 раз в месяц по 1 часу.
В ходе боевых действий, учений, полевых (морских) выходов (походов), выполнения задач в составе миротворческих сил, а также при выполнении других задач в отрыве от пунктов постоянной дислокации информирование проводится в зависимости от обстановки и характера решаемых задач, но не менее 3 раз в неделю по 20 минут.
Тематика информирования определяется органами воспитательной работы, заместителями командиров (начальников) воинских частей по воспитательной работе.
Военнослужащие и лица гражданского персонала, находящиеся за пределами Российской Федерации (в дальних морских походах), оперативно информируются о событиях в России, политической обстановке в мире.
Единые дни информирования военнослужащих планируются и проводятся:
в военных округах (на флотах), объединениях - ежеквартально;
в соединениях - 2 раза в квартал;
в воинских частях и военно-учебных заведениях - ежемесячно.
15. В воспитательных целях с учетом специфики решаемых задач используются возможности местного радиовещания, радиоузлов Домов офицеров, офицерских и солдатских (матросских) клубов, ротная стенная печать, средства наглядной агитации.
В воинских частях организуется подписка на газеты и журналы, систематически проводятся тематические обзоры газет и журналов, обсуждение наиболее острых публикаций.
В местах, определяемых командирами (начальниками), оборудуются витрины (стенды) для газет.
В подразделениях и воинских частях выпускаются:
радиогазеты (в воинских частях, военно-учебных заведениях) - по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю;
стенные газеты (в ротах и им равных) - не реже 1 раза в месяц;
сатирические и фотогазеты (в ротах и им равных) - по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 месяца;
боевые листки, листки-молнии (во взводах и им равных) - по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю (в караулах - 2 раза в течение службы).
Редколлегии стенных, сатирических и фотогазет избираются на общих собраниях военнослужащих. Редакторы боевых листков (листков-молний) назначаются командирами взводов (и им равными).
16. В ротах (и им равных), отдельных подразделениях оборудуются комнаты (каюты) информирования и досуга.
В целях эффективного использования их возможностей на общих собраниях военнослужащих избираются и утверждаются командирами (начальниками) советы комнат (кают) информирования и досуга (3 - 5 человек).
Работа комнат (кают) информирования и досуга планируется, как правило, на месяц.
Перед началом периода обучения в соединениях и воинских частях устраиваются смотры комнат (кают) информирования и досуга. Лучшей комнате (каюте) вручается переходящий вымпел.
17. В целях непрерывного мониторинга и оценки морально-психологического состояния военнослужащих в воинских частях и органах военного управления от полка (и ему равных) до главного командования вида Вооруженных Сил создаются приказами соответствующих командиров (начальников) нештатные группы социологического опроса (3 - 7 человек), руководство которыми возлагается на должностных лиц, ответственных за организацию общественно-государственной подготовки и информирования личного состава.
По итогам работы указанных групп выводы и предложения докладываются командирам (начальникам) и в вышестоящие органы воспитательной работы.
18. Планирование культурно-досуговой работы с различными категориями военнослужащих, гражданским персоналом и членами семей военнослужащих осуществляется дифференцированно, с учетом культурных запросов, уровня образования, возрастных и иных особенностей.
Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в предвыходные и выходные, предпраздничные и праздничные дни демонстрируются не менее 2 художественных кинофильмов, призванных формировать у военнослужащих постоянную готовность к выполнению своего воинского долга перед Родиной, содействовать их героико-патриотическому воспитанию, способствовать повышению уровня образования и культуры.
В ротах (и им равных) создаются и постоянно пополняются видеотеки лучших художественных и документальных фильмов.
В выходные и праздничные дни организуется посещение военнослужащими театров, музеев, концертных залов, других культурно-зрелищных учреждений и спортивных объектов; фотообслуживание личного состава; проведение спортивных, досуговых игр и других культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий, способствующих отдыху и восстановлению физического и психологического состояния военнослужащих.
При организации досуга и отдыха военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, лиц гражданского персонала и членов их семей ежемесячно планируются и проводятся вечера отдыха, чествования передовых военнослужащих и их семей, военных династий и другие мероприятия. Проведение для них культурно-досуговых мероприятий в местах постоянной дислокации воинских частей осуществляется за плату.
Командиры (начальники): обеспечивают активное участие военнослужащих, лиц гражданского персонала и членов их семей в различных формах самодеятельного художественного творчества, поддержку и развитие профессиональных творческих коллективов Вооруженных Сил; развивают культурно-шефскую работу, работу технических кружков.
В гарнизонных Домах офицеров, клубах и библиотеках воинских частей и военно-учебных заведений регулярно организуются выступления военных профессиональных и самодеятельных коллективов, деятелей культуры, агитационных, культурно-художественных бригад и других творческих коллективов; проводятся литературные вечера, встречи с писателями, конференции читателей, книжные и прочие выставки, готовятся библиографические обзоры. Командиры (начальники) обеспечивают пополнение и освежение книжных фондов библиотек.
Для личного состава, несущего боевое дежурство (службу), а также выполняющего задачи в отрыве от воинских частей, создаются переносные библиотечки.
Командиры (начальники) принимают меры для постоянного развития и обновления экспозиций военных музеев, образований музейного типа, комнат боевой (воинской, трудовой) славы. Для их эффективной работы на общих собраниях военнослужащих избираются и утверждаются решением соответствующих командиров (начальников) советы военных музеев, образований музейного типа, комнат боевой (воинской, трудовой) славы в количестве 3 - 5 человек.
В наглядно-художественном оформлении гарнизонов, военных городков, полевых учебных центров, служебных и казарменных помещений широко используются государственные символы России, символы Вооруженных Сил, видов и родов войск Вооруженных Сил; отражение боевых традиций, отечественной военной истории.
В гарнизонах регулярно проводятся смотры-конкурсы, выставки лучших образцов наглядно-художественного оформления военных городков, клубов, библиотек.
19. Командиры (начальники) в соответствии с законодательством Российской Федерации оказывают содействие отправлению военнослужащими религиозных потребностей, религиозному образованию и воспитанию в рамках традиционных конфессий без ущерба выполнения обязанностей военной службы в повседневной деятельности войск (сил) и в боевой обстановке, участию на добровольной основе во внеслужебное время в восстановлении культовых учреждений и сохранении исторических ценностей.
20. Методическая работа по повышению профессионализма, правовых и психолого-педагогических знаний и навыков офицеров включает:
систему работы командиров (начальников), органов военного управления по качественному вводу молодых офицеров в строй, дифференцированному подходу к офицерам: выпускникам военно-учебных заведений; призванным на военную службу; поступившим на военную службу по контракту; по практическому освоению ими должностных обязанностей, приобретению методических навыков в обучении и воспитании подчиненных, в поддержании уставного порядка и воинской дисциплины, по закреплению за прибывшими офицерами приказом по воинской части опытных специалистов (наставников);
систему дальнейшей подготовки офицеров, совершенствования уровня их профессиональной подготовки в системе командирской подготовки, сборов по специальностям, самостоятельной подготовки, инструкторско-методических и показных занятий, освоения обязанностей на ступень выше занимаемой штатной воинской должности;
систему воспитания офицеров, изучения их запросов, настроений, психологического состояния, проведения конкурсов-состязаний на лучшего по специальности, чествования офицеров, добившихся лучших результатов в боевой учебе и службе, обучения офицеров основным формам и методам воспитательной работы с подчиненными, организации правовой подготовки и правового воспитания, поддержания правопорядка, воинской дисциплины и применения дисциплинарной практики.
Занятия по методической, психолого-педагогической подготовке, совершенствованию навыков должностных лиц по руководству воспитательным процессом в подчиненных войсках (силах) органы военного управления, командиры (начальники) организуют:
с командирами взводов, рот (и им равными) - не менее 2 раз в период обучения;
с командирами батальонов (и им равными) - не менее 1 раза в период обучения;
с командирами воинских частей, начальниками организаций Вооруженных Сил - не реже 1 раза в год.
С сержантами (старшинами) в воинских частях ежемесячно проводятся семинары, лектории, сборы-практикумы по обучению методике работы с подчиненным личным составом и развитию у них командирских качеств.
Во всех воинских частях постоянной готовности, учебных воинских частях оборудуются методические кабинеты по организации воспитательной работы.
21. Занятия по профессиональной подготовке офицеров органов воспитательной работы организуются:
с заместителями командиров рот (и им равными) по воспитательной работе в воинских частях - 1 раз в месяц не менее 4 часов;
с заместителями командиров батальонов (и им равными) по воспитательной работе, психологами батальонов в соединениях - 2 раза в период обучения по 4 часа;
с заместителями командиров полков (и им равными) по воспитательной работе, с должностными лицами органов воспитательной работы полков, соединений, объединений и военно-учебных заведений - 1 раз в период обучения не менее 4 часов.
Учеба должностных лиц органов воспитательной работы управлений (отделов) видов и родов войск Вооруженных Сил, военных округов (флотов), главных и центральных управлений Министерства обороны проводится в системе профессиональной подготовки.
Офицеры, назначаемые на должности в органы воспитательной работы, проходят доподготовку (переподготовку) по специальности.
22. Научно-методическое обеспечение воспитательной работы возлагается на Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил.
Начальник Главного управления
воспитательной работы
Вооруженных Сил
Российской Федерации,
Заместитель Начальника
Службы кадровой
и воспитательной работы
Министерства обороны
Российской Федерации,
генерал-полковник
Н.РЕЗНИК


Приложение N 2
к Приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 28 февраля 2005 г. N 79
ПОЛОЖЕНИЕ
О СОЦИАЛЬНЫХ КОМИССИЯХ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Социальные комиссии создаются в целях реализации мер социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в главных командованиях видов Вооруженных Сил, управлениях военных округов (флотов), командованиях родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлениях Министерства обороны, объединениях, соединениях и организациях Вооруженных Сил.
В воинских частях и подразделениях до отдельной роты включительно (и им равных) создаются социальные группы <*>.
--------------------------------
<*> Далее в тексте настоящего Положения для краткости социальные комиссии и группы будут именоваться комиссиями.
2. Основными задачами комиссии являются:
участие в соответствии с решениями соответствующих главнокомандующих, командующих, командиров, начальников (далее именуются командиры (начальники)) в проверках и ревизиях финансово-хозяйственной и иной деятельности органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил в целях выявления проблем, связанных с социальной защищенностью, защитой чести и достоинства, соблюдением принципов социальной справедливости при решении социально-бытовых и иных проблем военнослужащих;
рассмотрение и проверка предложений, заявлений и жалоб военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (далее именуются обращения), непосредственно поступивших в комиссии, и по указаниям командиров (начальников) осуществление контроля за их разрешением;
представление командирам (начальникам) предложений по разрешению обращений.
3. Количественный и персональный состав комиссий определяется в зависимости от штатной численности, дислокации, объема и характера задач, выполняемых органами военного управления, объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил, и объявляется приказами соответствующих командиров (начальников).
В состав комиссий входят военнослужащие, лица гражданского персонала органов воспитательной работы, штабов, управлений, служб, отделов, представители общественности, средств массовой информации Министерства обороны. Возглавляют комиссии заместители (помощники) командиров (начальников) по воспитательной работе (должностные лица, на которых возложены обязанности заместителей по воспитательной работе).
4. Должностные лица органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил оказывают комиссиям содействие в работе, представляют по их просьбам необходимые документы и материалы, дают объяснения, создают необходимые условия для работы.
Комиссии не вправе вмешиваться в распорядительную деятельность командиров (начальников).
5. По результатам работы комиссий при необходимости издаются приказы командиров (начальников).
6. Результат работы комиссий и принятые меры доводятся до сведения личного состава в форме и объеме, определяемых командиром (начальником) или органом воспитательной работы. Деятельность комиссий освещается в средствах массовой информации Министерства обороны.
7. Командиры (начальники) и органы воспитательной работы, направляя работу комиссий:
обеспечивают привлечение к их деятельности широкого круга общественности;
организуют подготовку членов комиссий, ставят перед ними конкретные задачи;
создают условия для выполнения возложенных на них задач, всемерно поддерживают их инициативу;
своевременно рассматривают предложения комиссий, принимают решения по устранению выявленных недостатков;
обеспечивают координацию их работы, пресекают любые попытки противодействия в выполнении возложенных на них задач или преследования за их деятельность.
Начальник Главного управления
воспитательной работы
Вооруженных Сил
Российской Федерации,
Заместитель Начальника
Службы кадровой
и воспитательной работы
Министерства обороны
Российской Федерации,
генерал-полковник
Н.РЕЗНИК

РАСПОРЯЖЕНИЕ ОАО РЖД от 28.02.2005 n 270р ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА НА РАБОТАХ ПО ТЕКУЩЕМУ СОДЕРЖАНИЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также