ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Генпрокуратуры РФ от 14.02.2005 n 7/4-59д-04 О СОСТОЯНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 14 февраля 2005 г. N 7/4-59д-04
О СОСТОЯНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Генеральной прокуратурой Российской Федерации обобщена практика прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды в сфере соблюдения экологической безопасности за 2003 - 2004 гг. по материалам, представленным 44 прокуратурами субъектов Российской Федерации и Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой.
В 2004 г. прокурорами субъектов Российской Федерации выявлено более 92000 нарушений законов в сфере охраны окружающей среды, что на 14% больше, чем в 2003 г. В целях их устранения в 2003 г. внесено 21218 представлений, в 2004 г. - 21860. По результатам их рассмотрения за два года к дисциплинарной ответственности привлечено 14198 лиц. Количество нарушителей природоохранного законодательства, наказанных в административном порядке по постановлениям прокуроров, в 2004 году возросло на 30%. Объявлено свыше 9000 предостережений, опротестованы, как не соответствующие федеральному законодательству, более 7000 правовых актов, на 15% увеличилось количество возбужденных уголовных дел. Анализ статистических данных подтверждает устойчивость тенденции роста числа правонарушений, выявляемых прокурорами в области природопользования и охраны окружающей среды.
Результаты проведенных прокурорами проверок соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды свидетельствуют, что многие вопросы, касающиеся экологических проблем, решаются органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами государственного контроля и надзора, юридическими лицами не в полном объеме, а некоторые вовсе не рассматриваются.
Проверки, проведенные прокурорами в Оренбургской, Мурманской, Тульской, Челябинской, Томской, Белгородской областях, Ханты-Мансийском автономном округе и других регионах, показали, что требования ст. ст. 1, 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" о необходимости получения положительного заключения государственной экологической экспертизы до начала реализации намечаемой строительной и иной хозяйственной деятельности, обсуждения объектов экспертизы с гражданами и общественными организациями зачастую игнорируются. Нередко заказчиками не направлялись на государственную экологическую экспертизу материалы, обосновывающие выбор мест размещения зданий и сооружений, проектная документация, необходимая для проведения строительства, консервации и ликвидации особо опасных объектов. Несмотря на отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, муниципальными органами в Челябинской, Тульской, Томской областях выдавались разрешения на проведение строительных работ.
В ходе проверок исполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды и в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов установлено, что строительство и ввод в эксплуатацию очистных сооружений и других природоохранных объектов производится несвоевременно, последствия выбросов и сбросов вредных веществ ликвидируются медленно, нормы и правила при производстве работ не соблюдаются, природоохранные мероприятия финансируются неудовлетворительно. Такие нарушения выявлены в ОАО "Тульский горнохимический завод", ОАО "Комбинат органического синтеза", ОАО "Щекиназот" и других крупных предприятиях металлургической, химической промышленности в Тульской области. По ним внесены представления. В Республике Карелия и Белгородской области вскрыты факты эксплуатации опасных производственных объектов без лицензии и с нарушением установленных правил. Так, при проверке эксплуатации промышленных аммиачных холодильных установок в ЗАО "Олонецкий молочный завод" (Республика Карелия) установлено, что комбинат не имеет лицензии на осуществление данной деятельности, состояние опасных производственных объектов не отвечает требованиям правил безопасности. По результатам рассмотрения представления прокурора нарушения устранены.
Одним из способов минимизации негативных последствий аварийных ситуаций и техногенных катастроф для окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является разработка систем чрезвычайного реагирования и систем оповещения. Многими предприятиями и организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, такие системы не разрабатываются либо они находятся в неудовлетворительном состоянии. Отсутствуют резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварии. Указанные нарушения в числе многих других выявлены прокуратурой Краснодарского края при проверке соблюдения норм Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Прокурорами внесено 121 представление, возбуждено 101 производство об административном правонарушении и 1 уголовное дело, объявлено 10 предостережений.
Обобщение показало, что должным образом не выполняются задачи по разработке и осуществлению мер, направленных на снижение риска чрезвычайных ситуаций. Материалы прокурорских проверок (Республики Карелия и Чувашия, Хабаровский край, Магаданская, Тульская, Сахалинская, Челябинская, Белгородская области) свидетельствуют, что достаточно острой и актуальной в вышеназванной сфере является проблема приведения в надлежащее состояние гидротехнических сооружений (далее - ГТС), поскольку неправомерная эксплуатация большинства из них может повлечь причинение существенного ущерба окружающей среде, здоровью, имуществу граждан и государства. В Тульской области около 30% ГТС находятся в аварийном состоянии, 15% являются бесхозяйными. В нарушение требований Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" у собственников ГТС зачастую отсутствуют приказы о назначении лиц, ответственных за безопасность эксплуатации объекта, техническая документация, акт государственной приемки объекта в эксплуатацию. Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления не принималось мер к передаче бесхозяйных сооружений на баланс какого-либо предприятия или организации, мероприятия по обеспечению безопасности ГТС осуществлялись медленно, финансирование работ производилось не на должном уровне. Выявленные нарушения устранялись не полностью. В ходе проверки, проведенной прокуратурой Чувашской Республики в порядке контроля в 2004 г., внесено 28 представлений об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, объявлено 6 предостережений (в 2003 г. внесено 51 представление, возбуждено 36 производств об административных правонарушениях, объявлено 8 предостережений).
Неукоснительное соблюдение требований ст. ст. 34 - 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" о применении мер по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды является способом обеспечения экологической безопасности при осуществлении потенциально опасных и иных видов деятельности. Однако мероприятия по снижению рисков воздействия на здоровье человека и окружающую среду в процессе проектирования, эксплуатации промышленных и энергетических объектов; уменьшению производства и использования токсичных и других особо опасных веществ, обеспечению их безопасного хранения; планомерная ликвидация накопителей токсичных отходов осуществляются не всегда.
При проведении проверки на предприятиях, применяющих на производстве сильнодействующие ядовитые вещества, прокуратурой Магаданской области установлено, что на Омсучанской золотоизвлекательной фабрике и ЗАО "Серебро Магадана" особо токсичные вещества, используемые в процессе производства, хранятся вне складов и навесов. Прокурором вынесено 5 постановлений о возбуждении производства об административном правонарушении по ст. ст. 6.3, 8.4, 9.1, 9.2 КоАП РФ, которые направлены в 3 контролирующих органа. В итоге с юридических и должностных лиц взысканы штрафы на общую сумму 102000 рублей. Прокуратурой внесено представление в Северо-Восточное управление бывшего Госгортехнадзора России.
Прокуратурой Кемеровской области при проведении в ОАО "Анилинокрасочный завод" установлено, что в результате акционирования, смены собственников и введения процедуры банкротства, продолжавшихся на протяжении 10 лет, ситуация с хранением и утилизацией опасных химических веществ на нем вышла из-под контроля. На территории завода сосредоточено 152,6 тонны химически опасных веществ и 1500 тонн отходов производства. Администрацией не принималось надлежащих мер к консервации производства и утилизации опасных веществ и отходов. Несмотря на очевидные и серьезные нарушения, инспекторами бывшего Госгортехнадзора никаких мер по пресечению правонарушений своевременно не предпринималось, по этой причине во время самовольно начатых работ по нейтрализации хлористого сульфурила дважды из аварийной емкости произошел выброс газа. В результате в медицинские учреждения обратились 16 человек. Прокуратурой Кировского района г. Кемерово возбуждено 2 уголовных дела по ч. 3 ст. 247 УК РФ.
Угрозу для экологической безопасности представляет незаконное обращение с радиоактивными веществами, радиоактивными отходами и ядерными материалами. Так, в Мурманской области размещено около 17 тыс. куб. метров твердых радиоактивных отходов. Ряд комплексов хранения отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов были введены в эксплуатацию в начале 60-х годов и к настоящему времени морально и физически устарели (губа Андреева (ЗАТО г. Заозерск), поселок Гремиха (ЗАТО г. Островной)). На предприятиях, в деятельности которых используются радиоактивные вещества и источники ионизирующего излучения, отсутствовали соответствующие лицензии, территории были загрязнены бытовыми отходами, ненадлежаще хранились твердые радиоактивные отходы.
Одним из средств обеспечения безопасности является реабилитация территорий и акваторий, подвергшихся негативному влиянию хозяйственной деятельности, в том числе радиационному и химическому воздействию. Напряженная обстановка в этой области сохраняется в Челябинской, Брянской областях, Красноярском крае, Ханты-Мансийском автономном округе. Прокуратурой Челябинской области внесено представление в адрес начальника главного управления по радиационной и экологической безопасности области в связи с нарушениями ст. ст. 6, 12, 16, 17 Федерального закона "О животном мире", ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", допущенными при осуществлении рыбохозяйственной деятельности на озере Алабуга Каслинского района, расположенном в зоне влияния радиационной аварии на ПО "Маяк". Установлено, что из-за ненадлежащего осуществления названным органом государственного контроля за использованием озера в рыбохозяйственных целях добыча и реализация рыбы в торговую сеть городов Снежинска и Касли осуществлялись ООО "Автомобилист" без необходимых радиологических исследований. В результате рассмотрения представления нарушения устранены. Оренбургским природоохранным межрайонным прокурором принимались меры реагирования в отношении должностных и юридических лиц по фактам загрязнения земель и водных объектов в результате разливов нефти при разработке и консервации месторождений, а также повреждении нефтепроводов.
Важное направление деятельности по обеспечению экологической безопасности - улучшение экологических показателей окружающей среды и качества жизни населения. Анализ санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Волжского бассейна показал, что она оценивается в целом как неблагоприятная, а ее негативное воздействие на здоровье населения и окружающую среду все более заметно. Указанные тенденции характерны для Краснодарского, Красноярского краев и многих других регионов.
Для изменения ситуации необходимо обеспечение качества воздуха и воды в соответствии с установленными нормативами. Однако обязанности по инвентаризации, разработке мер и снижению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проведению мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов хозяйствующими субъектами зачастую не выполняются. В Мурманской и Тульской областях, Красноярском крае и других регионах многие предприятия осуществляли свою деятельность без разрешений на выброс вредных веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения, не разрабатывали проектов нормативов предельно допустимых выбросов, не направляли их на санитарно-эпидемиологическую экспертизу, не проводили лабораторных исследований, не исполняли обязанностей по перечислению в установленном порядке платы за загрязнение окружающей среды.
Проверки показали, что в нарушение ст. 21 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" Роспотребнадзор (ранее - Госсанэпиднадзор) не исполняет обязанность по государственному учету вредных физических факторов на атмосферный воздух, отрицательно влияющих на здоровье человека. Им не осуществляется регистрация организаций, обладающих источниками вредного физического воздействия, не ведется банк данных об организациях, о видах и размерах таких воздействий, не осуществляется контроль за правильностью ведения их первичного учета. Отсутствие надлежащего государственного учета источников вредного воздействия на атмосферный воздух приводит к неэффективности социально-гигиенического мониторинга, осуществляемого органами санитарно-эпидемиологического надзора совместно с другими контролирующими органами, к искаженным оценке и прогнозу состояния здоровья населения.
Серьезное негативное влияние на состояние атмосферного воздуха оказывает незаконная эксплуатация полигонов ТБО, расположенных около населенных пунктов. Например, на полигоне ТБО в г. Соликамске Пермской области выявлено превышение содержания в воздухе формальдегида - до 3,8 ПДК. По иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора эксплуатация полигона прекращена.
Вопреки требованиям ст. 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" повсеместно распространены факты обеспечения населения некачественной питьевой водой. Об этом свидетельствуют результаты прокурорских проверок, проведенных Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой, прокуратурами Брянской, Иркутской, Новгородской, Рязанской, Томской, Тульской областей, Республики Хакасия, Красноярского края.
Вместе с тем прокурорско-следственная практика борьбы с подачей населению некачественной питьевой воды остается на низком уровне. Такая практика используется Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой. За два года названной прокуратурой по фактам подачи некачественной питьевой воды, выразившимся в выполнении работ и оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, возбуждено 20 уголовных дел, из которых 14 - направлены в суд, 2 прекращены по нереабилитирующим основаниям. Приговором Урмарского райсуда Чувашской Республики признан

ПРИКАЗ Минэкономразвития РФ от 14.02.2005 n 29 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также