ДОКЛАД Уполномоченного по правам человека в РФ ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2004 ГОД


ДОКЛАД
УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2004 ГОД
Введение
Одной из главных задач движения России по пути к созданию жизнеспособного, демократического государства, живущего в гармонии с обществом и уважаемого им, является строительство демократических институтов, утверждение высоких стандартов нравственности и морали, развитие гражданского общества, в центре которого в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации будет находиться соблюдение прав и уважение интересов каждой личности.
В продвижении к реализации этой задачи весьма велика ответственность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, призванного обеспечивать соблюдение и уважение государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими прав и свобод всех и каждого, добиваться пресечения бюрократического и всякого иного произвола, искоренять пренебрежение к Конституции и законности.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не наделен какими-либо властными функциями: властных органов в стране, страдающей от переизбытка и самоуправства бюрократии, от бюрократической субкультуры и без того хватает. Суть функции Уполномоченного иная и относительно новая для России - этот институт призван создать условия для повседневного предания гласности действий бюрократических структур и чиновников, для ознакомления общества с объективной информацией о нарушениях прав и свобод человека и гражданина. Тем самым приоткрывается определенная возможность для каждого лица, чьи права нарушены или ущемлены, "достучаться" до государственной власти посредством привлечения внимания общественности к проблеме, указания на нее властным органам федеральным или региональным уполномоченным.
Уполномоченный по правам человека - особый конституционный институт. Базовая функция Уполномоченного - быть арбитром между властью и обществом - обуславливает его независимость и неподотчетность каким-либо государственным органам и должностным лицам. Свобода и независимость Уполномоченного при принятии решений, невмешательство в его работу являются непременным условием его эффективной правозащитной деятельности, гарантией объективности и беспристрастности. Принимаемые Уполномоченным в рамках его компетенции решения не подлежат обжалованию и пересмотру государственными органами, включая органы правосудия и прокуратуры.
Деятельность Уполномоченного не заменяет и не подменяет деятельность других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод граждан. Она способствует совершенствованию их работы в этой области, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действиями или бездействием тех или иных органов и должностных лиц, и таким образом содействует более полной реализации прав граждан.
Мандат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, установленный Федеральным конституционным законом, достаточно ограничен, но при максимальной его реализации весьма значим. Уполномоченный рассматривает обращения граждан и способствует восстановлению их прав, осуществляет независимый мониторинг ситуации с соблюдением прав человека в России, взаимодействует с представителями властей различных уровней, правоохранительными и судебными органами, международными организациями, производит анализ законодательства в целях выявления имеющихся расхождений с Конституцией Российской Федерации и международными обязательствами России в сфере прав человека, вносит предложения по его совершенствованию. Уполномоченный выступает в роли непосредственного представителя государства в общении с населением, способствуя таким образом общему повышению авторитета государственной власти, оказывает по мере возможности бесплатную юридическую помощь и консультации наиболее нуждающимся лицам. Существенна роль Уполномоченного в предотвращении негативных гуманитарных последствий кризисных ситуаций, природных, экологических и техногенных катастроф.
Одной из главных задач Уполномоченного является повышение правовой культуры общества, способствующее лучшему пониманию гражданами своих прав, форм и методов их защиты. Эффективным средством обобщения информации о положении дел с соблюдением прав и свобод человека в стране и доведения ее до власти и общества в целом является публикация и направление в высшие органы государственной власти ежегодных и специальных докладов. Степень внимания (или, напротив, невнимания) власти к докладам и иным официальным документам, исходящим от Уполномоченного, является повсеместно одним из важнейших показателей уровня демократичности государства, его чувствительности к нуждам, заботам и интересам граждан.
Настоящий доклад охватывает период с 13 февраля по 31 декабря 2004 года. В течение всего этого времени велась постоянная работа по восстановлению нарушенных прав граждан на основании поступающих обращений, общее число которых составило на конец 2004 года более 35 тыс. Особое внимание уделялось тому, чтобы сделать деятельность института Уполномоченного менее формальной, решать возникающие проблемы строго в рамках закона, руководствуясь справедливостью и голосом совести.
Считая главным повышение эффективности конституционного института защиты прав граждан в целом, Уполномоченный стремился в докладе представить обобщенный анализ ситуации с правами человека в Российской Федерации, изложить свое видение общей картины причинно-следственных связей в этой сфере, наметить ключевые приоритеты на ближайшее будущее и долгосрочную перспективу.
В своей работе Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации рассчитывает на поддержку общественных правозащитных организаций, своих коллег в регионах страны, тех представителей властных структур, которые искренне и серьезно стремятся к очерченной Конституцией формуле правового демократического государства, но прежде всего - граждан России, которым дороги идеалы свободы, справедливости, патриотизма.
1.
Конституция Российской Федерации, являющаяся документом прямого действия, гарантирует основополагающие гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы, предусмотренные Всеобщей декларацией прав человека. Соответственно, проблема соблюдения прав и свобод человека в стране - это в первую очередь проблема строгого и неукоснительного исполнения всеми и повсюду Конституции Российской Федерации.
На основе принятой в 1993 году российской Конституции разработаны новые законы, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, изменены и дополнены ряд ранее принятых законов, совершенствуется правоприменительная практика. Россия присоединилась к основополагающим международным соглашениям в области прав человека. Одним из наиболее важных шагов в этом направлении была ратификация 5 мая 1998 года Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предоставляющей российским гражданам возможность непосредственного обращения с жалобами в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге. Не декларативно, а практически начала осуществляться работа, вытекающая из необходимости реализации важнейших международных договоров, участником которых ранее являлся СССР, в том числе международных пактов о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах, а также других политических обязательств, принятых в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Наметились некоторые позитивные сдвиги в такой традиционно "болезненной" области, как условия содержания в российских следственных изоляторах и исправительных колониях. Несомненно, положительным фактором стало сокращение в России числа безработных.
Сегодня, разумеется, еще рано говорить о полной трансформации России в государство, основанное на верховенстве закона и обеспечивающее гражданам всеобъемлющие гарантии соблюдения прав и свобод человека.
Одна из существенных проблем в этой области - ненадлежащее исполнение органами государственной власти, местного самоуправления и должностными лицами федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, принятых на основе и во исполнение основных положений Конституции и полностью им соответствующих. Консерватизм, недостаточная эффективность, высокий уровень коррумпированности административных и правовых институтов повсеместно выступают как препятствие на пути к применению и реализации норм и правил, предусмотренных современным российским законодательством.
Имеют место и случаи несоответствия отдельных федеральных и местных законов, других нормативных актов Конституции Российской Федерации в части соблюдения основных прав и свобод граждан.
Так, принятый не так давно Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" во многом затруднил приобретение российского гражданства для бывших граждан СССР. По инициативе Президента Российской Федерации в Закон были внесены изменения, однако продолжающие поступать многочисленные жалобы свидетельствуют о необходимости его дальнейшего совершенствования.
Подвергаются серьезной критике со стороны многих общественных организаций и граждан определенные положения Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" как не соответствующие международной практике в этой области. Вступают в противоречие с общепринятыми международными принципами формулировки преамбулы Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", проводящие слишком жесткие разграничения между "традиционными" и "нетрадиционными" религиями; положения Закона Российской Федерации "О милиции", создающие почву для неоправданного использования сотрудниками милиции физической силы и специальных средств, некоторые законы субъектов Российской Федерации.
Неполная реализация гражданами Российской Федерации своих конституционных прав и свобод по-прежнему в определенной степени обусловлена объективной ограниченностью возможностей государства. Достигнутый за последние годы экономический рост пока не привел к повышению жизненного уровня подавляющего большинства населения и не решил всех сложных проблем, стоящих на пути становления России как социального государства, что предусмотрено Конституцией. Социально-экономическая ситуация в стране, в частности, характеризуется тем, что значительная часть граждан живет в условиях, близких к нищете, огромен разрыв в уровнях доходов между богатыми и бедными. Это представляет серьезную угрозу формированию и укреплению демократических институтов. Пока не накоплен опыт их долгосрочного эффективного функционирования. Не успев до конца сложиться, серьезное давление - в правовом и политическом плане - испытывает обязательная для демократического государства система "сдержек и противовесов". Как в обществе, так и в государственных структурах, порой проявляются раздражение, нетерпение, стремление подменить поэтапное и последовательное движение в ясно указанном Конституцией направлении мерами, чреватыми сползанием на традиционный для России авторитарный путь, в основе которого лежит сакрализация не только роли, но самого понятия государства в ущерб закрепленным Конституцией базовым правам и свободам граждан. В прошлом этот путь уже неоднократно приводил страну к тяжелейшим катастрофам. Подобный вектор развития в XXI веке несовместим не только с эффективной реализацией конституционных прав граждан, но и с воссозданием сильного, авторитетного, пользующегося уважением и влиянием в мире Российского государства.
Не устоялась окончательно, несмотря на все усилия федерального центра, федеративная структура Российского государства. По-прежнему сохраняются проблемы, связанные с реальной разницей в статусе субъектов Федерации - национальных республик и чисто административных единиц (краев, областей). Сохраняется опасность "местничества", появления неприемлемых "региональных особенностей" в том, что касается форм и методов защиты прав человека. Предусмотренное Федеральным конституционным законом право субъектов Российской Федерации назначать своих региональных уполномоченных по правам человека пока реализовано лишь в двадцати девяти краях, областях и республиках. При этом, как показывает практика, существуют немалые трудности в обеспечении реальной независимости региональных уполномоченных от местной власти. На федеральном уровне содействие созданию системы эффективно действующих региональных уполномоченных по правам человека пока что, к сожалению, является недостаточным.
Высокая криминализация общества, широкое распространение коррупции не только влекут за собой массовые нарушения прав и свобод человека, но и негативно сказываются на восприятии народом демократии как системы управления обществом. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что борьба с таким уродливым явлением, как коррупция, не должна вестись привычными, характерными для тоталитаризма методами. В демократическом обществе соображения политической целесообразности не могут и не должны превалировать над требованиями Конституции и закона. Только закон, перед которым все равны, но никак не избирательное его применение, может успешно противостоять коррупции.
Свой отпечаток на положение дел в области соблюдения прав и свобод человека в Российской Федерации накладывают также неразвитость гражданского общества, низкая правовая культура преобладающей части населения. Незнание закона, неуважение к нему, пренебрежение к правам и законным интересам граждан, в том числе и со стороны самих граждан, крайне отрицательно сказываются на состоянии общества в целом, порождают политическую апатию, цинизм, неудовлетворенность. Сегодня в России отсутствует всесторонне разработанная единая концепция защиты прав и свобод человека, которая разделялась бы и поддерживалась всеми ветвями власти, органами местного самоуправления, средствами массовой информации, обществом в целом. Проблематика прав и свобод человека не стала приоритетной для подавляющего большинства политических партий. Она редко находит свое отражение в избирательных программах кандидатов на выборные должности, оставаясь в основном второстепенной в ходе избирательных кампаний.
Характерной чертой современного российского общества является неготовность очень многих граждан рассматривать судебную систему как действенное средство защиты своих прав. Это прежде всего связано с ее недоступностью для значительного числа людей. Российские граждане в случае нарушения их прав зачастую избегают обращения в суд (хотя в последние годы число гражданских исков возросло). Серьезной проблемой является также невыполнение судебных решений, большие нарекания вызывает работа судебных приставов. Во многих случаях жалобы, направляемые в международные организации, занимающиеся правами человека (Комитет ООН по правам человека, Европейский Суд по правам человека), идут в обход национальной судебной системы и вследствие этого отвергаются международными органами. Это яркое свидетельство того, что в представлении многих российских граждан юридические методы защиты их прав в собственной стране лишены перспективы.
До сих пор не вполне сложилось характерное для развитого гражданского общества конструктивное взаимодействие государственных структур и неправительственных правозащитных организаций (НПО). Существуют и время от времени остро проявляются взаимное недоверие и даже враждебность.
С одной стороны, власть и общество в целом пока еще не пришли к пониманию большого положительного значения гражданской активности НПО. Наблюдаются попытки дискредитации некоторых из этих организаций в связи с их финансированием за счет зарубежных грантов (хотя это в большинстве случаев не является незаконным и соответствует мировой практике). Неоднозначные оценки вызвал Указ Президента Российской Федерации от 25 сентября 2004 года "О дополнительных мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации". В частности, высказывались опасения, что власть попытается делить правозащитников на "лояльных" и "нелояльных", то есть не заслуживающих поддержки. Такой курс не содействовал бы становлению действительно зрелого гражданского общества.
С другой стороны, некоторые НПО иногда, вопреки общепринятым правозащитным принципам, излишне политизируют свою деятельность и высказывания, не пытаются наладить с властями плодотворное сотрудничество. Есть примеры воздействия на правозащитную деятельность различного рода политических и иных "особых" интересов. К этому следует добавить известные конкуренцию, соперничество и размежевание между существующими НПО, что не идет на пользу общему делу.
Пока не сложилась полностью четкая система взаимодействия между конституционным институтом Уполномоченного по правам человека и неправительственными правозащитными организациями. Важную роль здесь призвана сыграть широкая дискуссия с правозащитниками, ведущаяся в рамках Экспертного совета при Уполномоченном. Институт Уполномоченного по правам человека должен активизировать работу в этом направлении.
2.
Непосредственное влияние на положение дел с правами человека в России и общественный климат в целом по-прежнему оказывает ситуация в Чеченской Республике. Несмотря на стремление властей осуществить постепенный переход от использования чисто военных к политическим методам урегулирования, наладить нормальное функционирование государственных и общественных институтов, обстановка в Чечне остается сложной и напряженной. Общепризнано, что ответственность за грубые и массовые нарушения прав человека лежит на всех основных действующих лицах конфликта. Необходимая и закономерная борьба с терроризмом должна содержать как важный компонент исключение условий, способствующих "взращиванию" все новых и новых террористов.
Вопрос о методах урегулирования и будущем статусе Чечни - не предмет доклада Уполномоченного по правам человека. Однако очевидно, что без новых, нетрадиционных взглядов на проблему и пути ее решения, в том числе с использованием мирового опыта урегулирования кризисных ситуаций, нельзя обойтись ни власти, ни российскому обществу в целом. Не следует упрощать нынешнюю ситуацию, сводя ее лишь к дилемме - вести или не вести переговоры с дискредитировавшими себя лидерами сепаратистов. Приоритетами здесь должны стать не только единство и целостность Российской Федерации, но и защита базовых прав и свобод граждан - как находящихся в зоне конфликта, так и страдающих от него за пределами этой зоны. Методы при этом должны быть подчинены данным приоритетам.
В рамках своего мандата Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации рассматривает неурегулированность конфликта в Чечне прежде всего как гуманитарную проблему, имеющую негативные последствия для всей России. Необходимы конкретные и понятные действия власти, направленные на обеспечение безопасности всех граждан России, проживающих в этом субъекте Федерации, и, в частности, на пресечение таких массовых и грубых нарушений прав человека, как несанкционированные аресты, похищения и убийства людей. Только создание и укрепление институтов гражданского общества, всестороннее соблюдение основополагающих прав и свобод человека обеспечат выход из "чеченского капкана".
В целом ситуация в сфере соблюдения прав и свобод человека в России пока что не может быть признана удовлетворительной. К сожалению, не гарантировано эффективным образом основное право человека - право на жизнь и физическую неприкосновенность. Продолжается нарушение прав беженцев и вынужденных переселенцев, растет число нарушений прав граждан со стороны сотрудников милиции и других правоохранительных органов, сложное положение сохраняется в пенитенциарной системе, систематически ущемляются права военнослужащих, имеют место проявления экстремизма и ксенофобии. Сохраняется тенденция к ограничению деятельности федеральных и в особенности региональных средств массовой информации. Нередки преследования журналистов.
В 2004 году произошел всплеск террористической активности в России. Чудовищная трагедия Беслана вновь наглядно продемонстрировала необходимость поиска эффективных методов борьбы с "чумой" нового века - терроризмом, несущим угрозу жизни, грубо нарушающим права граждан России. Принципиально важно понять, что террористы ведут войну не с Российским государством, а со всем многонациональным народом огромной страны, посягая на его базовые неотъемлемые права. Какими бы словами и мотивами они ни прикрывали свои преступные деяния, им нет и не может быть оправдания. Для борьбы с терроризмом необходимо эффективно объединить усилия общества, властных структур и правоохранительных органов на основе добровольного демократического сотрудничества. Государство должно обеспечить защиту граждан от террора. Однако и граждане, и общество, со своей стороны, должны активно помогать государству в решении этой сверхтрудной задачи, причем делать это свободно и самостоятельно. Ситуация предполагает личную заинтересованность граждан, их причастность к делам страны, своего региона, города. Такая личная включенность и личная ответственность возможны только в условиях практического развития демократических институтов, а также процессов, гарантирующих право людей на личный гражданский выбор. Только демократия, реально обеспеченные конституционные права и свободы граждан - важнейшая непременная предпосылка преодоления террористической угрозы.
Экономические, социальные и культурные права
Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и гармоничное развитие личности. В последние годы удалось несколько ослабить негативные тенденции в экономике страны. Наблюдается определенный рост промышленного производства. Состояние экономики в сочетании с выгодной для России конъюнктурой на мировом рынке энергоносителей положительно сказывается на исполнении федерального бюджета.
Однако эти изменения не привели пока к существенному улучшению жизни миллионов работников бюджетной сферы, пенсионеров, да и в целом основной массы населения страны. Экономическое падение в 90-х годах было настолько сильным, что потребуются годы экономического подъема для того, чтобы общество почувствовало реальное улучшение качества жизни.
Приходится констатировать, что уровень жизни подавляющего большинства граждан России не отвечает стандартам цивилизованного современного общества. Доход многих из них, включая врачей, учителей, ученых, работников физического труда, является поистине нищенским. Человек, имеющий работу, но не получающий заработную плату месяцами, равно как и получающий зарплату, явно не соответствующую его квалификации, имеет все основания считать, что его основополагающие права нарушены.
Реализация права граждан на труд приобретает особое значение в условиях изменения форм собственности, появления неизвестных ранее субъектов хозяйственной деятельности. Именно сейчас граждане страны нуждаются во всемерном совершенствовании механизмов защиты своих прав и законных интересов, в выработке новой системы взаимоотношений с представителями различных ветвей власти.
Серьезно нарушается право граждан на справедливые и благоприятные условия труда. В ряде регионов страны по-прежнему имеют место нарушения прав трудящихся на своевременное получение в полном объеме вознаграждения за труд. При этом наибольшее количество жалоб на невыплату заработной платы поступает от работников бюджетной сферы: народного образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства. Невыплаты в течение длительного времени, особенно в регионах с высоким уровнем безработицы, порой вынуждают работников трудиться лишь за ограниченный набор продуктов питания или же получать заработную плату в форме продукции, производимой данным предприятием. Фактически это может быть признано принудительным трудом, что противоречит положениям Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Установление минимального размера оплаты труда существенно ниже прожиточного уровня привело к ситуации, когда огромная часть населения получает заработную плату, на которую невозможно прожить, а уж тем более обеспечить необходимые условия для досуга и отдыха. Усилия государственных органов по увеличению минимального размера оплаты труда (МРОТ) заслуживают внимания, однако они явно недостаточны: к прожиточному минимуму МРОТ приближается очень медленными темпами. Фактически эти темпы лишь незначительно опережают темпы инфляции. Все это является нарушением Конституции Российской Федерации и положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, сказывается на качестве труда, влечет высокую текучесть кадров на предприятиях, "вымывание" работников-профессионалов. Во всех регионах и в столице России нарушается право на безопасные условия работы, о чем свидетельствуют участившиеся случаи производственного травматизма и техногенных аварий.
Уже говорилось о том, что позитивным является факт сокращения числа зарегистрированных безработных. Вместе с тем по-прежнему миллионам граждан не удается реализовать свое право на труд. Поступающие страховые взносы не обеспечивают потребности в текущих выплатах пособий по безработице. Значительное число безработных не зарегистрировано в службах занятости, не получает пособий. Причина - недостаточная эффективность работы служб занятости, сложность бюрократических процедур по оформлению пособий. Нельзя не отметить и социальную пассивность значительной части безработных, а также малые размеры пособий. Согласно имеющимся оценкам, недопустимо велико не учитываемое статистикой число скрытых безработных. Решить все связанные с безработицей проблемы вряд ли возможно в ближайшее время. Однако сдерживание ее роста в определенных пределах и постепенное сокращение на основе соглашений между Правительством Российской Федерации, профсоюзами и предпринимателями представляется Уполномоченному по правам человека вполне реальным.
Для обеспечения приемлемого уровня социальной защиты населения необходимы преобразования во всех сферах деятельности государства. Реальный рост уровня жизни населения невозможен без серьезных усилий в деле достижения экономического прогресса, который должен сопровождаться продуманной социальной политикой, основанной на принципах социального партнерства. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации считает, что нынешние поступления в госбюджет, получаемые в результате беспрецедентно высоких цен на нефть, необходимо использовать прежде всего для модернизации и реструктуризации экономики, действительной реализации идеи социального государства.
В последние годы в российском обществе возросло понимание значения малого и среднего бизнеса как социальной основы рыночной экономики и фактора политической стабильности. Необходимо создать благоприятные условия для свободного развития этого сектора, законодательно закрепить рамки его функционирования, развивать дебюрократизацию экономики, последовательно осуществлять антимонопольную политику. Исключительно важно защитить права предпринимателей прежде всего от бюрократических препон и стимулировать их работу.
Реализация социальных прав граждан - одна из наиболее сложных проблем современной России. Одна третья часть населения живет либо на грани, либо за чертой бедности. Одновременно углубляется расслоение общества. Немалую социальную напряженность вызвал недавно вступивший в силу закон, предусматривающий замену льгот для граждан денежной компенсацией с переносом значительной части ответственности за финансовую поддержку наиболее социально незащищенных слоев населения на региональные бюджеты.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации полагает, что, не вдаваясь в споры о политической и экономической целесообразности реализуемых мер, осуществлять их на практике необходимо таким образом, чтобы не пострадали интересы самых нуждающихся категорий граждан - детей, пенсионеров, инвалидов, жертв репрессий, не создались предпосылки для роста социальной напряженности в стране. Заявление Уполномоченного по этому поводу было опубликовано в печати и приводится в приложении <*>.
--------------------------------
<*> Не приводится.
Острые проблемы накапливаются в связи с осуществлением права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Расширение сферы платных услуг в медицине ведет к коммерциализации государственных и муниципальных лечебных учреждений. Повышается стоимость лекарств, что делает их все менее доступными для социально уязвимых слоев населения - детей, престарелых, инвалидов. Вместе с тем система медицинского страхования, которая призвана компенсировать больным людям расходы на лечение, действует недостаточно эффективно. Результат сложившейся ситуации - ухудшение здоровья нации, распространение алкоголизма, наркомании.
Проблемной областью является сфера обеспечения права на благоприятную окружающую среду. В настоящее время экологическая обстановка на территории Российской Федерации, прежде всего в районах с высокой плотностью населения, крайне неблагоприятна. Более половины субъектов Российской Федерации сталкиваются с серьезнейшими проблемами загрязнения атмосферного воздуха. Не решены вопросы обезвреживания и утилизации промышленных отходов, а также проблемы радиационной безопасности. В трети российских регионов уровень загрязнения поверхностных и подземных вод значительно превышает допустимый. Причиной сложившейся ситуации является укоренившаяся практика принятия и внедрения в жизнь экономических решений без глубоких предварительных научных проработок, без проведения экологической экспертизы, с нарушением законодательства, без учета возможных последствий неисполнения законов, закрепляющих права граждан на безопасную экологию. В условиях дефицита гласности осуществляются необходимые сами по себе программы сокращения и ликвидации наиболее опасных видов вооружений. Деятельность военно-промышленного комплекса в целом и его влияние на окружающую среду находятся в основном вне поля зрения общественности.
В этих условиях, по мнению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, необходимо срочное принятие мер, направленных на выплату компенсаций и возмещение ущерба, нанесенного гражданам в результате хозяйственной деятельности, а также природных и техногенных катастроф. Чрезвычайно важно создать механизм реализации положений экологического законодательства, обеспечить участие общества в принятии соответствующих решений. Для этого прежде всего необходимо последовательно реализовывать положения Конституции, предусматривающие беспрепятственный доступ граждан к экологической информации. Следовало бы подумать о целевом направлении на обеспечение экологической безопасности под жестким общественным контролем хотя бы части средств, выделяемых "большой восьмеркой" и другими промышленно развитыми странами на программы сокращения российских запасов оружия массового уничтожения.
Право на жилище в Российской Федерации является наименее реализованным конституционным правом. Сегодня многие российские граждане оказались в ситуации, когда благоустроенное и удобное жилье становится несбыточной мечтой. Нет ни надежд на получение его от государства, ни перспектив заработать на него самостоятельно. Жилищные кредиты, ипотека в масштабах России пока не получили широкого распространения и в целом доступны немногим. Для действенной реализации права на жилище срочно необходима разработка механизма, обеспечивающего возможность получения жилья как платежеспособными, так и малоимущими гражданами.
Назрела необходимость изменения роли и содержания института социального найма государственного и муниципального жилья. Критерием определения права граждан на получение жилья по договору социального найма в домах государственного и муниципального фонда должен стать уровень дохода нанимателей. Не подвергся достаточной компетентной проработке, широкому общественному обсуждению недавно принятый Жилищный кодекс Российской Федерации.
Негативные социальные последствия имело начало реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства. Поспешные и порой непродуманные административные решения привели к массовым нарушениям прав граждан. Многочисленные обращения граждан свидетельствуют о непосильном для них повышении тарифов на коммунальные услуги и квартирную плату. Особую озабоченность у людей вызывают попытки законодательно закрепить принцип выселения злостных неплательщиков из занимаемых ими жилых помещений. Последствием реализации этой меры на практике может стать резкое обострение социальной напряженности.
Уполномоченный по правам человека считает, что в интересах поисков оптимальных решений в этой сфере необходим широкий и непредвзятый диалог власти и общества по всему кругу осуществляемых социальных реформ, для того чтобы меры, вводимые сверху, не вступали в противоречие с надеждами и чаяниями большинства населения.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование, участие в культурной жизни, на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Вместе с тем возможности реализовать эти права для большинства граждан страны пока ограничены.
Возник опасный разрыв в возможностях доступа к образовательным услугам между городским и сельским населением, между богатыми и бедными. Высокий некогда уровень школьного образования в стране восстанавливается - после его падения в 90-х годах - крайне медленно. Многие родители не желают обучать своих детей в государственных школах. В свою очередь, обучение в негосударственных школьных учреждениях стоит дорого, доступно далеко не всем. Постоянно уменьшается число "бюджетников", обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях. Качественное образование все в большей степени становится привилегией обеспеченных граждан. Острейшей проблемой на пути реализации одного из фундаментальных прав стала системная коррупция в сфере образования.
Существенно ограничен доступ большинства населения страны к культурным и информационным ценностям. Далеко не всем гражданам доступно пользование сетью Интернет. За последние годы резко подорожали билеты на зрелищные мероприятия, в кинотеатры, театры, музеи. Рост критики со стороны общественности вызывает низкий художественный и нравственный уровень массовой культуры, прежде всего телепередач. Однако протесты парламентариев и правозащитников остаются на периферии интересов работников государственных органов власти и средств массовой информации. Нарушение прав граждан на образование и культуру ставит под угрозу нравственное здоровье общества и его культурное развитие, подрывает доверие граждан к институту государства.
Права человека и правосудие
Судебная система должна быть основным правовым механизмом защиты прав граждан. Важным атрибутом правового государства является независимый, свободный от политической и идеологической предубежденности суд, выступающий гарантом законности и справедливости.
Право на справедливое судебное разбирательство включает в себя право на доступ к суду, на бесплатную правовую помощь, право требовать полного и неуклонного исполнения решений суда. Право обжаловать решения и определения суда является гарантией защиты от незаконных и необоснованных действий самой судебной системы, а также от судебных ошибок.
С начала 90-х годов в России осуществляется судебная реформа. Ее достижениями за прошедшие годы стали меры по укреплению независимости судей, начало формирования института мировых судей, установление судебного контроля за правомерностью заключения под стражу и применением других процессуальных мер (обыска жилища, прослушивания телефонных переговоров), постепенное введение суда с участием присяжных.
В то же время законодательные и организационные мероприятия последних лет, в том числе принятие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, пока не обеспечили достижения многих целей реформы, в частности, преодоления обвинительного уклона при рассмотрении уголовных дел, обеспечения гарантий быстрого и эффективного восстановления нарушенных прав жертв преступлений и злоупотребления властью, реального исполнения решений судов о материальной компенсации причиненного гражданам вреда, ограждения судов от вмешательства федеральных и местных органов власти в их деятельность. Судебный механизм по-прежнему работает медленно и неэффективно. Многие гражданские и уголовные дела рассматриваются годами. В судейском корпусе широко распространена коррупция.
Одним из главных событий судебно-правовой реформы в России, бесспорно, является возрождение суда присяжных, призванного оздоровить систему правосудия, повысить ее эффективность, способствовать формированию нового правосознания и в конечном счете стать важной гарантией необратимости демократических преобразований государства и общества.
Приходится, однако, констатировать, что пока введение института присяжных заседателей в уголовном процессе недостаточно сказалось на качестве правосудия. Вердикты присяжных порой вызывают в обществе ничуть не меньше непонимания, чем отдельные судебные решения, вынесенные без их участия. Нуждаются в уточнении многие организационные и методологические вопросы, прежде всего связанные с составлением списков и подбором присяжных. Не отмечается пока и рост правосознания, слабо действует обратная связь с обществом, в том числе в плане распространения и укоренения массовой правовой культуры.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в рамках своей компетенции в целях содействия укреплению института суда присяжных намерен:
предлагать конкретные шаги по дальнейшему совершенствованию российского законодательства в этой сфере, прежде всего для обеспечения права граждан на справедливое и гласное судебное разбирательство, а также на участие в отправлении правосудия;
использовать методы правового просвещения для широкого ознакомления граждан России в целом и, в первую очередь, профессиональных участников судебного процесса - судей, прокуроров, адвокатов - со спецификой и задачами суда присяжных, а также способствовать развитию соответствующей специальной подготовки студентов-юристов.
Ратификация Российской Федерацией Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней, ставших частью национального законодательства России, открыла возможность обращения граждан в Европейский Суд по правам человека, наделенный компетенцией решать споры между личностью и государством. Тем самым создалась дополнительная международная гарантия обеспечения прав человека и гражданина, в определенной степени способствующая решению задач, стоящих перед Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Следует избегать ошибки популистского противопоставления международных и национальных правозащитных институтов.
К концу 2004 года в Европейский Суд поступило уже почти 18 тыс. обращений из России. По этому показателю страна занимает третье место среди всех государств - членов Совета Европы. Отчасти такое положение можно, по-видимому, рассматривать как свидетельство неудовлетворенности наших граждан эффективностью российского правосудия.
Значительное количество обращений в Европейский Суд отклоняется им без рассмотрения по существу (к концу 2004 года число российских дел, принятых Судом к производству, лишь немногим превысило сотню, а рассмотрено их до 1 октября 2004 года всего 13). Дело в том, что при обращении в Европейский Суд необходимо учитывать определившиеся в его практике критерии рассмотрения жалоб, равно как и придерживаться четко установленных правил оформления и направления этих жалоб. Уполномоченный по правам человека видит одну из своих задач в сфере правового просвещения в четком разъяснении гражданам механизма реализации их права на обращение в Европейский Суд по правам человека.
Вступивший в силу 1 июля 2002 года Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, по мнению Уполномоченного, имеет ряд существенных недостатков. Некоторые его положения нарушают принцип равенства граждан перед законом и судом, гарантированный Конституцией, ставят обвиняемого порой в более благоприятное положение, нежели потерпевшего. Не предусматриваются необходимые меры по защите свидетелей и потерпевших, других участников процесса.
Тревожным остается положение с соблюдением прав человека при производстве предварительного следствия и дознания. Несмотря на некоторое уменьшение "перенаселенности" следственных изоляторов (СИЗО) после передачи от прокуратуры судам функции принятия решения о мере пресечения в отношении подследственных и обвиняемых, по-прежнему во многих случаях, теперь уже судьями, мерой пресечения избирается заключение под стражу. Условия содержания в большинстве СИЗО пока еще далеки от европейских стандартов, и, по мнению Европейского Суда по правам человека, сами по себе могут рассматриваться как близкие к пыточным. Пытки, унижающее человеческое достоинство обращение все еще имеют место в отношении многих тысяч граждан, оказавшихся в изоляторах временного содержания (ИВС), по-прежнему остающихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Многочисленные обращения в аппарат Уполномоченного по правам человека осужденных, их родственников, адвокатов и иных лиц свидетельствуют о продолжающейся практике нарушений прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. Это - необоснованное применение физической силы и спецсредств, наложение взысканий, несвоевременная отправка корреспонденции и прочее. Опасные последствия для общества могут иметь распространение среди осужденных заболевания туберкулезом, в том числе его лекарственно-устойчивой формы, значительное увеличение числа ВИЧ-инфицированных.
В то же время до сих пор отсутствует система общественного контроля за соблюдением прав осужденных. Еще в 1996 году группой депутатов Государственной Думы с участием представителей НПО был разработан проект федерального закона об общественном контроле за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания. Однако принятый Государственной Думой лишь в сентябре 2003 года в первом чтении (уже в новой редакции, при сопротивлении представителей правоохранительных органов) законопроект на второе чтение в течение 2004 года внесен не был, несмотря на неоднократные обращения Уполномоченного и призывы общественных правозащитных организаций.
Необходимо усиление контроля со стороны институтов гражданского общества за уголовно-исполнительной системой. Требует незамедлительного принятия закон о социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. В целях нравственного оздоровления общества, снижения его криминализации необходимо изменение государственной уголовной политики в сторону расширения спектра мер, альтернативных лишению свободы.
За последнее десятилетие большие изменения произошли в российской психиатрии. В период демократических преобразований предметом общественного обсуждения стали вопросы гуманизации этой области медицины, прекращения использования психиатрических учреждений в политических целях. Однако по-прежнему не теряет актуальности проблема защиты прав граждан, страдающих психическими расстройствами. Реализация принятого в 1992 году Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", в целом отвечающего самым высоким международным стандартам в этой области, не ликвидировала дискриминации людей, страдающих психическими расстройствами. Остается нерешенной проблема социальной реабилитации этой категории лиц, имеются случаи отказа в приеме их на работу, в учебные заведения, а также факты разглашения медицинской тайны, попыток выяснения, состоит ли человек на психиатрическом учете. Крайне слабая материально-техническая база психиатрической службы как результат ее финансирования в регионах в основном по остаточному принципу, нехватка специалистов, ведомственная разобщенность, недостаточный контроль со стороны государства и общественности за соблюдением прав граждан, страдающих психическими расстройствами, в первую очередь социально-экономических прав, и многие другие факторы позволяют говорить о том, что российская психиатрия находится в бедственном положении. Система охраны психического здоровья российских граждан, законодательство в этой сфере, правоприменительная практика, несомненно, нуждаются в развитии и совершенствовании с учетом практических рекомендаций и опыта международных и национальных организаций.
Свобода и демократия
Любой человек обладает правом на защиту своего человеческого достоинства. Конституция Российской Федерации, устанавливая запрет на умаление достоинства личности, обязывает государство предоставлять защиту всем людям от таких покушений со стороны кого бы то ни было. Право требовать уважения к себе является неотъемлемым правом личности и не подлежит ограничению даже в условиях чрезвычайного положения.
Тем не менее сегодня право на защиту человеческого достоинства нередко игнорируется. Особенно часто такие нарушения допускаются по вине сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих функцию государственного принуждения по отношению к человеку. Среди обращений к Уполномоченному значительное место занимают жалобы на действия сотрудников милиции, совершенные при проведении оперативно-разыскных мероприятий, в ходе производства дознания и предварительного следствия. Имеют место пытки, жестокое обращение и другие унижающие достоинство личности поступки. Предпринимаемые меры по противодействию этим нетерпимым, антизаконным явлениям дают пока весьма ограниченный эффект.
Необходимой предпосылкой становления и формирования правового государства, важным показателем демократизации общества является степень реализации права на свободу и личную неприкосновенность, равно как и его гарантированность нормами права. Применительно к сфере уголовного судопроизводства нарушение этого права выражается в незаконном задержании и заключении под стражу, необоснованном личном обыске, нарушении сроков содержания в следственных изоляторах и местах лишения свободы.
Конституция Российской Федерации гарантирует право на неприкосновенность частной жизни и сохранение ее тайны. Это подразумевает невозможность вмешательства в личные дела человека; подслушивания и перехвата телефонных переговоров, вскрытия корреспонденции; распространения ложных порочащих сведений; использования имени или изображения лица в интересах других лиц, в первую очередь, с целью получения коммерческой выгоды.
Несмотря на то что Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни, незаконный сбор или распространение сведений о частной жизни лица, составляющей его личную или семейную тайну, на практике уголовные дела по таким составам практически не возбуждаются. Отсутствует закон, который определял бы точный порядок перлюстрации корреспонденции, прослушивания телефонных переговоров в целях выявления противоправных действий, борьбы с терроризмом, а также процедуры контроля за такой информацией и недопущения ее использования в иных целях (на необходимость принятия соответствующего закона неоднократно указывал Совет Европы). Порядок контроля за информацией, распространяемой в сети Интернет, для пресечения ее использования в противоправных целях осуществляется на основе подзаконных актов, о которых не знает большинство граждан, в частности, приказов по бывшему Министерству связи, обязывавших оснащать электронные АТС техническими средствами по обеспечению системы оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ).
Свобода слова и право на информацию являются неотъемлемыми составляющими демократического общества. Они позволяют выявлять и учитывать многообразие мнений и убеждений людей, являются непременным условием формирования гражданского общества и правового государства.
Государство, которое не может или не желает гарантировать своим гражданам беспрепятственный доступ к информации, затрагивающей их права и свободы либо представляющей общественный интерес, не является правовым и демократическим. Право на информацию и свобода информационного обмена, с одной стороны, принадлежат к числу основных прав и свобод граждан, а с другой - выступают как один из главных механизмов реализации права граждан на участие в управлении общественными делами, принципа народовластия и публичности власти. Население оплачивает право на информацию и доступ к информации своими налогами.
Анализ конфликтов, возникающих в этой области, свидетельствует о том, что нередко претензии, предъявляемые к средствам массовой информации, есть не что иное, как способ давления на независимую прессу. В последнее время наблюдается усиление контроля над СМИ со стороны властей различных уровней, в том числе и под предлогом оказания им финансовой помощи. При этом общеизвестно, что в нынешних российских условиях СМИ, по сути дела, не могут быть самоокупаемыми.
Наблюдаются случаи приостановки деятельности неугодных СМИ, препятствования их функционированию. Напряженными остаются отношения журналистов с работниками правоохранительных органов. Достаточно часто конфликтуют со СМИ субъекты экономической деятельности, представители общественных объединений, физические лица; нередки случаи нападения на журналистов.
Наряду с законодательным и организационным обеспечением права каждого россиянина на беспрепятственный доступ к необходимой для него информации не менее важно укрепить правовые и экономические позиции СМИ как главного информационного посредника между гражданами и властью. Для того чтобы российские СМИ XXI века стали экономически не зависимыми, ответственными перед обществом, обладающими способностью к самоорганизации, необходимо внести изменения в их взаимоотношения с властью, в правовое регулирование телерадиовещания и журналистской деятельности. Требуются такие меры, как введение налоговых льгот, субсидий, позволяющих обеспечить экономическую независимость СМИ и их свободу от любых форм давления.
Уполномоченный по правам человека полагает желательным и необходимым рассмотреть такие шаги, как создание подлинно не зависящего от властей и коммерции (в том числе и от коммерческой рекламы) общественного телевидения (в мире имеется на этот счет положительный опыт, например, английской Би-Би-Си или японской Эн-Эйч-Кэй), внесение изменений в налоговое законодательство, относящееся к СМИ, создание общественного органа независимых экспертов по мониторингу, который мог бы являться участником судебных и арбитражных разбирательств по делам, касающимся деятельности СМИ. Необходимо идти по пути разработки этических и моральных критериев свободы информации, отвечающих европейским и мировым стандартам, но не ведущих к восстановлению цензуры, а напротив, противостоящих попыткам ее применения, внимательно рассмотреть вопрос о перегруженности рекламой государственных телевизионных каналов, существующих на деньги налогоплательщиков. Уполномоченный по правам человека намерен предложить конкретные законодательные инициативы в этой области.
Обостренное внимание к проблеме обеспечения свободы собраний, митингов и демонстраций вызвало в истекшем году рассмотрение в Государственной Думе внесенного Правительством Российской Федерации проекта Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Проект содержал целый ряд жестких ограничений на проведение публичных мероприятий. Например, к местам, где подобные акции запрещены, были отнесены "территории, непосредственно прилегающие" к зданиям органов государственной власти, представительствам иностранных государств, больницам, школам, культурно-зрелищным и спортивным объектам, а также культовым сооружениям. Документ был принят Государственной Думой 31 марта 2004 года в первом чтении, что вызвало резкую критику со стороны правозащитного сообщества, расценившего это как покушение на существенное ограничение права на проведение собраний - одной из базовых гарантий существования демократического общества.
Можно с удовлетворением констатировать, что по инициативе Президента Российской Федерации из окончательного варианта законопроекта было изъято большинство неоправданных ограничений на проведение публичных мероприятий. Вместе с тем странно и непонятно, почему они вообще попали в законопроект, это до сих пор остается без ответа. Уполномоченный по правам человека намерен внимательно следить за реализацией этого Закона с тем, чтобы он не использовался властными органами в центре и на местах для ограничения одной из важных политических свобод, гарантированных Конституцией.
Конституционно закреплено право граждан на участие в управлении делами государства, являющееся одной из важнейших гарантий демократии. Основным способом участия граждан в управлении делами государства является голосование на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления. С тем чтобы избираемые народом органы управления выражали его волю и служили его интересам, выборы должны быть свободными и справедливыми, что предполагает честное состязание между политическими партиями и независимыми кандидатами, неприемлемость использования кандидатами различного рода преимуществ, имеющихся у них в связи с занимаемой должностью или имущественным положением, отказ от применения недозволенных избирательных технологий и так называемого административного ресурса.
Практика отечественных избирательных кампаний свидетельствует о том, что ряд участников избирательного процесса серьезно нарушает демократические принципы проведения выборов, ущемляя тем самым конституционные права и свободы граждан. Волеизъявление избирателей, становящихся объектом манипулирования со стороны органов власти, должностных лиц, финансовых групп и СМИ, существенным образом искажается. Это, в свою очередь, провоцирует рост социальной апатии, распространение абсентеизма (уклонения от участия в выборах).
Обеспокоенность значительных слоев общественности вызвали некоторые недавние изменения в законодательстве о проведении референдумов, которые серьезно ограничили возможности применения этой формы народного волеизъявления. Нельзя не отметить, что многие специалисты склонны рассматривать референдум (плебисцит) не как неотъемлемый инструмент демократии, а скорее как метод оправдания "волей народа" антидемократических мер. Вместе с тем изменения, внесенные в законодательство о проведении референдумов, восприняты частью российского общества как шаг к ограничению политических прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Референдумы предусмотрены Конституцией, а следовательно, право граждан на их инициирование и проведение не может быть поставлено под сомнение.
Соблюдению прав и свобод граждан при назначении, подготовке, проведении выборов на всех уровнях и установлении их результатов должно способствовать повышение уровня правовой культуры всех участников избирательного процесса - как избирателей, так и организаторов выборов. Это одна из гарантий предотвращения возврата к авторитаризму "демократическим путем".
Рано выносить суждение о том, каковы будут реальные последствия выдвинутых Президентом Российской Федерации инициатив, касающихся перехода к избранию глав субъектов России их законодательными собраниями по представлению Президента (уже закреплена федеральным законом), отказа от системы выборов в Государственную Думу по одномандатным избирательным округам, создания Общественной палаты (обсуждаются в Государственной Думе). Исключительно важно, чтобы эти принципиальные реформы осуществлялись на основе строго научных разработок, без доминирования соображений сиюминутной политической целесообразности, чтобы не наносился ущерб конституционно закрепленным гарантиям демократии в стране, политическим правам и свободам граждан. Необходим постоянный диалог между властью и обществом о путях практического осуществления реформ, их возможного корректирования в случае, если необходимый баланс между управляемостью государственных исполнительных структур, с одной стороны, и конституционными правами граждан - с другой, окажется нарушенным.
Российская Федерация гарантирует своим гражданам свободу передвижения. В связи с огромной территорией страны развитая сеть транспортных коммуникаций, нормальная работа общественного транспорта имеют большое значение для реализации населением своих прав и свобод, в том числе права на труд, медицинскую помощь, образование.
Между тем усиливаются негативные тенденции нарушения функционирования, и даже разрыва сети транспортных коммуникаций: транспорт либо отменен, либо ограничено его количество на отдельных маршрутах, связывающих между собой населенные пункты. Существуют регионы, где практически полностью отсутствует транспортная инфраструктура. Активное развитие частного сектора ставит вопрос оплаты проезда льготных категорий граждан. В целом реализация свободы передвижения существенно затрудняется постоянным ростом цен на транспортные услуги, что ведет к их недоступности для многих граждан. Нынешний рост цен на топливо, абсурдный для нефтедобывающей страны, доходы граждан которой далеко не достигают уровня доходов в развитых нефтеимпортирующих странах, можно расценить как нарушение прав человека.
Необходимы совершенствование и систематизация законодательства, регулирующего отношения в сфере предоставления транспортных услуг, а также формирование устойчиво развивающейся, эффективно и надежно функционирующей транспортной системы, отвечающей потребностям населения и доступной всем его слоям, включая малообеспеченных граждан.
Продолжается нарушение прав граждан на выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Формальная во многом замена института разрешительной прописки уведомительной регистрацией на практике не привела к значительному улучшению положения дел в этой сфере. Поступает много жалоб, касающихся нарушений, допускаемых правоохранительными органами: повышаются штрафы за пребывание без регистрации, отсутствие у людей соответствующих документов становится одной из причин поборов.
В ряде субъектов Российской Федерации, включая Москву, при рассмотрении жалоб граждан в связи с постановкой на регистрационный учет или при снятии с учета неправильно применяется законодательство Российской Федерации, а иногда ему противоречат нормативные акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Настойчивое стремление субъектов Федерации установить собственный порядок и условия регистрации граждан по месту пребывания и жительства нарушают конституционное право на свободу передвижения.
К положительным переменам в этом отношении следует, несомненно, отнести изменение в законодательстве о существенном удлинении (до 3 месяцев) срока регистрации граждан России в случае их переезда из одного региона страны в другой.
Права военнослужащих
Основную часть обращений военнослужащих и членов их семей к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации составляют те, которые касаются вопросов нарушения прав в период прохождения военной службы, права на жилище, материальное и пенсионное обеспечение.
Нередки факты призыва лиц, негодных к военной службе по состоянию здоровья, имеющих физические недостатки и психические заболевания, неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжких преступлений. Военкоматы прибегают к помощи милиции, чтобы обеспечить явку призывников. Участились случаи освобождения от призыва за взятки, что ведет как к ухудшению морального климата в обществе в целом, так и к комплектованию армии в основном молодыми людьми из наименее обеспеченных семей. Следствие этого - постоянно понижающийся культурный и образовательный уровень призывников, зачастую не позволяющий им эффективно овладеть сложными военными специальностями. "Качество" призывников в значительной степени определяет и климат в армейской среде.
Одной из самых болезненных является проблема обеспечения права военнослужащих на жизнь. Вступая в ряды Вооруженных Сил, граждане России осознанно принимают высокий риск, связанный с возможностью гибели или ранения в результате исполнения служебных обязанностей. Вместе с тем в условиях, когда, за исключением конфликта в Чечне, российская армия официально не принимает участия в боевых действиях, такой риск можно было бы значительно уменьшить, прежде всего путем грамотных действий командования, реальной оценки опасности, принятия мер по соблюдению всего комплекса прав граждан России, проходящих военную службу.
По-прежнему весьма высок уровень травматизма и гибели военнослужащих при исполнении ими служебных обязанностей, а также во время нахождения за пределами воинских частей.
События последнего времени (включая получившее мировой общественный резонанс "дело Ульмана") настоятельно диктуют необходимость законодательного закрепления понятия "преступный приказ" и установления мер ответственности для лиц, отдающих и исполняющих такие приказы.
Не могут быть терпимы случаи гибели и травматизма военнослужащих в результате неуставных отношений ("дедовщины"), рукоприкладства, жестокого обращения и иных нарушений воинской дисциплины. Особое распространение неуставные отношения получили среди военнослужащих, проходящих службу по призыву. Эти правонарушения грубо попирают воинский порядок: военная служба превращается в рассадник насилия, жестокости и правового нигилизма. Проявления "дедовщины" служат причиной значительного числа самоубийств, убийств, уклонений от военной службы, дезертирства, формируют отрицательный образ человека в погонах. Положить конец грубейшему попранию прав человека необходимо в том числе и для самих Вооруженных Сил, их эффективного функционирования, повышения их авторитета в обществе.
Проблема обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, грозит превратиться для государства в вечную и неразрешимую. В стране растет количество военнослужащих, не имеющих жилья. Введение нового порядка формирования денежного довольствия военнослужащих не полностью компенсирует отмену социальных льгот. К тому же проводимое в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации повышение оплаты жилья и тарифов на коммунальные услуги ухудшает жизненный уровень указанной категории лиц. Остро стоит проблема обеспечения жилищных прав военнослужащих в закрытых военных городках. Существующее сегодня многообразие способов реализации права военнослужащих на жилье нередко превращает это право в фикцию. Людям в военной форме требуются не обещания и даже не крайне неэффективные в своем нынешнем виде жилищные сертификаты, а живые деньги или снабженные реальными государственными гарантиями документы на получение жилья.
В условиях военной реформы все большее значение приобретают вопросы социальной защищенности, повышения жизненного уровня военнослужащих, достойного вознаграждения за их труд. Зачастую задерживаются различные дополнительные, компенсационные, социальные и другие выплаты военнослужащим. Нередко нарушаются права военнослужащих и членов их семей на страховое обеспечение.
Распространенным нарушением прав военнослужащих является несвоевременность, неполнота и неэффективность механизма денежных выплат за участие в боевых действиях. Военными прокуратурами установлены массовые случаи ненадлежащего исполнения должностными лицами своих обязанностей в этой области; имеются факты преступного присвоения и незаконного использования соответствующих денежных средств.
К Уполномоченному поступает большое количество жалоб на неисполнение судебных решений о взыскании с воинских частей Минобороны России денежных средств в пользу военнослужащих. По данным Правительства Российской Федерации, в сентябре 2004 года в целом по Минобороны России предъявлено к оплате по различным основаниям более 37,5 тыс. исполнительных листов на общую сумму 2,8 млрд. рублей.
В связи с этим Уполномоченный направил письмо Председателю Правительства Российской Федерации, в котором подчеркнул, что сама организация выплат, вынуждающая десятки тысяч людей "выбивать" у Министерства обороны заработанные - нередко с риском для жизни - деньги через суд является прямым нарушением Конституции Российской Федерации. Назрела необходимость в принятии Правительством России специального решения о единовременном погашении существующей задолженности и о немедленном перечислении всех требуемых для этого денежных средств из Федерального казначейства.
Недавно вступивший в силу Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" не снял всей остроты проблем для граждан, по своим убеждениям, в том числе религиозным, желающих заменить такой службой прохождение военной службы по призыву. Закон серьезно усложняет процедуру прохождения альтернативной гражданской службы, возлагая на военнообязанного бремя доказывания своих убеждений. Установлен обязательный срок прохождения гражданской службы, значительно превышающий срок службы по призыву. Без убедительного экономического обоснования введен экстерриториальный (за пределами субъекта Российской Федерации, где проживает призывник) принцип ее прохождения, что ведет к значительным транспортным расходам и выглядит, скорее, как способ "устрашения" граждан, выбравших альтернативную службу. Не исключается возможность прохождения гражданами альтернативной службы и действительной военной службы в одних и тех же учреждениях с общими служебными помещениями и местами отдыха, что может привести к возникновен

ПРИКАЗ Росрыболовства от 31.01.2005 n 28 О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДВАДЦАТОЙ СЕССИИ РОССИЙСКО-ЭСТОНСКОЙ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ В ЧУДСКОМ, ТЕПЛОМ И ПСКОВСКОМ ОЗЕРАХ (вместе с ПРОТОКОЛОМ от 12.11.2004)  »
Постановления и Указы »
Читайте также