РАЗРАБОТКА, ОБНОВЛЕНИЕ И ОТМЕНА ПРАВИЛ И РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ, СЕРТИФИКАЦИИ, АККРЕДИТАЦИИ И КАТАЛОГИЗАЦИИ. Р 50.1.039-2002 (утв. Постановлением Госстандарта России от 04.07.2002 n 268-ст) (с изм. от 30.12.2004)


Утверждены
Постановлением
Госстандарта России
от 4 июля 2002 г. N 268-ст
Дата введения -
1 января 2003 года
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
РАЗРАБОТКА, ОБНОВЛЕНИЕ И ОТМЕНА ПРАВИЛ
И РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ,
СЕРТИФИКАЦИИ, АККРЕДИТАЦИИ И КАТАЛОГИЗАЦИИ
Р 50.1.039-2002
(с изм., внесенными Приказом Ростехрегулирования
от 30.12.2004 N 158-ст)
Предисловие
1. Разработаны Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России.
Внесены Научно-техническим управлением Госстандарта России.
2. Приняты и введены в действие Постановлением Госстандарта России от 4 июля 2002 г. N 268-ст.
3. Взамен ГОСТ Р 1.10-95.
1. Область применения
Настоящие Рекомендации распространяются на процессы разработки, обновления (внесение изменений, пересмотр) и отмены следующих правил и рекомендаций, принимаемых Госстандартом России:
- правил по стандартизации;
- правил по метрологии;
- правил по сертификации;
- правил по аккредитации;
- правил по каталогизации;
- рекомендаций по стандартизации;
- рекомендаций по метрологии;
- рекомендаций по сертификации;
- рекомендаций по аккредитации;
- рекомендаций по каталогизации.
Настоящие Рекомендации также конкретизируют ГОСТ 1.2 (раздел 7) применительно к той части работ, которая проводится в Российской Федерации в процессе разработки правил по межгосударственной стандартизации и рекомендаций по межгосударственной стандартизации и изменений к ним, а также в процессе подготовки к отмене правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации.
Настоящие Рекомендации предназначены для применения научно-исследовательскими и иными организациями Госстандарта России, а также его структурными подразделениями.
Настоящие Рекомендации могут быть использованы при разработке указанных правил и рекомендаций организациями, не подведомственными Госстандарту России, с учетом положения, установленного в 3.8.
Настоящие Рекомендации могут быть также применены при разработке государственных стандартов Российской Федерации и межгосударственных стандартов, если она осуществляется по заказу Госстандарта России его научно-исследовательскими организациями.
Примечание - В настоящих Рекомендациях применимы термины по ГОСТ Р 1.12.
2. Нормативные ссылки
В настоящих Рекомендациях использованы ссылки на следующие стандарты и другие документы:
ГОСТ 1.2-97. Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены.
ГОСТ 1.5-2001. Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению.
ГОСТ 7.4-95. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Выходные сведения.
ГОСТ 13.1.002-80. Репрография. Микрография. Документы для съемки. Общие требования и нормы.
ГОСТ 13143-88. Дыроколы конторские. Основные параметры и размеры.
ГОСТ Р 1.5-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.
ГОСТ Р 1.8-95. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов.
ГОСТ Р 1.11-99. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов.
ГОСТ Р 1.12-99. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандартизация и смежные виды деятельности. Термины и определения.
ГОСТ Р 1.13-2001. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок подготовки уведомлений о проектах нормативных документов.
ОСТ 1789. Отверстия для скрепления документов.
Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009, с изменениями от 11 декабря 1997 г., 6 ноября 1998 г., 11 февраля 1999 г., и опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации, 1997, N 3, ст. 3895; 1997, N 50, ст. 5689; 1998, N 47, ст. 5771; 1999, N 8, ст. 1026).
Разъяснения о применении "Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (утверждены Приказом Минюста России от 14 июля 1999 г. N 217 и опубликованы в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, N 31).
ПМГ 03-99. Порядок регистрации и издания межгосударственных нормативных документов по стандартизации <*>.
--------------------------------
<*> Не введены в действие для непосредственного применения в Российской Федерации, поскольку устанавливают соответствующие процедуры только для Бюро по стандартам. В части порядка представления документов на регистрацию в Бюро по стандартам и издания в Российской Федерации действуют:
- настоящие Рекомендации - в отношении правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации (см. 7.10.1 и Приложение Р);
- ГОСТ Р 1.8 - в отношении межгосударственных стандартов.
ПР 50.1.010-97. Планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых научно-исследовательскими организациями Госстандарта России за счет средств федерального бюджета, и отчетность об их выполнении.
Р 50.1.004-95. Порядок подготовки в Госстандарте России межгосударственных стандартов для применения в Российской Федерации.
Р 50.1.034-2001. Коды, используемые в обозначении стандартов отраслей федеральными органами исполнительной власти.
Инструкция по делопроизводству в центральном аппарате Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии (утверждена Приказом Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 7 августа 2001 г. N 240).
3. Общие положения
3.1. Правила по стандартизации (метрологии, сертификации, аккредитации, каталогизации) разрабатывают при необходимости конкретизации (детализации) отдельных положений соответствующего по назначению основополагающего организационно-методического или общетехнического государственного стандарта Российской Федерации или межгосударственного стандарта, а также в случае нецелесообразности разработки организационно-методического государственного стандарта Российской Федерации, когда область применения подобного документа ограничена только организациями и структурными подразделениями Госстандарта России.
Примечание - Если правила по стандартизации (метрологии, сертификации, аккредитации, каталогизации) имеют межведомственный характер, то они относятся к нормативным правовым актам <*>, подготовка и государственная регистрация которых осуществляются по соответствующим правилам с учетом разъяснений о применении этих правил.
--------------------------------
<*> Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации").
3.2. Рекомендации по стандартизации (метрологии, сертификации, аккредитации, каталогизации) разрабатывают в случае целесообразности предварительной проверки на практике неустоявшихся, еще не ставших типовыми, организационно-методических положений в соответствующей области, т.е. до принятия государственного стандарта Российской Федерации (или правил), в котором могут быть установлены эти положения.
3.3. Назначение правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации установлено ГОСТ 1.2 (пункты 7.1 и 7.2).
3.4. Правила (рекомендации) не должны дублировать положения государственных стандартов Российской Федерации и действующих на ее территории межгосударственных стандартов или противоречить им.
3.5. Разработку правил и рекомендаций, указанных в 3.1 - 3.3, и изменений к ним (далее - правила и/или рекомендации <**>) осуществляют в следующей последовательности:
--------------------------------
<**> В случае необходимости в тексте статус документа может быть указан полностью, например правила по межгосударственной стандартизации, или сокращенно, например изменение к правилам.
- первая стадия - организация разработки документа;
- вторая стадия - разработка первой редакции проекта документа и ее рассмотрение;
- третья стадия - разработка окончательной редакции проекта документа и ее согласование в Российской Федерации;
- четвертая стадия - подготовка проекта документа к принятию и принятие документа;
- пятая стадия - регистрация документа, его издание и введение в действие.
3.6. Пересмотр правил (рекомендаций) осуществляют путем разработки взамен них документа того же статуса и назначения, что и действующий. При этом соблюдают тот же порядок, что и при разработке нового документа.
При необходимости статус правил (рекомендаций) может быть изменен. Взамен правил могут быть разработаны рекомендации и наоборот, а взамен рекомендаций может быть разработан стандарт, действующий на том же уровне стандартизации (федеральном или межгосударственном).
3.7. Если организации, осуществляющей разработку документа (далее - организация-разработчик), поручено ведение секретариата технического комитета по стандартизации (ТК) и/или секретариата межгосударственного технического комитета по стандартизации (МТК), то при разработке документа учитывают особенности проведения работ, связанные с деятельностью ТК и указанные в 5.3.1, 6.2, 6.4, 6.5, 9.2, 9.3, 9.5, Приложениях Б (пункты Б.1 и Б.5) и Ж, и/или особенности проведения работ, связанные с деятельностью МТК и указанные в 4.3.5, 5.3.1 и Приложении Б (пункты Б.3, Б.4, Б.6).
Примечание - Если в ТК или МТК созданы подкомитеты, то работы по разработке документов могут быть выполнены на уровне соответствующих подкомитетов (ПК или МПК), если это не противоречит положению о данном ТК или МТК или если эти работы прямо предусмотрены в нем.
3.8. Если организация-разработчик неподведомственна Госстандарту России, то проведение работ по рассмотрению проекта правил (рекомендаций) в Госстандарте России, а также по подготовке проекта к принятию, по формированию и оформлению дела документа может быть поручено (путем заключения договора) научно-исследовательской организации Госстандарта России, имеющей опыт работ в данной области (стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, каталогизации).
3.9. При разработке правил (рекомендаций) по межгосударственной стандартизации учитывают особенности проведения работ на межгосударственном уровне, которые далее выделены в тексте настоящих Правил курсивом, а также общий порядок их разработки, установленный ГОСТ 1.2 (раздел 7).
Виды операций, помеченные курсивом в официальном тексте документа, в электронной версии документа выделены прописными буквами. 3.10. Разработку документов осуществляют с использованием Системы обеспечения автоматизации процесса стандартизации, размещенной в Межведомственной корпоративной информационной сети МАКРОНЕТ.
4. Организация разработки документа
4.1. Организация разработки правил (рекомендаций) включает планирование соответствующей работы, заключение договора на разработку и уведомление о начале разработки.
4.2. Планирование работы по разработке правил (рекомендаций) и заключение соответствующего договора (в том числе составление и утверждение технического задания (ТЗ) на разработку) осуществляют в соответствии с ПР 50.1.010.
4.3. После заключения договора на разработку правил (рекомендаций) организация-разработчик готовит уведомление о проекте правил (рекомендаций) по ГОСТ Р 1.13.
В СЛУЧАЕ РАЗРАБОТКИ ПРАВИЛ (РЕКОМЕНДАЦИЙ) ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЯ-РАЗРАБОТЧИК В ДОПОЛНЕНИЕ К УКАЗАННОМУ В ГОСТ Р 1.13 НАПРАВЛЯЕТ УВЕДОМЛЕНИЕ О НАЧАЛЕ РАЗРАБОТКИ ДОКУМЕНТА ВО ВСЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, ВХОДЯЩИЕ В ЕВРАЗИЙСКИЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ (ЕАСС), А ТАКЖЕ В БЮРО ПО СТАНДАРТАМ.
ЕСЛИ ПРИ ЭТОМ ОРГАНИЗАЦИЯ-РАЗРАБОТЧИК ВЕДЕТ СЕКРЕТАРИАТ МТК (МПК), ТО УВЕДОМЛЕНИЕ О НАЧАЛЕ РАЗРАБОТКИ ПРАВИЛ (РЕКОМЕНДАЦИЙ) ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ РАССЫЛАЮТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПОЛНОМОЧНЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ В МТК (МПК), А ЕСЛИ ОНИ НЕ НАЗНАЧЕНЫ, ТО СООТВЕТСТВУЮЩИМ НАЦИОНАЛЬНЫМ ОРГАНАМ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ.
4.4. Федеральные и иные органы исполнительной власти, предприятия и организации, заинтересованные в рассмотрении проекта правил (рекомендаций), направляют организации-разработчику заявки о его представлении.
5. Разработка и рассмотрение
первой редакции проекта документа
5.1. Организация-разработчик в соответствии с ТЗ на разработку готовит первую редакцию проекта правил (рекомендаций), пояснительную записку к нему (см. Приложение А) и проект перечня рассылки на отзыв (см. Приложение Б), а также проект сопроводительного письма Госстандарта России для рассылки первой редакции проекта документа. ПРИ ЭТОМ ПРОЕКТ ПИСЬМА О РАССЫЛКЕ ПРОЕКТА ПРАВИЛ (РЕКОМЕНДАЦИЙ) ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ В ДРУГИЕ ГОСУДАРСТВА РЕКОМЕНДУЕТСЯ ИЗЛАГАТЬ, ИСПОЛЬЗУЯ ТИПОВУЮ ФОРМУЛИРОВКУ, ПРИВЕДЕННУЮ В В.1 (ПРИЛОЖЕНИЕ В).
Указанные выше документы организация-разработчик представляет в управление Госстандарта России, которое заказало разработку документа (далее - заказывающее управление), за один месяц до установленной в ТЗ даты рассылки первой редакции проекта документа.
5.1.1. Построение, изложение и оформление правил (рекомендаций) по стандартизации (метрологии, сертификации, аккредитации, каталогизации) и изменений к ним - по ГОСТ Р 1.5 с дополнениями, приведенными в 5.1.3.
ПОСТРОЕНИЕ, ИЗЛОЖЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ПРАВИЛ (РЕКОМЕНДАЦИЙ) ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ И ИЗМЕНЕНИЙ К НИМ - ПО ГОСТ 1.5.
5.1.2. Если правила по стандартизации (метрологии, сертификации, аккредитации, каталогизации) предполагается зарегистрировать в Минюсте России в качестве нормативного правового акта в силу межведомственного характера данных правил, то их оформление осуществляют в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной

СТАНДАРТИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. СТАНДАРТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ГОСТ Р 1.4-2004 (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 n 154-ст)  »
Постановления и Указы »
Читайте также