<ПИСЬМО> ЦБ РФ от 28.12.2004 n 151-Т О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ В РЕГИОНЕ


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПИСЬМО
от 28 декабря 2004 г. N 151-Т
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ В РЕГИОНЕ
Банк России направляет Рекомендации по проведению анализа деятельности кредитных организаций и развития банковских услуг в регионе (далее - Рекомендации) (письмо Департамента банковского регулирования и надзора от 19.03.03 N 15-4-1/480), доработанные с учетом принятия Банком России Инструкции от 16.01.04 N 110-И "Об обязательных нормативах банков", Положения от 26.03.04 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности", указания от 16.01.04 N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации".
Исходные данные для доработки программных комплексов Системы анализа деятельности кредитных организаций и развития банковских услуг в регионе направлены в Главный центр информатизации.
Территориальными учреждениями Банка России дана позитивная оценка Рекомендациям.
Информация, размещенная территориальными учреждениями на Корпоративном Портале Банка России, показывает, что регулярный анализ деятельности кредитных организаций и развития банковских услуг в регионе проводят 18 территориальных учреждений. В их числе Главное управление Банка России по Воронежской области, Главное управление Банка России по Омской области, Главное управление Банка России по Пермской области, Главное управление Банка России по Свердловской области.
Банк России исходит из того, что регулярное проведение анализа деятельности кредитных организаций и развития банковских услуг в регионе способствует выявлению текущих тенденций в банковской сфере. Размещение результатов анализа на Корпоративном Портале Банка России позволяет территориальным учреждениям проводить сравнительные оценки по регионам. В связи с этим указанный анализ является одним из инструментов оценки уровня стабильности банковской системы.
Результаты анализа целесообразно также использовать при подготовке территориальными учреждениями Банка России информации, представляемой в Банк России в соответствии с письмом Банка России от 16.04.98 N 94-Т.
Первый заместитель Председателя
А.А.КОЗЛОВ



Приложение
к указанию оперативного характера
от 28 декабря 2004 г. N 151-Т
Утверждаю
Первый заместитель
Председателя Банка России
А.А.КОЗЛОВ
28 декабря 2004 года
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
И РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ В РЕГИОНЕ
(новая редакция)
Целью настоящих Рекомендаций является оказание методической помощи территориальным учреждениям Банка России в проведении анализа деятельности кредитных организаций региона <*>, оценке уровня обеспеченности региона банковскими услугами и на этой основе - определение финансовой устойчивости кредитных организаций региона и перспектив их развития.
------------------------------------
<*> Имеются в виду кредитные организации, головные офисы которых зарегистрированы на территории региона.
Рекомендации направлены на повышение эффективности реализации территориальными учреждениями Банка России своих функций по развитию и укреплению банковского сектора Российской Федерации, осуществлению регулирования деятельности кредитных организаций.
Анализ проводится по кредитным организациям, прошедшим государственную регистрацию и имеющим лицензию Банка России на осуществление банковских операций, т.е. по действующим кредитным организациям.
Анализ осуществляется по следующим направлениям:
Роль кредитных организаций в экономике региона
1. Институциональные аспекты развития банковских услуг в регионе.
2. Обеспеченность региона банковскими услугами.
Коммерческая деятельность кредитных организаций региона
3. Структура банковских операций.
4. Финансовое состояние кредитных организаций региона.
Риски кредитных организаций региона
5. Адекватность капитала кредитных организаций региона принятым рискам.
6. Кредитный риск.
7. Рыночный риск.
8. Ликвидность кредитных организаций региона.
Предлагаемые направления анализа являются необходимым минимумом. Территориальные учреждения Банка России могут по своему усмотрению дополнительно анализировать другие аспекты деятельности кредитных организаций региона.
Анализ проводится на основе таблиц аналитических показателей, позволяющих выявлять текущие тенденции и сделать выводы по соответствующему направлению анализа. При подготовке выводов следует изучать факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на динамику анализируемых показателей, выявлять взаимосвязи между указанными факторами.
Анализ базируется на данных следующих форм отчетности:
- оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета кредитной организации (код формы 0409101) <*>;
------------------------------------
<*> Здесь и далее по тексту настоящих Рекомендаций номера форм отчетности кредитных организаций и территориальных учреждений Банка России приведены в соответствии с указанием Банка России от 16.01.04 N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
- оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета кредитной организации (код формы 0409101)* <*> - по головным офисам и филиалам кредитных организаций, расположенным на территории региона;
------------------------------------
<*> Наименование отчетности со знаком "*" показывает, что используется форма отчетности в соответствии с указанием Банка России от 22.03.2004 N 1398-У "О перечне, формах, правилах и порядке составления и представления форм отчетности структурными подразделениями Банка России в Центральный банк Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
- отчета о прибылях и убытках кредитной организации (код формы 0409102);
- информации о качестве ссуд, ссудной и приравненной к ней задолженности (код формы 0409115);
- данных о крупных кредитах (код формы 0409118);
- сведений об активах и пассивах по срокам востребования и погашения (код формы 0409125);
- расчета собственных средств (капитала) (код формы 0409134);
- информации об обязательных нормативах, рассчитанных в соответствии с Инструкцией Банка России от 16.01.2004 N 110-И "Об обязательных нормативах банков" (с изменениями и дополнениями), и отдельных элементах расчета обязательных нормативов (код формы 0409135);
- сводного отчета о размере рыночного риска (код формы 0409153);
- сведений о резервах на возможные потери (код формы 0409155);
- сведений о деятельности кредитных организаций (их филиалов) в части расчетов с использованием платежных карт (код формы 0409250);
- сведений о клиентской сети кредитной организации (ее филиала) (код формы 0409253);
- сведений о кредитах и задолженности по кредитам, выданным заемщикам различных регионов, и размере привлеченных депозитов (код формы 0409302) <*>;
------------------------------------
<*> С 1 января 2005 года вводятся уточнения в форму 0409302 "Сведения о кредитах и задолженности по кредитам, выданным заемщикам различных регионов" (изменен перечень подотраслей). Отчет по новой форме будет по состоянию на 01.04.05.
- отчета о наличии в кредитной организации неудовлетворенных требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и неисполнении обязанности по уплате обязательных платежей в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации (код формы 0409351)*;
- формы расчета показателей в приложениях 2 и 3 Инструкции Банка России от 16.01.04 N 110-И "Об обязательных нормативах банков" (с изменениями и дополнениями);
- приложения 1 (отчет об открытой валютной позиции (код формы 0409634)) и приложения 4 к Инструкции Банка России от 22.05.1996 N 41 "Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации";
- анкеты "Мониторинг предприятий II" (приложение 1 к Положению Банка России от 19 марта 2002 г. N 186-П "О проведении мониторинга предприятий Банком России").
Территориальные учреждения по своему усмотрению могут использовать для анализа и другие формы отчетности кредитных организаций, предусмотренные нормативными документами Банка России.
Во всех случаях, за исключением оговоренных особо или обусловленных необходимостью получения данных в разрезе отдельных групп кредитных организаций, для расчетов показателей могут быть использованы сводные данные соответствующих форм отчетности по региону.
Система показателей, используемых для целей анализа, и алгоритмы их расчета приведены в таблицах, прилагаемых к настоящим Рекомендациям.
Особенности расчета отдельных показателей таблиц приведены в Приложении 1 к настоящим Рекомендациям.
Для сравнения результатов анализа совокупных показателей деятельности кредитных организаций региона с соответствующими показателями банковского сектора Российской Федерации целесообразно использовать данные сборника "Обзор банковского сектора Российской Федерации", размещенного на сайте Банка России в сети Интернет.
РОЛЬ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА
1. Институциональные аспекты развития
банковских услуг в регионе
Цель анализа. Выявление изменений институциональной структуры банковского сектора в регионе, тенденций концентрации активов и капитала кредитных организаций в регионе.
Содержание анализа.
1.1. На основе данных таблицы 1.1 анализируются в динамике количественные характеристики кредитных организаций и филиалов, сопоставляется удельный вес кредитных организаций, имеющих генеральные лицензии, валютные лицензии в общем количестве кредитных организаций, действующих в регионе.
1.2. Анализируется развитие филиальной сети кредитных организаций региона (число филиалов, функционирующих в данном регионе), а также количество филиалов других кредитных организаций, представленных на территории данного региона с выделением филиалов Сбербанка России.
1.3. На основе данных таблиц 1.3 и 1.4 анализируется роль на рынке банковских услуг региона кредитных организаций, созданных с участием государственных органов, в том числе с долей более 50%, и кредитных организаций, контролируемых иностранным капиталом <*>, с выделением их доли в общем количестве кредитных организаций региона, совокупных активах и капитале.
------------------------------------
<*> Кредитные организации, в которых доля участия нерезидентов в уставном капитале свыше 50%.
1.4. Анализируется динамика основных показателей деятельности кредитных организаций, у которых отозвана лицензия (таблица 1.2).
1.5. Тенденции концентрации активов и капитала кредитных организаций в регионе определяются на основе данных таблиц 1.3 и 1.4 путем сопоставления в динамике удельного веса активов и капитала кредитных организаций, ранжированных по группам в зависимости от размера активов и капитала, и общей величине активов и капитала кредитных организаций региона.
Для оценки уровня концентрации активов и капитала кредитных организаций в регионе, а также концентрации кредитов, выданных предприятиям нефинансового сектора, и депозитов физических лиц, привлеченных кредитными организациями региона, рекомендуется также использовать индекс Херфиндаля-Хиршмана. Данный индекс рассчитывается как сумма квадратов удельных весов показателя деятельности кредитных организаций (активов, капитала, кредитов нефинансовому сектору, депозитов физических лиц) <*> в общей величине соответствующего совокупного показателя деятельности кредитных организаций региона. Индекс показывает степень концентрации показателя и принимает значения от 0 до 1. В соответствии с международной практикой значение 0 соответствует минимальной концентрации; менее 0,10 - низкому уровню концентрации; от 0,10 до 0,18 - среднему уровню концентрации; свыше 0,18 - высокому уровню концентрации.
------------------------------------
<*> Активы кредитных организаций, кредиты, выданные нефинансовому сектору, а также депозиты физических лиц рассчитываются по кредитным организациям, зарегистрированным на территории региона, и их филиалам, расположенным на территории региона, а также по расположенным на территории региона филиалам кредитных организаций, зарегистрированных в других регионах.
2. Анализ обеспеченности региона банковскими услугами
Цель анализа. Выявление степени обеспеченности региона банковскими услугами по следующим направлениям: институциональный аспект развития банковской инфраструктуры в регионе, уровень концентрации банковских активов и кредитных вложений в реальный сектор экономики, степень обеспеченности спроса населения на банковские услуги.
Содержание анализа.
2.1. Аналитическая работа заключается в оценке динамики совокупного индекса обеспеченности региона банковскими услугами, а также его составляющих: институциональной обеспеченности банковскими услугами (по численности кредитных организаций и филиалов кредитных организаций); финансовой обеспеченности банковскими услугами (по активам и объему кредитов реальному сектору экономики); состояния сберегательного дела (по объему депозитов физических лиц) (таблица 2.1) <*>.
------------------------------------
<*> Данная таблица рассчитывается централизованно Департаментом банковского регулирования и надзора и высылается в территориальные учреждения Банка России по системе "Ремарт".
2.2. Оценка институциональной обеспеченности банковскими услугами характеризует банковскую инфраструктуру региона с точки зрения степени охвата населения (количество кредитных организаций и филиалов, кредитных организаций, приходящихся на одного жителя). Важная составляющая такого анализа - возможность оценить состояние банковской инфраструктуры в регионе, сопоставить уровень ее развития с положением, складывающимся в банковском секторе. Для этого в процессе аналитической работы рекомендуется анализировать не только динамику показателя в целом, но и его составляющих: институциональной обеспеченности по региону (числитель индекса); институциональной обеспеченности по банковскому сектору (знаменатель индекса).
2.3. Для оценки уровня финансовой обеспеченности банковскими услугами предлагается определить соотношение сальдированных активов <*> кредитных организаций и валового регионального продукта. Сопоставление полученного показателя и аналогичного показателя по банковскому сектору в целом позволяет дать сравнительную

<ПИСЬМО> Минфина РФ от 28.12.2004 n 11-02-007 <О ПРИЕМЕ РАСХОДНЫХ РАСПИСАНИЙ ОТ ГЛАВНЫХ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА>  »
Постановления и Указы »
Читайте также