ПРИКАЗ ФТС РФ от 20.12.2004 n 403 О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2004 - 2008 ГОДЫ


ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 20 декабря 2004 г. N 403
О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2004 - 2008 ГОДЫ
В целях реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", во исполнение пункта 6 плана мероприятий Минэкономразвития России по реализации в 2004 году положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2005 году" и пункта 34 плана-графика мероприятий по преобразованию ГТК России в Федеральную таможенную службу, утвержденного Приказом ФТС России от 25.08.2004 N 27, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Целевую программу развития таможенной службы Российской Федерации на 2004 - 2008 годы (далее - Целевая программа).
2. Начальникам структурных подразделений ФТС России, руководителям региональных таможенных управлений, таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, организаций, находящихся в ведении ФТС России, обеспечить:
а) ежегодную разработку мероприятий по выполнению комплексных мер Целевой программы и определение непосредственных результатов выполнения данных мероприятий;
б) безусловное исполнение мероприятий и показателей непосредственного результата, а также конечных результатов, определенных Целевой программой, в части своей компетенции;
в) представление в Главное организационно-инспекторское управление отчетов о выполнении комплексных мер, показателей непосредственного и конечного результата.
3. Главному организационно-инспекторскому управлению (Р.С. Мухутдинов) обеспечить:
а) формирование плана работы ФТС России по исполнению Целевой программы;
б) текущий контроль и координацию деятельности структурных подразделений ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, организаций, находящихся в ведении ФТС России, по исполнению плана работы ФТС России;
в) подготовку доклада руководителю ФТС России о ходе и итогах исполнения Целевой программы.
4. Признать Приказ ГТК России от 09.03.2004 N 276 "О Целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 2004 - 2008 годы" утратившим силу.
Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Руководитель службы,
генерал-полковник
таможенной службы
А.Е.ЖЕРИХОВ



Приложение
к Приказу ФТС России
от 20 декабря 2004 г. N 403
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2004 - 2008 ГОДЫ
I. Введение
Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 2004 - 2008 годы (далее - Целевая программа) разработана в целях осуществления задач, определенных ежегодным Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, с учетом требований Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 гг., одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".
Целевая программа призвана стать инструментом дальнейшего совершенствования таможенного администрирования при решении следующих социально-экономических и политических задач государства:
- развитие и укрепление внешнеэкономической деятельности, интеграция российской экономики в мировую экономику;
- углубление интеграции на пространстве Содружества Независимых Государств, в том числе в рамках Единого экономического пространства, Евразийского экономического сообщества;
- повышение конкурентоспособности российских производителей на мировых рынках, реализация конкурентных преимуществ российской экономики;
- защита рынка, товаропроизводителя и стимулирование развития экономики;
- поддержание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата и "здоровой" конкурентоспособной среды;
- выработка конструктивного механизма взаимодействия бизнеса и государства, снижение непроизводственных расходов бизнеса;
- обеспечение устойчивой бюджетной и валютной политики;
- выполнение социальных обязательств государства, повышение благосостояния населения, борьба с бедностью и нищетой;
- обеспечение безопасности России (адекватный ответ на угрозы XXI века).
II. Содержание проблем и обоснование необходимости
их решения программными методами
В условиях глобализации мировой экономики, интеграции российской экономики в международное экономическое пространство, присоединения к Всемирной торговой организации возрастает роль и значение таможенного регулирования как элемента государственного управления внешнеторговой деятельностью.
Всемирная таможенная организация считает показателями высокого развития таможенной службы наличие современного законодательства, новейших информационных технологий, развитой инфраструктуры и высококвалифицированных кадров.
Выполнение мероприятий, предусмотренных Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 2001 - 2003 годы, позволило создать предпосылки для нового этапа модернизации системы таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы).
Предпринятые меры по оптимизации таможенного тарифа, упорядочению правовой базы деятельности таможенных органов, упрощению таможенных процедур, внедрению новейших информационных технологий таможенного оформления и таможенного контроля способствовали повышению административно-правовой и экономической эффективности деятельности таможенной службы Российской Федерации (далее - таможенная служба).
Повышение эффективности борьбы с контрабандой, недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости товаров позволило существенно подорвать позиции теневого бизнеса.
Объемы "серого" импорта в последние годы имеют тенденцию к снижению, чему в немалой степени способствовало, с одной стороны, ужесточение контроля со стороны таможенных органов, а с другой - создание условий для упрощения и ускорения таможенных процедур в отношении законопослушных участников внешнеторговой деятельности.
Налажен конструктивный диалог с предпринимательскими кругами по основным вопросам таможенного регулирования и таможенного контроля. Развитие отношений между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности переместилось в плоскость цивилизованного сотрудничества.
Проведение единой хозяйственной политики в вопросах капитального строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения объектов таможенных органов, а также укрепление и развитие материально-технической и социальной базы позволили частично решить вопросы развития таможенной инфраструктуры.
Избрание Российской Федерации в июне 2003 года вице-председателем Совета Всемирной таможенной организации - координатором Европейского региона, включающего 49 государств, свидетельствует о признании серьезных достижений таможенной службы Российской Федерации и о росте ее международного авторитета.
Новый статус приобрела Российская таможенная академия, на базе которой в 2002 году создан Региональный учебный центр Всемирной таможенной организации.
Проведенные за последние годы реформы позволили сформировать необходимый потенциал для дальнейшего развития таможенной службы.
Разработка Целевой программы обусловлена изменившимися приоритетами в деятельности таможенной службы, а также необходимостью комплексного подхода к решению стоящих задач и имеющихся проблем. С введением Таможенного кодекса Российской Федерации, являющегося основой правовой системы таможенного регулирования в Российской Федерации, для таможенных органов на первый план выдвигается задача содействия развитию внешней торговли.
Таможенное регулирование становится одним из важнейших инструментов улучшения эффективности внешнеторговой деятельности, макроэкономической ситуации в целом, не снимая при этом с таможенной службы задачи по обеспечению наполнения доходной части федерального бюджета Российской Федерации.
Дальнейшее поступательное развитие таможенной службы невозможно без решения следующих проблем:
- обустройства таможенной границы Российской Федерации;
- достижения качественно нового уровня информатизации таможенных органов;
- обеспечения единообразного применения таможенного законодательства Российской Федерации (далее - таможенное законодательство);
- оптимизации принятия решения при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, снижения субъективного фактора;
- достижения оптимального соотношения между временем, затрачиваемым на проведение таможенного контроля, и эффективностью его проведения;
- гармонизации и унификации таможенного законодательства с международными стандартами в сфере таможенного регулирования;
- укрепления законности и правопорядка в сфере внешнеэкономической деятельности;
- предотвращения коррупции в таможенных органах;
- укрепления кадрового потенциала и повышения социального статуса должностных лиц таможенных органов;
- создания надлежащих условий труда, отвечающих современным требованиям, для должностных лиц и работников таможенных органов.
Целевая программа определяет основные параметры развития таможенной службы на ближайшие пять лет, предлагает пути решения существующих проблем с учетом имеющихся бюджетных и общих ресурсных ограничений и призвана обеспечить построение эффективной таможенной системы, соответствующей требованиям XXI века.
III. Цель и задачи развития таможенной службы
Целевая программа определяет стратегической целью развития таможенной службы реализацию общегосударственных задач в области таможенного дела и обеспечение безусловного и полного соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации для экономического процветания и социального благополучия нации.
Стратегическая цель соответствует положениям статьи 71 Конституции Российской Федерации, Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года, Таможенного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов "О федеральном бюджете", Основных направлений административной реформы, Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Стратегическая цель будет достигнута путем решения следующих задач.
Задача 1. Всемерное содействие развитию торговли, ускорение товарооборота и расширение внешнеторговых связей России.
Задача 2. Наполнение доходной части федерального бюджета Российской Федерации.
Задача 3. Уменьшение потенциальных угроз государству, вызванных перемещением запрещенных, ограниченных к ввозу (вывозу) на территорию Российской Федерации товаров или незаконным перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, а также проведением незаконных валютных операций, которые могут нанести вред обществу или подорвать экономику страны. Совершенствование системы управления таможенными органами.
Перечисленные задачи соответствуют функциям Федеральной таможенной службы, которые закреплены ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации и Положением о Федеральной таможенной службе.
Для решения задач, определенных Целевой программой, разработаны комплексные меры, которые будут исполняться посредством выполнения трех ведомственных бюджетных программ.
1. Ведомственная бюджетная программа "Таможенная граница. Совершенствование таможенного контроля в пунктах пропуска через границу Российской Федерации". Данная программа позволит:
- обеспечить необходимый и достаточный уровень контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через границу;
- создать условия для ускорения проведения таможенных процедур;
- обеспечить применение новейших информационных и таможенных технологий в деятельности таможенных постов и таможен на границе;
- укрепить таможенную инфраструктуру на Государственной границе Российской Федерации за счет строительства, реконструкции и эксплуатации автомобильных пунктов пропуска и иных объектов таможенной инфраструктуры;
- обеспечить выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений при перемещении товаров через границу;
- укрепить кадровый потенциал таможенных постов (отделов таможенного оформления и таможенного контроля), расположенных в пунктах пропуска;
- повысить уровень материально-технического и информационного обеспечения приграничных таможенных органов.
2. Ведомственная бюджетная целевая программа "Администрирование и контроль за соблюдением международных торговых соглашений. Таможенное оформление и таможенный контроль на территориях субъектов Российской Федерации". Данная программа позволит:
- обеспечить выполнение плановых заданий Правительства Российской Федерации по перечислению в федеральный бюджет таможенных платежей;
- обеспечить необходимый и достаточный уровень контроля за товарами и транспортными средствами в местах таможенного оформления;
- создать условия для ускорения процесса таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств в местах таможенного оформления;
- обеспечить применение новейших информационных и таможенных технологий в деятельности таможенных постов и таможен в субъектах Российской Федерации;
- обеспечить выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений в области таможенного дела и валютного законодательства в сфере внешнеторговой деятельности;
- укрепить таможенную инфраструктуру таможенных постов, расположенных внутри страны, за счет строительства, реконструкции и эксплуатации административных зданий (служебных помещений), создания складов временного хранения и таможенных складов, учреждаемых таможенными органами;
- укрепить кадровый потенциал таможенных постов, расположенных внутри страны (отделов таможенного оформления и таможенного контроля);
- повысить уровень материально-технического и информационного обеспечения таможенных постов и таможен в субъектах Российской Федерации.
3. Ведомственная бюджетная целевая программа "Институциональное развитие и формирование информационно-технического потенциала таможенных органов. Организация исполнения таможенного законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации". Данная программа позволит:
- повысить эффективность системы управления таможенными органами;
- обеспечить организацию процессов таможенного оформления и контроля;
- модернизировать информационную систему таможенных органов;
- повысить эффективность проводимых мероприятий по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил;
- расширить и укрепить международное сотрудничество;
- укрепить систему ведомственного контроля;
- обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;
- обеспечить медицинское обслуживание и социальные гарантии должностным лицам таможенных органов;
- повысить уровень материально-технического, правового, финансового, кадрового, информационного обеспечения таможенных органов.
IV. Основные направления деятельности таможенных органов.
Комплексные меры
Обеспечение выгодной интеграции России в международное экономическое пространство, достижение сбалансированного роста российской экономики требуют поиска новых подходов к исполнению возложенных на таможенную службу функций.
Расширение взаимодействия таможенных органов с деловыми кругами посредством активизации механизма Консультативного совета по таможенной политике ФТС России, совершенствование порядка информирования и консультирования участников внешнеэкономической деятельности по вопросам таможенного дела будет способствовать развитию партнерских взаимоотношений с участниками внешнеэкономической деятельности, формированию нормального делового климата в России.
Получит дальнейшее развитие информационно-разъяснительная работа о таможенном деле с привлечением российских и иностранных средств массовой информации, информационное обеспечение органов государственной власти, организаций и граждан.
Важнейшим фактором создания благоприятных условий в области внешнеэкономической деятельности является отказ от избыточного таможенного администрирования.
Оптимизация выполнения таможенных процедур позволит снизить затраты времени на проведение таможенного контроля, повысить его эффективность и осуществлять максимально быстро таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Для достижения положительных результатов в этом направлении предусматривается выполнение следующих комплексных мер:
- внедрение системы управления рисками в процесс таможенного оформления и таможенного контроля (концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации);
- развитие системы сопоставительного анализа данных статистики внешней торговли России и стран - торговых партнеров в плане расширения круга стран, вовлеченных в систему анализа, в целях выявления случаев недостоверного декларирования товаров;
- разработка и внедрение автоматизированной торговой модели вероятностной оценки и прогнозирования рисков недостоверного декларирования товаров;
- внедрение информационных технологий в процесс таможенного оформления и таможенного контроля, в том числе декларирования товаров в электронной форме;
- осуществление работ по минимизации таможенных формальностей в приграничных таможенных органах;
- осуществление мероприятий по смещению акцента при проведении таможенного контроля с этапа таможенного оформления на таможенный контроль после выпуска товаров;
- разработка и применение системы учета и контроля за деятельностью участников внешнеэкономической деятельности, интегрированной с информационными ресурсами правоохранительных и контролирующих органов;
- расширение перечня таможенных органов, уполномоченных производить таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых с применением карнета АТА;
- проектирование, разработка и поэтапное внедрение новой компьютеризированной системы контроля за таможенным транзитом товаров на основе использования современных информационных технологий;
- разработка гармонизированного с Европейским союзом единого транзитного документа, в том числе в электронном виде;
- осуществление работ по обеспечению беспрепятственного перемещения товаров между Калининградской областью и остальной частью России транзитом через территорию Литвы. Совершенствование автоматизированной системы "Калининградский транзит".
Процесс рационального вхождения России в мировую экономику, повышения конкурентоспособности российских производителей на мировых рынках, защиты отечественных производителей требует дальнейшего совершенствования таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Таможенный тариф должен стать интегрированной частью налоговой системы государства, способной адекватно выполнять регулятивную, протекционистскую и фискальную функции.
Для реализации мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности таможенные органы в части своей компетенции будут осуществлять следующие комплексные меры:
- ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) России, ТН ВЭД СНГ и ТН ВЭД ЕврАзЭС (приведение в соответствие четвертому изданию Гармонизированной системы);
- совершенствование процедуры принятия таможенными органами предварительных решений о классификации и стране происхождения товаров;
- совершенствование контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в том числе с назначением экспертизы;
- обеспечение соблюдения запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности.
Таможенный контроль в отношении товаров, которые в силу своих свойств могут быть использованы при создании оружия массового поражения и средств его доставки, остается наиболее действенным инструментом сдерживания их нелегального трансграничного оборота, непосредственно влияет на обеспечение национальной безопасности страны и соблюдение ее международных обязательств. В условиях эскалации международного терроризма данное обстоятельство обуславливает необходимость повышения эффективности экспортного контроля посредством создания механизмов, позволяющих минимизировать риск нарушения законодательства Российской Федерации в части несанкционированного вывоза товаров и технологий двойного назначения.
Кроме того, обеспечению экономической, социальной, экологической, технологической безопасности будет способствовать повышение эффективности таможенного контроля товаров и транспортных средств посредством развития экспертно-криминалистической службы, совершенствования ее методической и материально-технической базы, внедрения новых экспертно-исследовательских технологий, а также развития кинологической службы, использования морских (речных) и воздушных судов таможенных органов. Будет подготовлена программа развития кинологической службы таможенных органов и выполняться программа совершенствования морской службы таможенных органов и авиации Федеральной таможенной службы на 2005 - 2007 годы.
Совершенствование организации и проведения валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок, таможенного контроля за перемещением драгоценных металлов и драгоценных камней с участием контролеров Минфина России позволит осуществлять надлежащий контроль за поступлением выручки по экспортным операциям и обоснованностью платежей по импортным, связанным с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, а также снизить риск валютных правонарушений по сделкам, на которые не распространяется действие технологий валютного контроля, основанных на применении паспортов сделок.
Либерализация валютного законодательства Российской Федерации и изменение законодательства в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности в части регулирования внешнеторговых бартерных сделок предполагают дальнейшую адаптацию к законодательным изменениям технологий валютного контроля с использованием системы управления рисками, электронного документооборота и других прогрессивных технологий.
Повышение эффективности проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств и, в первую очередь, таможенных ревизий будет осуществляться путем максимального использования автоматизированных систем, внедрения технологий анализа и управления рисками, включая оценку рисков и выборочный контроль, использования информации, полученной как от подразделений таможенных органов, так и от контролирующих (в первую очередь налоговых) и правоохранительных органов.
Своевременное и полное наполнение доходной части бюджета Российской Федерации в немалой степени зависит от внедрения оптимальных технологий уплаты и контроля таможенных платежей с учетом дифференцированного подхода к участникам внешнеэкономической деятельности, поиска новых и совершенствования существующих форм и технологий контроля таможенной стоимости.
В этом направлении будет осуществляться работа по внедрению технологии расчетов по таможенным и иным платежам с применением микропроцессорных пластиковых карт на территории государств - участников СНГ и стран Европейского союза, а также разработки и реализации концепции организации контроля таможенной стоимости.
Усиление контроля за поступлением неналоговых средств в федеральный бюджет Российской Федерации, разработка дополнительных механизмов взаимодействия с компетентными государственными органами и совершенствование нормативной базы, регулирующей исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, будет способствовать повышению эффективности исполнительного производства.
Важнейшим фактором эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов является организация системного противодействия угрозам экономической безопасности государства, разработка стратегии и тактики противодействия криминальным проявлениям, координация усилий всех правоохранительных органов и обеспечение их взаимодействия путем существенного расширения информационных ресурсов.
Среди первоочередных организационных и практических мер стоит укрепление взаимодействия и информационного обмена с МВД России, ФСБ России, ФСКН России, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, ФНС России, Ростехрегулированием, Россельхознадзором, Росздравнадзором, Роспотребнадзором, Росфинмониторингом, органами и агентами валютного контроля, Минсельхозом России, Минтрансом России и Счетной палатой Российской Федерации.
Развитие много- и двустороннего сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями, а также со странами, входящими в зону риска в отношении контрабанды наркотиков, оружия, легализации доходов от незаконной торговли, будет способствовать совершенствованию работы по добыванию упреждающей оперативной информации о возможной контрабанде товаров, усилению противодействия незаконному перемещению наркотических средств и психотропных веществ через Государственную границу Российской Федерации, повышению эффективности использования оперативных сил и средств правоохранительных подразделений таможенных органов.
Будут проводиться мероприятия, направленные на совершенствование форм и методов работы правоохранительных подразделений таможенных органов, повышение результативности их работы по выявлению, пресечению, предупреждению и раскрытию преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, а также связанных с незаконным перемещением наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, объектов, представляющих культурную, историческую ценность, и объектов интеллектуальной собственности.
Для достижения качественно нового уровня таможенного администрирования, соответствующего возрастающему объему и многообразию внешнеторговой деятельности России, международной практике таможенного дела, необходима кардинальная модернизация информационной системы ФТС России и техническое переоснащение таможенных органов, а также реализация положений концепции информационно-технической политики ФТС России и концепции построения ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России. Этому будет способствовать исполнение следующих комплексных мер:
- реализация проекта "Модернизация информационной системы таможенных органов" (финансируется за счет средств Международного банка реконструкции и развития);
- развитие III очереди Единой автоматизированной информационной системы ФТС России на основе внедрения новых информационных технологий;
- создание единой государственной автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации;
- осуществление программы создания Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства на 2003 - 2005 годы;
- исполнение положений концепции информационной безопасности таможенных органов, в том числе проведение мер по организации контроля и повышению уровня информационной безопасности таможенных органов, обеспечению развития сети конфиденциальной связи ФТС России, осуществлению мер по обеспечению защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну;
- оснащение таможенных органов современными информационно-техническими средствами, в том числе средствами защиты информации;
- выполнение положений концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств;
- проведение мероприятий по сотрудничеству ФТС России и Министерства энергетики США по Программе "Вторая линия защиты";
- совершенствование системы метрологического обеспечения таможенного контроля за товарами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации.
Принципиальные изменения в таможенном регулировании, предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации, обуславливают необходимость проведения работы по обеспечению единообразного применения и понимания таможенного законодательства должностными лицами таможенных органов и участниками внешнеэкономической деятельности на всей территории России.
Ведение такой работы сопряжено с оптимизацией подзаконной ведомственной нормативной базы путем систематизации и кодификации нормативных правовых актов о таможенном деле на основе ведомственного рубрикатора правовых актов, совершенствованием правового обеспечения деятельности таможенных органов, внедрением в правовую основу и практическую деятельность международных правил и стандартов, в том числе предусмотренных Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола 1999 г., обеспечением транспарентности таможенного законодательства и практики его применения.
В связи с изменением уголовно-процессуального и административного законодательства и в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к правоохранительной деятельности таможенных органов, особое внимание будет уделяться обеспечению единообразного применения положений Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Будет проводиться работа по повышению эффективности принимаемых мер, направленных на соблюдение законности и обоснованности решений, принимаемых должностными лицами таможенных органов, в процессе привлечения лиц к уголовной либо административной ответственности.
Повышение уровня защиты конституционных прав граждан, усиление контроля соблюдения законности в таможенном деле требуют повышения ответственности руководителей таможенных органов за принимаемые решения, действия (бездействие) должностных лиц, проведения анализа причин и условий допускаемых нарушений и выработку эффективных мер по их предотвращению, оптимизации работы по организации рассмотрения жалоб и обращений граждан и юридических лиц.
Осуществление мониторинга состояния в системе таможенных органов судебной практики по делам с участием таможенных органов будет способствовать формированию единообразного применения таможенного законодательства и смежных с ним законодательств Российской Федерации при рассмотрении судебными инстанциями таких категорий дел, а также устранению причин нарушений должностными лицами таможенных органов требований законодательства Российской Федерации, влекущих обращение в суд организаций и граждан.
Будет активизирована работа по осуществлению ведомственного контроля деятельности таможенных органов в форме целевых, комплексных инспекторских проверок и служебных проверок, а также внутренний финансовый контроль всех производимых финансово-хозяйственных операций.
Развитие интеграционных процессов и необходимость обеспечения экономической безопасности Российской Федерации определяют актуальность дальнейшей активизации международной деятельности ФТС России.
Особое внимание будет уделяться сотрудничеству с таможенными службами Союзного государства, государств - членов ЕврАзЭС и государств - участников СНГ и других зарубежных стран, осуществляемому как на двусторонней, так и на многосторонней основе.
Федеральная таможенная служба, в части своей компетенции, будет принимать участие в процессе присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации, в работе органов Всемирной таможенной организации, в рабочих органах форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, а также в работе по формированию единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана, России и Украины.
Будут осуществляться мероприятия по расширению международной договорно-правовой базы сотрудничества со странами - основными торгово-экономическими партнерами России и сети представительств (представителей) ФТС России за рубежом, а также по активизации взаимодействия с Комиссией Европейских сообществ в части привлечения финансовых средств и консультационных услуг.
Кроме того, будут проводиться работы по обеспечению интеграционных процессов в сфере таможенного дела через Совет руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС, Совет руководителей таможенных служб государств - участников СНГ, коллегию Таможенного комитета Союзного государства, органы управления интеграцией.
Для обеспечения высокого уровня управляемости и с учетом реформирования государственной службы Российской Федерации, проведения административной реформы и внедрения новых таможенных технологий требуется преобразование организационных структур таможенных органов.
Сокращение лишних управленческих звеньев между ФТС России и таможенными постами, а также укрупнение и рациональное размещение таможенных постов исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, потребностей транспортных организаций, экспортеров, импортеров, других участников внешнеэкономической деятельности будут способствовать интенсивному развитию внешнеэкономических связей регионов Российской Федерации.
В этой связи будут реализовываться мероприятия, направленные на изменение структуры, оптимизацию количества и мест нахождения таможенных органов.
Основными принципами кадровой работы являются профессионализм, компетентность должностных лиц и стабильность службы в таможенных органах. В этой связи кадровая работа будет направлена на укомплектование таможенных органов высококвалифицированными специалистами, способными эффективно решать задачи, стоящие перед Федеральной таможенной службой на современном этапе, при этом особое внимание будет уделяться профессиональной подготовке кадрового состава таможенных постов.
Оптимальное использования кадрового потенциала и укрепление служебной дисциплины будут обеспечиваться за счет:
- проведения комплекса мероприятий, направленного на своевременное определение потребности таможенных органов в кадрах нужной специальности и необходимой квалификации, их качественный подбор и расстановку, организацию системной работы с резервом на выдвижение;
- продолжения работы по совершенствованию базы профессиональной подготовки и переподготовки кадров путем дальнейшего развития системы высшего, послевузовского и дополнительного образования с использованием новых образовательных технологий и внедрением системы дистанционного обучения в соответствии с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Программой развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2002 - 2005 годы;
- осуществления комплекса предупредительно-профилактических мер по укреплению служебной дисциплины, формированию корпоративной культуры и сплоченности таможенных коллективов с использованием современных достижений психологической науки, системы социально-культурных и спортивно-массовых мероприятий, исполнению ведомственной подпрограммы ГТК России по реализации Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы", направленных на повышение ответственности должностных лиц таможенных органов за порученное дело, снижение числа правонарушений и дисциплинарных проступков, улучшение социально-психологического климата в подразделениях.
Не прекращаются попытки внедрения в таможенные органы лиц, связанных с преступными сообществами или имеющих преступные намерения, а также попытки склонения должностных лиц таможенных органов к совершению преступлений против интересов государственной службы. В этих условиях особенно актуальной является работа по обеспечению безопасности деятельности таможенных органов и государственной защиты должностных лиц таможенных органов в связи с исполнением ими должностных обязанностей при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на их жизнь, здоровье или имущество, а равно членов их семей и близких, а также осуществление оперативно-разыскных и иных мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению административных правонарушений и уголовных преступлений, в частности фактов коррупции со стороны должностных лиц таможенных органов.
Учитывая состояние криминогенной ситуации вокруг таможенных органов и возможность террористических проявлений, будет совершенствоваться работа по организации защиты от преступных посягательств объектов таможенной инфраструктуры, активизироваться взаимодействие с ФСБ России, МВД России, ФСКН России и другими федеральными органами исполнительной власти в проведении мероприятий антитеррористического характера.
Основные усилия в вопросах социальной политики будут направлены на повышение уровня социальной защищенности должностных лиц таможенных органов и членов их семей, на совершенствование системы и уровня оплаты труда, улучшение медицинского, санаторно-курортного и жилищного обеспечения.
В части медицинского обеспечения будет проведена работа по реконструкции и расширению Центрального клинического госпиталя ФТС России, завершению строительства лечебно-диагностического корпуса Центральной поликлиники ФТС России, запуску в работу здравпунктов региональных таможенных управлений.
Одной из основных задач, стоящих перед таможенной службой на предстоящие годы, является создание современной таможенной инфраструктуры, обеспечивающей наиболее эффективное выполнение функций таможенного администрирования.
Решение указанной задачи невозможно без комплексного обустройства автомобильных пунктов пропуска, строительства служебно-производственных зданий для таможенных органов, лабораторных корпусов, производственно-складских и учебно-тренировочных комплексов, объектов социально-культурного и бытового назначения, жилья.
Большая часть автомобильных пунктов пропуска, введенных в эксплуатацию в период с 1992 по 1995 год, требует коренной реконструкции или нового строительства. Это возможно только при целевой финансовой поддержке государства, в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ.
Принятие и исполнение Федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации в период до 2010 года" позволит качественно изменить подход к развитию таможенной инфраструктуры, обеспечить комплексное обустройство автомобильных пунктов пропуска в первую очередь на наиболее напряженных участках Государственной границы Российской Федерации.
Решение задач по обеспечению бесперебойного функционирования приграничных и внутренних таможенных органов, специализированных таможенных подразделений, а также повышению эффективности деятельности аппаратов управления таможенной системой требует реализации комплекса мер, обеспечивающих проведение единой хозяйственной политики и предусматривающих:
- реализацию программы капитального строительства, обустройства пунктов пропуска на границе и внутренних таможенных органов;
- обеспечение преимущественного размещения таможенных органов на собственных площадях, содержания и эксплуатации объектов таможенных органов, распоряжение имуществом, находящимся в оперативном управлении таможенных органов;
- укрепление материально-технической и социальной базы таможенных органов, направленное на обеспечение служебной деятельности должностных лиц таможенных органов и предоставление необходимых социальных условий в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, исполнение совместной Целевой программы по обустройству пунктов пропуска на внешних границах государств - участников Таможенного союза на период 2001 - 2005 годы, утвержденной 31 мая 2001 года решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, позволит обеспечить комплексное обустройство 20 автомобильных пунктов пропуска при условии выделения из федерального бюджета Российской Федерации финансовых средств на их обустройство.
Обеспечение жизнедеятельности таможенных органов, решение первоочередных задач и достижение конечных результатов, определенных Целевой программой, будет осуществляться исходя из обоснованного планирования расходов при соблюдении финансово-хозяйственной и бюджетной дисциплины.
В связи с реформированием бюджетной системы, переходом к бюджетированию, ориентированному на результат, особое внимание будет уделено совершенствованию среднесрочного финансового планирования (ведомственные бюджетные программы) и достижению конечных результатов.
Освоение бюджетных средств будет строиться на принципах эффективности и экономного расходования бюджетных средств, своевременного внесения изменений в лимиты бюджетных обязательств, что позволит использовать ассигнования рационально и в полном объеме.
Финансово-хозяйственная деятельность будет осуществляться в рамках требований действующего законодательства Российской Федерации с учетом исключения нарушений финансовой и расчетной дисциплины, случаев нецелевого и неэффективного использования бюджетных ассигнований.
V. Ожидаемый эффект от выполнения Целевой программы
Выполнение Целевой программы позволит создать эффективную систему таможенного контроля при действенном упрощении процедур таможенного оформления и в итоге - увеличить внешнеторговый оборот и объем таможенных платежей, перечисляемых в доходную часть федерального бюджета Российской Федерации.
Осуществление комплексных мер, определенных Целевой программой, будет способствовать:
1. Сокращению значений следующих показателей:
- времени на выполнение таможенных формальностей в автомобильных пунктах пропуска - до 15 минут;
- времени на выполнение таможенных формальностей при декларировании товаров внутри страны - до суток;
- доли досматриваемых партий товаров от общего количества перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации партий товаров - до 15 процентов;
- объемов нелегального оборота импортных товаров (доля импортных товаров, выводимых из нелегального сектора экономики в легальный от ежегодного объема ввозимых товаров, составит не менее 3 процентов);
- расхождений между показателями экспорта в Россию из стран ЕС (по статистике ЕС) и импортом товаров из ЕС по отношению к показателю 2004 года - на 7 процентов;
- доли участников внешнеэкономической деятельности, в отношении которых применялись меры административного воздействия, - до 5 процентов;
- количества ведомственных нормативных правовых актов от общего объема действующей ведомственной нормативной базы в области таможенного дела - до 100 кодифицированных актов;
- доли судебных решений по искам к таможенным органам, принятых не в пользу таможенных органов по отношению к общему количеству дел, рассмотренных судами, - до 30 процентов.
2. Увеличению значений следующих показателей:
- количества таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования, - до 200 единиц;
- суммарной пропускной способности автомобильных пунктов пропуска за счет ввода в эксплуатацию новых автомобильных пунктов пропуска и их модернизации по отношению к показателю 2004 года - на 24100 автомашин в сутки;
- охвата объектов таможенной инфраструктуры ведомственной интегрированной телекоммуникационной сетью - до 80 процентов;
- доли участников внешнеэкономической деятельности, в отношении которых установлены специальные упрощенные процедуры от общего числа участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих ввоз товаров на территорию Российской Федерации, - до 10 процентов;
- доли стран - торговых партнеров России, охваченных системой сопоставительного анализа данных статистики внешней торговли к общему объему стран, импортирующих товары в Россию, - до 65 процентов;
- объемов контролируемых валютных экспортных операций до 140 млрд. долларов США, импортных - до 62 млрд. долларов США;
- числа лиц, прошедших различные формы обучения от фактической численности должностных лиц, - до 15 процентов.
VI. Финансирование Целевой программы
Финансирование Целевой программы будет осуществляться в пределах средств, предусматриваемых федеральным бюджетом Российской Федерации на соответствующий год, с учетом кредитных средств Международного банка реконструкции и развития, выделяемых в рамках проекта модернизации информационной системы таможенных органов Российской Федерации, а также средств, выделяемых на выполнение Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)".
Основным фактором риска недостижения планируемых значений основных показателей эффективности деятельности таможенной службы является недостаточный (ниже запланированного) уровень финансирования таможенных органов Российской Федерации.
VII. Механизм выполнения Целевой программы
Выполнение Целевой программы будет осуществляться с учетом следующих основных принципов:
- комплексности и системности решения поставленных задач;
- единства и взаимосвязи Целевой программы и ведомственных бюджетных программ;
- оценки результативности исполнения Целевой программы и эффективности деятельности таможенных органов;
- персональной ответственности руководящего состава таможенных органов за выполнение Целевой программы и бюджетных программ.
Результативность исполнения Целевой программы будет оцениваться посредством достижения к 2008 году указанных в разделе V значений показателей (конечный результат).
Критерием оценки эффективности деятельности таможенных органов является соотношение объемов таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет Российской Федерации, и расходов, затраченных на содержание таможенных органов Российской Федерации.
Механизм выполнения Целевой программы как перспективного плана развития таможенной службы предусматривает осуществление организационной и контрольной деятельности, обеспечивающей управление данным процессом путем планирования и контроля выполнения текущего плана работы ФТС России на соответствующий год.
Организационная деятельность по обеспечению выполнения Целевой программы осуществляется посредством:
- установления в решении итоговой коллегии ФТС России приоритетных задач на соответствующий год;
- разработки текущего плана работы ФТС России, включающего перечень конкретных мероприятий по выполнению комплексных мер Целевой программы и прогнозируемый результат выполнения конкретных мероприятий (непосредственный результат).
Контрольная деятельность осуществляется посредством:
- документального контроля, включающего ежегодные отчеты о ходе исполнения текущего плана и достижения непосредственных результатов и итоговый отчет о выполнении Целевой программы и достижении конечных результатов;
- фактического контроля в рамках инспекторских и финансовых проверок.
Управление процессом выполнения Целевой программы осуществляют заместители руководителя ФТС России по направлениям деятельности в соответствии с действующим распределением обязанностей между руководителем ФТС России и его заместителями.
Общее руководство Целевой программой и контроль за ее выполнением осуществляет коллегия ФТС России.

<ПИСЬМО> ФТС РФ от 20.12.2004 n 07-58/11568 О ТОВАРНЫХ ЗНАКАХ КОМПАНИИ adidas-salomon ag  »
Постановления и Указы »
Читайте также