РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 16.12.2004 n ГКПИ2004-1295 <О ГРАЖДАНСКОМ ДЕЛЕ ОБ ОТМЕНЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ЦЕНТРИЗБИРКОМА РФ ОТ 19.12.2003 n 71/615-4 И ОТ 24.12.2003 n 72/620-4>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 16 декабря 2004 г. N ГКПИ2004-1295
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретарях Лариной М.А.
и Степановой Е.Н.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", политической партии "Российская демократическая партия "ЯБЛОКО", Иваненко С.В., Киселева Е.А., Муратова Д.А., Рыжкова В.А., Сатарова Г.А., Соловьева В.Г., Хакамада И.М. об отмене Постановлений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 71/615-4 "Об установлении общих результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва" и от 24 декабря 2003 г. N 72/620-4 "О передаче мандатов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва кандидатам в депутаты, состоящим в федеральном списке кандидатов политической партии "Всероссийская политическая партия "ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО" - Единая Россия",
установил:
7 декабря 2003 г. состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва. 19 декабря 2003 г. Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее - ЦИК России) был подписан протокол о результатах выборов по федеральному избирательному округу и о распределении депутатских мандатов между политическими партиями, избирательными блоками.
На основании указанного протокола и протоколов N 1 окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва ЦИК России 19 декабря 2003 г. приняла Постановление N 71/615-4 "Об установлении общих результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва", которым выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва по федеральному избирательному округу и по 222 одномандатным избирательным округам признаны состоявшимися и действительными.
Приложением к данному Постановлению ЦИК России является Список избранных депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва по федеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам.
В соответствии с установленными результатами выборов депутатов Государственной Думы, а также на основании заявлений 37 зарегистрированных кандидатов, входивших в федеральный список кандидатов политической партии "Всероссийская политическая партия "ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО" - Единая Россия" (далее - партия "Единая Россия"), об отказе от получения депутатского мандата ЦИК России 24 декабря 2003 г. приняла Постановление N 72/620-4 "О передаче мандатов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва кандидатам в депутаты, состоящим в федеральном списке кандидатов политической партии "Всероссийская политическая партия "ЕДИНСТВО и ОТЕЧЕСТВО" - Единая Россия".
Считая вышеназванные Постановления ЦИК России незаконными, политическая партия "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - КПРФ), политическая партия "Российская демократическая партия "ЯБЛОКО" (далее - партия "ЯБЛОКО"), Иваненко С.В., Киселев Е.А., Муратов Д.А., Рыжков В.А., Сатаров Г.А., Соловьев B.Г. и Хакамада И.М. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об их отмене.
В заявлении, состоящем из 5 пунктов, указано, что в ходе избирательной кампании и процедуры подведения ее итогов со стороны государственных органов, уполномоченных организовывать проведение выборов, а также средств массовой информации были допущены такие нарушения избирательного законодательства, которые существенно повлияли на результаты волеизъявления граждан и не позволяют выявить их действительную волю.
Пункт 1. Массовые нарушения в период избирательной кампании порядка информирования избирателей, повлекшие неправомерное воздействие на граждан, искажение их действительной воли и не позволяющие выявить действительную волю избирателей.
Указанные нарушения, по мнению заявителей, подтверждаются данными количественного анализа информации об избирательных объединениях, избирательных блоках, распространенной за период избирательной кампании на общероссийских каналах телевещания.
Так, за период с 3 сентября по 7 декабря 2003 г. пять телевизионных каналов (1 канал, РТР, НТВ, ТВЦ и REN TV) в своих передачах 472 раза упоминали про партию "Единая Россия", уделив ей 642 мин. 37 сек. эфирного времени. За этот же период другим политическим партиям и блокам было уделено значительно меньше времени.
В частности, КПРФ - 316 мин. 58 сек. (169 упоминаний), политической партии "ЛДПР" (далее - ЛДПР) - 230 мин. 02 сек. (205 упоминаний), политической партии "Союз правых сил" (далее - СПС) - 396 мин. 25 сек. (304 упоминания), партии "ЯБЛОКО" - 197 мин. 21 сек. (195 упоминаний), избирательному блоку "Родина" (народно-патриотический союз)" (далее - блок "Родина") - 188 мин. 52 сек. (135 упоминаний).
В то же время на вышеупомянутых телевизионных каналах не было озвучено информации о семи избирательных блоках и политических партиях, а именно "Единение", "Развитие предпринимательства", "За Русь Святую", "Российская Конституционно-демократическая партия", "Демократическая партия России", "Народно-республиканская партия России", "Российская экологическая партия "Зеленые".
В заявлении указано, что объем распространенной в телевизионном эфире информации в отношении партии "Единая Россия" в кратное число раз превышал объем информации в отношении других участников выборов, причем особенно это имело место на государственных телеканалах.
Неравномерность распределения объема информации, распространенной в период избирательной кампании общероссийскими организациями телерадиовещания в отношении различных политических партий, избирательных блоков, выражение явного предпочтения партии "Единая Россия" по времени освещения ее предвыборной деятельности нарушили не только пассивное избирательное право тех участников выборов, которые из-за отсутствия равного с указанной партией доступа к средствам массовой информации не смогли преодолеть пятипроцентный барьер либо получили меньше голосов избирателей, чем могли бы, но и активное избирательное право значительного числа граждан, лишенных права на получение равного объема информации о других политических партиях, избирательных блоках и вследствие этого лишенных возможности сделать осознанный выбор. При этом оказанное через электронные средства массовой информации воздействие на граждан приобрело такие масштабы, которые, по мнению заявителей, не позволяют говорить о соответствии полученных результатов выборов действительной воле избирателей.
Пункт 2. Проведение во время избирательной кампании предвыборной агитации в запрещенный законом период и (или) субъектами, которым федеральным законом запрещено вести агитацию.
В заявлении указано, что в ходе избирательной кампании на федеральных каналах телевещания под видом информационного обеспечения выборов распространялась информация, носящая в соответствии с пунктом 1 статьи 57 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" агитационный характер и не оплаченная в установленном законом порядке из избирательных фондов участников выборов. При этом наибольшие показатели объема нарушений порядка проведения предвыборной агитации приходятся на партию "Единая Россия".
Из общего объема незаконно распространенной предвыборной агитации на данную партию приходится его четвертая часть. Общий же объем обнародованной о партии "Единая Россия" информации составляет 860 мин. 48 сек., из них 529 мин. 09 сек. (61,5%) являются незаконной предвыборной агитацией в пользу этой партии.
Незаконная агитация в период избирательной кампании на каналах телевидения в поддержку партии "Единая Россия" одновременно сопровождалась применением незаконной агитации против другого участника выборов - КПРФ.
Из распространенного объема информации о КПРФ в объеме 524 мин. 54 сек. агитация негативной направленности составила 331 мин. 22 сек., или 63%. Соотношение агитации негативной направленности о КПРФ, распространенной государственными и негосударственными организациями телерадиовещания, составляет 80% и 20%, что свидетельствует об использовании государственного административного ресурса.
Масштабное осуществление предвыборной агитации в запрещенный законом период субъектами, которым проведение такой агитации запрещено, а также распространение агитации под видом информационных материалов, которые не были официально оплачены из избирательного фонда партий, свидетельствуют о том, что на избирателей в ходе выборов оказывалось воздействие, которое серьезно повлияло на результат их волеизъявления. Данные нарушения допускались в отношении всех участников выборов, однако явное преимущество имела партия "Единая Россия".
В совокупности эти нарушения также не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Пункт 3. Введение избирателей в заблуждение посредством предоставления заведомо недостоверной информации о кандидатах из федеральных списков.
В обоснование приведенного довода заявители ссылались на то, что при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва многие кандидаты в депутаты (преимущественно главы субъектов Российской Федерации, федеральные министры) утверждались в составе федерального списка кандидатов на съезде партии "Единая Россия" условно - лишь на период выборов, так как сразу после голосования они намеревались отказаться от депутатского мандата. В составе федерального списка кандидатов от данной партии таким образом поступили одновременно 37 кандидатов, то есть почти треть от всех избранных по списку кандидатов (120). При этом два из них (Ю.М. Лужков и С.К. Шойгу) входили в первую тройку кандидатов общефедеральной части списка кандидатов, 34 - в первые тройки региональных частей списка, один (М.Ш. Шаймиев) занимал четвертое место в общефедеральной части списка кандидатов от партии "Единая Россия".
Масштаб этой акции, время ее проведения, одномоментность совершения сходных действий всеми кандидатами, а также персональный состав кандидатов (29 действующих глав субъектов Российской Федерации, 3 руководителя крупных предприятий и учреждений, 2 председателя законодательных органов субъектов Российской Федерации и по одному: федеральный министр; мэр; вице-губернатор) не позволяют рассматривать данные действия как случайность или личную инициативу кандидатов.
По мнению заявителей, имела место спланированная целенаправленная акция политической партии и ее кандидатов по введению избирателей в заблуждение путем предоставления недостоверной информации о согласии исполнять депутатские обязанности. При этом были нарушены не только формальные требования закона об обязанности кандидатов предоставлять достоверные сведения, на основании которых избиратели определяют свой выбор и формулируют свою политическую волю, но и совершен заведомый обман избирателей политической партией, кандидаты которой не выполнили данные ими на стадии выдвижения обязательства о прекращении своей прежней деятельности.
Указанные нарушения со стороны столь значительного числа кандидатов от партии "Единая Россия", как и само принятое на съезде партии решение об утверждении федеральных списков с участием таких кандидатов, ставят под сомнение результаты волеизъявления избирателей в отношении всего федерального списка кандидатов данной партии, не позволяют выявить действительную волю избирателей, требуют ее исключения из числа участников распределения депутатских мандатов и распределения мандатов между остальными прошедшими в Государственную Думу партиями.
Пункт 4. Нарушение Центральной избирательной комиссией Российской Федерации пункта 3 статьи 92 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" при распределении депутатских мандатов между партийными списками.
Названное нарушение Закона, как отмечено в заявлении, выразилось в том, что после подведения итогов голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва кандидаты С.К. Шойгу и Ю.М. Лужков, избранные в составе федерального списка кандидатов партии "Единая Россия" и занимавшие в нем соответственно второе и третье места, отказались получить депутатский мандат. Однако Постановлением ЦИК России от 24 декабря 2003 г. N 72/620-4 их мандаты были переданы кандидатам от этой же партии О.В. Савченко и А.Б. Чиркину, хотя должны были быть переданы другой партии, поскольку кандидаты, занимавшие второе и третье места в общефедеральной части списка партии "Единая Россия", отказались от получения мандатов без вынуждающих к тому обстоятельств.
Пункт 5. Несоответствие требованиям закона протоколов окружных избирательных комиссий, на основании которых были подведены результаты выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
В заявлении указано, что в 70 окружных избирательных комиссиях содержимое хотя бы одной из строк 11 (число открепительных удостоверений, полученных участковыми избирательными комиссиями), 12 (число открепительных удостоверений, выданных участковыми избирательными комиссиями избирателям на избирательных участках до дня голосования), 14 (число погашенных на избирательных участках открепительных удостоверений) и 15 (число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальными избирательными комиссиями) протокола N 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу не совпадает с содержимым аналогичных строк протокола N 2 об итогах голосования по федеральному избирательному округу. Это означает, что каждая из этих комиссий неправильно составила либо протокол N 1, либо протокол N 2, либо оба протокола.
Далее заявители ссылаются на то, что сравнение официальных данных об итогах голосования показывает, что в протоколах N 1 и N 2 об итогах голосования всех 225 окружных избирательных комиссий числа избирателей, получивших бюллетень на общих основаниях, не совпадают и в целом по Российской Федерации эта разница составляет 254303 бюллетеня, незаконное использование которых при голосовании по федеральному избирательному округу могло повлиять на результаты выборов и на возможность выявить действительную волю избирателей. При этом "числом избирателей, получивших бюллетень на общих основаниях" заявители называют

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Росстата от 16.12.2004 n 147 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА КАЧЕСТВОМ ПРОИНСПЕКТИРОВАННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И НАРУШЕНИЯМИ НОРМ И ПРАВИЛ ТОРГОВЛИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также