ДЕМПФЕРЫ ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ РЕЛЬСОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. ГОСТ Р 52279-2004 (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 n 106-ст)


Утвержден
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 15 декабря 2004 г. N 106-ст
Дата введения -
1 июля 2005 года
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕМПФЕРЫ ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ РЕЛЬСОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
HYDRAULIC DAMPERS FOR RAILWAY ROLLING STOCK.
GENERAL SPECIFICATIONS
ГОСТ Р 52279-2004
Предисловие
Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения" и ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов".
Сведения о стандарте
1. Разработан Федеральным Государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (ФГУП ВНИКТИ) МПС России, Федеральным Государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ФГУП ВНИИЖТ) МПС России, Государственным научно-исследовательским институтом вагоностроения (ГосНИИВ).
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 236 "Тепловозы и путевые машины".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 106-ст.
4. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст этих изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты".
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на телескопические гидравлические демпферы (далее - демпферы), применяемые в рессорном подвешивании локомотивов, пассажирских вагонов локомотивной тяги, трамваев и вагонов метрополитена, мотор-вагонного и специального подвижных составов (далее - подвижной состав).
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.106-96. Единая система конструкторской документации. Текстовые документы.
ГОСТ 2.601-95. Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы.
ГОСТ 9.014-78. Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования.
ГОСТ 15.309-98. Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения.
ГОСТ 26.020-80. Шрифты для средств измерений и автоматизации. Начертания и основные размеры.
ГОСТ 27.410-87. Надежность в технике. Методы контроля показателей надежности и планы контрольных испытаний на надежность.
ГОСТ 515-77. Бумага упаковочная битумированная и дегтевая. Технические условия.
ГОСТ 982-80. Масла трансформаторные. Технические условия.
ГОСТ 2991-85. Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия.
ГОСТ 6613-86. Сетки проволочные тканые с квадратными ячейками. Технические условия.
ГОСТ 6794-75. Масло АМГ-10. Технические условия.
ГОСТ 8828-89. Бумага-основа и бумага двухслойная водонепроницаемая упаковочная. Технические условия.
ГОСТ 12549-80. Вагоны пассажирские магистральные железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Окраска. Технические требования.
ГОСТ 14192-96. Маркировка грузов.
ГОСТ 15150-69. Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.
ГОСТ 20734-75. Жидкость рабочая 7-50С-3. Технические условия.
ГОСТ 23170-78. Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Демпферная жидкость: масло (жидкость), применяемое в демпферах в качестве рабочей жидкости.
3.2. Контрольная скорость: амплитудное значение скорости перемещения одной из точек крепления демпфера при гармоническом законе ее перемещения и неподвижной второй точке крепления демпфера.
3.3. Полный ход поршня: наибольшее перемещение поршня демпфера в рабочем цилиндре от предельно сжатого до предельно растянутого положения демпфера.
3.4. Рабочая диаграмма демпфера: графическая зависимость силы сопротивления, развиваемой демпфером при гармоническом законе перемещения одной из точек крепления, от ее перемещения при неподвижной второй точке крепления демпфера.
3.5. Площадь рабочей диаграммы: значение работы, совершаемой демпфером за один полный цикл колебаний.
3.6. Силовая характеристика демпфера: зависимость силы сопротивления, развиваемой демпфером при гармоническом законе перемещения одной из точек крепления, от скорости ее перемещения при неподвижной второй точке крепления демпфера.
4. Классификация, основные параметры и размеры
4.1. Типы демпферов, применяемые на подвижном составе, и их назначение приведены в таблице 1.
Таблица 1
-------------T-----------------------------T---------------------¬
¦Обозначение ¦ Расположение демпфера в ¦ Назначение ¦
¦ типов ¦ рессорном подвешивании ¦ ¦
¦ демпферов ¦ ¦ ¦
+------------+-----------------------------+---------------------+
¦Ц ¦Центральное подвешивание без ¦Гашение вертикальных ¦
¦ ¦ограничения угла установки ¦и горизонтальных ¦
¦ ¦от вертикального до ¦колебаний кузова и ¦
¦ ¦горизонтального положения ¦тележки ¦
+------------+-----------------------------+---------------------+
¦ЦВ ¦Центральное подвешивание. ¦Преимущественное ¦
¦ ¦Угол установки от ¦гашение вертикальных ¦
¦ ¦вертикального положения - не ¦колебаний кузова и ¦
¦ ¦более 45° ¦тележки ¦
+------------+-----------------------------+---------------------+
¦ЦГ ¦Центральное подвешивание. ¦Преимущественное ¦
¦ ¦Угол установки от ¦гашение ¦
¦ ¦горизонтального положения - ¦горизонтальных ¦
¦ ¦не более 45° ¦колебаний кузова и ¦
¦ ¦ ¦тележки ¦
+------------+-----------------------------+---------------------+
¦ДВЛ ¦Близкое к продольному ¦Гашение колебаний ¦
¦ ¦расположение вдоль боковин ¦виляния тележки ¦
¦ ¦тележек ¦ ¦
+------------+-----------------------------+---------------------+
¦БВ ¦Буксовое подвешивание. Угол ¦Гашение колебаний ¦
¦ ¦установки от вертикального ¦галопирования, ¦
¦ ¦положения - не более 30° ¦подпрыгивания и ¦
¦ ¦ ¦боковой качки рамы ¦
¦ ¦ ¦тележки ¦
+------------+-----------------------------+---------------------+
¦БГ ¦Буксовые связи, система ¦Стабилизация движения¦
¦ ¦подвешивания тяговых ¦колесных пар и ¦
¦ ¦двигателей и редукторов с ¦гашение ¦
¦ ¦рамой тележки. Угол ¦горизонтальных ¦
¦ ¦установки от горизонтального ¦колебаний тяговых ¦
¦ ¦положения - не более 30° ¦двигателей и ¦
¦ ¦ ¦редукторов ¦
L------------+-----------------------------+----------------------
4.2. Габаритные и присоединительные размеры демпферов: длина в сжатом состоянии, ход поршня, максимальный наружный диаметр, размеры крепительных элементов, а также масса демпфера и тип демпферной жидкости должны быть установлены в технических документах и конструкторской документации на демпфер конкретного типа.
4.3. Пример условного обозначения демпфера гидравлического рельсового подвижного состава типа ЦВ с ходом поршня 190 мм, силой сопротивления на ходе растяжения 9 кН/на ходе сжатия 12 кН при минимальной контрольной скорости перемещения 0,075 м/с и силой сопротивления на ходе растяжения 15 кН/на ходе сжатия 20 кН при максимальной контрольной скорости перемещения 0,3 м/с:
Демпфер ЦВ-190-9/12-0,075-15/20-0,3 ГОСТ Р 52279-2004.
То же, в исполнении УХЛ:
Демпфер ЦВ-190-9/12-0,075-15/20-0,3 УХЛ ГОСТ Р 52279-2004.
5. Общие технические требования
5.1. Характеристики
5.1.1. Демпферы должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по конструкторской документации (КД), утвержденной в установленном порядке.
5.1.2. Демпферы следует изготовлять в исполнении У для категории размещения 1 по ГОСТ 15150. Допускается изготовление демпферов в исполнении УХЛ той же категории размещения по согласованию между заказчиком и изготовителем.
5.1.3. Рабочую диаграмму P(S) или силовую характеристику P(V) демпферов записывают на стенде при температуре окружающей среды от 15 до 35 °С в скоростном диапазоне перемещения точки крепления до 0,3 м/с - для демпферов типов Ц, ЦВ, ЦГ и ДВЛ; до 0,6 м/с - для демпферов типов БВ и БГ.
Контрольные скорости перемещения точек крепления, при которых определяют силы сопротивления, должны быть:
- 0,075; 0,15 и 0,3 м/с - для демпферов типов Ц, ЦВ, ЦГ;
- 0,02; 0,15 и 0,3 м/с - для демпферов типа ДВЛ;
- 0,075; 0,15; 0,3 и 0,6 м/с - для демпферов типов БВ, БГ.
По согласованию между изготовителем и заказчиком допускаются другие контрольные скорости перемещения, начиная с 0,02 м/с, для определения сил сопротивления, охватывающие дроссельный и клапанный режимы работы демпфера, в том числе с обязательной реализацией максимальной контрольной скорости, при этом амплитуда перемещения точки крепления должна быть не менее 12 мм.
Проверку сил сопротивления демпферов типов Ц, ЦВ и ЦГ по согласованию между заказчиком и изготовителем допускается проводить на стендах, обеспечивающих постоянство контрольной скорости перемещения поршня на полном ходу.
Номинальная и рабочая диаграммы, значение их площадей, а также силовая характеристика демпфера должны быть приведены в КД.
Отклонение скорости перемещения точек крепления - +/- 5%.
Отклонение сил сопротивления от номинальных значений - +/- 20%.
Отклонение площади рабочей диаграммы от площади номинальной диаграммы, приведенной в КД, при максимальной контрольной скорости перемещения - +/- 20%.
5.1.4. При повышении температуры демпфера до 80 °С, при испытании на стенде, уменьшение силы сопротивления не должно быть более 25% значения силы сопротивления, определяемой по 5.1.3 при контрольной скорости перемещения 0,15 м/с для всех типов демпферов без анализа формы диаграммы.
5.1.5. При охлаждении демпфера до нижнего значения рабочей температуры при условии эксплуатации, соответствующей его климатическому исполнению, с выдержкой при этой температуре не менее 2 ч увеличение силы сопротивления при испытании на стенде не должно быть более 50% силы сопротивления, определяемой по 5.1.3 при контрольной скорости перемещения 0,15 м/с для демпферов всех типов без анализа формы диаграммы.
5.2. Требования к конструкции
5.2.1. Демпферы должны иметь уплотнения резервуара и штока, препятствующие утечке демпферной жидкости и попаданию пыли и грязи во внутреннюю плотность демпфера.
5.2.2. Поршень демпфера на всей длине хода должен перемещаться без заеданий.
5.2.3. Демпферы следует изготовлять с крепительными головками, обеспечивающими их работоспособность при возможных положениях демпферов во время эксплуатации подвижного состава.
5.2.4. Заправку демпферов демпферной жидкостью следует проводить дозирующими устройствами с фильтрацией через металлическую сетку нормальной точности N 016 по ГОСТ 6613 или ей равноценную по техническим документам предприятия-изготовителя.
5.3. Требования к материалам и окраске
5.3.1. В качестве демпферной жидкости следует применять: рабочую жидкость 7-50С-3 по ГОСТ 20734, масло АМГ-10 по ГОСТ 6794, трансформаторное масло Т-750 по ГОСТ 982.
Допускается применение других марок масел и рабочих жидкостей, не уступающих по своим показателям указанным маркам и соответствующих климатическому исполнению демпфера.
5.3.2. Демпферы должны быть окрашены в соответствии с требованиями ГОСТ 12549.
5.4. Требования надежности
5.4.1. Демпферы следует эксплуатировать без разборки и замены деталей не менее 300 - 600 тыс. км пробега подвижного состава в соответствии с периодичностью проведения ремонтных работ конкретного подвижного состава, при этом уменьшение сил сопротивления от номинального значения, приведенного в КД, допускается не более 25%.
5.4.2. Ресурс демпферов должен быть не менее 1200 тыс. км пробега подвижного состава.
5.4.3. Ресурс демпферов в стендовых условиях испытаний должен быть не менее:
- 1 млн. циклов - по низшей частоте при двухчастотном режиме колебаний при температуре демпферной жидкости (корпуса в заданной точке) не более 80 °С и максимальной скорости колебаний 0,2 м/с для демпферов всех типов в рабочем положении, соответствующем их установке на подвижном составе (скорости колебаний высокочастотной и низкочастотной составляющих должны быть равными);
- 2 млн. циклов - при одночастотном режиме при тех же температурных условиях и той же скорости колебаний для демпферов всех типов.
Критерии отказа - подтекание демпферной жидкости с каплепадением, появление в несущих элементах трещин или недопустимого износа, разрушение эластичных элементов узлов креплений, уменьшение

ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОЙ СОСТАВ МОНОРЕЛЬСОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ. ПРОВЕДЕНИЕ РЕМОНТА. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. ГОСТ Р 52278-2004 (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 n 105-ст)  »
Постановления и Указы »
Читайте также