ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.11.2001 n 780 (с изм. от 21.10.2004) О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ РОССИИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2001 г. N 780
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОВЫШЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ
ПОЧВ РОССИИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ"
(с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ
от 21.10.2004 N 1355-р)
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Повышение плодородия почв России на 2002 - 2005 годы".
Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации ежегодно уточнять объемы ассигнований, выделяемых на реализацию указанной Программы, с учетом возможностей федерального бюджета.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 ноября 2001 г. N 780
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПОВЫШЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ РОССИИ
НА 2002 - 2005 годы"
(с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ
от 21.10.2004 N 1355-р)
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ
ПОЧВ РОССИИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ"
Наименование - Федеральная целевая программа
Программы "Повышение плодородия почв России
на 2002 - 2005 годы"
Дата принятия - распоряжение Правительства Российской
решения о разработке Федерации от 15 февраля 2001 г. N 223-р
Программы
------------------------------------------------------------------
Распоряжением Правительства РФ от 21.10.2004 N 1355-р
государственным заказчиком Программы определен Россельхоз. Государственный - Министерство сельского хозяйства
заказчик Программы Российской Федерации
Основные - Министерство сельского хозяйства
разработчики Российской Федерации;
Программы Министерство экономического развития
и торговли Российской Федерации;
Российская академия сельскохозяйственных
наук;
государственное предприятие
"Специализированный научный центр
"Госэкомелиовод" (с участием Центрального
научно - исследовательского института
агрохимического обслуживания
сельского хозяйства, Всероссийского
научно - исследовательского института
агролесомелиорации, Всероссийского
научно - исследовательского и проектно -
технологического института химизации
сельского хозяйства, Всероссийского
научно - исследовательского,
конструкторского, проектно -
технологического института органических
удобрений и торфа)
Цель и задачи - целью Программы является сохранение и
Программы воспроизводство плодородия почв,
рациональное использование природных
ресурсов, в том числе
сельскохозяйственных угодий, и создание
на этой основе условий роста
производства сельскохозяйственной
продукции для укрепления
продовольственной независимости страны
- задачи Программы:
обеспечить условия для снижения
интенсивности сработки почвы, сохранения
и воспроизводства ее плодородия;
предотвратить выбытие
сельскохозяйственных угодий из оборота;
повысить степень использования
биоклиматического потенциала страны и
стабилизировать сельскохозяйственное
производство;
улучшить экологическое состояние и
повысить устойчивость агросферы к
природно - антропогенным нагрузкам;
сформировать экономический и правовой
механизм повышения заинтересованности и
ответственности за воспроизводство
плодородия почв;
обеспечить оптимальный учет природно -
климатических и других условий,
характерных для разных регионов;
увеличить количество рабочих мест
в сельскохозяйственном производстве
и повысить жизненный уровень населения
Ожидаемые конечные - увеличение плодородия почв на
результаты сельскохозяйственных угодиях на 2,5 - 3
реализации Программы балла, а на пашне на 4,5 - 5 балла и
производства зерна, кормов, льна,
риса, семян, плодоовощной и другой
продукции до 115 - 120 млн. тонн зерновых
единиц, что обеспечит в основном
внутренние потребности страны;
сохранение до 4 млн. гектаров
сельскохозяйственных земель;
обеспечение дополнительными рабочими
местами свыше 250 тыс. человек;
совершенствование землеустройства,
внедрение прогрессивных систем
земледелия и технологий;
осуществление комплекса агрохимических
мероприятий по известкованию,
фосфоритованию, гипсованию, мелиоративной
обработке солонцов, внесению 14,7 млн.
тонн минеральных удобрений и 660 млн.
тонн органических удобрений;
проведение гидромелиоративных работ
на общей площади свыше 500 тыс. гектаров,
культуртехнических работ на 340 тыс.
гектаров, строительство противоэрозионных
и других гидротехнических сооружений;
создание и реконструкция полезащитных,
пастбищезащитных, фитомелиоративных
насаждений на площади более 384 тыс.
гектаров;
повышение технологического и технического
уровня и информационного обеспечения
намеченных Программой мероприятий;
создание правовой и экономической базы
повышения плодородия сельскохозяйственных
земель;
подготовка и повышение квалификации
кадров
Исполнители - предприятия сельского, лесного хозяйства
Программы и сельхозхимии, землеустроительные,
водохозяйственные организации, научно -
исследовательские и проектно -
изыскательские институты, химические,
машиностроительные предприятия, высшие
и средние учебные заведения
(на конкурсной основе)
Объемы и источники - на реализацию Программы требуется
финансирования 163,6 млрд. рублей, в том числе за счет
средств федерального бюджета 19,35 млрд.
рублей, из них капитальные вложения -
1,5 млрд. рублей, НИОКР - 0,08 млрд.
рублей, прочие расходы - 17,77 млрд.
рублей, за счет бюджетов субъектов
Российской Федерации - 37,42 млрд.
рублей и за счет внебюджетных средств -
106,85 млрд. рублей.
Срок окупаемости Программы - 2,5 года
Организация - Министерство сельского хозяйства
реализации Программы Российской Федерации как государственный
и контроль за ее заказчик, его территориальные органы
исполнением в области мелиорации земель, федеральные
учреждения, осуществляющие
межрегиональные функции, органы
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации (на основе
соглашений, заключаемых ими и
Министерством сельского хозяйства
Российской Федерации) обеспечивают
реализацию программных мероприятий на
основе государственных контрактов
(договоров), заключаемых с исполнителями,
определяемыми на конкурсной основе;
контроль за реализацией Программы в
целом и региональных программ
осуществляется Министерством сельского
хозяйства Российской Федерации
и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
в порядке, определяемом соглашениями
с ними;
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации совместно с
Государственным комитетом Российской
Федерации по статистике в установленном
порядке обобщает и анализирует
статистическую отчетность и представляет
в Правительство Российской Федерации
доклады о ходе реализации Программы
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Основным условием обеспечения стабильного развития агропромышленного комплекса страны и важнейшим источником расширения сельскохозяйственного производства является сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Плодородие почвы во взаимодействии с другими природными факторами составляет основу производительной силы земли, влияющей на эффективность производства сельскохозяйственной продукции и ее себестоимость.
Сохранение почвенного плодородия земель и его рациональное использование при хозяйственной деятельности имеет огромное значение. Почвенное плодородие, являясь естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности и валовых сборов сельскохозяйственных культур, имеет важное природоохранное значение, увеличивая ценность земель сельскохозяйственного назначения не только как объектов производственной деятельности, но и как компонентов биосферы. Состояние почвенного плодородия напрямую связано с продовольственной безопасностью страны.
Экстенсивное использование плодородия почв уже вызвало снижение валовых сборов основных сельскохозяйственных культур и усилило зависимость сельского хозяйства от погодных условий.
В 2000 году завершилось действие Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России и Федеральной целевой программы стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 - 2000 годы. Но цели, определенные этими программами, не были достигнуты. Главной причиной неудовлетворительного выполнения намеченных мероприятий явилось недостаточное и несвоевременное финансирование их из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и недостаточное участие хозяйств - землепользователей. Анализ современного состояния природной среды и сельскохозяйственного производства, оценка динамики изменения качественных показателей земель дают основание говорить о том, что тенденция снижения плодородия почв и ухудшения общей экологической обстановки в агропромышленном комплексе сохраняется и может привести к возникновению кризисной ситуации в сфере АПК.
Продолжают действовать следующие негативные процессы:
дальнейшее сокращение общей площади сельскохозяйственных угодий;
уменьшение площади орошаемых и осушенных земель, ухудшение их мелиоративного состояния и хозяйственного использования;
нарастание отрицательного баланса гумуса на пашне (до 1 - 3 тонн на гектар в год);
усиление процессов эрозии и опустынивания;
загрязнение почв тяжелыми металлами, радионуклидами;
увеличение площадей с сильнокислыми почвами, на которых ограничивается сельскохозяйственное производство;
интенсивное развитие заболачивания и подтопления земель, зарастания их древесно - кустарниковой растительностью, ухудшения естественных лугов и пастбищ.
Указанные негативные процессы приведут к резкому сокращению площади сельскохозяйственных угодий, к ухудшению водно - физических, физико - химических свойств почв и снижению их плодородия. В ближайшие 10 - 15 лет плодородие почв может снизиться до естественного, а урожайность зерновых до 8 - 10 центнеров с гектара.
Экологическая устойчивость природных систем в результате развития указанных процессов значительно понизится.
Исходя из социально - экономической политики страны на ближайший период для преодоления критического положения необходимо проведение упреждающих мероприятий.
Федеральные законы "О государственном регулировании обеспечения

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 13.11.2001 n 790 (с изм. от 21.10.2004) О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И БОРЬБА С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА (2002 - 2006 ГОДЫ)  »
Постановления и Указы »
Читайте также