ПРИКАЗ Ростехнадзора от 11.10.2004 n 126 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНО И РАДИАЦИОННО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ (вместе с МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ... РД-07-01-2004)


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 11 октября 2004 г. N 126
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНО И РАДИАЦИОННО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ
Приказываю:
Утвердить и ввести в действие с 1 января 2005 г. прилагаемые Методические указания по проведению оценки состояния физической защиты ядерно и радиационно опасных объектов по результатам проведенной инспекции (РД-07-01-2004).
Вр.и.о. Руководителя
А.Б.МАЛЫШЕВ



Утверждены
Приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 11 октября 2004 г. N 126
Введены в действие
с 1 января 2005 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
ЯДЕРНО И РАДИАЦИОННО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
ПРОВЕДЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ
РД-07-01-2004
I. Общие положения
1. Методические указания по проведению оценки состояния физической защиты ядерно и радиационно опасных объектов по результатам проведенной инспекции (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии", Правилами физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1997 г. N 264 (далее - Правила ФЗ), Правилами физической защиты радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ, утвержденными Постановлением Госатомнадзора России от 16 января 2002 г. N 3, и определяют порядок проведения оценки состояния ФЗ ЯОО (РОО).
2. Методические указания предназначены для использования работниками структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и межрегиональных территориальных округов указанной Службы, назначаемыми в состав комиссий для проведения инспекций ФЗ ЯОО (РОО) с целью оценки состояния ФЗ ЯОО (РОО) при проведении инспекций ФЗ этих объектов.
При проведении оценки состояния ФЗ РОО настоящие Методические указания не распространяются на объекты 4-й категории.
3. Целью оценки состояния ФЗ является проверка ее соответствия предъявляемым к ней требованиям и выявление элементов, не соответствующих требованиям к ФЗ, которые принимаются за критические элементы ФЗ.
4. Используемые в Методических указаниях термины и их определения, а также сокращения и их расшифровка приведены в Приложениях N 1 и 2 соответственно.
II. Проведение оценки состояния физической защиты
ядерно опасных объектов (радиационно опасных объектов)
5. Оценка состояния ФЗ ЯОО (РОО) проводится при комплексных и целевых инспекциях, по результатам анализа состояния ФЗ, соответствия ее требованиям Правил ФЗ (руководящих документов) с использованием экспертного метода. Оценка состояния ФЗ ЯОО (РОО) может проводиться также в следующих случаях:
- на этапе рассмотрения и экспертизы материалов по обоснованию безопасности ЯОО (РОО);
- при изменении внешних и внутренних угроз объекту;
- при изменениях, вносимых в систему ФЗ, влияющих на ее состояние.
Члены комиссии одновременно являются и экспертами. Число членов комиссии должно быть не менее трех.
6. При проведении оценки состояния ФЗ ЯОО (РОО) следует осуществить проверки организационных мероприятий, ИТС ФЗ, действий подразделений охраны объекта и по результатам проверок составить перечень критических элементов ФЗ ЯОО (РОО).
7. Применяемый в Методических указаниях экспертный метод предусматривает использование в качестве исходных данных факторов состояния, которые определяют организацию и обеспечение ФЗ ЯОО (РОО) в соответствии с требованиями нормативных документов.
8. Экспертный метод предусматривает следующие действия при проведении оценки состояния ФЗ ЯОО (РОО):
- составление перечня ФС для проведения анализа состояния ФЗ ЯОО (РОО);
- выявление критических элементов из перечня ФС по результатам анализа проекта ФЗ ЯОО (РОО);
- определение показателей веса ФС и показателей реального состояния ФС;
- обработка результатов экспертных оценок и оценка состояния ФЗ ЯОО (РОО);
- определение соответствия состояния ФЗ ЯОО (РОО) требованиям нормативных документов.
9. ФС, из числа которых составляется перечень ФС для проведения анализа состояния ФЗ ЯОО и РОО, приведен в Приложениях N 3 и N 4 соответственно.
10. Анализ состояния ФЗ ЯОО (РОО) проводится в следующем порядке:
ФС разделяются на три группы по принадлежности к составным частям СФЗ ЯОО (РОО):
- ФС организационных мероприятий (ФС группы a);
- ФС инженерно-технических средств ФЗ (ФС группы b);
- ФС действий подразделений охраны (ФС группы с).
Для проведения анализа состояния ФЗ ЯОО (РОО) эксперт выбирает (определяет) количество ФС (k, l, m) из Приложения N 3 для ЯОО и из Приложения N 4 для РОО по группам a, b, с соответственно.
11. Члены комиссии анализируют данные при рассмотрении состояния элементов ФЗ ЯОО (РОО) согласно п. 10. Пример составления исходных данных для расчета показателя состояния ФЗ приведен в Приложении N 5.
12. При выборе ФС и их весовых значений экспертам необходимо учитывать задачи, выполняемые ФЗ ЯОО (РОО).
13. Каждому ФС каждый эксперт назначает вес ФС из диапазонов аij = 1...5; bij = 1...7; cij = 1...10 (i - номер ФС из групп a, b, c, j - номер эксперта). При назначении весов эксперты должны учитывать характер внешних и внутренних угроз, а также в какой охраняемой зоне ЯОО (защищенной, внутренней или особо важной) находится анализируемый элемент ФЗ ЯОО.
14. Каждому i-му ФС, выбранному в ФЗ ЯОО (РОО), эксперты дают оценку степени реального состояния ФС посредством показателя реального состояния ФС dij из ряда значений 0, 1, 2, 3. Более высокие значения весов ФС и показателей реального состояния ФС дают больший вклад соответствующих им элементов ФЗ ЯОО в несоответствие ФЗ требованиям к ФЗ ЯОО (РОО).
Эксперты определяют среднее значение показателя реального состояния каждого ФС di:
n
SUM dij
j=1
di = -------,
n
где:
dij - показатель реального состояния i-го ФС, назначенного j-м экспертом;
n - число экспертов.
Для ФС, не выявленному как критический элемент в ФЗ ЯОО (РОО), показатель реального состояния dij принимается равным нулю.
При di, не равном нулю, элемент ФЗ ЯОО (РОО), который оценивался с использованием соответствующего i-го ФС, признается критическим элементом ФЗ ЯОО (РОО).
15. Состояние ФЗ ЯОО (РОО) оценивается следующим образом:
Члены комиссии определяют значения средних весов ФС аi, bi, ci аналогично di (см. п. 14).
Для определения оценки состояния ФЗ ЯОО (РОО) определяются показатели состояния составных частей ФЗ ЯОО (РОО):
а) показатель состояния организационных мероприятий:
k
SUM ai di
i=1
N1 = ---------;
dm k am
б) показатель состояния инженерно-технических средств:
l
SUM bi di
i=1
N2 = ---------;
dm l bm
в) показатель состояния действий подразделений охраны:
m
SUM ci di
i=1
N3 = ---------,
dm m cm
где:
k - число ФС в организационных мероприятиях;
l - число ФС в инженерно-технических средствах ФЗ;
m - число ФС в действиях подразделений охраны;
dm - максимально возможное значение показателя реального состояния ФС (dm = 3);
аm, bm, сm - максимально возможные значения весов ФС в группе ФС (5, 7, 10 соответственно).
16. Комиссия определяет значения показателей состояния N1, N2, N3.
За показатель состояния ФЗ ЯОО (РОО) принимается среднее арифметическое значений N1, N2, N3:
N1 + N2 + N3
N = ------------.
3
За базовое значение показателя состояния ФЗ ЯОО (РОО) принимается значение, равное нулю.
17. Оценка состояния ФЗ ЯОО (РОО) определяется из условия:
- ФЗ ЯОО (РОО) в основном соответствует требованиям норм и правил - при N <= 0,05;
- ФЗ ЯОО (РОО) имеет отдельные отступления от требований норм и правил - при 0,05 < N < 0,07;
- ФЗ ЯОО (РОО) имеет значительные отступления от требований норм и правил, требующие использования компенсирующих мероприятий, - при 0,07 < N < 0,1;
- ФЗ ЯОО (РОО) не обеспечивается - при N >= 0,1.
При инспектировании одной составной части СФЗ определяется показатель состояния инспектируемой части СФЗ ЯОО (РОО).
Если, например, инспектируются только ИТС СФЗ, то определяется показатель состояния инженерно-технических средств - N2:
l
SUM bi di
i=1
N2 = ---------.
dm l bm
18. Оценка состояния составных частей СФЗ ЯОО (РОО) проводится в соответствии с п. 17.
19. Пример проведения оценки состояния физической защиты ЯОО приведен в Приложении N 6.



Приложение N 1
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Анализ состояния - совокупность действий, направленных на определение фактического состояния ФЗ ЯОО (РОО).
Базовые значения показателя состояния - значения показателя состояния, принятые за основу при оценке состояния ФЗ ЯОО (РОО).
Вес фактора состояния - базовая количественная характеристика ФС. Числовые значения веса факторов состояния составляют для:
аy = 1...5; by = 1...7; сy = 1...10.
Критический элемент - элемент ФЗ ЯОО (РОО), не соответствующий требованиям, предъявляемым к ФЗ ЯОО (РОО), из-за наличия которого нарушитель будет иметь возможность совершения диверсии или хищения ЯМ.
Оценка состояния (ОС) - результат сопоставления показателя состояния с его базовыми значениями.
Показатель реального состояния ФС (dy) - количественная характеристика ФС, выбираемая из значений числового ряда: 0, 1, 2, 3.
Показатель состояния - количественная характеристика состояния ФЗ ЯОО (РОО).
Система ФЗ ЯОО и РОО (СФЗ) - совокупность организационных мероприятий, инженерно-технических средств и действий подразделений охраны, предназначенных для обеспечения физической защиты ядерных материалов, ядерных установок, радиоактивных веществ, радиационных источников.
Факторы состояния (ФС) физической защиты ЯОО (РОО) - отдельные элементы ФЗ, определяющие организацию и обеспечение ФЗ ЯОО (РОО) в соответствии с требованиями нормативных документов.
Физическая защита (ФЗ) - совокупность организационных мероприятий, инженерно-технических средств и действий подразделений охраны с целью предотвращения диверсий или хищений ядерных материалов.
Экспертный метод анализа состояния - метод проведения анализа и оценки состояния ФЗ ЯОО (РОО), осуществляемый на основе решений, принимаемых экспертами.



Приложение N 2
ПЕРЕЧЕНЬ
СОКРАЩЕНИЙ И ИХ РАСШИФРОВКА
ВВ - взрывчатые вещества
ВК - ведомственная комиссия
ИТС (ИТС ФЗ) - инженерно-технические средства
(инженерно-технические средства физической
защиты)
КПП - контрольно-пропускной пункт
МВК - межведомственная комиссия
ПХ - пункты хранения
РАО - радиоактивные отходы
РВ - радиоактивные вещества
РД - руководящие документы
РИ - радиационный источник
РОО - радиационно опасный объект
ОС - оценка состояния
ПХ ЯМ - пункты хранения ядерных материалов
СБ - служба безопасности
СОЭН - система оптико-электронного наблюдения
СКУД - система контроля управления доступом
СФЗ - система физической защиты
ФЗ - физическая защита
ФС - фактор состояния
УИВ - устройство индикации вмешательства
ЯОО - ядерно опасный объект
ЯМ - ядерный материал
ЯУ - ядерная установка



Приложение N 3
ПЕРЕЧЕНЬ
ФАКТОРОВ СОСТОЯНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ
-------T---------------------------------------------------------¬
¦N п/п ¦ Факторы состояния ¦
+------+---------------------------------------------------------+
¦1 ¦ФС организационных мероприятий (ФС группы "а") ¦
+------+---------------------------------------------------------+
¦1.1.1 ¦Положение о службе безопасности ¦
+------+---------------------------------------------------------+
¦1.1.2 ¦Положение о пропускном режиме и разрешительной системе ¦
¦ ¦допуска и доступа к ЯМ, ЯУ и ПХ ¦
+------+---------------------------------------------------------+
¦1.1.3 ¦Акт Межведомственной комиссии по организации охраны и ¦
¦ ¦акты внутренних комиссий по частичному изменению охраны ¦
¦ ¦ЯОО (РОО), их соответствие требованиям НД ¦
+------+---------------------------------------------------------+
¦1.1.4 ¦План охраны и обороны ЯОО ¦
+------+---------------------------------------------------------+
¦1.1.5 ¦План взаимодействия администрации, службы безопасности, ¦
¦ ¦подразделений охраны и персонала ЯОО в штатных и ¦
¦ ¦чрезвычайных ситуациях ¦
+------+---------------------------------------------------------+
¦1.1.6 ¦План взаимодействия администрации,

ПРИКАЗ Ространснадзора от 11.10.2004 n НА-201фс ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УПРАВЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА  »
Постановления и Указы »
Читайте также