ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.06.2001 n 483 (ред. от 25.11.2003) О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РУССКИЙ ЯЗЫК НА 2002 - 2005 ГОДЫ


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2001 г. N 483
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК"
НА 2002 - 2005 ГОДЫ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
В целях осуществления целенаправленной политики поддержки русского языка Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Русский язык" на 2002 - 2005 годы (далее именуется - Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство образования Российской Федерации.
3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002 - 2005 годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы с ежегодным уточнением объемов ассигнований.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить мероприятия по формированию и внедрению социально значимых направлений поддержки русского языка в регионах.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 июня 2001 г. N 483
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2002 - 2005 ГОДЫ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК"
НА 2002 - 2005 ГОДЫ
Наименование - Федеральная целевая программа "Русский язык"
Программы на 2002 - 2005 годы
Основание для - распоряжение Правительства Российской
разработки Федерации от 5 января 2001 г. N 12-р
Программы
Государственный - Министерство образования Российской
заказчик Федерации
Основные - Министерство образования Российской
разработчики Федерации, Министерство по делам федерации,
Программы национальной и миграционной политики
Российской Федерации, Российская академия
наук, Российская академия образования,
Московский государственный университет
имени М.В. Ломоносова
Цель Программы - сохранение духовного, художественного,
научного и культурного достояния России
Задачи Программы - развитие и распространение русского языка
как государственного языка Российской
Федерации;
развитие русского языка как национального
языка русского народа;
укрепление позиций русского языка как
средства межнационального общения народов
России, государств - участников СНГ и
стран Балтии;
расширение влияния русского языка в сфере
международного общения;
обновление содержания и методов обучения
русскому языку;
усиление роли русского языка в сфере
образования;
разработка комплекса мер по пропаганде
русского языка и русской культуры с
помощью средств массовой информации
Сроки реализации - 2002 - 2005 годы
Программы
Части и разделы - часть I. Научно-исследовательские работы
Программы
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
Разделы:
1. Русский язык как государственный язык
Российской Федерации. Государственная
политика в области русского языка
2. Русский язык как национальный язык
русского народа, основа его художественной
литературы и духовной культуры
3. Русский язык как мировой язык
Часть II. Прочие нужды
Разделы:
1. Подготовка и повышение квалификации
преподавателей русского языка как
иностранного
2. Организация семинаров, конференций,
совещаний, олимпиад
3. Подготовка изданий и просветительская
деятельность в области русского языка и
литературы
4. Пропаганда русского языка в средствах
массовой информации
5. Меры, направленные на сохранение позиций
русского языка в России и за рубежом
6. Организационно-методическое сопровождение
Программы
(введено Постановлением Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
Объемы и источники - на 2002 - 2005 годы всего - 165180 тыс.
финансирования рублей, из них: средства федерального
бюджета - 128140 тыс. рублей, средства
бюджетов субъектов Российской Федерации -
15440 тыс. рублей, внебюджетные средства -
21600 тыс. рублей
в том числе:
выделено в 2002 году 20380 тыс. рублей,
из них:
на научно-исследовательские работы -
7090 тыс. рублей, в том числе средства
федерального бюджета - 1400 тыс. рублей,
средства бюджетов субъектов Российской
Федерации - 2940 тыс. рублей, внебюджетные
средства - 2750 тыс. рублей;
на прочие нужды - 13290 тыс. рублей, в том
числе средства федерального бюджета -
10890 тыс. рублей, средства бюджетов
субъектов Российской Федерации - 1000 тыс.
рублей, внебюджетные средства 1400 тыс.
рублей;
предусмотрено на 2003 год 39818 тыс. рублей,
из них:
на научно-исследовательские работы -
7018 тыс. рублей, в том числе средства
федерального бюджета - 1568 тыс. рублей,
средства бюджетов субъектов Российской
Федерации - 2700 тыс. рублей, внебюджетные
средства - 2750 тыс. рублей;
на прочие нужды - 32800 тыс. рублей, в том
числе средства федерального бюджета -
30000 тыс. рублей, средства бюджетов
субъектов Российской Федерации - 1400 тыс.
рублей, внебюджетные средства - 1400 тыс.
рублей;
предусмотрено на 2004 - 2005 годы 104982
тыс. рублей, из них:
на научно-исследовательские работы - 13182
тыс. рублей, в том числе средства
федерального бюджета - 4282 тыс. рублей,
средства бюджетов субъектов Российской
Федерации - 5400 тыс. рублей, внебюджетные
средства - 3500 тыс. рублей;
на прочие нужды - 91800 тыс. рублей, в том
числе средства федерального бюджета - 80000
тыс. рублей, средства бюджетов субъектов
Российской Федерации - 2000 тыс. рублей,
внебюджетные средства - 9800 тыс. рублей
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
Ожидаемые - новый свод правил современного русского
результаты языка;
реализации разработка словарной и грамматической
Программы кодификации русского языка;
аналитические доклады по вопросу
функционирования русского языка как
межнационального;
разработка новых технологий обучения
русскому языку, создание нового поколения
учебников;
разработка языковых квалификационных
требований по использованию русского языка
должностными лицами и государственными
служащими;
разработка стандартов в области контроля
качества владения нормами русского
литературного языка, подготовка типовых
тестовых материалов;
разработка документов по международной
сертификации уровней владения русским
языком в соответствии с требованиями
Совета Европы и ЮНЕСКО;
выпуск нового поколения учебно-методической
литературы;
создание и освоение современных методов
преподавания русского языка в средней и
высшей школе в России и в странах ближнего
и дальнего зарубежья;
получение сведений о реальной языковой
ситуации в России;
составление научного прогноза развития
межъязыковых отношений в стране;
разработка теории языковой политики в
многонациональном государстве;
разработка законодательной базы,
регулирующей функционирование русского
языка как государственного;
издание новых образцов научной,
популярной и справочной литературы по
русскому языку;
подготовка справочников, словарей, текстов
с культурологическим комментарием,
направленных на сохранение русской
духовности в системе образования;
подготовка вузовских программ по
современному русскому языку, его истории,
диалектологии, стилистике, истории
русского литературного языка и культуре
речи;
разработка курсов дистанционного обучения
русскому языку как иностранному;
создание гибких моделей обучения русскому
языку как иностранному;
подготовка нового поколения программ,
учебников и учебных пособий по русскому
языку как иностранному;
создание цикла передач на телевидении и
радио, пропагандирующих русский язык и
русскую культуру;
разработка региональных программ "Русский
язык", входящих в общую систему мероприятий
Система - определяется Министерством образования
организации Российской Федерации
контроля за
исполнением
Программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения народов России и государств - участников СНГ, одним из шести официальных и рабочих языков Организации Объединенных Наций, принадлежит к самым распространенным в мире языкам. Русский язык играет важную роль в обеспечении консолидации, единства и культурного развития народов России, в осуществлении сотрудничества с народами государств - участников СНГ и стран Балтии, с мировым сообществом в целом.
Основой языковой политики, включая политику в области образования, является стратегия сохранения и упрочения сбалансированного национально-русского и русско-национального двуязычия, при котором обеспечивается знание русского языка как государственного всем населением Российской Федерации, поощряется изучение национальных языков населением ее республик и создаются условия для гармоничного взаимодействия русского языка с другими языками Российской Федерации.
Русский язык, выполняя интеграционную функцию, является важным средством укрепления государственности, обеспечения культурного и хозяйственного развития страны.
В наши дни трудно не заметить снижения культуры речи в языке художественной литературы и журналистики, в средствах массовой информации, в публичных выступлениях, в бытовом общении. Русская речь страдает от внедрения в нее вульгарных, а иногда и просто непристойных выражений, она засоряется жаргонными словами и оборотами. Нормы литературного языка не соблюдаются, слова - паразиты, неоправданные иноязычные заимствования все чаще встречаются в речи ведущих теле- и радиопередач.
Обучение русскому языку и литературе в образовательных учреждениях всех типов и видов решающим образом влияет на реальную грамотность населения и культуру речи общества в целом. Однако выпускники школ и даже вузов не обладают самыми необходимыми знаниями и навыками в орфографии, пунктуации, устной речи.
Преподаватели русского языка и литературы в школах и вузах (особенно национальных) ощущают нехватку учебно-методической литературы. Из-за недостатка средств не обеспечивается необходимый объем научно-методической работы в области русского языка и словесности. Не

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.06.2001 n 483 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РУССКИЙ ЯЗЫК НА 2002 - 2005 ГОДЫ  »
Постановления и Указы »
Читайте также