ПРИКАЗ Ростехнадзора от 26.08.2004 n 14 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ (вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ... РД-06-01-2004)


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 26 августа 2004 г. N 14
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ИНСТРУКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ
ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Приказываю:
Утвердить и ввести в действие с 1 ноября 2004 года прилагаемую Инструкцию по осуществлению надзора за безопасностью при транспортировании ядерных материалов (РД-06-01-2004).
Вр.и.о. Руководителя
А.Б.МАЛЫШЕВ



Утверждена
Приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 26 августа 2004 г. N 14
Введена в действие
с 1 ноября 2004 года
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ
ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
РД-06-01-2004
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок проведения надзора за безопасностью при транспортировании ядерных материалов.
2. Инструкция разработана на основании требований Положения об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии и в соответствии с положениями, содержащимися в Федеральном законе "Об использовании атомной энергии" и Положении о ввозе в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2003 г. N 418. В Инструкции учтены также требования соответствующих документов МАГАТЭ.
3. В Инструкции используются основные понятия и термины, установленные в Федеральном законе "Об использовании атомной энергии", Положении о ввозе в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов и в Положении об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98).
4. Требования Инструкции обязательны для работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, организующих и осуществляющих надзор за безопасностью при транспортировании ядерных материалов.
5. Надзор за обеспечением учета, контроля и физической защиты ядерных материалов при их транспортировании осуществляется в соответствии с Инструкцией по осуществлению надзора за учетом и контролем ядерных материалов на ядерных установках и в пунктах хранения ядерных материалов (РД-08-26-2001) и Инструкцией по проведению инспекции физической защиты ядерных материалов при их транспортировании (РД-08-25-2001).
II. Общие вопросы организации надзора за безопасностью
при транспортировании ядерных материалов
6. В основу организации надзора за безопасностью при транспортировании ядерных материалов должны быть положены принципы, определенные в гл. III РД-03-43-98.
7. Надзор за безопасностью при транспортировании ядерных материалов организуют Управление по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, учета, контроля и нераспространения радиоактивных материалов и физической защиты объектов использования атомной энергии центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и входящие в состав указанной службы межрегиональные территориальные округа (далее в соответствующих случаях - округа или округ).
Непосредственный надзор за безопасностью при транспортировании ядерных материалов осуществляют отделы инспекций округов, на которые согласно положениям об указанных отделах возложено выполнение этой задачи.
8. Предметами надзора за безопасностью при транспортировании ядерных материалов являются:
- соблюдение требований технических регламентов;
- соблюдение требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;
- наличие лицензий, выданных Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору <*> на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии, и выполнение условий их действия;
- наличие разрешений, выданных Федеральной службой по атомному надзору <*> работникам, на право ведения работ в области использования атомной энергии, и выполнение условий их действия;
- наличие и соблюдение положений сертификатов-разрешений на конструкцию транспортных упаковочных комплектов для ядерных материалов и на перевозку ядерных материалов;
- наличие и соответствие установленным требованиям плана мероприятий по защите работников (персонала), осуществляющего транспортирование ядерных материалов, населения и окружающей среды в случае аварии при транспортировании ядерных материалов и состояние готовности эксплуатирующих организаций к ликвидации последствий аварий;
- наличие и соответствие установленным требованиям плана ликвидации последствий аварий при транспортировании ядерных материалов, согласованного с соответствующим аварийно-спасательным формированием;
- наличие и соответствие установленным требованиям программ обеспечения качества и программ радиационной защиты при транспортировании ядерных материалов и их выполнение;
- наличие финансовых гарантий (страховых полисов) по возмещению ущерба и вреда, причиненного радиационным воздействием при транспортировании ядерных материалов.
------------------------------------
<*> Здесь и далее в настоящей Инструкции и в Приложении к ней под лицензиями и разрешениями, выданными Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, имеются в виду также лицензии и разрешения, ранее выданные Госатомнадзором России и Федеральной службой по атомному надзору.
9. Правовой базой организации и осуществления надзора за обеспечением безопасности при транспортировании ядерных материалов являются:
- Конституция Российской Федерации;
- международные договоры Российской Федерации;
- федеральные законы;
- указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
- постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
- технические регламенты;
- федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии и другие нормативные документы, устанавливающие требования к ядерной и радиационной безопасности при транспортировании ядерных материалов;
- лицензии, выданные Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии;
- разрешения, выданные Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору работникам на право ведения работ в области использования атомной энергии;
- постановления, приказы и распоряжения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
При осуществлении надзора за безопасностью при транспортировании ядерных материалов через границу Российской Федерации (транзит, экспорт-импорт) следует учитывать положения Правил безопасной перевозки радиоактивных материалов (МАГАТЭ, ST-1, издание 1996 г.), правил морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ), правил перевозки опасных грузов по воздуху (Технические инструкции ИКАО).
10. Надзор за безопасностью при транспортировании ядерных материалов включает в себя следующие формы его реализации:
- получение информации о ядерной и радиационной безопасности поднадзорных объектов, используемых при транспортировании ядерных материалов, и ее анализ;
- получение информации о деятельности на поднадзорных объектах, ее анализ с точки зрения обеспечения качества при транспортировании ядерных материалов и при эксплуатации транспортных упаковочных комплектов и транспортных средств;
- проведение инспекций и анализ их результатов;
- применение установленных санкций в случае нарушения требований технических регламентов, норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к ядерной и радиационной безопасности при транспортировании ядерных материалов, а также условий действия лицензий, выданных Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
11. Методическое руководство деятельностью округов при осуществлении ими надзора за безопасностью при транспортировании ядерных материалов осуществляет Управление по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, учета, контроля и нераспространения радиоактивных материалов и физической защиты объектов использования атомной энергии.
III. Организация работы
Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору и ее округов с информацией о безопасности
при транспортировании ядерных материалов
12. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с требованиями Федерального закона "Об использовании атомной энергии" и Положением о ней имеет право запрашивать и получать от организаций, принимающих участие в транспортировании ядерных материалов, следующую информацию:
- о характеристиках (химическом составе, агрегатном состоянии, степени обогащения по изотопу U-235) и количестве перевозимого ядерного материала, транспортных упаковочных комплектов и транспортных средств;
- о характере транспортирования (внутреннее, транзитное, экспорт, импорт) и определяющих пунктах его маршрута;
- об организациях, участвующих в транспортировании, и их договорных отношениях (разделение ответственности);
- используемых видах транспорта;
- об изменениях радиационной обстановки при транспортировании ядерных материалов;
- о событиях, влияющих на состояние ядерной и радиационной безопасности при транспортировании ядерных материалов, и их последствиях;
- о противоаварийной готовности;
- о финансовых гарантиях ответственности за возмещение убытков и вреда, причиненного радиационным воздействием при транспортировании ядерных материалов;
- о правовой основе транспортирования (международный договор Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации, договор о праве пользования ядерными материалами, разрешение на передачу ядерных материалов и другие документы).
13. Анализ отчетов и другой информации о состоянии ядерной и радиационной безопасности при транспортировании ядерных материалов, а также о нарушениях требований ядерной и радиационной безопасности при транспортировании ядерных материалов должен проводиться в целях определения:
- причин и условий возникновения нарушений требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности;
- эффективности принимаемых эксплуатирующими организациями мер по предупреждению нарушений требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности;
- наметившихся тенденций в нарушениях требований ядерной и радиационной безопасности;
- необходимых и достаточных данных для оценки состояния ядерной и радиационной безопасности при транспортировании ядерных материалов.
14. К мерам, принимаемым по результатам анализа информации о состоянии ядерной и радиационной безопасности при транспортировании ядерных материалов, относятся, например, такие как:
- подготовка информационных писем и направление их в организации, участвующие в транспортировании ядерных материалов;
- проведение инспекций для проверки полноты и правильности представленной информации и углубленного изучения на месте причин и обстоятельств, приведших к нарушениям требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности при транспортировании ядерных материалов;
- выдача в установленном порядке предписаний руководству организаций, участвующих в транспортировании ядерных материалов;
- принятие постановлений Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, направленных на повышение ядерной и радиационной безопасности при транспортировании ядерных материалов, а также применение санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- корректировка условий действия лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на вид деятельности, осуществляемой при транспортировании ядерных материалов;
- применение мер воздействия к работникам, имеющим разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
IV. Инспекционная деятельность в организациях,
участвующих в транспортировании ядерных материалов
15. Подготовка к проведению и проведение инспекций организуются и осуществляются в соответствии с требованиями РД-03-43-98 и настоящей Инструкции.
16. Инспекции организуются Управлением по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, учета, контроля и нераспространения радиоактивных материалов и физической защиты объектов использования атомной энергии.
Решением руководства Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору инспекции могут проводиться непосредственно Управлением по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, учета, контроля и нераспространения радиоактивных материалов и физической защиты объектов использования атомной энергии с целью проверки соблюдения в организациях, участвующих в транспортировании ядерных материалов, требований к ядерной и радиационной безопасности, подтверждения полноты и правильности информации, представляемой в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору ее округа, а также для принятия ими необходимых мер по выявлению и своевременному устранению недостатков в обеспечении ядерной и радиационной безопасности.
17. Проводимые инспекции в организациях, участвующих в транспортировании ядерных материалов, по объему и составу проверяемых вопросов могут быть целевыми и оперативными.
Инспекции могут быть плановыми и внеплановыми.
18. Решение о проведении целевой инспекции принимает руководство Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, начальник Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, учета, контроля и нераспространения радиоактивных материалов и физической защиты объектов использования атомной энергии или руководитель округа.
19. Оперативная инспекция организуется и проводится инспектором (группой инспекторов) из состава подразделений округа.
20. Виды инспекций, их цели, объем и этапы, которые должна включать каждая инспекция вне зависимости от ее вида, приведены в п. п. 24, 25, 27 - 29 РД-03-43-98.
21. Подготовка к проведению инспекций осуществляется в соответствии с требованиями п. п. 30 - 36 РД-03-43-98.
22. При подготовке рабочей программы проведения инспекции должны быть учтены конкретные условия деятельности на поднадзорном объекте, особенно при осуществлении транзита, экспорта-импорта ядерных материалов, путем включения в программу инспекции тех или иных вопросов,

ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 26.08.2004 n 257 О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ ПРИКАЗА МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1997 Г. n 469  »
Постановления и Указы »
Читайте также