РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 08.06.2004 n ВКПИ04-59 <О ГРАЖДАНСКОМ ДЕЛЕ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ П. Б ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 28.06.2002 n 473>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 8 июня 2004 г. N ВКПИ04-59
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации полковника юстиции Шалякина А.С., при секретаре - майоре юстиции Пилипчуке А.А., с участием представителя ответчиков - заместителя начальника 4 отдела финансово-экономической службы Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации полковника Лисицина С.М., военного прокурора отдела 6 управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Кочуры А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Васильченко Валерия Васильевича о признании незаконным пункта "б" Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 473 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 983",
установила:
Васильченко обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании пункта "б" Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2002 г. N 473, которым признан утратившим силу пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 983 "Об обеспечении воинского формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, направляемого для участия в операции ООН по поддержанию мира в Сьерра-Леоне", предусматривающий выплату военнослужащим российского воинского формирования надбавки в иностранной валюте в размере 20 процентов должностного оклада в связи с особыми условиями военной службы.
Заявитель в жалобе указывает, что оспариваемое положение Постановления Правительства противоречит пункту 8.1 статьи 8 Меморандума о взаимопонимании между Организацией Объединенных Наций и Правительством Российской Федерации о выделении средств Миссии ООН в Сьерра-Леоне, а также пункту 5 статьи 10, пункту 6 статьи 13 и пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Кроме того, данное Постановление, по мнению Васильченко, нарушает пункт 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
При этом заявитель считает, что отмена пункта 4 Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 983 нарушает его права на получение компенсации за особые условия службы на территории иностранного государства.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания по его заявлению Васильченко в суд не прибыл и просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель Правительства Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации Лисицин С.М. возражал против удовлетворения жалобы Васильченко, указав, что во исполнение законодательных и нормативных актов, определяющих порядок использования и материального обеспечения воинского формирования Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в операции ООН по поддержанию мира в Сьерра-Леоне, Правительство Российской Федерации выделило военнослужащих, работающих в миссии ООН в Сьерра-Леоне, в отдельную категорию путем приравнивания их по денежному и материальному обеспечению к специалистам, предоставив им дополнительные льготы как по материальному, так и по денежному обеспечению.
Постановлением Правительства РФ от 16 января 2001 г. N 34-2, как далее пояснил представитель, утверждены новые Правила определения уровня материального обеспечения в иностранной валюте работников дипломатических представительств, консульских и других учреждений РФ за рубежом, которые с 1 января 2002 г. были распространены и на указанных военнослужащих из миссии ООН в Сьерра-Леоне.
В связи с этим Правительство РФ Постановлением от 28 июня 2002 г. N 473 внесло изменение в свое Постановление N 983 от 21 декабря 2000 г. "Об обеспечении воинского формирования Вооруженных Сил РФ, направляемого для участия в операции ООН по поддержанию мира в Сьерра-Леоне", которым, отменив 20% надбавку в связи с особыми условиями военной службы, значительно повысило денежное довольствие военнослужащих данного формирования за счет повышения должностных окладов, чем это было предусмотрено увеличением коэффициента условий окружающей среды на 20%.
Кроме того, указанным военнослужащим Правительством РФ были предоставлены и другие дополнительные льготы по их материальному обеспечению, что значительно выше денежных компенсаций, выдаваемых военнослужащим в Российской Федерации.
Тем более, что в соответствии с пунктом 9 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Правительству Российской Федерации предоставлено право определить, какие дополнительные выплаты устанавливать военнослужащим.
Следовательно, пояснил представитель ответчиков, Правительство Российской Федерации, предоставив указанной категории военнослужащих значительные льготы по денежному и материальному обеспечению путем издания оспариваемого заявителем Постановления, не нарушило требований части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, поскольку умаление или сокращение их гарантий и прав, в том числе и Васильченко, в этом случае не произошло.
Заслушав объяснения представителя Правительства Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации полковника Лисицина С.М., исследовав материалы дела и заслушав заключение военного прокурора отдела 6 управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Кочуры А.А., полагавшего необходимым заявление Васильченко оставить без удовлетворения, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит, что заявление Васильченко о признании незаконным пункта "б" Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 473 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 983" удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. военнослужащим, временно проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, иностранная валюта выплачивается по нормам и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Воинское формирование Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в операции ООН по поддержанию мира направлено в Сьерра-Леоне на основании Федерального закона от 23 июня 1995 г. N 93-ФЗ "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности", Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 7 июня 2000 г. N 130-СФ "Об использовании воинского формирования Вооруженных Сил Российской Федерации в операции ООН по поддержанию мира в Республике Сьерра-Леоне" и Указа Президента Российской Федерации N 1156 от 22 июня 2000 года "О направлении воинского формирования Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в операции ООН по поддержанию мира в Сьерра-Леоне".
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 983 от 21 декабря 2000 года "Об обеспечении воинского формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, направляемого для участия в операции ООН по поддержанию мира в Сьерра-Леоне" установлено, что материальное и денежное обеспечение военнослужащих российского воинского формирования производится в порядке, применяемом в отношении российских военных специалистов, направляемых за границу Министерством обороны Российской Федерации для оказания технического содействия и другой помощи.
При принятии указанного Постановления в пункте 3 было предписано установить военнослужащим российского воинского формирования должностные оклады в иностранной валюте исходя из должностного оклада старшего группы российских военных специалистов в Сьерра-Леоне в размере 1386 долларов США.
Согласно пункту 4 названного Постановления в редакции от 21 декабря 2000 года военнослужащим российского воинского формирования было предписано выплачивать надбавку в иностранной валюте в размере 20 процентов должностного оклада, установленного в соответствии с пунктом 3 настоящего Постановления, в связи с особыми условиями военной службы в Сьерра-Леоне.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 473 от 28 июня 2002 года в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 983 были внесены изменения и дополнения.
В частности, пункт 3 изложен в следующей редакции: "3. Установить командиру российского воинского формирования должностной оклад в иностранной валюте в размере 1667 долларов США", а пункт 4 признан утратившим силу.
В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Таким образом, Правительство Российской Федерации в рамках указанной конституционной нормы и п. 9 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", принимая соответствующее Постановление о признании утратившим силу пункта 4 Постановления N 983, действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной Законом.
Что же касается соответствия закону, Конституции РФ и международным соглашениям оспариваемых заявителем норм, то необходимо отметить следующее.
Пунктом 8.1 статьи 8 "Специфические условия" Меморандума о договоренности между Организацией Объединенных Наций и Правительством Российской Федерации установлен коэффициент условий окружающей среды 20%.
В соответствии с приложением "А" к Меморандуму Правительству Российской Федерации возмещаются расходы на содержание личного состава в размере 998 долларов США на одного человека. Вместе с тем в соответствии с Руководящими указаниями ООН по организации стандартных операций по поддержанию мира денежное содержание, выплачиваемое по соответствующим национальным нормам, является ответственностью национального Правительства. Таким образом, указанные международные нормы не ограничивают Правительство Российской Федерации в определении порядка и размера выплаты валютных средств военнослужащим воинского формирования, направляемого для участия в операции ООН, но требуют обязательного учета неблагоприятных климатических условий в Сьерра-Леоне из расчета коэффициента 20% за особые условия службы.
Постановлением Правительства РФ от 16 января 2001 г. N 34-2 утверждены Правила определения уровня материального обеспечения в иностранной валюте работников дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти за рубежом.
С 1 января 2002 года Постановлением Правительства РФ N 76 от 6 февраля 2002 года действие указанных Правил распространено на российских специалистов, направляемых федеральными органами исполнительной власти за рубеж для оказания технического и научно-технического содействия и других услуг, работников представительств организаций Российской Федерации за рубежом, финансируемых за счет средств федерального бюджета, и работников представительств федеральных органов исполнительной власти при министерствах (ведомствах) иностранных государств.
В соответствии с Правилами при расчете материального обеспечения (должностных окладов) указанных категорий работников учитывается коэффициент сложности прохождения службы, климатические условия и санитарно-эпидемиологическая обстановка страны пребывания. Таким образом, издание Правительством Российской Федерации Постановления N 473 от 28 июня 2002 года и внесение изменений в Постановление N 983 от 21 декабря 2000 года было обусловлено распространением на российских специалистов, направляемых федеральными органами исполнительной власти за рубеж для оказания технического и научно-технического содействия и других услуг, в том числе и на воинское формирование Вооруженных Сил РФ в Сьерра-Леоне, Правил определения материального обеспечения в иностранной валюте дипломатических работников и изменением порядка расчета должностных окладов.
Кроме того, в соответствии с новой редакцией пункта 8 Постановления N 983 Министерству обороны Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации надлежало установить военнослужащим российского воинского формирования должностные оклады в иностранной валюте исходя из должностного оклада в иностранной валюте командира российского воинского формирования.
Схема должностей для установления окладов в иностранной валюте военнослужащим российского воинского формирования в Сьерра-Леоне согласована с Заместителем Министра финансов Российской Федерации 19 августа 2002 года и Министром обороны Российской Федерации 29 августа 2002 года.
Анализ вышеуказанных нормативных актов позволяет прийти к следующим выводам.
Поскольку размер должностного оклада командира российского воинского формирования и, равным образом, всех российских военных специалистов в Сьерра-Леоне увеличен на основании обжалуемого Постановления более чем на 20%, а само увеличение произведено на основании Постановления Правительства РФ от 16 января 2001 г. N 34-2 и утвержденных им Правил с учетом сложности прохождения службы, климатических условий и санитарно-эпидемиологической обстановки в Сьерра-Леоне, отмена 20%-й надбавки за особые условия службы не нарушает прав военнослужащих, участвовавших в указанной операции ООН, и не противоречит международным соглашениям, Конституции и законодательству Российской Федерации. На основании изложенного необходимо прийти к выводу, что требования Васильченко об оспаривании Постановления Правительства РФ N 473 от 28 июня 2002 г. по основаниям, которые указаны в его жалобе, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ
решила:
Васильченко Валерию Васильевичу в удовлетворении жалобы о признании незаконным пункта "б" Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 473 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 983" отказать.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.С.ШАЛЯКИН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 08.06.2004 n 227-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА УФАНЕФТЕХИМ НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД СТАТЬЕЙ 169 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АБЗАЦЕМ ТРЕТЬИМ ПУНКТА 11 СТАТЬИ 7 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также