ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центризбиркома РФ от 01.06.2004 n 105/825-4 О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СМЕШАННОЙ МАЖОРИТАРНО-ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2004 г. N 105/825-4
О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ
СМЕШАННОЙ МАЖОРИТАРНО-ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Заслушав и обсудив доклад члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Е.П. Дубровиной, на основании статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению записку о практике применения смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации (прилагается).
2. Предложить избирательным комиссиям, органам государственной власти субъектов Российской Федерации при дальнейшей работе по совершенствованию законодательства субъектов Российской Федерации учесть положения и выводы, изложенные в прилагаемой записке, Методических рекомендациях по выбору вида пропорциональной избирательной системы, утвержденных Постановлением ЦИК России 25 декабря 2002 г. N 167/1419-3, и модельном Законе "О выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации", рекомендованном Постановлением ЦИК России от 28 мая 2003 г. N 9/72-4.
3. Рекомендовать избирательным комиссиям тех субъектов Российской Федерации, в которых в текущем году предстоят выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти, провести анализ применения на выборах смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы и в течение месяца после их проведения представить соответствующую информацию в ЦИК России.
4. Направить настоящее Постановление в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, политическим партиям.
5. Опубликовать настоящее Постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.ВЕШНЯКОВ
Исполняющий обязанности
секретаря Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
В.П.ВОЛКОВ


Приложение
к Постановлению Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 1 июня 2004 г. N 105/825-4
ЗАПИСКА
О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СМЕШАННОЙ
МАЖОРИТАРНО-ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ)
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Установленное Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основных гарантиях) требование об избрании не менее половины депутатского корпуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по пропорциональной избирательной системе реализовано в 13 субъектах Российской Федерации, выборы в которых были совмещены с федеральными избирательными кампаниями, прошедшими в 2003 - 2004 годах.
При этом в 12 субъектах Российской Федерации законодательные (представительные) органы государственной власти сформированы с использованием пропорциональной избирательной системы впервые. Это Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Алтайский край, Волгоградская, Вологодская, Ульяновская, Ярославская области, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. В Свердловской области одна из палат Законодательного Собрания - Областная Дума избирается по пропорциональной избирательной системе с 1996 года.
В целях обеспечения подготовки и проведения выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с использованием пропорциональной избирательной системы в ЦИК России был проведен ряд мероприятий: разработаны Методические рекомендации по выбору вида пропорциональной избирательной системы при подготовке проекта закона субъекта Российской Федерации о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, утвержденные Постановлением ЦИК России от 25 декабря 2002 г. N 167/1419-3 (далее - Методические рекомендации), модельный Закон "О выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации", рекомендованный Постановлением ЦИК России от 28 мая 2003 г. N 9/72-4, проведена правовая экспертиза законодательной базы субъектов Российской Федерации. По итогам прошедших региональных избирательных кампаний изучена правоприменительная практика, в том числе с выездом в регионы, и проанализирована информация, полученная из избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что во всех перечисленных выше субъектах Российской Федерации законодательные (представительные) органы государственной власти избраны в правомочном составе.
Выборы показали, что использование смешанной мажоритарно-пропорциональной системы вполне оправданно, политические партии постепенно становятся полноправными участниками процесса формирования государственных органов власти в субъектах Российской Федерации.
Многие политические партии наряду со списками кандидатов активно выдвигали кандидатов по одномандатным избирательным округам. Одновременно прослеживается тенденция к снижению количества кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения. В результате повышается уровень ответственности кандидата перед избирателями не только за свои действия, но и за действия партии в целом, а также ответственность политической партии за действия выдвинутых ею кандидатов.
В Республике Татарстан, Алтайском крае и Ярославской области правом выдвижения кандидатов по одномандатным избирательным округам воспользовались все избирательные объединения и избирательные блоки, выдвинувшие списки кандидатов. В Республике Калмыкия из двенадцати избирательных объединений этим правом воспользовались восемь. В Усть-Ордынском Бурятском автономном округе кандидатов по одномандатным избирательным округам выдвинули три избирательных объединения, избирательных блока из четырех, в Волгоградской области - четыре из восьми, в Республике Мордовия - четыре из четырех, в Кабардино-Балкарской Республике - пять из шести, в Республике Ингушетия - пять из восьми и Карачаево-Черкесской Республике - четыре из восьми. Самый низкий процент по этому показателю - в Свердловской области: три из одиннадцати.
Из 44 политических партий, имевших право участвовать в выборах, правом выдвижения кандидатов по одномандатным избирательным округам воспользовались региональные отделения 30 различных политических партий, в то время как по пропорциональной избирательной системе таким правом воспользовались 25 политических партий. В целом в ходе избирательных кампаний было образовано 10 избирательных блоков.
Среди кандидатов, выдвинутых в депутаты по одномандатным избирательным округам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, число кандидатов от избирательных объединений, избирательных блоков составило около 50 процентов. Всего в результате прошедших выборов из 308 кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам политическими партиями, избирательными блоками, избрано 184 депутата, что составляет 59,74 процента. При этом в целом от политических партий, избирательных блоков избрано 499 депутатов.
Более содержательной стала предвыборная агитация, поскольку у каждой политической партии была возможность представить свою предвыборную программу, отражающую интересы различных социальных групп избирателей, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Однако в некоторых субъектах Российской Федерации региональные отделения политических партий, избирательные блоки, по сообщениям избирательных комиссий, не имели своих политических программ, не были готовы и (или) отказывались от участия в теледебатах, а также не использовали право проведения агитации в электронных и печатных средствах массовой информации на бесплатной основе, опасаясь возможного возврата денежных средств в случае неудачи на выборах. Кроме того, в отдельных регионах (например, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика) бесплатное эфирное время на телевидении политическим партиям, избирательным блокам вообще не предоставлялась ввиду совмещения региональных избирательных кампаний с федеральными выборами.
У избирателей появилась реальная возможность выразить в ходе голосования свои политические предпочтения и обеспечить в законодательных органах государственной власти представительство политических партий - выразителей их интересов.
Применение пропорциональной избирательной системы в целом получило позитивную оценку со стороны участников избирательного процесса.
В субъектах Российской Федерации, использовавших мажоритарно-пропорциональную избирательную систему, число голосов избирателей, голосующих "против всех", было значительно меньше при голосовании по единому избирательному округу с использованием пропорциональной системы по сравнению с голосованием по одномандатным избирательным округам с использованием мажоритарной избирательной системы. Так, средний процент голосования против всех кандидатов в Алтайском крае по одномандатным избирательным округам составил 17,62 процента, а доля избирателей, проголосовавших против всех кандидатов по единому избирательному округу, - 9,58 процента. В Волгоградской области эти показатели составили соответственно - 16,11 и 9,3 процента, в Свердловской области - 22,68 и 13,07 процента, в Ульяновской области - 21,05 и 12,8 процента <*>.
--------------------------------
<*> При этом следует отметить, число голосующих против всех партийных списков на региональных выборах довольно велико и выше, чем на федеральных. Причинами этого явления можно назвать недостаточный авторитет политических партий, их представителей, включенных в списки кандидатов в субъектах Российской Федерации, однообразность или отсутствие предвыборных программ, пассивность в работе с избирателями во время выборов, а также отсутствие публичной деятельности партий на региональном уровне в период между выборами.
Пунктом 16 статьи 35 Федерального закона об основных гарантиях предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации может устанавливаться необходимый для допуска к распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов.
Данное требование, установленное законом, должно стать препятствием для чрезмерного дробления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по партийному признаку.
Во всех региональных законах, которыми руководствовались избирательные комиссии на прошедших выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, кроме закона Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, предусмотрен такой "заградительный барьер".
Так, в Республике Калмыкия он составляет 10 процентов, в Вологодской области - 8 процентов, в Республике Татарстан, Алтайском крае и Волгоградской области - 7 процентов. При этом в Республике Калмыкия по итогам выборов к распределению депутатских мандатов были допущены только два избирательных объединения, в то время как еще два не получили мандатов, хотя набрали более 7 процентов голосов избирателей. В Волгоградской и Вологодской областях мандаты в законодательных (представительных) органах государственной власти поделили соответственно три и четыре избирательных объединения при том, что в Волгоградской области Российская демократическая партия "ЯБЛОКО", а в Вологодской области политическая партия "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" получили на выборах более 5 процентов голосов избирателей, однако из-за высокого "заградительного барьера" не были допущены к распределению мандатов.
В законодательстве субъектов Российской Федерации, где "заградительный барьер" составляет 5 процентов, наибольшее количество списков кандидатов было допущено к распределению мандатов в Ярославской области - 6. В Республике Ингушетия и в Свердловской области к распределению депутатских мандатов было допущено 5 списков, в Карачаево-Черкесской Республике и Ульяновской области - 4, в Кабардино-Балкарской Республике - 3, в Республике Мордовия - 2 списка.
Во всех 13 субъектах Российской Федерации в результате прошедших выборов были допущены к распределению мандатов региональные отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия", в 11 субъектах - региональные отделения КПРФ, в 7 - ЛДПР, в 3 - региональные отделения Аграрной партии России. Также получили мандаты: в Республике Ингушетия - Российская партия ЖИЗНИ, Российская демократическая партия "ЯБЛОКО", Российская партия мира, Народная партия Российской Федерации. В Карачаево-Черкесской Республике - политическая партия "Истинные патриоты России"; в Свердловской области - Партия Возрождения России. Кроме того, такое право получили 6 избирательных блоков: "Народ за Фролыча" - Ульяновская область; "В поддержку Президента", "За наш Алтай - коммунисты, аграрии, НПСР" - Алтайский край; "Союз бюджетников Урала" - Свердловская область; "Родина" (народно-патриотический союз)", "Правда, порядок, справедливость" - Ярославская область.
Таким образом, практика проведения выборов подтвердила, что слишком высокий "заградительный барьер" излишне ограничивает представительство политических партий в законодательных (представительных) органах государственной власти и является серьезным препятствием для реализации института пропорционального представительства в полном объеме.
Федеральный закон об основных гарантиях, установив требование об обязательном избрании не менее половины депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по пропорциональной избирательной системе, не определил конкретного вида пропорциональной избирательной системы, оставив этот выбор за субъектом Российской Федерации. Методическими рекомендациями были предложены различные виды пропорциональных избирательных систем, например с использованием системы "открытых" или "закрытых" списков кандидатов, возможностью разделения закрытого списка на региональные части <*>.
--------------------------------

СООБЩЕНИЕ ЦБ РФ от 01.06.2004 ОБ ИТОГАХ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОМБАРДНОГО КРЕДИТНОГО АУКЦИОНА  »
Постановления и Указы »
Читайте также