РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 27.05.2004 n ГКПИ2004-705 <О ГРАЖДАНСКОМ ДЕЛЕ ПО ЗАЯВЛЕНИЮ ИЗОТОВА М.В.>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 27 мая 2004 г. N ГКПИ 2004-705
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Терентьевой С.В.,
с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Изотова М.В. о признании недействующим пункта 1 Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 12 сентября 2003 г. N 25/177-4 "О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных, территориальных, участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, работникам аппаратов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, а также выплат гражданам, привлекаемым к работе в этих комиссиях в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва",
установил:
пунктом 1 Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России) от 12 сентября 2003 г. N 25/177-4 "О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных, территориальных, участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, работникам аппаратов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, а также выплат гражданам, привлекаемым к работе в этих комиссиях в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва" (далее - Постановление) предусмотрено, что ежемесячные выплаты компенсации членам избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных, территориальных, участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы для подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва, на период, в течение которого они были освобождены от основной работы, определяются в размере их средней заработной платы, исчисленной за фактически отработанное время за 12 месяцев, предшествующих освобождению, но не выше размера, указанного в приложении N 1 к данному Постановлению.
Изотов М.В., являющийся членом областной избирательной комиссии, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приведенного предписания недействующим, ссылаясь на то, что оно является незаконным, поскольку лишает его права на получение компенсации за работу в избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов в размере среднего заработка по месту основной работы, который значительно превышает размер компенсации, установленный ЦИК России.
Изотов М.В. просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители ЦИК России Шевчук Н.В. и Воронин Д.Ю. требование заявителя не признали и просили суд отказать в его удовлетворении за необоснованностью, пояснив, что оспариваемое предписание Постановления основано на нормах Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Заслушав объяснения представителей ЦИК России и исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей требование заявителя оставить без удовлетворения, суд находит, что заявление Изотова М.В. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 72 Федерального закона от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" члену избирательной комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы. За членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на указанный период, сохраняется основное место работы (должность), ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделенных на проведение выборов.
Аналогичные положения содержатся в пункте 17 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Таким образом, законодатель предусмотрел, что за членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период проведения выборов, сохраняется только основное место работы (должность), но не средний заработок по месту основной работы.
За период, в течение которого он был освобожден от основной работы, члену избирательной комиссии с правом решающего голоса выплачивается компенсация, размер которой не поставлен в зависимость от размера его заработка по месту основной работы.
Законодателем определено, что размер и порядок выплаты этой компенсации указанным членам избирательных комиссий за работу в избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделенных на проведение выборов.
При таких обстоятельствах ЦИК России вправе была принять оспариваемое Постановление, закрепив в нем предписание о том, что ежемесячные компенсации членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы, определяются в размере их средней заработной платы, исчисленной за фактически отработанное время за 12 месяцев, предшествующих освобождению, но не выше размера, указанного в приложении N 1 к данному Постановлению.
С доводами заявителя о несоответствии пункта 1 Постановления частям 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации суд согласиться не может, поскольку названные положения не регулируют вопросы выплаты компенсаций работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей.
В соответствии с частью 2 статьи 96 Конституции Российской Федерации порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.
Нормы Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", во исполнение которых ЦИК России приняла оспариваемое Постановление, не признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Согласно части первой статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
Изотову М.В. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 27.05.2004 n 207-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ ДУДНИК МАРГАРИТЫ ВИКТОРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЯМИ 8 И 24 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также