ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 n 133-О О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 33 ПАТЕНТНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АБЗАЦЕВ 3 И 4 ПОДПУНКТА Л ПУНКТА 1 ПОЛОЖЕНИЯ О ПОШЛИНАХ ЗА ПАТЕНТОВАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ, ПОЛЕЗНЫХ МОДЕЛЕЙ, ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБРАЗЦОВ, РЕГИСТРАЦИЮ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ, ЗНАКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ, НАИМЕНОВАНИЙ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ НАИМЕНОВАНИЯМИ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА КОТОВА ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 апреля 2004 г. N 133-О
О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 33 ПАТЕНТНОГО ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АБЗАЦЕВ 3 И 4 ПОДПУНКТА "Л" ПУНКТА 1
ПОЛОЖЕНИЯ О ПОШЛИНАХ ЗА ПАТЕНТОВАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ, ПОЛЕЗНЫХ
МОДЕЛЕЙ, ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБРАЗЦОВ, РЕГИСТРАЦИЮ ТОВАРНЫХ
ЗНАКОВ, ЗНАКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ, НАИМЕНОВАНИЙ МЕСТ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРАВА
ПОЛЬЗОВАНИЯ НАИМЕНОВАНИЯМИ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ТОВАРОВ В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА
КОТОВА ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, Л.О. Красавчиковой, А.Л. Кононова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании сообщение судей В.Г. Стрекозова и Б.С. Эбзеева по вопросу о прекращении производства по делу о проверке конституционности статьи 33 Патентного закона Российской Федерации и абзацев 3 и 4 подпункта "л" пункта 1 Положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров,
установил:
1. Согласно статье 33 Патентного закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 года за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом, взимаются патентные пошлины; перечень действий, за совершение которых взимаются патентные пошлины, их размеры и сроки уплаты, а также основания для освобождения от уплаты пошлин, уменьшения их размеров или возврата пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанных предписаний Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12 августа 1993 г. N 793 было утверждено Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.М. Котов просит признать не соответствующей Конституции Российской Федерации статью 33 Патентного закона Российской Федерации в части, касающейся права Правительства Российской Федерации устанавливать перечень действий, за совершение которых взимаются патентные пошлины, их размеры, порядок и сроки уплаты, основания для освобождения от уплаты пошлин, уменьшения их размеров или возврата пошлин, и тем самым наделяющее Правительство Российской Федерации соответствующими полномочиями. По мнению заявителя, названное положение противоречит статье 71 (пункт "з") Конституции Российской Федерации, в силу которой федеральные налоги и сборы находятся в исключительном ведении Российской Федерации и, исходя из смысла статьи 57 Конституции Российской Федерации, подлежат установлению законодателем, а также нарушает содержащийся в данной статье Конституции Российской Федерации принцип законного установления налогов и сборов.
Кроме того, заявитель считает, что положению статьи 57 Конституции Российской Федерации, согласно которому законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, не соответствуют абзацы третий и четвертый подпункта "л" пункта 1 Положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 8) в части, касающейся изменения Правительством Российской Федерации момента начала действия патентов Российской Федерации, выданных взамен авторских свидетельств СССР, и повышения размеров ставок пошлин за поддержание в силе патента на изобретение, промышленный образец, патента или свидетельства на полезную модель.
2. Вопрос о делегировании Правительству Российской Федерации федеральным законом полномочий, закрепленных статьей 33 Патентного закона Российской Федерации, уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В Определении от 10 декабря 2002 г. N 283-О по запросу Правительства Российской Федерации "О проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 8 "О внесении изменений и дополнений в Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров" Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что данное Постановление - поскольку оно принято Правительством Российской Федерации во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривает взимание платежей неналогового характера - сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции Российской Федерации с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, делегирование федеральным законом Правительству Российской Федерации полномочия по установлению размеров пошлин за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом, а также с регистрацией товарного знака, регистрацией и предоставлением права пользования наименованием места происхождения товара, - с учетом характера данных платежей как сбора - не нарушает конституционное предписание о законно установленных налогах и сборах и закрепленное Конституцией Российской Федерации разграничение компетенции между Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.
Осуществляя соответствующее правовое регулирование, федеральный законодатель по-прежнему относит патентные пошлины к неналоговым доходам федерального бюджета (статья 10 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" в редакции от 7 мая 2002 года, статья 8 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" и приложение N 4 к нему, статья 7 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и приложение N 5 к нему, статья 7 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" и приложение N 5 к нему). С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации Федеральным законом от 7 февраля 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации" уточнена редакция статьи 33 Патентного закона Российской Федерации в части, касающейся полномочия Правительства Российской Федерации устанавливать перечень действий, за совершение которых взимаются патентные пошлины, их размеры, порядок и сроки уплаты, а также основания для освобождения от уплаты пошлин, уменьшения их размеров или возврата пошлин; соответствующие изменения и дополнения Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 г. N 403 внесены и в Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров.
3. В Определении от 10 декабря 2002 года Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что вводимые Правительством Российской Федерации ставки пошлин должны быть разумно обоснованными, справедливыми и соразмерными затратам органов публичной власти, связанным с установлением патентоспособности изобретения, полезной модели, промышленного образца, приоритета товарного знака, знака обслуживания и с предоставлением правовой охраны соответствующей промышленной собственности.
Со ссылкой на данное Определение Верховный Суд Российской Федерации решением от 14 января 2004 года оставил без удовлетворения заявление В.М. Котова о признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 г. N 403 "О внесении изменений и дополнений в Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров" в части установления увеличенных размеров патентных пошлин, указав, что патентные пошлины не относятся к налоговым платежам (сборам), а потому Правительство Российской Федерации вправе определять их размеры и сроки уплаты, и что введенные Правительством Российской Федерации размеры патентных пошлин не могут быть признаны не соразмерными затратам, связанным с правовой охраной изобретений.
Что касается утверждения заявителя об изменении Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 8 момента начала действия патентов Российской Федерации, выданных взамен авторских свидетельств СССР, то им такие изменения в абзац третий подпункта "л" пункта 1 названного Положения не вносились.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2 и 3 части первой статьи 43, статьей 68 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Производство по делу о проверке конституционности статьи 33 Патентного закона Российской Федерации и абзацев третьего и четвертого подпункта "л" пункта 1 Положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров в связи с жалобой гражданина Котова Владимира Михайловича прекратить, поскольку данная жалоба не соответствует требованиям допустимости, установленным Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".
2. Настоящее Определение окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 n 128-О ПО ЗАПРОСУ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 5 ПОЛОЖЕНИЯ О ПАСПОРТЕ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также