ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 09.03.2004 n 36 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАСХОДУ ТОПЛИВА МАШИНАМИ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ, РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ОБЪЕКТОВ ВНЕШНЕГО БЛАГОУСТРОЙСТВА ПОСЕЛЕНИЙ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 марта 2004 г. N 36
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАСХОДУ ТОПЛИВА
МАШИНАМИ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ, РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
И ОБЪЕКТОВ ВНЕШНЕГО БЛАГОУСТРОЙСТВА ПОСЕЛЕНИЙ
Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу постановляет:
Ввести в действие с 1 января 2004 г. Рекомендации по расходу топлива машинами для содержания, ремонта автомобильных дорог и объектов внешнего благоустройства поселений, разработанные Государственным унитарным предприятием "Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова".
Председатель
Н.П.КОШМАН



Утверждены
Постановлением
Госстроя России
от 9 марта 2004 г. N 36
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАСХОДУ ТОПЛИВА МАШИНАМИ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ,
РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ОБЪЕКТОВ ВНЕШНЕГО
БЛАГОУСТРОЙСТВА ПОСЕЛЕНИЙ
В данном документе приведены значения конкретных показателей расхода топлива для спецмашин, используемых при уборке и ремонте автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием, а также при выполнении некоторых операций внешнего благоустройства населенных мест.
Предложенные Рекомендации по нормированию топлива предназначены для работников предприятий, эксплуатирующих спецмашины для содержания дорожной сети, и могут использоваться как методический документ при расчете тарифов на оплату выполненных работ, расчетов по налогообложению предприятий, расчетов с водителями спецмашин и т.д.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В номенклатуру спецмашин, на которые распространяется действие данного документа, включаются все машины на автомобильных, специальных и тракторных шасси, имеющие рабочее оборудование, предназначенное для выполнения работ по обеспечению надлежащего состояния дорог с твердым покрытием и их ремонту.
Разработанные рекомендации по расчету величины расхода жидкого топлива следует рассматривать как типовые. Реальный расход топлива может уточняться в соответствии с конкретными условиями эксплуатации машин. С этой целью предусматривается система дополнительных надбавок к расчетным затратам топлива в случаях эксплуатации спецмашин в условиях, отличающихся от стандартных. К стандартным условиям относятся: теплое время года, средняя для России климатическая широта, скорость движения спецмашины и производительность, соответствующие ее номинальным техническим характеристикам, и другие факторы, характерные для каждого типа машин.
Рекомендуемая методология расхода топлива может использоваться для машин, эксплуатирующихся как в условиях города, так и за пределами городской черты. Также разработаны базовые показатели расхода топлива для спецмашин, имеющих значительную мощность силовых агрегатов и возможность зимней очистки загородных магистралей и дорог в повышенном скоростном режиме.
В Рекомендациях содержатся также конкретные показатели, необходимые при расчете расхода топлива спецмашинами, предназначенными для перевозки твердых бытовых отходов, а также при содержании зеленого хозяйства городов.
I. РАСХОД ЖИДКОГО ТОПЛИВА ДЛЯ СПЕЦМАШИН,
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ МЕХАНИЗИРОВАННОЙ УБОРКЕ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ
1. Расход жидкого топлива на работу специальных машин
1.1. Линейный расход топлива
Линейный расход топлива - это величина затрат топлива, установленная индивидуально для каждой марки машин в однозначно определенных дорожно-эксплуатационных, климатических и нагрузочных условиях работы.
Настоящий документ содержит базовую основу для установления количества горюче-смазочных материалов, расходуемых отечественными и зарубежными спецмашинами при содержании и ремонте автомобильных дорог, а также машинами для механизации работ по удалению твердых бытовых отходов и содержанию зеленого хозяйства городов.
Для машин импортного производства величина удельного расхода топлива принимается в соответствии с данными инструкций по их эксплуатации.
В данном документе по каждой машине, базирующейся на автомобильном шасси, установлены два вида значений расхода топлива: на линейный, включающий в себя расход топлива при перемещении машины со спецоборудованием в снаряженном состоянии, но без технологического груза, и расход топлива на выполнение рабочей операции, в зависимости от назначения машины. В обоих случаях в состав расходуемого топлива не включен его расход на гаражные и иные технические нужды, не связанные с основным рабочим процессом.
Работа машин производится в различных климатических, дорожно-транспортных и иных эксплуатационных условиях, в связи с чем в данном документе предусмотрена система надбавок, корректирующих представленные удельные показатели расхода топлива. Надбавки даны в процентах от общего расхода топлива для конкретной машины за время ее работы в течение заданного времени (смена, сутки и т.п.). Суммарная относительная надбавка к расходу топлива исчисляется в долях единицы и определяется по формуле:
Д = Д1 + Д2 + Д3 + Д4 + Д5 + Д6, (1)
где:
Д1 - надбавка при работе спецмашин в черте города с частыми остановками (в среднем, более чем одна на 1 км общего пробега) - до 10%;
Д2 - надбавка на работу спецмашин в зимний период времени. Эта надбавка для южных районов при температуре ниже 0 °C составляет 0,05. В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, - до 0,2. Перечень регионов России и значений установленных для них зимних надбавок представлен в Прил. 2;
Д3 - надбавка для автомобилей, находящихся в длительной эксплуатации: более 5 лет - до 5%; более 8 лет - до 10%;
Д4 - надбавка при работе в городах с большой плотностью населения:
- в городах с населением свыше 3 млн. чел. - до 25%;
- в городах с населением от 1 до 3 млн. чел. - до 20%;
- в городах с населением от 250 тыс. до 1 млн. чел. - до 15%;
- в городах с населением от 100 до 250 тыс. чел. - до 10%;
- в городах и поселках городского типа (при наличии на улицах светофоров и знаков дорожного движения) с населением до 100 тыс. чел. - до 5%;
Д5 - надбавка к общему расходу топлива на выполнение транспортной работы по перевозке технологического груза (воды, технологического материала и пр.) - до 10%;
Д6 - надбавка к общему расходу топлива для специальных автомобилей (автовышек, автопогрузчиков, ремонтных машин), выполняющих рабочий процесс при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом, - до 20%. Для машин циклического действия, удаляющих собранный смет и загрязнения на свалки (мусоровозы, подметально-уборочные машины, илососы и т.п.), надбавка за каждый цикл разгрузки составляет Д6 = 0,25 л/цикл.
Использование в расчетах указанных надбавок обусловлено спецификой эксплуатации спецмашины в различных условиях, ее конструктивными особенностями и назначением.
Масса машины в снаряженном состоянии принимается по данным руководства по ее эксплуатации и учитывает массу шасси, специального оборудования, кузова, приборов и инструмента. Если работа спецмашины связана с перевозкой бригады ремонтных рабочих, то следует учесть и вес членов бригады из расчета 80 кг на одного рабочего.
Для машин, на которых установлено специальное оборудование, значение расхода топлива на передвижение в транспортном режиме (линейный расход топлива) устанавливается исходя из норм изменения массы спецавтомобиля по формуле:
Hs = HSб + в(GМ - Gб), (2)
где:
НSб - величина расхода топлива на транспортный пробег машины;
в - расход топлива на 1 т массы спецоборудования, установленного на шасси машины. Для машин с карбюраторным двигателем в = 2 л/100 км пробега на каждую тонну оборудования, для машин с дизельным двигателем в = 1,3 л/100 км соответственно;
GM - масса спецмашины конструктивная (с учетом спецоборудования);
Gб - масса базового шасси.
1.2. Расход топлива на работу специальных машин
Все спецмашины по потреблению жидкого топлива подразделяются на следующие группы:
- машины, имеющие автомобильные или тракторные шасси и оснащенные навесным оборудованием, привод которого осуществляется от двигателя шасси;
- машины, имеющие шасси, оснащенные специальными установками и оборудованием, работа которых осуществляется от автономного двигателя внутреннего сгорания, установленного в кузове машины.
Удельный расход топлива для специальных машин, относящихся к первой группе, определяется по формуле:
Q = 0,01 x [Hs(S - S1 + Q1 x S1)] x (1 + Д),
где:
Q - общий расход топлива;
Hs - линейный расход топлива, л/100 км;
S - общий пробег машины, км;
S1 - пробег машины при работе спецоборудования, км;
Д - суммарная относительная надбавка к линейному расходу топлива;
Q1 - расход топлива при работе спецоборудования, л/ч, л/100 км, л/цикл.
Расход топлива для машин, имеющих спецоборудование с приводом от автономного двигателя внутреннего сгорания, определяется как сумма расхода на передвижение машины с объекта на объект в течение определенного времени и расхода топлива на работу автономного двигателя за то же время работы спецоборудования.
Удельный расход жидкого топлива на работу спецмашин, используемых для перевозки груза, определяется по формуле:
Qh = Нs x S(1 + Д),
где:
Qh - общий расход топлива за смену;
Hs - линейный расход топлива, л/100 км;
S - пробег машины, км.
Примеры расчета потребления жидкого топлива при работе спецмашин различного назначения с использованием рекомендуемых значений удельных затрат топлива, содержащихся в настоящем документе, приведены в Прил. 3.
Плотность топлива при расчете принята, кг/л: бензина - ро = 0,74, дизельного топлива - ро = 0,825.
Расход масел на эксплуатацию спецмашин определяется расчетным методом на 100 л использованного горючего (см. таблицу ниже).
ВРЕМЕННЫЙ СПРАВОЧНЫЙ РАСХОД МАСЕЛ И СМАЗОК
-----------------------------------T-----------------------------¬
¦ Вид и сорт масел и смазок ¦Расход масел на 100 л топлива¦
¦ +-------------T---------------+
¦ ¦ грузовые ¦ грузовые ¦
¦ ¦ автомобили, ¦ автомобили, ¦
¦ ¦работающие на¦ работающие на ¦
¦ ¦ бензине ¦ дизтопливе ¦
+----------------------------------+-------------+---------------+
¦Моторные масла, л ¦ 2,4 ¦ 3,2 ¦
+----------------------------------+-------------+---------------+
¦Трансмиссионные масла, л ¦ 0,3 ¦ 0,4 ¦
+----------------------------------+-------------+---------------+
¦Специальные масла, л ¦ 0,1 ¦ 0,1 ¦
+----------------------------------+-------------+---------------+
¦Пластичные (консистентные) смазки,¦ 0,2 ¦ 0,3 ¦
¦кг ¦ ¦ ¦
L----------------------------------+-------------+----------------
Допускается увеличение рекомендуемых расчетных значений расхода топлива до 1% от общего количества потребляемого топлива данным предприятием для компенсации затрат на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей узлов машин при их ремонте и т.п.). Основанием для указанного повышения расхода топлива может быть распоряжение местной администрации или приказ руководителя предприятия.
Для модификаций машин, выполняющих ту же технологическую операцию, что и базовая машина, оснащенных одинаковыми двигателями (либо различными, но с разницей по номинальной мощности не более 10 - 12%) и не отличающихся значительно по конструктивной массе (не более 5 - 7%), возможно устанавливать удельный расход топлива по норме базовой машины.
II. ПОКАЗАТЕЛИ РАСХОДА ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ СПЕЦМАШИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ МЕХАНИЗИРОВАННОЙ
УБОРКЕ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ
СНЕГООЧИСТИТЕЛИ ПЛУЖНО-ЩЕТОЧНЫЕ, РОТОРНЫЕ
----T-------------------------------------T----------------------¬
¦ N ¦ Марка ¦ Расход топлива ¦
¦п/п+------------T-----------T------------+---------T------------+
¦ ¦специальной ¦ базового ¦ двигателя ¦на транс-¦ на работу ¦
¦ ¦ машины ¦ шасси ¦ ¦портное ¦ машины, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦движение,¦ л/100 км, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦л/100 км ¦ л/ч <*> ¦
+---+------------+-----------+------------+---------+------------+
¦1. ¦КО-713-01,02¦ЗИЛ-431412 ¦ЗИЛ-508.10 ¦34 ¦Плуг - 60,8;¦
¦ ¦КО-002 ¦ЗИЛ-130 ¦ЗИЛ-130 ¦35,8 ¦плуг и щетка¦
¦ ¦ПМ-130, 130Б¦ЗИЛ-130 ¦ЗИЛ-130 ¦35,8 ¦- 73,6 ¦
¦ ¦КДМ-130 ¦ЗИЛ-130 ¦ЗИЛ-130 ¦35,8 ¦ ¦
+---+------------+-----------+------------+---------+------------+
¦2. ¦КО-713-01,02¦ЗИЛ-130 ¦ЗИЛ-130 ¦35,8 ¦ ¦
¦ ¦ПМ-130 ¦ЗИЛ-431412 ¦ЗИЛ-508.10 ¦34 ¦ ¦
¦ ¦КО-002 ¦ЗИЛ-43812 ¦ЗИЛ-508.10 ¦ ¦ ¦
¦ ¦КДМ-130 ¦ ¦ЗИЛ-508.10 ¦ ¦ ¦
+---+------------+-----------+------------+---------+------------+
¦3. ¦КО-705 ПЩ ¦Трактор ¦Д-37М ¦5,4 <*> ¦
¦ ¦ ¦Т-40 АП ¦ ¦ ¦
+---+------------+-----------+------------+---------T------------+
¦4. ¦КО-806.02 ¦КАМАЗ-4925 ¦КАМАЗ-740.10¦27,8 ¦Плуг - 55,1;¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦плуг и щетка¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- 65,0 ¦
+---+------------+-----------+------------+---------+------------+
¦5. ¦КО-712 ПЩ ¦Трактор ¦Д-21А ¦4,6 <*> ¦
¦ ¦УСБ-25 ПЩ ¦Т-25 ¦ ¦ ¦
+---+------------+-----------+------------+----------------------+
¦6. ¦КО-812-6 ¦Трактор ¦Д-144-32 ¦6,2 <*> ¦
¦ ¦ ¦ЛТЗ-55 А ¦ ¦ ¦
+---+------------+-----------+------------+----------------------+
¦7. ¦КО-707-1 ¦Трактор ¦Д-240 ¦8,2 <*> ¦
¦ ¦ ¦МТЗ-80/82 ¦ ¦ ¦
+---+------------+-----------+------------+----------------------+

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстандарта РФ от 09.03.2004 n 117-ст ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также