ДОКЛАД Уполномоченного по правам человека в РФ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2003 ГОДУ


ДОКЛАД
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 2003 ГОДУ
(ИЗЛОЖЕНИЕ)
Настоящий доклад подготовлен в соответствии с пунктом 1 ст. 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и направлен Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, в Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации. В докладе отражена деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова, занимавшего эту должность до 13 февраля 2004 года.
Положение дел с правами человека в стране продолжает оставаться сложным. По-прежнему происходят серьезные нарушения гражданских, политических, социально-экономических прав и свобод. Проблемой, непосредственно затрагивающей интересы человека, права на охрану здоровья и на жизнь, является состояние окружающей среды.
Проблема прав человека пока еще не воспринята большинством населения как приоритетная. Опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что подавляющее большинство наших сограждан имеет весьма нечеткое представление о своих правах и тем более о формах и методах их защиты.
За годы деятельности (1998 - 2003) Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации было рассмотрено более 155 тыс. жалоб и обращений граждан, поступивших из всех регионов России, стран СНГ и Балтии и ряда других государств.
Связано это прежде всего с уровнем имеющейся информации о существовании и возможностях нового института внесудебной защиты граждан, с уровнем восприятия населением степени нарушения своих конституционных прав, осознанием необходимости их правовой защиты.
Наибольшее количество обращений поступило из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского и Ставропольского краев, Московской, Ростовской, Челябинской, Свердловской, Тверской областей.
В обращениях граждан к Уполномоченному отражен весь спектр проблем современной жизни российского общества.
Самое большое число жалоб содержат просьбы о защите гражданских (личных прав) граждан - 57,8 процента от общего числа поступивших обращений. Среди них жалобы на нарушение права на жизнь, на неприкосновенность личности, права на свободу от пыток, жестокого обращения, жалобы на действия милиции; на нарушение права на справедливое судебное разбирательство и права на равную защиту закона; на нарушения прав осужденных при исполнении наказания в виде лишения свободы; о нарушениях прав на гражданство, на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства.
Что касается защиты политических прав (1,5 процента от общего числа обращений), то заявители сообщали о нарушении прав народов на самоопределение, реабилитацию репрессированных и депортированных народов; о нарушениях прав на участие в управлении делами государства на федеральном и муниципальном уровне, избирательных прав, а также о нарушении основных политических свобод - права на свободу мысли, слова и печати, совести, религии и убеждений.
Несоблюдение экономических прав заявителей (16 процентов всех обращений) выражается в нарушениях права собственности; нарушениях законодательства о предпринимательстве; прав трудящихся на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, права на равную оплату за равный труд, на защиту от безработицы.
Значительная часть обращений к Уполномоченному по поводу соблюдения социальных прав граждан (всего 24,2 процента от общего количества поступивших обращений) посвящена защите прав человека на достойные условия жизни, достаточный уровень жизни, проблемам жилья, нарушениям пенсионного законодательства, а также нарушениям прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите, - матерей, детей, инвалидов и умственно отсталых лиц, беженцев.
Реализацию культурных прав заявители связывают с защитой своего права на образование, с правом на участие в культурной жизни, с охраной памятников истории и культуры, культурно-просветительских учреждений, прав этнических меньшинств, авторских прав.
Принято к рассмотрению, в том числе совместно с другими государственными организациями, в соответствии с их компетенцией, 31,7 процента жалоб. Принято к рассмотрению с разъяснением заявителю правовых средств защиты нарушенных прав 54,4 процента обращений. Направлен заявителю после ознакомления мотивированный отказ в рассмотрении жалобы - 11,7 процента случаев.
По жалобам, принятым к рассмотрению Уполномоченным, удалось восстановить нарушенные права по каждому пятому обращению заявителей.
В докладе на основе поступающих к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации жалоб и обращений, иных источников характеризуется положение дел с соблюдением в стране основополагающих прав и свобод человека и гражданина, гарантируемых Международными пактами о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах, другими международными договорами, Конституцией Российской Федерации.
Гражданские (личные) права
Право на жизнь - первейшее право человека, зафиксированное в международно-правовых документах и конституциях многих стран мира: каждый имеет право на жизнь, никто не может быть произвольно лишен жизни (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конституция Российской Федерации).
Это право включает в себя не только право на физическое существование, а также право не подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому и бесчеловечному обращению или наказанию, право на социальное обеспечение, охрану здоровья, право на благоприятную окружающую среду, право на труд в условиях безопасности и гигиены. Эти права так или иначе дополняют фундаментальное право на жизнь, обеспечивая его эффективную реализацию.
Однако право на жизнь является наиболее уязвимым и нарушаемым в современном мире. В результате вооруженных конфликтов, террористических актов, природных и техногенных катастроф гибнут тысячи людей.
В год Россия теряет до 100 тысяч человек, из которых 38 тысяч - жертвы убийц, более 60 тысяч - пропавшие без вести ("Ваше право", N 44 2003 года).
По количеству совершаемых убийств Россия занимает второе место в мире после Колумбии: 221 на 100000 взрослого населения ("Ваше право", N 48 2003 года).
По-прежнему остается высоким уровень травматизма и гибели граждан при прохождении военной службы. Потери армии в ходе проведения контртеррористической операции в Чеченской Республике за период с 1994 года составили около 9 тыс. убитыми и более 30 тыс. ранеными ("Московский комсомолец", 17 февраля 2003 года). По словам Министра обороны Российской Федерации, сегодняшние потери войск в Чечне - около трех человек в неделю.
По данным Главной военной прокуратуры, за 9 месяцев 2003 года не в ходе боевых действий погибло около 1200 солдат, прапорщиков и офицеров. Жизни военнослужащих уносят дорожно-транспортные происшествия, неосторожное обращение с оружием, казарменное хулиганство, самоубийства, пренебрежение элементарными требованиями безопасности при обращении с боевой техникой.
Юристы и психологи уже говорят о новом виде "юношеских забав" - истязаниях и убийствах бездомных. В г. Мурманске в один день были зверски убиты тремя юношами (14, 15 и 16 лет) четверо бездомных граждан ("Мир новостей", 21 октября 2003 года).
Применительно к праву на жизнь весьма актуальна проблема отмены смертной казни. Здесь всегда будут существовать аргументы "за" и "против". Так, обоснованием для отмены смертной казни являются случаи вынесения приговоров в отношении невиновных. Серьезным аргументом за сохранение смертной казни является то обстоятельство, что общество может защитить себя и своих членов от опаснейших преступлений, только сохранив для них реальную угрозу лишения жизни. Некоторых только это может остановить перед совершением тяжких преступлений.
Но остаются не исполненные обязательства, принятые Россией при вступлении в Совет Европы. Не ратифицирован Протокол N 6 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, касающийся отмены смертной казни. Но это компетенция Федерального Собрания - парламента Российской Федерации и ему принимать решение по данной проблеме.
Право на достоинство - это право на уважение. Оно также предполагает, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.
Российская Федерация не является членом Европейского Союза. Но есть документы, которые дают новое видение проблемы. Так, в Хартии Европейского Союза об основных правах первая глава посвящена именно понятию человеческого достоинства. И лишь статья 2 Хартии говорит о праве на жизнь. Этим как бы подчеркивается, что не просто жизнь-существование, а достойная жизнь отвечает современным требованиям демократии и цивилизации.
Это право запрещает превращать человека в объект воздействия со стороны государства и подвергать его обращению, которое принципиально ставит под вопрос его качества как личности. Право на достоинство является неотъемлемым правом личности и не подлежит ограничению даже в условиях чрезвычайного положения.
Тем не менее в практике деятельности государственных органов соблюдение права на человеческое достоинство является одной из серьезнейших проблем. Эти правонарушения совершаются прежде всего сотрудниками правоохранительных органов. Пытки, жестокое и насильственное обращение, избиение подозреваемых и обвиняемых, угрозы в их адрес и в адрес родственников - далеко не полный перечень способов воздействия, подавляющих личность.
Анализ ситуации, проведенный Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и уполномоченными по правам человека в субъектах России, свидетельствует о том, что проблема нарушений прав человека в органах внутренних дел приобрела всероссийский масштаб. От общего количества жалоб, поступающих в аппарат Уполномоченного, 30 процентов составляют жалобы на действия сотрудников милиции, совершенные при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в ходе производства дознания и предварительного следствия.
К Уполномоченному обратился адвокат Н. с жалобой на действия сотрудников дорожно-патрульной службы и отдела внутренних дел "Войковский" г. Москвы (вх. N Н-358). Адвокат вместе с коллегой П. возвращался с работы на своем автомобиле, которым управлял П. Сотрудники ГИБДД, остановив машину, необоснованно изъяли у заявителя водительское удостоверение и другие документы. В ответ на отказ подписать протокол об административном правонарушении Н. был доставлен в ОВД "Войковский", а затем в вытрезвитель, где в отношении него было применено насилие, пытки и причинен вред здоровью.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Москвы по обращению Уполномоченного, Головинской межрайонной прокуратурой г. Москвы в отношении сотрудников милиции возбуждено и расследуется уголовное дело.
Уже само пребывание человека в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах по своим условиям можно охарактеризовать как жестокое обращение, умаление его достоинства. Это и переполненные камеры, и отсутствие спальных мест и свежего воздуха, ненадлежащая медицинская помощь. В результате проверок, проводимых Уполномоченным, выявлены серьезные нарушения условий содержания людей в изоляторе временного содержания Алейского ГРОВД Алтайского края (вх. N М-816); в изоляторе временного содержания при УВД г. Сочи (вх. N Б-774); в изоляторе временного содержания при УВД г. Братска Иркутской области (вх. N С-612); в изоляторе временного содержания при Лихославльском ОВД Тверской области (вх. N С-252); в изоляторе временного содержания Щелковского УВД (вх. N Б-1044).
В период нахождения в медицинском вытрезвителе при Вахитовском районном управлении внутренних дел г. Казани милиционерами был избит студент Казанского государственного университета гражданин С., который в результате черепно-мозговой травмы потерял память. Заявитель был вынужден длительное время находиться на лечении и не смог должным образом продолжать учебу. После вмешательства Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан решением суда в пользу С. взыскана денежная сумма за нанесение материального ущерба и морального вреда. (Р.Г. Вагизов, Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан в 2002 году, Казань, 2003 г., стр. 65.)
Выявлены вопиющие нарушения в отношении воспитанников Пажгинской школы-интерната N 2 Сыктывдинского района. В заведении администрацией школы-интерната был организован карцер для содержания учащихся. На основании поступившего заявления от общественных организаций Уполномоченным по правам человека в Республике Коми была образована рабочая комиссия из представителей Министерства образования и высшей школы Республики Коми, Министерства здравоохранения Республики Коми, администрации муниципального образования "Сыктывдинский район", общественности и журналистов и произведена проверка. Выяснилось, что в здании жилого корпуса при изоляторе для больных детей в помещении бывшего туалета оборудована комната площадью 1,5 x 2 метра, где наказывали детей. В результате Уполномоченным эта ситуация была квалифицирована как нарушение администрацией школы-интерната N 2 норм Международных принципов Декларации прав ребенка 1959 года, Конвенции о правах ребенка 1989 года.
Уполномоченный по правам человека в Республике Коми сделал официальное заключение по факту нарушения прав и свобод воспитанников Пажгинской школы-интерната N 2. Директор и преподаватель школы-интерната N 2 были освобождены от занимаемой должности. Прокуратурой Сыктывдинского района в отношении данных лиц возбуждено уголовное дело. (Л.М. Вокуев, Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Коми, г. Сыктывкар, 2003 г., стр. 31 - 32.)
По-прежнему в армии, на флоте, в пограничных и внутренних войсках много случаев казарменного хулиганства. Гражданка Ш., мать военнослужащего по призыву П., жаловалась на то, что ее сын был избит группой военнослужащих в/ч 3186 (вх. N Ш-543). Последствия избиения - П. признан негодным к военной службе. Уголовное дело по факту избиения было расследовано неполно и прекращено за отсутствием состава преступления. После обращения Уполномоченного в Главную военную прокуратуру дело было возобновлено производством.
Справедливой можно признать позицию Главного военного прокурора, считающего, что причина преступлений против личности в армейской среде кроется в отсутствии четкой государственной идеологии и правовой составляющей этой идеологии, которые должны присутствовать в армии. ("Красная звезда", 14 января 2003 г.)
Зачастую офицеры младшего командного звена оказываются недостаточно подготовленными, в первую

ПРИКАЗ МПР РФ от 10.02.2004 n 108 О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ СМЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МПР РОССИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также