<ПИСЬМО> Минюста РФ от 05.02.2004 n 07/1270-ЮЧ ДОКЛАД МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СОБЛЮДЕНИИ ЗАКОННОСТИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ПРИ ПРИНЯТИИ ИМИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ


МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 февраля 2004 г. N 07/1270-ЮЧ
ДОКЛАД МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О СОБЛЮДЕНИИ ЗАКОННОСТИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ И ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ПРИ ПРИНЯТИИ ИМИ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Важной функцией Министерства юстиции Российской Федерации, направленной на обеспечение единства правового пространства, защиту конституционных прав, свобод и интересов граждан, является осуществление контроля за соблюдением законности органами государственной власти и должностными лицами при принятии ими нормативных правовых актов.
Эта функция реализуется путем проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также актов федеральных органов исполнительной власти при осуществлении их государственной регистрации.
Количество актов федеральных органов исполнительной власти, поступающих на государственную регистрацию, неуклонно растет. В 2003 году поступило на 23,5% актов больше, чем в 2002 году, при этом количество зарегистрированных составило 1142, что на 33% больше, чем в прошлом году (860).
Основной причиной роста является дальнейшее совершенствование действующего законодательства. С вступлением в силу Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и нового Таможенного кодекса Российской Федерации резко возросло количество представляемых на государственную регистрацию нормативных правовых актов Банка России и ГТК России.
Наряду с увеличением количества издаваемых федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов необходимо отметить устоявшуюся тенденцию к повышению качества их подготовки.
На протяжении последних четырех лет количество отказов в государственной регистрации неуклонно сокращается. Так, в 2003 году их число составило 14% от общего количества представленных актов, что на 5% меньше, чем в 2002 году.
Следует отметить высокое качество подготовки нормативных правовых актов МПС России, КФМ России, ФЭК России, ФСЖВ России, Роспатента, Госатомнадзора России, Банка России, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, по которым в прошедшем году не было отказов в государственной регистрации.
Еще одним подтверждением повышения качества подготовки ведомственных нормативных правовых актов является то, что в 2003 году обжаловалось в судебном порядке на 30% меньше ведомственных нормативных актов; количество отмененных судами полностью или в части зарегистрированных актов составило 0,27%, что свидетельствует о высоком уровне подготовки и юридической экспертизы ведомственных нормативных правовых актов.
Вместе с тем некоторые ведомства снизили качество подготовки нормативных правовых актов. В истекшем году было отказано в государственной регистрации 65% актов, представленных МАП России, в то время как в 2002 году это количество составляло 18%. Не прошла государственную регистрацию половина актов Госстроя России, отказано в государственной регистрации всех актов, представленных Минкультуры России.
Одной из основных форм контроля за ведомственным нормотворчеством является осуществление проверок работы федеральных органов исполнительной власти по отбору и направлению нормативных правовых актов на государственную регистрацию. По результатам проверок прошлого года ведомствами отменено 47 нормативных правовых актов, не прошедших государственную регистрацию в установленном порядке.
Министерство юстиции Российской Федерации предпринимает меры по совершенствованию работы, связанной с устранением нарушений законодательства в сфере ведомственного нормотворчества.
С 2000 года регулярно проводятся совещания с руководителями юридических служб федеральных органов исполнительной власти и иных органов (организаций).
На совещаниях, проведенных в течение года, особое внимание было уделено необходимости усиления исполнительской дисциплины при представлении ведомственных нормативных правовых актов на государственную регистрацию, а также судебной защите интересов федеральных органов исполнительной власти.
В 2003 году впервые были организованы и проведены курсы повышения квалификации сотрудников юридических служб федеральных органов исполнительной власти на базе Международного юридического института при Минюсте России.
На протяжении длительного времени нерешенным оставался вопрос, связанный с отказом ряда ведомств представлять нормативные правовые акты на государственную регистрацию. Минюст России был вынужден вести с такими ведомствами длительную переписку (МНС России, Минтранс России, Минтруд России).
В прошедшем году был сделан важный шаг в его решении. По инициативе Минюста России на уровне руководства Правительства Российской Федерации был выработан новый подход к рассмотрению обращений об отмене или приостановлении действия ведомственных актов, не соответствующих действующему законодательству.
Теперь не только Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет контроль за приведением актов в соответствие с законодательством, но и руководство Правительства Российской Федерации по инициативе Минюста России направляет поручения, обязывающие ведомства, допустившие нарушения законодательства, устранить их в установленный срок, этот вопрос находится на контроле в Аппарате Правительства Российской Федерации.
В 2003 году органами государственной власти и должностными лицами субъектов Российской Федерации принято около 40 тысяч нормативных правовых актов. Все они прошли юридическую экспертизу в органах юстиции.
Наибольшее количество актов, так же как и в предшествующие годы, принято по вопросам конституционного строя и государственного управления, финансов, хозяйственной деятельности, природных ресурсов и охраны окружающей природной среды.
В 2003 году в 3728 нормативных правовых актах органами Минюста России выявлены несоответствия федеральному законодательству. В 97% из них нарушения устранены (2001 год - 72,9%, 2002 - 89%). На основании экспертных заключений органов Минюста России 92% выявленных незаконных актов приведено в соответствие с федеральным законодательством без судебных процедур и принятия мер прокурорского реагирования.
Одной из причин выявленных несоответствий является постоянное совершенствование федерального законодательства. Новая редакция Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" потребовала привести в соответствие с его положениями конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты 41 субъекта Российской Федерации. Приняты новые федеральные законы, касающиеся реформы местного самоуправления, регулирующие административные, трудовые отношения, деятельность адвокатуры, порядок проведения выборов, и ряд других. Всего в связи с принятием новых федеральных законов органы Минюста России повторно провели юридическую экспертизу более 5 тысяч актов.
Выявлялись нарушения бюджетного, налогового законодательства, законодательства о лицензировании, обороте алкогольной продукции (Республика Алтай, Республика Башкортостан, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Калмыкия, Республика Саха (Якутия), Чеченская Республика, Приморский край, Хабаровский край, Архангельская область, Кемеровская область, Курганская область, Самарская область, Ненецкий автономный округ), законодательства о земле- и недропользовании (Свердловская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра).
Имели место нарушения федерального законодательства о выборах и референдумах (Республика Алтай, Карачаево-Черкесская Республика, Ставропольский край, Волгоградская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область).
Нарушения законодательства о местном самоуправлении, как правило, выражались в ограничении самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения (Республика Алтай, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Ставропольский край, Архангельская область, Волгоградская область, Калининградская область, Курганская область, Тюменская область).
Эти и другие проблемные вопросы были обсуждены на ставших традиционными совещаниях с руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов Минюста России и прокурорами, организуемых Министерством юстиции Российской Федерации совместно с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах. В 2003 году такие совещания прошли во всех федеральных округах.
Получил дальнейшее развитие федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Сегодня в нем содержится около 170 тысяч актов. Почти все федеральные органы исполнительной власти стали использовать его в своей работе. В субъектах Российской Федерации наметилась тенденция придания ему статуса источника официального опубликования нормативных правовых актов в электронном виде. С введением в 2003 году в эксплуатацию нового программно-технологического комплекса федерального регистра осуществляется объединение банков данных федерального, включая ведомственные акты, и регионального законодательства.
Минюстом России организована работа по передаче органам государственной власти субъектов Российской Федерации программного обеспечения для организации ведения регистров местных актов. Оказывается помощь по его внедрению и сопровождению.
В 2004 году особое внимание органами Минюста России будет уделено приведению законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с новым Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также новыми нормами налогового, избирательного законодательства, законодательства о жилищно-коммунальной реформе.
Министр юстиции
Российской Федерации
Ю.Я.ЧАЙКА

СООБЩЕНИЕ ЦБ РФ от 05.02.2004 ОБ ИТОГАХ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕПОЗИТНЫХ АУКЦИОНОВ  »
Постановления и Указы »
Читайте также