СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ. ОСОБЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГОСТ Р ИСО 9001-2001 В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПРОИЗВОДЯЩИХ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ. ГОСТ Р 51814.1-2004 (ИСО/ТУ 16949:2002) (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 27.01.2004 n 35-ст)


Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 27 января 2004 г. N 35-ст
Дата введения -
1 июля 2004 года
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ
ОСОБЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГОСТ Р ИСО 9001-2001
В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИЯХ,
ПРОИЗВОДЯЩИХ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ
QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS
FOR AUTOMOTIVE INDUSTRY. PARTICULAR REQUIREMENTS
FOR THE APPLICATION OF ISO 9001:2000 FOR AUTOMOTIVE
PRODUCTION AND RELEVANT SERVICE PART ORGANIZATIONS
ГОСТ Р 51814.1-2004 (ИСО/ТУ 16949:2002)
Предисловие
1. Разработан и внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 125 "Статистические методы в управлении качеством продукции"; Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации (ВНИИС); ОАО "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (ОАО "НИЦ КД"); ООО СМЦ "Приоритет".
2. Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 27 января 2004 г. N 35-ст.
3. Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международных технических условий ИСО/ТУ 16949:2002 "Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2000 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части", за исключением разделов 1 - 3.
4. Взамен ГОСТ Р 51814.1-2001 (ИСО/ТУ 16949-99).
Введение <*>
--------------------------------
<*> Раздел приведен в редакции, отличной от ИСО/ТУ 16949:2002.
В настоящем стандарте установлены особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части.
ИСО/ТУ 16949:2002 были разработаны Международной целевой группой автомобильной промышленности (IATF) и Японской ассоциацией производителей автомобилей, зарегистрированной в качестве корпорации (JAMA), при поддержке Технического комитета ИСО/ТК 176 "Менеджмент качества и обеспечение качества".
Настоящий стандарт включает требования ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (аутентичный перевод ИСО 9001:2000), которые заключены в рамки. Дополнительные отраслевые требования даны вне рамок.
Общие положения
-----------------------------------------------------------------¬
¦ ГОСТ Р ИСО 9001-2001 ¦
¦ Общие положения ¦
¦ Для создания системы менеджмента качества необходимо¦
¦стратегическое решение организации. На разработку и внедрение¦
¦системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся¦
¦потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые¦
¦процессы, размер и структура организации. Настоящий стандарт не¦
¦предполагает единообразия в структуре систем менеджмента¦
¦качества или документации. ¦
¦ Требования к системе менеджмента качества, установленные в¦
¦настоящем стандарте, являются дополняющими по отношению к¦
¦требованиям к продукции <*>. Информация, обозначенная как¦
¦"Примечание", носит характер методических указаний для понимания¦
¦или разъяснения соответствующего требования. ¦
¦ -------------------------- ¦
¦ <*> Требованиями в настоящем стандарте являются нормы,¦
¦вводимые модальным глаголом "должен". Положения стандарта,¦
¦вводимые модальным глаголом "следует", носят рекомендательный¦
¦характер. ¦
¦ ¦
¦ Настоящий стандарт может использоваться внутренними и¦
¦внешними сторонами, включая органы по сертификации, с целью¦
¦оценки способности организации выполнять требования¦
¦потребителей, регламентов и собственные требования. ¦
¦ При разработке настоящего стандарта были учтены принципы¦
¦менеджмента качества, установленные в ГОСТ Р ИСО 9000-2001 и¦
¦ГОСТ Р ИСО 9004-2001. ¦
L-----------------------------------------------------------------
Процессный подход
-----------------------------------------------------------------¬
¦ ГОСТ Р ИСО 9001-2001 ¦
¦ Процессный подход ¦
¦ Настоящий стандарт направлен на применение "процессного¦
¦подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности¦
¦системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности¦
¦потребителей путем выполнения их требований. ¦
¦ Для успешного функционирования организация должна определить¦
¦и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов¦
¦деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с¦
¦целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как¦
¦процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно¦
¦вход следующего. ¦
¦ Применение в организации системы процессов наряду с их¦
¦идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов¦
¦могут считаться "процессным подходом". ¦
¦ Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности¦
¦управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов¦
¦в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.¦
¦ При применении в системе менеджмента качества такой подход¦
¦подчеркивает важность: ¦
¦ а) понимания и выполнения требований; ¦
¦ б) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения¦
¦добавленной ценности; ¦
¦ в) достижения результатов выполнения процессов и их¦
¦результативности; ¦
¦ г) постоянного улучшения процессов, основанного на¦
¦объективном измерении. ¦
¦ Приведенная на рисунке 1 модель системы менеджмента ¦
¦качества, основанная на процессном подходе, иллюстрирует связи¦
¦между процессами, представленными в разделах 4 - 8. Эта модель¦
¦показывает, что потребители играют существенную роль при¦
¦определении входных данных. Мониторинг удовлетворенности¦
¦потребителей требует оценки информации о восприятии¦
¦потребителями выполнения их требований. Приведенная на рисунке 1¦
¦модель охватывает все основные требования настоящего стандарта,¦
¦не детализируя их. ¦
¦ Примечание. Кроме того, ко всем процессам может применяться¦
¦цикл "Plan - Do - Check - Act" (PDCA). Цикл PDCA можно кратко¦
¦описать так: ¦
¦ планирование (plan) - разработайте цели и процессы,¦
¦необходимые для достижения результатов в соответствии с¦
¦требованиями потребителей и политикой организации; ¦
¦ осуществление (do) - внедрите процессы; ¦
¦ проверка (check) - постоянно контролируйте и измеряйте¦
¦процессы и продукцию в сравнении с политикой, целями и¦
¦требованиями на продукцию и сообщайте о результатах; ¦
¦ действие (act) - предпринимайте действия по постоянному¦
¦улучшению показателей процессов. ¦
¦ ¦
¦ ---------------------------¬ ¦
¦ ¦ ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ ¦ ¦
¦---------¬ ¦ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ¦<---¬ -------------¬¦
¦¦ПОТРЕБИ-¦ ¦ КАЧЕСТВА ¦ ¦ ¦ПОТРЕБИТЕЛИ ¦¦
¦¦ТЕЛИ ¦ L--------------------------- ¦ ¦ ¦¦
¦¦ ¦ ----------------------------------¬ ¦ ¦ ¦¦
¦¦ ¦ ¦ ----------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦¦
¦¦ ¦<+ - - -->¦ОТВЕТСТВЕННОСТЬ¦<--¬ ¦ ¦ ¦ ¦¦
¦¦ ¦ ¦ ---->¦ РУКОВОДСТВА ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦
¦¦ ¦ ¦ / L---------------- / ¦ ¦ ¦ ¦¦
¦¦ ¦ ¦-------------¬------------------¬¦-- ¦-----------¬¦¦
¦¦ ¦ ¦¦ МЕНЕДЖМЕНТ ¦¦ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ¦¦ ¦¦Удовлетво-¦¦¦
¦¦ ¦ ¦¦ РЕСУРСОВ ¦¦ И УЛУЧШЕНИЕ ¦<- - >¦ренность ¦¦¦
¦¦ ¦ ¦L-------------L------------------¦ ¦L-----------¦¦
¦¦ ¦ ¦ / / ¦ ¦ ¦¦
¦¦ ¦ ¦ L->-----------------¬<---- ¦ ¦ ¦¦
¦¦-------¬¦Вход ¦ ПРОЦЕССЫ ¦----------¬Выход¦ ¦¦
¦¦¦Требо-++-+--->¦ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА++Продукция++--->¦ ¦¦
¦¦¦вания ¦¦ ¦ ¦ ПРОДУКЦИИ ¦L----------¦ ¦ ¦¦
¦¦L-------¦ ¦ L----------------- ¦ ¦ ¦¦
¦L--------- L---------------------------------- L-------------¦
¦ ¦
¦ Условные обозначения: ¦
¦ --------> деятельность, добавляющая ценность; ¦
¦ -- -- --> поток информации. ¦
¦ ¦
¦ Рисунок 1. Модель системы менеджмента качества, основанной ¦
¦ на процессном подходе ¦
L-----------------------------------------------------------------
Связь с ГОСТ Р ИСО 9004-2001
-----------------------------------------------------------------¬
¦ ГОСТ Р ИСО 9001-2001 ¦
¦ Связь с ГОСТ Р ИСО 9004-2001 ¦
¦ ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001 были разработаны¦
¦как согласованная пара стандартов на системы менеджмента¦
¦качества для дополнения друг друга, но их можно применять также¦
¦независимо. Несмотря на то, что у стандартов различные области¦
¦применения, они имеют аналогичную структуру в целях создания¦
¦условий для их использования как согласованной пары. ¦
¦ ГОСТ Р ИСО 9001-2001 устанавливает требования к системе¦
¦менеджмента качества, которые могут использоваться для¦
¦внутреннего применения организациями, в целях сертификации или¦
¦заключения контрактов. Он направлен на результативность системы¦
¦менеджмента качества при выполнении требований потребителей. ¦
¦ ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации по более широкому¦
¦спектру целей системы менеджмента качества, чем ГОСТ Р ИСО¦
¦9001-2001, особенно по постоянному улучшению деятельности¦
¦организации, а также ее эффективности и результативности. ГОСТ Р¦
¦ИСО 9004-2001 рекомендуется для организаций, высшее руководство¦
¦которых, преследуя цель постоянного улучшения деятельности,¦
¦желает выйти за рамки требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Однако он¦
¦не предназначен для целей сертификации или заключения¦
¦контрактов. ¦
L-----------------------------------------------------------------
Примечание. Высшему руководству рекомендуется демонстрировать и распространять во всей организации знание и применение восьми принципов менеджмента качества, ссылки на которые имеются в ГОСТ Р ИСО 9000-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001.
Совместимость с другими системами менеджмента
-----------------------------------------------------------------¬
¦ ГОСТ Р ИСО 9001-2001 ¦
¦ Совместимость с другими системами менеджмента ¦
¦ Настоящий стандарт согласован с ГОСТ Р ИСО 14001-98 для¦
¦улучшения совместимости этих двух стандартов в интересах¦
¦сообщества пользователей. ¦
¦ Настоящий стандарт не содержит конкретных требований к¦
¦другим системам менеджмента, таким, как менеджмент охраны¦
¦окружающей среды, менеджмент профессионального здоровья и¦
¦безопасности, финансовый менеджмент или менеджмент рисков.¦
¦Однако он позволяет организации согласовывать или интегрировать¦
¦свою собственную систему менеджмента качества с другими¦
¦системами менеджмента с соответствующими требованиями.¦
¦Организация может адаптировать действующую систему(ы)¦
¦менеджмента для создания системы менеджмента качества,¦
¦соответствующей требованиям настоящего стандарта. ¦
L-----------------------------------------------------------------
Цель настоящего стандарта - разработка системы менеджмента качества, обеспечивающей постоянное улучшение, делающей акцент на предупреждение дефектов и снижение отклонений и нерациональных затрат в цепочке поставки.
Настоящий стандарт совместно с применяемыми конкретными требованиями потребителей определяет основные требования к системе менеджмента качества организаций - пользователей данного документа.
Настоящий стандарт предназначен для избежания многочисленных аудитов при сертификации и обеспечения общего подхода к системе менеджмента качества в автомобилестроении и организациях, производящих соответствующие запасные части.
1. Область применения
1.1. Общие положения
-----------------------------------------------------------------¬
¦ ГОСТ Р ИСО 9001-2001 ¦
¦ 1. Область применения ¦
¦ 1.1. Общие положения ¦
¦ Настоящий стандарт устанавливает требования к системе¦
¦менеджмента качества в тех случаях, когда организация: ¦
¦ а) нуждается в

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минимущества РФ от 27.01.2004 n 319-р ОБ УСЛОВИЯХ ПРИВАТИЗАЦИИ НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ АКЦИЙ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ИВАНОВОТАРА  »
Постановления и Указы »
Читайте также