<ПИСЬМО> Минфина РФ от 14.01.2004 n 03-01-01/10-17 <О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ГЛАВНОГО РАСПОРЯДИТЕЛЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА>


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 января 2004 г. N 03-01-01/10-17
В соответствии с пунктом 9 Инструкции о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью, утвержденной Приказом Минфина России от 15 июня 2000 г. N 54н, в состав годовой и квартальной бухгалтерской отчетности учреждений и организаций включается Пояснительная записка, рекомендации по заполнению и типовая структура которой прилагаются (Приложение N 1 к настоящему письму).
Пояснительная записка представляется в составе годовой бухгалтерской отчетности в Главное управление федерального казначейства одновременно в двух экземплярах на бумажном и магнитном носителе:
- в Главную бухгалтерию ГУФК (комн. 246);
- в Отдел анализа исполнения федерального бюджета ГУФК (комн. 526, 527).
По вопросам составления Пояснительной записки следует обращаться к кураторам главных распорядителей средств федерального бюджета Главной бухгалтерии ГУФК (Приложение N 2 к настоящему письму).
Заместитель Министра
Т.Г.НЕСТЕРЕНКО



Приложение N 1
к письму
Министерства финансов
Российской Федерации
от 14 января 2004 г. N 03-01-01/10-17
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К ГОДОВОЙ
БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ГЛАВНОГО РАСПОРЯДИТЕЛЯ
СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности (далее - Пояснительная записка) главного распорядителя средств федерального бюджета (далее - ГРБС) должна содержать информацию об основных принципах подготовки годовой бухгалтерской отчетности и учетных правилах, примененных для существенных операций со средствами федерального бюджета и средствами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. При этом Пояснительная записка должна представлять дополнительную информацию, которая не содержится в самой бухгалтерской отчетности, но необходима для объективного представления и анализа этой отчетности.
Пояснительная записка включает повествовательное описание, более подробные таблицы, а также анализ сумм, показанных в бухгалтерской отчетности, и иную дополнительную информацию, необходимую внешним пользователям отчетности, в том числе Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, органам государственного финансового контроля.
Кроме того, в соответствии с пунктом 9 Инструкции о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью, утвержденной Приказом Минфина России от 15 июня 2000 г. N 54н, в Пояснительной записке приводятся основные факторы, оказавшие влияние на исполнение смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, данные о результатах инвентаризации, состояние расчетных статей баланса (с расшифровкой дебиторской и кредиторской задолженности с указанием даты возникновения и причины образования; с расшифровкой денежных средств по источникам финансирования по балансовым субсчетам 091 "Средства федерального бюджета на расходы учреждения", 101 "Средства на расходы учреждения", 118 "Средства в иностранной валюте", 133 "Средства в пути").
Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности должна быть представлена в упорядоченном виде в следующей структуре.
СТРУКТУРА
ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ
ОТЧЕТНОСТИ ГЛАВНОГО РАСПОРЯДИТЕЛЯ СРЕДСТВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
1. Общие вопросы организации исполнения федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета.
1.1. Данные по системе получателей средств федерального бюджета, находящихся в ведении главного распорядителя средств федерального бюджета.
1.2. Меры, применяемые по результатам контрольных мероприятий органов государственного финансового контроля.
1.3. Система внутреннего контроля.
1.4. Организация бухгалтерского учета главными распорядителями средств федерального бюджета.
2. Анализ исполнения федерального бюджета 2003 года и форм бухгалтерской отчетности.
2.1. Анализ изменения бюджетной росписи.
2.2. Анализ исполнения бюджетной росписи.
2.3. Исполнение федеральных целевых программ.
2.4. Использование целевых иностранных кредитов.
2.5. Анализ показателей баланса по смете доходов и расходов.
2.6. Анализ исполнения сметы доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
2.7. Анализ исполнения Постановлений Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 г. N 143 "Об утверждении правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета" и от 9 сентября 2002 г. N 666 "О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти".
2.8. Анализ исполнения текстовых статей Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год".
2.9. Проведение годовой инвентаризации.
2.10. Анализ иных форм бухгалтерской отчетности.
2.11. Прочие вопросы.
3. Исполнение бюджета Союзного государства.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ
ЗАПИСКИ К ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ГЛАВНОГО
РАСПОРЯДИТЕЛЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Введение
Во введении к Пояснительной записке делается ссылка на соответствующий нормативный правовой акт, определяющий задачи и функции главного распорядителя средств федерального бюджета. При этом подлежат описанию основные задачи и функции, выполняемые главным распорядителем средств федерального бюджета.
1. Общие вопросы организации главными
распорядителями средств федерального бюджета
исполнения федерального бюджета, а также смет доходов
и расходов по внебюджетной деятельности
1.1. Данные по системе получателей средств федерального бюджета, находящихся в ведении главного распорядителя средств федерального бюджета
В данном разделе приводятся данные о количестве и деятельности (по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации) учреждений, находящихся в ведении главного распорядителя средств федерального бюджета.
Дается характеристика количества уровней управления средствами федерального бюджета в системе главного распорядителя средств федерального бюджета, состав распорядителей бюджетных средств по количеству подотчетных им распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Кроме того, приводится информация о наличии федеральных государственных унитарных (включая казенные) предприятий.
1.2. Меры, применяемые по результатам контрольных мероприятий органов государственного финансового контроля
В данном разделе необходимо отразить выявленные органами государственного финансового контроля (Счетная палата Российской Федерации, контрольно-ревизионные органы и органы федерального казначейства Минфина России) недостатки и нарушения в деятельности учреждений, находящихся в ведении главного распорядителя средств федерального бюджета и принятые меры по их устранению.
При этом в структурированном виде приводятся данные о выявленных указанными органами фактах нецелевого использования средств федерального бюджета (с указанием органов, выявивших данные факты, сумм нецелевого использования).
1.3. Система внутреннего контроля
В данном разделе необходимо раскрыть применяемые методы и результаты внутреннего (осуществляемого ГРБС и находящимися в его ведении учреждениями) контроля за соблюдением требований бюджетного законодательства, составлением и исполнением смет доходов и расходов (бюджетный контроль), финансовым состоянием и эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов в бюджетных учреждениях, а также правильным ведением бухгалтерского учета и отчетности.
Целесообразно отдельно выделить меры предварительного, текущего и последующего внутреннего финансового контроля.
1.4. Организация бухгалтерского учета главными распорядителями средств федерального бюджета
В данном разделе необходимо отразить перечень и краткое содержание документов главного распорядителя средств федерального бюджета, регулирующих вопросы бухгалтерского учета и отчетности в системе подведомственных учреждений, а также указать принятые меры по повышению квалификации и переподготовке финансовых и бухгалтерских специалистов.
2. Анализ исполнения федерального бюджета 2003 года,
а также смет доходов и расходов по внебюджетной деятельности
2.1. Анализ изменения бюджетной росписи
В данном разделе следует указать правовые основания (со ссылкой на статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год") и причины внесения изменений в бюджетные назначения по расходам за 2003 год, утвержденные Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" (в редакции от 11 ноября 2003 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год"), согласно Приложению N 1.
2.2. Анализ исполнения бюджетной росписи
В данном разделе следует указать причины недофинансирования расходов федерального бюджета в разрезе функциональной классификации согласно Приложению N 2 к настоящим Рекомендациям, а также причины образования в течение финансового года остатков финансирования на счетах подведомственных бюджетополучателей и информацию о мерах, направленных на равномерное использование остатков в течение года.
2.3. Исполнение федеральных целевых программ
В данном разделе следует привести информацию о выполнении за отчетный период этапов федеральных целевых программ, заказчиком по которым является ведомство, с указанием причин недофинансирования и образования неиспользованных остатков финансирования на конец финансового года.
2.4. Использование целевых иностранных кредитов
В данном разделе необходимо отразить виды используемых целевых иностранных кредитов в соответствии с Программой государственных внешних заимствований на 2003 год (приложение 26 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2003 год"), цели использования и информацию об их достижении.
2.5. Анализ показателей баланса по смете доходов и расходов
В данном разделе следует отразить состояние расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности по ГРБС по состоянию на 1 января 2004 года с объяснением причин образования сумм задолженности по бюджетной деятельности согласно Приложению N 3 к настоящим Рекомендациям.
Необходимо провести анализ наиболее значительных сумм отклонений фактических расходов от кассовых по статьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Кроме того, в данном разделе Пояснительной записки отражаются:
- результаты переоценки основных средств и нематериальных активов в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2002 г. N 1611-р;
- информация о правовых основаниях наличия финансовых вложений по бюджетной деятельности, раскрываемая в справке о структуре долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, представляемой согласно письму Минфина России от 19 декабря 2002 г. N 03-01-01/08-472.
При изменении валюты баланса на начало финансового года отражается информация (согласно Приложению N 4 к настоящим Рекомендациям):
1. По учреждениям, переданным в ведение главного распорядителя бюджетных средств от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и переданным в ведение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с указанием наименования учреждения и субъекта Российской Федерации.
2. По учреждениям, изменившим организационно-правовую форму в течение финансового года.
3. По учреждениям, переданным в ведение главного распорядителя бюджетных средств от других главных распорядителей бюджетных средств, а также учреждениям, переданным из ведения главного распорядителя бюджетных средств в ведение других главных распорядителей бюджетных средств.
Указывается на начало и конец финансового года расшифровка счета 031 "Нематериальные активы" с указанием их видов.
Необходимо указать причины отклонения от установленных требований межведомственного контроля по всем формам отчетности и дать объяснения по отдельным показателям форм N 1 и 1-1.
2.6. Анализ исполнения сметы доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
В данном разделе необходимо отразить виды предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, причины возникновения убытков, в случае их наличия, направления расходования прибыли. Указать причины отклонения кассовых расходов от заложенных в смете показателей.
2.7. Анализ исполнения Постановлений Правительства Российской Федерации
В данном разделе необходимо провести анализ исполнения Постановлений Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 г. N 143 "Об утверждении правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета" и от 9 сентября 2002 г. N 666 "О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти". Необходимо указать количество исполнительных листов, принятых к исполнению, исполненных и неисполненных с отражением причин неисполнения.
2.8. Анализ исполнения текстовых статей Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год"
В данном разделе следует отразить информацию об исполнении текстовых статей Федерального закона от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" (в редакции от 11 ноября 2003 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год") с указанием причин недофинансирования и образования неиспользованных остатков финансирования на конец финансового года согласно Приложению N 5 к настоящим Рекомендациям.
2.9. Проведение годовой инвентаризации
В соответствии с пунктом 26 Инструкции о годовой, квартальной и месячной отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью, проведение инвентаризации обязательно перед

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Минздрава РФ от 14.01.2004 n 2510/292-04-32 <О ФЕДЕРАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также