ПРИКАЗ Минобразования РФ от 12.01.2004 n 31 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 2004 - 2007 ГОДЫ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 12 января 2004 г. N 31
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 2004 - 2007 ГОДЫ
"БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
В соответствии с решением коллегии Минобразования России от 25.12.2003 N 19 "О проекте программы Минобразования России на 2004 - 2007 годы "Безопасность образовательного учреждения" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу Минобразования России на 2004 - 2007 годы "Безопасность образовательного учреждения" (далее - Программа).
2. Управлению государственного инспектирования и охраны труда (В.И. Грибанову):
2.1. Подготовить и в установленном порядке внести до 01.04.2004 в Правительство Российской Федерации предложения о разработке Федеральной целевой программы "Безопасность образовательного учреждения" на 2005 - 2009 годы.
2.2. Разработать, согласовать в установленном порядке с МЧС России и ввести в действие в 2004 году:
отраслевые правила пожарной безопасности для образовательных учреждений всех типов и видов;
отраслевую отчетность по пожарной безопасности образовательных учреждений.
2.3. Осуществлять ежеквартально инспектирование органов управления образованием и образовательных учреждений по исполнению Приказа Минобразования России от 15.04.2003 N 1612 "О принятии мер по усилению противопожарного режима в образовательных учреждениях" и настоящего Приказа в части выполнения комплекса мер по укреплению пожарной безопасности в образовательных учреждениях.
3. Управлению экономики и социального развития (Ю.Н. Фролову) предусмотреть финансирование мероприятий Программы при реализации бюджета Минобразования России на 2004 год.
4. Руководителям подведомственных образовательных учреждений обеспечить финансирование мероприятий, предусмотренных Программой, в 2004 году за счет средств на приобретение оборудования и капитальный ремонт.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключить соглашения с Минобразованием России по выполнению мероприятий Программы в 2004 году.
6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра Г.А. Балыхина.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ



Утверждена
Приказом
Минобразования России
от 12 января 2004 г. N 31
ПРОГРАММА
МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 2004 - 2007 ГОДЫ
"БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 2004 - 2007 ГОДЫ
"БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
Наименование Программы: Программа Минобразования России на 2004 - 2007 годы "Безопасность образовательного учреждения" (далее по тексту - Программа).
Наименование, дата, номер документа о принятии решения о разработке Программы:
распоряжение Министерства образования Российской Федерации от 19.05.2003 N 589-30 "О разработке Государственной программы на 2004 - 2006 гг. "Безопасность образовательного учреждения", решение заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 29.08.2003 (протокол N 5).
Разработчики Программы:
Минобразование России, во взаимодействии с МЧС России и Госстроем России; государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Орловский государственный технический университет".
Цели и задачи Программы:
целью Программы является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений всех типов и видов (далее - образовательные учреждения) во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения безопасности их жизнедеятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений образовательных учреждений на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.
Задача, решаемая в рамках Программы:
реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей.
Сроки реализации Программы:
начало - I квартал 2004 г.;
окончание - IV квартал 2007 г.
Структура Программы
Программа предусматривает решение вопросов (проблем) двух блоков: I блок - инвестиционно-производственный, II блок - научно-инновационный.
Инвестиционно-производственный блок Программы включает следующее направление: "Материально-техническое обеспечение безопасности образовательных учреждений, оснащение, монтаж и сервисное обслуживание оборудования и инженерных систем обеспечения безопасности".
Научно-инновационный блок Программы включает следующие направления:
Направление 1 - Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение безопасности образовательного учреждения;
Направление 2 - Научно-методическое обеспечение организации обучения, повышения квалификации, подготовки и профессиональной переподготовки кадров по безопасности образовательного учреждения;
Направление 3 - Совершенствование элементов современного оборудования и средств обеспечения безопасности образовательного учреждения.
Ответственные за исполнение Программы:
Минобразование России с участием МЧС России, Госстроя России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, образовательные учреждения.
Источники финансирования Программы
Бюджет Минобразования России за счет средств:
а) ФПРО;
б) сметных назначений на приобретение оборудования и на капитальный ремонт подведомственных Минобразованию России образовательных учреждений;
в) НТП "Федерально-региональная политика в науке и образовании".
Бюджеты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и внебюджетные средства образовательных учреждений.
Ожидаемые конечные результаты
Повышение безопасности образовательных учреждений, снижение рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей, экономия на этой основе государственных расходов и получение социально-экономического эффекта.
I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ ОРИЕНТИРОВАННЫМИ МЕТОДАМИ
Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
К основным объектам национальной безопасности относятся: личность (ее права, свободы и здоровье); общество (его материальные и духовные ценности); государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность). Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Другими субъектами обеспечения безопасности, обладающими правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности, являются также граждане, общественные и иные организации и объединения.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера.
Законодательные основы обеспечения безопасности составляют: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О безопасности", законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.
Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" устанавливает правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
К числу иных наиболее важных законов, формирующих законодательную базу для обеспечения безопасности образовательных учреждений, относятся:
Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы общие принципы возмещения вреда пострадавшему причинителем вреда;
Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы требования к обеспечению безопасности работников во время исполнения ими своих трудовых обязанностей;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), в котором сформулированы требования к должностным лицам по соблюдению законодательства об обеспечении безопасности;
Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы положения об уголовной ответственности за нарушение требований безопасности;
Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации";
Закон Российской Федерации "Об образовании", в котором сформулированы обязанности и ответственность образовательных учреждений и должностных лиц по соблюдению требований в части охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса;
Федеральный закон "О пожарной безопасности", в котором установлены требования к федеральным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, работодателям в области пожарной безопасности;
Федеральный закон "О техническом регулировании", который устанавливает принципы технического регулирования на основе требований технических регламентов по обеспечению безопасности с учетом степени риска, принципы и формы подтверждения соответствия этим требованиям.
Безопасность образовательного учреждения - это условие сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе "О техническом регулировании", и, в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.
Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они являются взаимозависимыми, и их обеспечение должно решаться во взаимосвязи.
Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики образовательных учреждений и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.
Система безопасности составляет совокупность методов и технических средств, реализующих мероприятия, направленные на объект угрозы с целью ее снижения, на объект защиты с целью повышения его безопасности, на среду между объектом угрозы и объектом защиты с целью задержания, замедления продвижения, ослабления последствий реализации угрозы.
Настоящее положение с материально-техническим оснащением образовательных учреждений характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение инженерной безопасности образовательных учреждений, нарушением правил их эксплуатации, ослаблением контроля со стороны руководителей и специалистов за поддержанием их в исправном состоянии.
Наиболее проблемными, требующими вмешательства соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, остаются вопросы, связанные с выполнением противопожарных мероприятий, требующих вложения значительных финансовых средств.
Характерными недостатками по обеспечению пожарной безопасности на объектах образования являются:
слабые знания и навыки поведения обучающихся и сотрудников в чрезвычайных ситуациях и в случаях пожаров;
отсутствие или неисправность систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей при пожаре;
неукомплектованность объектов первичными средствами пожаротушения;
эксплуатация с нарушениями требований норм электроустановок и устаревших электросетей, которые требуют замены;
невыполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий и сгораемой отделки путей эвакуации;
отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения или их неисправность.
Многие субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления (особенно дотационные) не могут в полной мере профинансировать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений без государственной финансовой поддержки.
Практическое отсутствие средств на поддержание систем безопасности образовательных учреждений на должном уровне приводит к ежегодному увеличению числа несчастных случаев и пожаров, которые наносят не только материальный ущерб, но и приводят к гибели людей. Так, по данным Государственной противопожарной службы МЧС России, в Российской Федерации в 2002 году зарегистрирована 1121 пожар, в которых погибло 28 человек, в том числе 3 детей, материальный ущерб составил более 70 млн. рублей. В апреле 2003 г. произошли чрезвычайные происшествия - пожары в здании Чочунской средней школы Республики Саха (Якутия) и школе-интернате для глухонемых детей в г. Махачкале (Республика Дагестан), в результате которых погибло 54 обучающихся и воспитанника и 156 человек получили ожоги и травмы разной степени тяжести. Практически полностью сгорели обе школы.
Всего пожаров и возгораний за три последних года - 3266. Наибольшее количество пожаров наблюдалось в Иркутской области - 176, Красноярском крае - 166, Свердловской области - 151, г. Москве - 101, Республике Татарстан - 100, Республике Саха (Якутия) - 96, Республике Башкортостан - 95, Мурманской области - 95, Республике Бурятия - 95, Алтайском крае - 93.
За период с 2000 года по настоящее время в системе образования произошло 358 несчастных случаев со смертельным исходом во время образовательного процесса, в т.ч. погибло 256 обучающихся и воспитанников (больше всего в регионах: Республика Саха (Якутия) - 30, Республика Дагестан - 28, Краснодарский край - 15, г. Москва - 13, Челябинская область - 10) и 102 работника (Свердловская область - 27, Нижегородская область

ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 12.01.2004 n 16 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1994 ГОДА n 140  »
Постановления и Указы »
Читайте также