РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 26.12.2003 n НА-367-р О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО НОРМАМ ОСНАЩЕНИЯ АЭРОПОРТОВ И ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СИСТЕМАМИ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ДОСТУПОМ


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 26 декабря 2003 г. N НА-367-р
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО НОРМАМ ОСНАЩЕНИЯ АЭРОПОРТОВ И ОБЪЕКТОВ
ИНФРАСТРУКТУРЫ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СИСТЕМАМИ КОНТРОЛЯ
И УПРАВЛЕНИЯ ДОСТУПОМ
С целью унификации и совершенствования оснащения аэропортов и объектов инфраструктуры гражданской авиации системами контроля и управления доступом предлагаю:
1. Рекомендовать руководителям территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России прилагаемые Рекомендации по нормам оснащения аэропортов и объектов инфраструктуры гражданской авиации системами контроля и управления доступом (далее - Рекомендации).
2. Руководителям территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России довести настоящее распоряжение до руководителей организаций гражданской авиации, осуществляющих аэропортовую деятельность по обеспечению авиационной безопасности.
3. Рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации, осуществляющих аэропортовую деятельность по обеспечению авиационной безопасности:
1) осуществлять оснащение аэропортов и объектов инфраструктуры гражданской авиации системами контроля и управления доступом в соответствии с Рекомендациями;
2) внести изменения и дополнения в технологии контроля и управления доступом в контролируемую зону аэропортов и на объекты инфраструктуры гражданской авиации.
4. Начальнику Управления аэропортовой деятельности В.М. Уткину обеспечить внесение соответствующих изменений и дополнений в проектно-конструкторскую документацию по проектированию и реконструкции аэропортов и объектов инфраструктуры гражданской авиации.
5. Руководителю Департамента авиационной безопасности и специального обеспечения полетов В.Н. Салееву обеспечить внесение в проект федеральных авиационных правил требований по оснащению аэропортов и объектов инфраструктуры гражданской авиации системами контроля и управления доступом согласно Рекомендациям.
6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на руководителя Департамента авиационной безопасности и специального обеспечения полетов Минтранса России В.Н. Салеева.
Первый заместитель Министра
А.В.НЕРАДЬКО



РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НОРМАМ ОСНАЩЕНИЯ АЭРОПОРТОВ И ОБЪЕКТОВ
ИНФРАСТРУКТУРЫ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СИСТЕМАМИ КОНТРОЛЯ
И УПРАВЛЕНИЯ ДОСТУПОМ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Обстановка с обеспечением мер авиационной безопасности в аэропортах и авиапредприятиях ГА России остается сложной. Угроза совершения террористических актов на воздушном транспорте России, с учетом напряженной ситуации на Северном Кавказе и в других регионах мира, сохраняется. Поступающая оперативная информация свидетельствует о наличии групп и отдельных лиц, вынашивающих планы захвата воздушных судов как способа решения своих политических целей.
Попытки захвата и угоны воздушных судов, угрозы и взрывы в аэропортах, иные акты незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации серьезно осложняют обстановку на воздушном транспорте, подрывают веру людей в безопасность пользования его услугами, влекут за собой тяжелые моральные и экономические последствия, наносят ущерб национальным интересам России.
За два последние года совершено более 380 актов незаконного вмешательства, в том числе 3 захвата и угона ВС, 2 попытки совершения диверсии, 34 несанкционированных проникновения посторонних лиц в воздушные суда и 153 - в контролируемые зоны и на режимные объекты гражданской авиации. Поступило более 150 угроз в адрес воздушного транспорта.
В процессе предполетного досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа службами авиационной безопасности изъято более 18 тыс. единиц оружия и спецсредств, свыше 150 тыс. штук боеприпасов, а также большое количество взрывчатых веществ, взрывных устройств и других опасных предметов и веществ, которые потенциально могли быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации и экстремистских актов.
В этих условиях остро встает необходимость создания и оснащения служб, обеспечивающих безопасность объектов транспорта, передовой техникой и технологиями по эффективному обнаружению взрывчатых веществ (ВВ), взрывных устройств (ВУ) и оружия в процессе досмотра пассажиров, багажа, почты и грузов.
В настоящем документе изложено описание инженерно-технических средств авиационной безопасности (ИТС АБ), используемых в целях контроля и управления доступом в контролируемую зону аэропорта, и представлены рекомендуемые нормы оснащения аэропортов этими средствами.
II. ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Ограждения
Ограждения представляют собой инженерно-технические сооружения, препятствующие умышленному или непреднамеренному доступу людей на территорию охраняемого объекта.
Ограждения должны быть выполнены в виде прямолинейных участков с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны. Ограждения не должны иметь лазов, проломов и других повреждений, а также незапертых дверей, ворот и калиток. К ограждениям нельзя пристраивать какие-либо сооружения, кроме тех, которые являются продолжением периметра.
Различают основное, дополнительное и предупредительное ограждения.
Основное ограждение предназначено для защиты объекта или его отдельных участков от проникновения на охраняемую территорию. Для особо важных объектов такое ограждение должно иметь степень защиты от взлома не ниже третьей (см. таблицу 1).
Таблица 1
СТЕПЕНЬ ЗАЩИТЫ ОГРАЖДЕНИЯ ОТ ВЗЛОМА
----------T---------------------------------T--------------------¬
¦ Степень ¦ Материалы и конструкции ¦ Область применения ¦
¦защиты от¦ ¦ ¦
¦ взлома ¦ ¦ ¦
+---------+---------------------------------+--------------------+
¦1-я ¦Ограждение высотой не менее 1,5 м¦Предупредительное ¦
¦(Мини- ¦из различных некапитальных ¦ограждение ¦
¦мально ¦материалов и конструкций ¦ ¦
¦необходи-¦Ограждение высотой не менее 2,5 м¦Внутреннее ¦
¦мая) ¦из различных некапитальных ¦предупредительное ¦
¦ ¦материалов и конструкций ¦ограждение при ¦
¦ ¦ ¦использовании собак ¦
¦ ¦ ¦для охраны периметра¦
+---------+---------------------------------+--------------------+
¦2-я ¦Металлическое сетчатое и/или ¦Основное ограждение ¦
¦(Средняя)¦решетчатое ограждение высотой не ¦территории объекта ¦
¦ ¦менее 2,5 м ¦ ¦
¦ ¦Металлическое сетчатое и/или ¦ ¦
¦ ¦решетчатое ограждение высотой не ¦ ¦
¦ ¦менее 2 м, оборудованное верхним ¦ ¦
¦ ¦и дополнительным ограждениями ¦ ¦
+---------+---------------------------------+--------------------+
¦3-я ¦Железобетонное, каменное, ¦Основное ограждение ¦
¦(Высокая)¦кирпичное, сплошное металлическое¦территории особо ¦
¦ ¦ограждение высотой не менее ¦важного объекта ¦
¦ ¦2,5 м, оборудованное ¦ ¦
¦ ¦дополнительным ограждением ¦ ¦
+---------+---------------------------------+--------------------+
¦4-я ¦Монолитное железобетонное, ¦Основное ограждение ¦
¦(Очень ¦каменное, кирпичное ограждение ¦территории особо ¦
¦высокая) ¦высотой не менее 2,5 м, ¦важного объекта ¦
¦ ¦оборудованное дополнительным ¦ ¦
¦ ¦ограждением ¦ ¦
L---------+---------------------------------+---------------------
Дополнительное ограждение устраивают для уменьшения уязвимости основного ограждения. Верхнее дополнительное ограждение, как правило, представляет собой козырек, выполненный из 3 - 4 горизонтальных рядов колючей проволоки или ленты. Нижнее дополнительное ограждение, которое устанавливают под основным ограждением с заглублением в грунт на 400 - 500 миллиметров и выполняют из бетонированного цоколя или решетки (например из арматурного прута диаметром 18 - 25 миллиметров, с ячейками размером до 200 миллиметров), предназначено для защиты от подкопа. В настоящее время промышленность производит специальные железобетонные плиты ограждений с "юбкой", обеспечивающей защиту от подкопа.
Предупредительное ограждение может быть расположено как с внешней, так и с внутренней стороны основного ограждения. Как правило, его следует устанавливать на особо важных объектах.
Внешнее предупредительное ограждение, которое устанавливают на объекте, расположенном за пределами населенного пункта, предназначено для ограничения подхода людей к основному ограждению извне.
Внутреннее предупредительное заграждение устанавливают на объекте, находящемся как в пределах, так и за пределами населенного пункта. Оно должно препятствовать случайному попаданию в зону действия периметровой сигнализации персонала охраняемого объекта с его территории. На каждом участке ограждения должна быть оборудована калитка.
На предупредительном ограждении вывешивают запрещающие таблички: "Не подходить! Запретная зона".
Расстояние между основным и предупредительным ограждениями должно быть достаточным для организации зоны отторжения вдоль всего периметра.
Предупредительное ограждение должно иметь степень защиты не ниже первой (см. таблицу 1).
Для усиления всех видов ограждений применяют средства инженерной защиты типа "Спираль АКЛ" или аналогичные. Указанное изделие можно разворачивать по верху основного ограждения или по земле вдоль него как дополнительное ограждение либо прокладывать в несколько рядов (в вертикальной и горизонтальной плоскостях) для сооружения самостоятельного ограждения. Другим достоинством этого изделия является возможность совместной работы практически со всеми типами средств периметровой сигнализации.
Зона отторжения
Зона отторжения представляет собой часть территории вдоль периметра между основным и предупредительным ограждениями, предназначенную для размещения средств периметровой сигнализации, телевизионного наблюдения, связи и оповещения, охранного освещения, тропы наряда и постовых укрытий. Если по каким-либо причинам в одной зоне невозможно разместить необходимое оборудование, рекомендуется организовать на объекте две или три зоны отторжения.
Зона отторжения должна быть тщательно спланирована и расчищена. В ней не должно быть никаких строений и предметов, затрудняющих применение технических средств охраны и действия работников охраны. Зона отторжения может быть использована для организации охраны с помощью собак. В этом случае зона отторжения должна иметь предупредительное ограждение высотой не менее 2,5 метра, установленное параллельно основному ограждению. Ширина зоны отторжения, в которой размещены средства периметровой сигнализации, должна превышать ширину их зоны обнаружения.
Для пассивного обнаружения проникновения нарушителя в зоне отторжения рекомендуется оборудовать контрольно-следовую полосу шириной не менее 3 метров (при ограниченных участках зоны - не менее 1,5 метра), представляющую собой разрыхленный и выровненный участок земли. Устройство указанной полосы на заснеженных и песчаных участках местности не требуется.
Ворота
Ворота, устанавливаемые на автомобильных и железнодорожных въездах на территорию охраняемого объекта, могут иметь самую различную конструкцию - откатные или распашные, решетчатые или сплошные, открываемые вручную или с помощью механического привода, полностью автоматические. По периметру территории могут быть установлены как основные, так и запасные или аварийные ворота. На въездах на территорию могут быть использованы шлагбаумы.
С обеих сторон ворот или шлагбаума для ограничения скорости движения автотранспорта рекомендуется устанавливать преграды типа "лежащий полицейский".
На особо важном объекте въездные и запасные ворота основного ограждения должны иметь степень защиты от взлома не ниже третьей. Ворота (калитки) предупредительного ограждения должны иметь степень защиты не ниже первой.
III. ОХРАННАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ
Выбор системы периметровой сигнализации
Технические средства периметровой сигнализации относятся к активным средствам раннего обнаружения, так как могут подавать извещение о тревоге не только при попытке преодоления нарушителем основного ограждения территории объекта, но и на подступах к нему. Это позволяет работникам охраны оперативно реагировать на появление угрозы объекту и оказать нарушителям надлежащее противодействие. С помощью технических средств периметровой сигнализации может быть предотвращена значительная часть терактов.
Выбор системы периметровой сигнализации - чрезвычайно сложная задача. Во-первых, система должна устойчиво функционировать в экстремальных для данной местности почвенно-климатических условиях при высоких уровнях электромагнитных помех. Во-вторых, являясь частью комплекса защиты периметра, система должна соответствовать особенностям устройства ограждения и прилегающей территории. (Необходимо отметить, что круг выбираемых систем может быть расширен, если на объекте имеется возможность полного или частичного переустройства ограждения.) В-третьих, тактико-технические характеристики системы должны максимальным образом удовлетворять требованиям охраны. Поэтому выбор системы можно условно разбить на три этапа (см. рисунок 1).
--------------------------------------------------------¬
I ¦ ¦
¦ II -------------------------------------------¬ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ III -----------------¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ IV ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ L----------------- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ L------------------------------------------- ¦
¦ ¦
L--------------------------------------------------------

ПРИКАЗ Минобразования РФ от 26.12.2003 n 4794 ОБ УЧАСТИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ ПО ВВЕДЕНИЮ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА В 2004 ГОДУ  »
Постановления и Указы »
Читайте также