<ПИСЬМО> Генпрокуратуры РФ от 22.12.2003 n 36-12-03 <О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН>

ПИСЬМО
от 22 декабря 2003 г. N 36-12-03
Для использования в практической деятельности направляю Методические рекомендации "Осуществление прокурорского надзора за соблюдением избирательных прав граждан".
Прошу довести Рекомендации до сведения подчиненных прокуроров городов и районов.
Первый заместитель
Генерального прокурора
Российской Федерации
Ю.С.БИРЮКОВ



ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Органы прокуратуры, исполняя возложенные на них обязанности, осуществляют надзор за исполнением законов при реализации конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.
Анализ судебной и прокурорской практики, публикаций в средствах массовой информации показывает, что нарушения законодательства о выборах на всех уровнях публичной власти носят весьма распространенный характер. Появляются все более изощренные по изобретательности технологии политического "убийства" конкурентов в глазах населения, факты криминализации народных избранников, случаи введения в заблуждение рядовых избирателей. Все это не в последнюю очередь предопределяется "ценой" вопроса, за которым в последние годы все более отчетливо просматривается сугубо финансовая подоплека вхождения во власть, нежели желание сделать жизнь населения более достойной.
При этом нарушения избирательных прав граждан выявляются на всех стадиях избирательного процесса. Умышленно или в результате правовой неграмотности должностные лица и кандидаты в народные избранники, организации и граждане нарушают избирательное законодательство. Во многих случаях только своевременное вмешательство прокуратуры, применение мер прокурорского реагирования на выявленные нарушения позволяет восстановить нарушенные избирательные права граждан и избежать негативных последствий.
В то же время нередкими в последнее время стали попытки втягивания органов прокуратуры в предвыборную борьбу путем направления обращений о якобы имеющих место фактах нарушения избирательного законодательства, что ставит перед прокурорами ответственную задачу по надлежащему усвоению ключевых требований рассматриваемого законодательства с целью оперативного и четкого реагирования именно в тех случаях, когда прокурорское вмешательство является своевременным, объективным и адекватным.
Предстоящие в 2003 - 2004 гг. выборы Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации требуют от прокуроров повышенной готовности к противоправным эксцессам предвыборной гонки в современных условиях, когда законодательство о выборах претерпело серьезные изменения, а значит, возникает необходимость в обеспечении рационального и по возможности единообразного подхода к осуществлению прокурорского надзора в рассматриваемой сфере.
Настоящие Рекомендации призваны оказать прокурорам помощь в организации и осуществлении надзорных мероприятий по выявлению, пресечению и устранению нарушений законов, регламентирующих порядок реализации гражданами своих избирательных прав.
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
Конституцией Российской Федерации гарантировано право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 1 ст. 32). Порядок осуществления избирательных прав граждан регламентируется Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (далее - Закон об основных гарантиях), иными федеральными законами, регламентирующими процедуру проведения отдельных видов выборов, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, документами избирательных комиссий.
Ключевым в системе законодательства о выборах является Закон об основных гарантиях, который гарантирует обеспечение избирательных прав граждан и устанавливает основы избирательного процесса на территории Российской Федерации применительно к любому уровню выборов. Этим Законом устанавливаются обязательные стандарты, подлежащие соблюдению не только в правоприменительном, но и в законотворческом процессе. В этой связи федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, иные нормативно-правовые акты не могут противоречить Закону об основных гарантиях.
Порядок проведения выборов в федеральные органы государственной власти регламентируется Федеральными законами от 20.12.2002 N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Закон о выборах депутатов) и от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Закон о выборах Президента).
Общие положения о проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления закреплены соответственно в Федеральных законах от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". При этом конкретные процедуры проведения данной категории выборов устанавливаются конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.
В случае отсутствия в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании должной нормативно-правовой базы для проведения выборов местного уровня, а также органов и должностных лиц, ответственных за осуществление избирательных действий, подлежит применению Федеральный закон от 26.11.96 N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (далее - Закон об обеспечении конституционных прав).
Самостоятельным федеральным законом утверждается схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Кроме того, необходимо упомянуть о целой группе законодательных актов, отдельные нормы которых имеют непосредственное отношение к избирательному процессу. Так, Федеральным законом от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Закон о политических партиях) оговаривается порядок участия партий в выборах. Здесь же стоит назвать Законы РФ от 27.12.91 N 2124-1 "О средствах массовой информации", от 25.06.93 N 5254-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Федеральные законы от 19.05.95 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 31.07.95 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" и от 08.01.98 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".
Наконец, следует назвать Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 N 63-ФЗ (далее - УК РФ) и Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ), устанавливающие соответственно уголовную и административную ответственность для нарушителей законодательства об избирательных правах граждан.
2. РАЗГРАНИЧЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ
СОБЛЮДЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
Согласно ст. 2 Закона об основных гарантиях под избирательными правами граждан понимается конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.
Данное конституционное право призваны обеспечивать сразу несколько органов, имеющих установленные законодательством задачи и полномочия. К ним относятся:
избирательные комиссии;
органы внутренних дел;
органы, уполномоченные в области печати и средств массовой информации;
органы, уполномоченные в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания;
инспектора Счетной палаты Российской Федерации;
органы прокуратуры;
суды.
Наиболее широкими полномочиями наделены избирательные комиссии, которые, в соответствии с п. 7 ст. 3 Закона об основных гарантиях, организуют и проводят выборы.
В соответствии с этим Законом Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные избирательные комиссии:
осуществляют контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации на соответствующих территориях;
оказывают методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;
рассматривают жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимают по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
осуществляют иные полномочия в соответствии с Законом об основных гарантиях и иными законами.
Участковые комиссии формируются в период избирательной кампании для обеспечения процесса голосования и подсчета голосов избирателей, и их функции и полномочия значительно сужены. Кроме осуществления мероприятий по подготовке и проведению голосования участковые комиссии полномочны;
контролировать соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации;
рассматривать в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на поручения избирательного законодательства;
осуществлять иные полномочия в соответствии с законом.
Кроме того, согласно ст. 60 Закона об основных гарантиях для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных комиссиям на подготовку и проведение выборов, за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, для проверки финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений и блоков, для организации проверок достоверности представленных кандидатами сведений об имуществе, доходах и их источниках, контроля за возвратом бюджетных средств, выделенных соответствующими избирательными комиссиями в избирательные фонды зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, при избирательных комиссиях создаются контрольно-ревизионные службы.
Для обеспечения возложенных на избирательные комиссии полномочий и члены избирательных комиссий наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях по 20 статьям Особенной части КоАП РФ <*>.
------------------------------------
<*> Подробнее см. настоящие Рекомендации, гл. 5, с. 27 - 28.
В силу п. 5 ст. 20 Закона об основных гарантиях комиссии вправе обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти, которые обязаны в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. В случае если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Избирательные комиссии за нарушения избирательного законодательства также вправе применить к кандидатам ответственность, предусмотренную законодательством о выборах, то есть отказать в регистрации или, в случае если нарушения, допущенные кандидатом, будут выявлены после его регистрации, обратиться в суд за ее отменой.
Следующими по объему полномочий в обеспечении соблюдения избирательных прав граждан являются органы внутренних дел.
Согласно ст. 10 Закона РФ от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции" органы внутренних дел в соответствии с поставленными перед ними задачами в части, относимой к вопросу обеспечения избирательных прав граждан, обязаны:
предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств;
принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством;
выявлять и раскрывать преступления;
возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия;
осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях;
обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;
проводить экспертизы по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях, а также научно-технические исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности;
исполнять в пределах своей компетенции определения судов, постановления судей, письменные поручения прокурора, следователя о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, о заключении под стражу, производстве розыскных, следственных и иных предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий;
контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами правил регистрационного учета граждан Российской Федерации, а также соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для их правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации;
оказывать содействие в пределах своих полномочий депутатам представительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, кандидатам, зарегистрированным кандидатам в депутаты или на выборные должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, должностным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления, членам избирательных комиссий, комиссий референдума, представителям общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если

ТЕЛЕГРАММА ОАО РЖД от 22.12.2003 n ХЗ-1521 <О ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ В ПРЯМОМ МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕНИИ МЕЖДУ СТОРОННИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОАО РЖД, ВНУТРИ ОРГАНИЗАЦИИ (МЕЖДУ СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОАО РЖД) И ОПЛАТЫ ШТРАФОВ, СБОРОВ И ПЛАТ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также