ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ: i. СЕРТИФИКАЦИИ ДВИГАТЕЛЕЙ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЫМНОСТИ; ii. СЕРТИФИКАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ УСТАНОВКИ НА НИХ ДВИГАТЕЛЕЙ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ, СЕРТИФИЦИРОВАННЫХ ПО ТИПУ КОНСТРУКЦИИ; iii. СЕРТИФИКАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ДВИГАТЕЛЯМИ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЫМНОСТИ; iv. ИЗМЕРЕНИЯ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ. ГОСТ Р 41.24-2003 (ПРАВИЛА ЕЭК ООН n 24) (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 09.12.2003 n 356-ст)


Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 9 декабря 2003 г. N 356-ст
Дата введения -
1 января 2005 года
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ:
I. СЕРТИФИКАЦИИ ДВИГАТЕЛЕЙ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ
ОТ СЖАТИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЫМНОСТИ;
II. СЕРТИФИКАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ
УСТАНОВКИ НА НИХ ДВИГАТЕЛЕЙ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ,
СЕРТИФИЦИРОВАННЫХ ПО ТИПУ КОНСТРУКЦИИ;
III. СЕРТИФИКАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ДВИГАТЕЛЯМИ
С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЫМНОСТИ;
IV. ИЗМЕРЕНИЯ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ
REGULATION N 24
UNIFORM PROVISIONS CONCERNING:
I. THE APPROVAL OF COMPRESSION IGNITION (C.I.) ENGINES
WITH REGARD TO THE EMISSION OF VISIBLE POLLUTANTS;
II. THE APPROVAL OF MOTOR VEHICLES WITH REGARD
TO THE INSTALLATION OF C.I. ENGINES OF AN APPROVED TYPE;
III. THE APPROVAL OF MOTOR VEHICLES EQUIPPED WITH C.I.
ENGINES WITH REGARD TO THE EMISSION OF VISIBLE
POLLUTANTS BY THE ENGINE;
IV. THE MEASUREMENT OF POWER OF ENGINES
(ITD)
ГОСТ Р 41.24-2003
(ПРАВИЛА ЕЭК ООН N 24)
Предисловие
1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ).
2. Внесен Управлением стандартизации Госстандарта России.
3. Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 9 декабря 2003 г. N 356-ст.
4. Настоящий стандарт идентичен Правилам ЕЭК ООН N 24 (включая поправки серии 03) "Единообразные предписания, касающиеся:
I. Официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ;
II. Официального утверждения автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, официально утвержденных по типу конструкции;
III. Официального утверждения автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ;
IV. Измерения мощности двигателей с воспламенением от сжатия".
"Uniform provisions concerning:
I. The approval of compression ignition (C.I.) engines with regard to the emission of visible pollutants;
II. The approval of motor vehicles with regard to the installation of C.I. engines of an approved type;
III. The approval of motor vehicles equipped with C.I. engines with regard to the emission of visible pollutants by the engine;
IV. The measurements of power of engines".
5. Взамен ГОСТ Р 41.24-99.
1. Область применения
1.1. Настоящий стандарт устанавливает следующие требования:
часть I - к выбросу видимых загрязняющих веществ (далее - дымность) двигателями с воспламенением от сжатия (далее - дизелями), предназначенными для установки на автотранспортных средствах;
часть II - к установке на автотранспортных средствах дизелей, сертифицированных по типу конструкции в соответствии с частью I настоящего стандарта;
часть III - к выбросу видимых загрязняющих веществ автотранспортными средствами, дизели которых не имеют отдельного сертификата по типу конструкции в соответствии с частью I настоящего стандарта.
1.2. Настоящий стандарт устанавливает также метод ЕЭК ООН, применяемый только при измерении мощности двигателей.
1а. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 41.49-2003 (Правила ЕЭК ООН N 49). Единообразные предписания, касающиеся сертификации двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе, и транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, двигателями, работающими на природном газе, и двигателями с принудительным зажиганием, работающими на сжиженном нефтяном газе, в отношении выбросов вредных веществ
ГОСТ Р 41.83-2004 (Правила ЕЭК ООН N 83). Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей
ГОСТ Р 50460-92. Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Государственные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
2. Термины и определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
2.1. Мощность нетто: мощность двигателя, определяемая согласно части IV.
2.2. Дизель: двигатель, работающий по принципу воспламенения от сжатия.
2.3. Устройство для запуска холодного дизеля: устройство, которое при включении временно увеличивает количество топлива, подаваемого в дизель, предназначенное для облегчения его запуска.
2.4. Дымомер: прибор, предназначенный для непрерывного измерения коэффициентов поглощения света отработавшими газами, выделяемыми транспортными средствами, характеристики которого приведены в соответствии с Приложением И.
2.5. Максимальная расчетная частота вращения: максимальная частота вращения, допускаемая регулятором в режиме работы дизеля при полной нагрузке.
2.6. Минимальная расчетная частота вращения:
2.6.1. Наибольшее из следующих трех значений частоты вращения дизеля:
- 45% максимальной частоты вращения, при которой дизель развивает полезную мощность;
-1
- 1000 мин. ;
- минимальная частота вращения холостого хода.
2.6.2. Более низкая частота вращения, которая может быть установлена предприятием-изготовителем.
Часть I. ДЫМНОСТЬ ДВИГАТЕЛЕЙ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ
3. Термины и определения
В настоящей части стандарта применяют термины, приведенные в разделе 2, а также следующие:
3.1. Сертификация типа дизеля: сертификация типа дизеля в отношении ограничения дымности.
3.2. Тип дизеля: дизели, предназначенные для установки на автотранспортных средствах, не различающиеся по основным характеристикам в соответствии с Приложением А, за исключением изменений, допускаемых по 7.2 и 7.3.
3.3. Дизель, представляющий тип дизеля, подлежащий сертификации: дизель, развивающий максимальную полезную мощность, характерную для дизелей данного типа.
4. Заявка на сертификацию
4.1. Дымность
4.1.1. Заявку на получение сертификата соответствия типа дизеля в отношении ограничения дымности представляет предприятие - изготовитель дизеля или его уполномоченный представитель, либо предприятие - изготовитель автотранспортного средства.
4.1.2. К заявке должно быть приложено в трех экземплярах описание типа дизеля со всеми данными в соответствии с Приложением А.
4.1.3. Испытательной лаборатории, уполномоченной проводить испытания для сертификации, указанные в разделе 6, должен быть представлен дизель с устройствами в соответствии с Приложением А, представляющий тип дизеля, подлежащий сертификации.
4.1.4. При определении дымности измерения проводят двумя методами в соответствии с Приложениями Г и Д.
4.1.5. При определении дымности мощность и потребление топлива измеряют согласно части IV на одном и том же дизеле, представленном для сертификации.
4.2. Мощность дизеля
4.2.1. По заявке предприятия-изготовителя или его уполномоченного представителя допускается измерять только мощность дизеля. В этом случае:
предприятие-изготовитель заполняет описание по форме в соответствии с Приложением А с указанием данных, непосредственно касающихся измерения мощности;
испытательной лаборатории, уполномоченной проводить испытания, указанные в части IV, должен быть представлен дизель, соответствующий всем пунктам описания в соответствии с Приложением А. Такие испытания проводят только на испытательном стенде;
эти испытания не рассматриваются как испытания для сертификации. В этом случае выдается официальный протокол испытаний по разделу 33.
5. Предоставление сертификата соответствия
5.1. Если дизель, представленный на сертификацию, соответствует требованиям раздела 6, то данный тип дизеля считают сертифицированным.
5.2. На каждый сертифицированный тип дизеля выдают сертификат соответствия типа, в котором указывают обозначение настоящего стандарта и серию поправок, соответствующих последним техническим изменениям, внесенным в Правила ЕЭК ООН N 24 к моменту сертификации (в настоящее время 03, что соответствует поправкам серии 03).
5.3. Сертификат соответствия типа должен включать информацию, оформляемую в виде приложения, по образцу, приведенному в Приложении Б, представляемую предприятием, сделавшим заявку на сертификацию, максимальным форматом А4 (210 x 297 мм) или кратным ему форматом.
5.4. На каждом сертифицированном дизеле должна быть проставлена на видном и легкодоступном месте, указанном в сертификате соответствия и в приложении к нему, маркировка, состоящая из:
знака соответствия по ГОСТ Р 50460;
обозначения настоящего стандарта;
дополнительного обозначения, состоящего из прямоугольника, внутри которого указывают значение коэффициента поглощения в метрах в минус первой степени, измеренное в процессе испытания в режиме свободного ускорения в соответствии с Приложением Д.
5.5. Вместо нанесения на дизель знака соответствия и указанных обозначений предприятие-изготовитель может направить с каждым типом дизеля, сертифицированным в соответствии с настоящим стандартом, сопроводительный документ с указанием этих данных для того, чтобы знак соответствия и обозначения можно было нанести на автотранспортное средство в соответствии с требованиями 13.4.
5.6. Если дизель соответствует типу, сертифицированному на основании другого стандарта, то обозначение знака соответствия по ГОСТ Р 50460 не повторяют. В этом случае номера стандартов и сертификатов, а также дополнительные обозначения всех стандартов, на соответствие которым сертифицирован дизель, должны быть расположены в вертикальных колонках справа от обозначения знака соответствия по ГОСТ Р 50460.
5.7. Все составные части маркировки должны быть четкими и нестираемыми.
5.8. Знак соответствия помещают рядом с идентификационными данными дизеля, проставленными предприятием-изготовителем.
5.9. На рисунках В.1 и В.2 Приложения В изображены в качестве примеров схемы маркировки.
6. Технические требования и методы испытаний
6.1. Общие положения
Элементы дизеля, влияющие на дымность, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы дизель при нормальных условиях эксплуатации и несмотря на вибрацию, которой он может подвергаться, соответствовал требованиям настоящего стандарта.
6.2. Требования, касающиеся устройства для запуска холодного дизеля
6.2.1. Устройство для запуска холодного дизеля должно быть сконструировано и изготовлено таким образом, чтобы оно не могло включаться или продолжать работать при нормальных условиях эксплуатации дизеля.
6.2.2. Требование 6.2.1 не применяют, если соблюдается хотя бы одно из следующих условий:
- при включенном устройстве для запуска холодного дизеля коэффициент поглощения света отработавшими газами, выделяемыми дизелем в установившихся режимах работы, измеренный в соответствии с Приложением Г, остается в пределах в соответствии с Приложением Ж;
- если устройство для запуска холодного дизеля продолжает работать, то через определенный промежуток времени дизель должен остановиться.
При необходимости любая часть устройства, связанная с автотранспортным средством, может быть смоделирована для испытаний в целях сертификации.
6.3. Требования в отношении дымности
6.3.1. Измерение дымности дизеля, представленного для сертификации, проводится методами в соответствии с Приложениями Г и Д.
6.3.2. Мощность дизеля, представленного для сертификации, должна находиться в пределах допусков в соответствии с Г.3.1.5 Приложения Г.
6.3.3. Дымность, измеренная по методу Приложения Г, не должна превышать предельных значений коэффициента поглощения в соответствии с Приложением Ж.
6.3.4. По требованию предприятия-изготовителя допускается проводить дополнительные испытания в соответствии с Приложениями Г и Д для определения значений свободного ускорения для модификаций сертифицированного типа дизеля, указанных в 7.2 и 7.3.
6.3.4.1. Если предприятие-изготовитель требует провести измерение дымности дизеля в диапазонах крутящего момента и/или частоты вращения, отличающихся от указанных в 7.3, то сертификат соответствия типа дизеля выдается в отношении этих диапазонов крутящего момента и/или частоты вращения.
6.3.4.2. Если на более позднем этапе предприятие-изготовитель требует предоставить типу дизеля сертификат соответствия по всем диапазонам крутящего момента и/или частоты вращения, указанным в 7.3, то для испытаний представляют еще один дизель, чтобы можно было измерить дымность в той части диапазона нагрузки и/или частоты вращения, по которой первоначально испытания не проводились.
6.3.5. Если по некоторым частям диапазона крутящего момента и/или частоты вращения необходима дополнительная спецификация, то ее указывают в соответствии с Приложением А и прилагают к представляемой документации.
6.3.6. Коэффициент поглощения в режиме свободного ускорения, устанавливаемый для дизеля, выбирают в зависимости от номинальных частоты вращения и крутящего момента дизеля по таблице Д.1 методом в соответствии с Приложением Д.
6.3.7. Для дизелей с нагнетателем, работающим от выпуска
отработавших газов (с турбонаддувом), коэффициент поглощения,
измеренный при испытании в режиме свободного ускорения, не должен
-1
превышать более чем на 0,5 м предельное значение в соответствии
с Приложением Ж для номинального светового потока,
соответствующего максимальному коэффициенту поглощения,
измеренному при испытаниях в установившемся режиме.
6.4. Допускается применение эквивалентной измерительной аппаратуры. При применении аппаратуры, не соответствующей Приложению И, должна быть доказана ее эквивалентность для рассматриваемого типа дизеля.
7. Изменения типа дизеля

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ. СООТВЕТСТВИЕ И ТЕСТИРОВАНИЕ. ГОСТ Р ИСО 19105-2003 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 09.12.2003 n 359-ст)  »
Постановления и Указы »
Читайте также