ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ: i. СЕРТИФИКАЦИИ ДВИГАТЕЛЕЙ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЫМНОСТИ; ii. СЕРТИФИКАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ УСТАНОВКИ НА НИХ ДВИГАТЕЛЕЙ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ, СЕРТИФИЦИРОВАННЫХ ПО ТИПУ КОНСТРУКЦИИ; iii. СЕРТИФИКАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ДВИГАТЕЛЯМИ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЫМНОСТИ; iv. ИЗМЕРЕНИЯ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ. ГОСТ Р 41.24-2003 (ПРАВИЛА ЕЭК ООН n 24) (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 09.12.2003 n 356-ст)


Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 9 декабря 2003 г. N 356-ст
Дата введения -
1 января 2005 года
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ:
I. СЕРТИФИКАЦИИ ДВИГАТЕЛЕЙ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ
ОТ СЖАТИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЫМНОСТИ;
II. СЕРТИФИКАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ
УСТАНОВКИ НА НИХ ДВИГАТЕЛЕЙ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ,
СЕРТИФИЦИРОВАННЫХ ПО ТИПУ КОНСТРУКЦИИ;
III. СЕРТИФИКАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ДВИГАТЕЛЯМИ
С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЫМНОСТИ;
IV. ИЗМЕРЕНИЯ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ
REGULATION N 24
UNIFORM PROVISIONS CONCERNING:
I. THE APPROVAL OF COMPRESSION IGNITION (C.I.) ENGINES
WITH REGARD TO THE EMISSION OF VISIBLE POLLUTANTS;
II. THE APPROVAL OF MOTOR VEHICLES WITH REGARD
TO THE INSTALLATION OF C.I. ENGINES OF AN APPROVED TYPE;
III. THE APPROVAL OF MOTOR VEHICLES EQUIPPED WITH C.I.
ENGINES WITH REGARD TO THE EMISSION OF VISIBLE
POLLUTANTS BY THE ENGINE;
IV. THE MEASUREMENT OF POWER OF ENGINES
(ITD)
ГОСТ Р 41.24-2003
(ПРАВИЛА ЕЭК ООН N 24)
Предисловие
1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ).
2. Внесен Управлением стандартизации Госстандарта России.
3. Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 9 декабря 2003 г. N 356-ст.
4. Настоящий стандарт идентичен Правилам ЕЭК ООН N 24 (включая поправки серии 03) "Единообразные предписания, касающиеся:
I. Официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ;
II. Официального утверждения автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, официально утвержденных по типу конструкции;
III. Официального утверждения автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ;
IV. Измерения мощности двигателей с воспламенением от сжатия".
"Uniform provisions concerning:
I. The approval of compression ignition (C.I.) engines with regard to the emission of visible pollutants;
II. The approval of motor vehicles with regard to the installation of C.I. engines of an approved type;
III. The approval of motor vehicles equipped with C.I. engines with regard to the emission of visible pollutants by the engine;
IV. The measurements of power of engines".
5. Взамен ГОСТ Р 41.24-99.
1. Область применения
1.1. Настоящий стандарт устанавливает следующие требования:
часть I - к выбросу видимых загрязняющих веществ (далее - дымность) двигателями с воспламенением от сжатия (далее - дизелями), предназначенными для установки на автотранспортных средствах;
часть II - к установке на автотранспортных средствах дизелей, сертифицированных по типу конструкции в соответствии с частью I настоящего стандарта;
часть III - к выбросу видимых загрязняющих веществ автотранспортными средствами, дизели которых не имеют отдельного сертификата по типу конструкции в соответствии с частью I настоящего стандарта.
1.2. Настоящий стандарт устанавливает также метод ЕЭК ООН, применяемый только при измерении мощности двигателей.
1а. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 41.49-2003 (Правила ЕЭК ООН N 49). Единообразные предписания, касающиеся сертификации двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе, и транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, двигателями, работающими на природном газе, и двигателями с принудительным зажиганием, работающими на сжиженном нефтяном газе, в отношении выбросов вредных веществ
ГОСТ Р 41.83-2004 (Правила ЕЭК ООН N 83). Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей
ГОСТ Р 50460-92. Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Государственные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
2. Термины и определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
2.1. Мощность нетто: мощность двигателя, определяемая согласно части IV.
2.2. Дизель: двигатель, работающий по принципу воспламенения от сжатия.
2.3. Устройство для запуска холодного дизеля: устройство, которое при включении временно увеличивает количество топлива, подаваемого в дизель, предназначенное для облегчения его запуска.
2.4. Дымомер: прибор, предназначенный для непрерывного измерения коэффициентов поглощения света отработавшими газами, выделяемыми транспортными средствами, характеристики которого приведены в соответствии с Приложением И.
2.5. Максимальная расчетная частота вращения: максимальная частота вращения, допускаемая регулятором в режиме работы дизеля при полной нагрузке.
2.6. Минимальная расчетная частота вращения:
2.6.1. Наибольшее из следующих трех значений частоты вращения дизеля:
- 45% максимальной частоты вращения, при которой дизель развивает полезную мощность;
-1
- 1000 мин. ;
- минимальная частота вращения холостого хода.
2.6.2. Более низкая частота вращения, которая может быть установлена предприятием-изготовителем.
Часть I. ДЫМНОСТЬ ДВИГАТЕЛЕЙ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ
3. Термины и определения
В настоящей части стандарта применяют термины, приведенные в разделе 2, а также следующие:
3.1. Сертификация типа дизеля: сертификация типа дизеля в отношении ограничения дымности.
3.2. Тип дизеля: дизели, предназначенные для установки на автотранспортных средствах, не различающиеся по основным характеристикам в соответствии с Приложением А, за исключением изменений, допускаемых по 7.2 и 7.3.
3.3. Дизель, представляющий тип дизеля, подлежащий сертификации: дизель, развивающий максимальную полезную мощность, характерную для дизелей данного типа.
4. Заявка на сертификацию
4.1. Дымность
4.1.1. Заявку на получение сертификата соответствия типа дизеля в отношении ограничения дымности представляет предприятие - изготовитель дизеля или его уполномоченный представитель, либо предприятие - изготовитель автотранспортного средства.
4.1.2. К заявке должно быть приложено в трех экземплярах описание типа дизеля со всеми данными в соответствии с Приложением А.
4.1.3. Испытательной лаборатории, уполномоченной проводить испытания для сертификации, указанные в разделе 6, должен быть представлен дизель с устройствами в соответствии с Приложением А, представляющий тип дизеля, подлежащий сертификации.
4.1.4. При определении дымности измерения проводят двумя методами в соответствии с Приложениями Г и Д.
4.1.5. При определении дымности мощность и потребление топлива измеряют согласно части IV на одном и том же дизеле, представленном для сертификации.
4.2. Мощность дизеля
4.2.1. По заявке предприятия-изготовителя или его уполномоченного представителя допускается измерять только мощность дизеля. В этом случае:
предприятие-изготовитель заполняет описание по форме в соответствии с Приложением А с указанием данных, непосредственно касающихся измерения мощности;
испытательной лаборатории, уполномоченной проводить испытания, указанные в части IV, должен быть представлен дизель, соответствующий всем пунктам описания в соответствии с Приложением А. Такие испытания проводят только на испытательном стенде;
эти испытания не рассматриваются как испытания для сертификации. В этом случае выдается официальный протокол испытаний по разделу 33.
5. Предоставление сертификата соответствия
5.1. Если дизель, представленный на сертификацию, соответствует требованиям раздела 6, то данный тип дизеля считают сертифицированным.
5.2. На каждый сертифицированный тип дизеля выдают сертификат соответствия типа, в котором указывают обозначение настоящего стандарта и серию поправок, соответствующих последним техническим изменениям, внесенным в Правила ЕЭК ООН N 24 к моменту сертификации (в настоящее время 03, что соответствует поправкам серии 03).
5.3. Сертификат соответствия типа должен включать информацию, оформляемую в виде приложения, по образцу, приведенному в Приложении Б, представляемую предприятием, сделавшим заявку на сертификацию, максимальным форматом А4 (210 x 297 мм) или кратным ему форматом.
5.4. На каждом сертифицированном дизеле должна быть проставлена на видном и легкодоступном месте, указанном в сертификате соответствия и в приложении к нему, маркировка, состоящая из:
знака соответствия по ГОСТ Р 50460;
обозначения настоящего стандарта;
дополнительного обозначения, состоящего из прямоугольника, внутри которого указывают значение коэффициента поглощения в метрах в минус первой степени, измеренное в процессе испытания в режиме свободного ускорения в соответствии с Приложением Д.
5.5. Вместо нанесения на дизель знака соответствия и указанных обозначений предприятие-изготовитель может направить с каждым типом дизеля, сертифицированным в соответствии с настоящим стандартом, сопроводительный документ с указанием этих данных для того, чтобы знак соответствия и обозначения можно было нанести на автотранспортное средство в соответствии с требованиями 13.4.
5.6. Если дизель соответствует типу, сертифицированному на основании другого стандарта, то обозначение знака соответствия по ГОСТ Р 50460 не повторяют. В этом случае номера стандартов и сертификатов, а также дополнительные обозначения всех стандартов, на соответствие которым сертифицирован дизель, должны быть расположены в вертикальных колонках справа от обозначения знака соответствия по ГОСТ Р 50460.
5.7. Все составные части маркировки должны быть четкими и нестираемыми.
5.8. Знак соответствия помещают рядом с идентификационными данными дизеля, проставленными предприятием-изготовителем.
5.9. На рисунках В.1 и В.2 Приложения В изображены в качестве примеров схемы маркировки.
6. Технические требования и методы испытаний
6.1. Общие положения
Элементы дизеля, влияющие на дымность, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы дизель при нормальных условиях эксплуатации и несмотря на вибрацию, которой он может подвергаться, соответствовал требованиям настоящего стандарта.
6.2. Требования, касающиеся устройства для запуска холодного дизеля
6.2.1. Устройство для запуска холодного дизеля должно быть сконструировано и изготовлено таким образом, чтобы оно не могло включаться или продолжать работать при нормальных условиях эксплуатации дизеля.
6.2.2. Требование 6.2.1 не применяют, если соблюдается хотя бы одно из следующих условий:
- при включенном устройстве для запуска холодного дизеля коэффициент поглощения света отработавшими газами, выделяемыми дизелем в установившихся режимах работы, измеренный в соответствии с Приложением Г, остается в пределах в соответствии с Приложением Ж;
- если устройство для запуска холодного дизеля продолжает работать, то через определенный промежуток времени дизель должен остановиться.
При необходимости любая часть устройства, связанная с автотранспортным средством, может быть смоделирована для испытаний в целях сертификации.
6.3. Требования в отношении дымности
6.3.1. Измерение дымности дизеля, представленного для сертификации, проводится методами в соответствии с Приложениями Г и Д.
6.3.2. Мощность дизеля, представленного для сертификации, должна находиться в пределах допусков в соответствии с Г.3.1.5 Приложения Г.
6.3.3. Дымность, измеренная по методу Приложения Г, не должна превышать предельных значений коэффициента поглощения в соответствии с Приложением Ж.
6.3.4. По требованию предприятия-изготовителя допускается проводить дополнительные испытания в соответствии с Приложениями Г и Д для определения значений свободного ускорения для модификаций сертифицированного типа дизеля, указанных в 7.2 и 7.3.
6.3.4.1. Если предприятие-изготовитель требует провести измерение дымности дизеля в диапазонах крутящего момента и/или частоты вращения, отличающихся от указанных в 7.3, то сертификат соответствия типа дизеля выдается в отношении этих диапазонов крутящего момента и/или частоты вращения.
6.3.4.2. Если на более позднем этапе предприятие-изготовитель требует предоставить типу дизеля сертификат соответствия по всем диапазонам крутящего момента и/или частоты вращения, указанным в 7.3, то для испытаний представляют еще один дизель, чтобы можно было измерить дымность в той части диапазона нагрузки и/или частоты вращения, по которой первоначально испытания не проводились.
6.3.5. Если по некоторым частям диапазона крутящего момента и/или частоты вращения необходима дополнительная спецификация, то ее указывают в соответствии с Приложением А и прилагают к представляемой документации.
6.3.6. Коэффициент поглощения в режиме свободного ускорения, устанавливаемый для дизеля, выбирают в зависимости от номинальных частоты вращения и крутящего момента дизеля по таблице Д.1 методом в соответствии с Приложением Д.
6.3.7. Для дизелей с нагнетателем, работающим от выпуска
отработавших газов (с турбонаддувом), коэффициент поглощения,
измеренный при испытании в режиме свободного ускорения, не должен
-1
превышать более чем на 0,5 м предельное значение в соответствии
с Приложением Ж для номинального светового потока,
соответствующего максимальному коэффициенту поглощения,
измеренному при испытаниях в установившемся режиме.
6.4. Допускается применение эквивалентной измерительной аппаратуры. При применении аппаратуры, не соответствующей Приложению И, должна быть доказана ее эквивалентность для рассматриваемого типа дизеля.
7. Изменения типа дизеля
7.1. Любое изменение характеристик дизеля в соответствии с Приложением А для данного типа дизеля доводят до сведения органа по сертификации, который предоставил сертификат соответствия типа данному дизелю. Такие изменения должны быть подробно указаны в соответствии с Приложением А. С учетом ограничений, установленных в 7.2 и 7.3, орган по сертификации может:
прийти к заключению, что тип дизеля с внесенными изменениями будет соответствовать требованиям настоящего стандарта, либо
потребовать от лаборатории, уполномоченной проводить испытания, предоставления дополнительного протокола.
7.2. По выбросу загрязняющих веществ допускается в соответствии с настоящим стандартом классифицировать изменения следующим образом:
класс 1 - изменения, требующие предоставления нового сертификата соответствия типа дизеля после проведения соответствующих испытаний;
класс 2 - изменения, требующие предоставления нового сертификата соответствия типа дизеля без проведения дополнительных испытаний;
класс 3 - изменения, которые могут потребовать проведения дополнительных испытаний дизеля без предоставления нового сертификата соответствия типа;
класс 4 - изменения, которые не требуют проведения дополнительных испытаний дизеля или предоставления нового сертификата соответствия типа.
Вышеперечисленные классы указывают в конце каждой строки, относящейся к соответствующим характеристикам, в соответствии с Приложением А.
7.3. Если дизель не соответствует следующим условиям, то, независимо от классификации, указанной в 7.2, автоматически будет требоваться новый сертификат соответствия типа (изменения класса 1):
- максимальная расчетная частота вращения должна быть не более 100% и не менее 75% соответствующей частоты вращения дизеля, прошедшего испытания для сертификации;
- минимальная расчетная частота вращения должна быть не менее соответствующей частоты вращения дизеля, прошедшего испытания для сертификации;
- номинальный крутящий момент должен быть не более 100% и не менее 75% соответствующего значения крутящего момента дизеля, прошедшего испытания в данном режиме для сертификации;
- значения поглощения, измеренные в установившемся режиме, не должны превышать более чем в 1,1 раза значений, полученных в ходе первоначальных испытаний для сертификации, и предельных значений в соответствии с Приложением Ж;
- противодавление на выпуске не должно превышать соответствующего значения для дизеля, прошедшего испытания для сертификации по типу конструкции;
- объем системы выпуска не должен отличаться от исходного объема более чем на +/- 40%;
- разрежение на входе не должно превышать соответствующего значения для дизеля, прошедшего испытания для сертификации по типу конструкции;
- объединенный момент инерции маховика и трансмиссии новых вариантов не должен отличаться более чем на +/- 15% от момента инерции маховика и трансмиссии, имеющих сертификат соответствия.
Примечание - В перечисленных случаях дизель, подвергаемый испытаниям для сертификации, должен соответствовать определению, приведенному в 3.3.
7.4. Если предприятие-изготовитель требует провести испытания дизелей в диапазонах номинальных мощности и частоты вращения с более низкими верхними пределами по сравнению с указанными в 7.3, испытания проводят также в диапазоне мощности в соответствии с Д.2.2 Приложения Д, при этом устанавливают режим работы дизеля, соответствующий 90%, 80% и 70% полной мощности. Если частота вращения дизеля конструктивно снижена, то максимальную частоту вращения в соответствии с Д.2.2 Приложения Д определяют по модификации дизеля с наименьшим значением максимальной частоты вращения. Если по заявке предприятия-изготовителя измерения дымности проводят в диапазонах крутящего момента и/или частоты вращения, отличающихся от указанных в 7.3, то сертификат соответствия типа дизеля выдают с ограниченными диапазонами крутящего момента и/или частоты вращения.
7.5. Дизели с такими изменениями должны подвергаться дополнительным испытаниям для измерения показателей дымности в режиме свободного ускорения по 6.3.1, если эти показатели нельзя установить по результатам испытаний, проведенных по 6.3.4.
7.6. Подтверждение или отказ в предоставлении сертификата соответствия типа дизеля с указанием изменений должны соответствовать "Порядку проведения сертификации продукции в Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Принят Постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. N 15 (здесь и далее).
8. Соответствие производства
8.1. Каждый дизель со знаком соответствия по ГОСТ Р 50460, нанесенным на дизель или проставленным в сопроводительном документе, должен соответствовать сертифицированному типу дизеля в отношении устройств, которые влияют на дымность дизеля.
8.2. Проверку соответствия требованиям 8.1 проводят на дизеле серийного изготовления.
8.3. Соответствие дизеля сертифицированному типу проверяют на основании описания, содержащегося в приложении к сертификату, форма которого приведена в Приложении Б.
Кроме этого проводят контрольные испытания:
- необкатанный дизель подвергают испытанию в режиме свободного ускорения в соответствии с Приложением Д;
- дизель соответствует сертифицированному типу, если
-1
коэффициент поглощения не превышает более чем на 0,5 м значение,
указанное на знаке или в сертификате соответствия типа.
Примечание - По заявке предприятия-изготовителя вместо
эталонного топлива допускается использовать топливо, имеющееся в
продаже.
Если коэффициент поглощения, полученный при испытании в режиме
-1
свободного ускорения, превышает более чем на 0,5 м значение,
указанное на знаке или в сертификате соответствия типа, то дизель
подвергают испытанию в установившихся режимах работы при полной
нагрузке в соответствии с Приложением Г.
Дымность не должна превышать предельных значений коэффициента поглощения в соответствии с Приложением Ж.
9. Меры, принимаемые при выявлении несоответствия
производства
9.1. Сертификат соответствия типа дизеля, предоставленный на основании настоящего стандарта, может быть отменен, если не соблюдено требование 8.1 или данный дизель не выдержал испытания по 8.3.
9.2. Отмену сертификата соответствия типа проводят в соответствии с процедурами, установленными в "Порядке проведения сертификации продукции в Российской Федерации".
10. Окончательное прекращение производства
Если владелец сертификата соответствия типа, предоставленного на основании настоящего стандарта, полностью прекращает производство сертифицированного типа дизеля, он должен информировать об этом орган, предоставивший сертификат соответствия типа. По получении этого сообщения орган по сертификации направляет в Государственный реестр копию сертификата соответствия типа, на которой внизу крупными буквами делает отметку "ПРОИЗВОДСТВО ПРЕКРАЩЕНО" и проставляет подпись и дату.
Часть II. УСТАНОВКА НА АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
ДВИГАТЕЛЕЙ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ, СЕРТИФИЦИРОВАННЫХ
ПО ТИПУ КОНСТРУКЦИИ
11. Термины и определения
В настоящей части стандарта применяют термины, приведенные в разделе 2, а также следующие:
11.1. Сертификация типа автотранспортного средства: сертификация типа автотранспортного средства в отношении установки сертифицированного дизеля с ограниченным значением дымности.
11.2. Тип автотранспортного средства: механические автотранспортные средства, не имеющие между собой существенных различий в отношении характеристик автотранспортного средства и дизеля в соответствии с Приложением А.
12. Заявка на сертификацию
12.1. Заявку на проведение сертификации типа автотранспортного средства в отношении установки дизеля, сертифицированного по параметрам дымности, представляет предприятие - изготовитель автотранспортного средства или его уполномоченный представитель.
12.2. К заявке должны быть приложены следующие документы в трех экземплярах:
описание типа автотранспортного средства со всеми данными по автотранспортному средству и дизелю в соответствии с Приложением А;
данные, касающиеся сертификации типа дизеля, приведенные в Приложении Б.
При оформлении описания в соответствии с Приложением А следует заполнять только те пункты, которые отличаются от пунктов, приведенных в Приложении Б.
12.3. Испытательной лаборатории, уполномоченной проводить испытания для целей сертификации, должно быть представлено автотранспортное средство, репрезентативное типу, подлежащему сертификации.
13. Предоставление сертификата соответствия
13.1. Если автотранспортное средство, представленное на сертификацию в соответствии с настоящим стандартом, соответствует требованиям раздела 14, то данное автотранспортное средство считают сертифицированным.
13.2. На каждое сертифицированное автотранспортное средство выдают сертификат соответствия типа, в котором указывают обозначение настоящего стандарта и серию поправок, соответствующих последним техническим изменениям, внесенным в Правила ЕЭК ООН N 24 на дату сертификации (в настоящее время 03, что соответствует поправкам серии 03).
13.3. Сертификат соответствия типа в виде приложения должен включать информацию по образцу, приведенному в Приложении Б, представляемую предприятием, сделавшим заявку на сертификацию, и чертежи максимальным форматом А4 (210 x 297 мм) или кратным ему форматом в соответствующем масштабе.
13.4. На каждом автотранспортном средстве, соответствующем сертифицированному типу, должна быть проставлена на видном и легкодоступном месте, указанном в сертификате соответствия и в приложении к нему, маркировка, состоящая из:
знака соответствия по ГОСТ Р 50460;
обозначения настоящего стандарта;
дополнительного обозначения, состоящего из прямоугольника, внутри которого указывают значение коэффициента поглощения в метрах в минус первой степени, измеренное в процессе испытаний в режиме свободного ускорения в соответствии с Приложением Д.
13.5. Если автотранспортное средство соответствует типу, сертифицированному на основании другого стандарта, то дополнительные обозначения всех стандартов, в соответствии с которыми было сертифицировано это автотранспортное средство, должны быть расположены в вертикальных колонках справа от обозначения знака соответствия по ГОСТ Р 50460.
13.6. Все элементы маркировки должны быть четкими и нестираемыми.
13.7. Знак соответствия помещают рядом с табличкой, на которой приведены характеристики автотранспортного средства, или наносят на эту табличку.
13.8. На рисунках В.1 и В.2 Приложения В изображены в качестве примеров схемы маркировки.
13.9. Орган по сертификации проверяет эффективность контроля за соответствием производства до выдачи сертификата соответствия.
14. Технические требования и методы испытаний
14.1. Общие положения
Установленный на автотранспортном средстве дизель должен быть типа, сертифицированного в соответствии с частью I настоящего стандарта. Элементы дизеля, влияющие на дымность, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы автотранспортное средство в нормальных условиях эксплуатации и несмотря на вибрацию, которой оно может подвергаться, соответствовало требованиям настоящего стандарта.
14.2. Требования, касающиеся устройства для запуска холодного дизеля
14.2.1. Устройство для запуска холодного дизеля должно быть сконструировано и изготовлено таким образом, чтобы оно не могло включаться или продолжать работать при нормальных условиях работы дизеля.
14.2.2. Требование 14.2.1 не применяют, если соблюдается хотя бы одно из следующих условий:
при включенном устройстве для запуска холодного дизеля коэффициент поглощения света отработавшими газами, выделяемыми дизелем в установившихся режимах работы, измеренный в соответствии с Приложением Г, остается в пределах в соответствии с Приложением Ж;
если устройство для запуска холодного дизеля продолжает работать, то через определенный промежуток времени дизель должен остановиться.
14.3. Установка
14.3.1. При установке дизеля необходимо соблюдать следующие ограничения в отношении сертификации типа дизеля:
разрежение на впуске не должно превышать значения, установленного для сертифицированного типа дизеля;
противодавление на выпуске не должно превышать значения, установленного для сертифицированного типа дизеля;
отклонение объема системы выпуска должно составлять +/- 40% соответствующего значения, установленного для сертифицированного типа дизеля;
объединенный момент инерции маховика и трансмиссии не должен превышать +/- 15% соответствующих значений, установленных для сертифицированного типа дизеля.
15. Изменение типа автотранспортного средства
15.1. Любое изменение характеристик автотранспортного средства доводят до сведения органа по сертификации, который предоставил сертификат соответствия данному типу автотранспортного средства. Этот орган может:
прийти к заключению, что данное автотранспортное средство с внесенными изменениями продолжает соответствовать требованиям настоящего стандарта, либо
потребовать от лаборатории, уполномоченной проводить испытания, предоставления дополнительного протокола.
15.2. Подтверждение или отказ в предоставлении сертификата соответствия типа автотранспортного средства с указанием изменений должны соответствовать "Порядку проведения сертификации продукции в Российской Федерации".
16. Соответствие производства
16.1. Каждое автотранспортное средство со знаком соответствия по ГОСТ Р 50460, нанесенным на автотранспортное средство/дизель или проставленным в сопроводительном документе, должно соответствовать сертифицированному типу автотранспортного средства в отношении элементов, влияющих на дымность сертифицированного дизеля.
16.2. Проверку соответствия автотранспортного средства требованию 16.1 проводят на автотранспортном средстве серийного производства.
16.3. Соответствие автотранспортного средства сертифицированному типу проверяют по описанию, приведенному в Приложении Б.
Кроме этого, проводят контрольные испытания:
- автотранспортное средство с необкатанным дизелем подвергают испытанию в режиме свободного ускорения в соответствии с Приложением Д;
- автотранспортное средство соответствует сертифицированному
типу, если коэффициент поглощения не превышает более чем на 0,5
-1
м значение, указанное на знаке или в сертификате соответствия.
Примечание - По заявке предприятия-изготовителя вместо
эталонного топлива допускается использовать топливо, имеющееся в
продаже. В спорном случае следует использовать эталонное топливо.
Если коэффициент поглощения, измеренный при испытании в режиме
-1
свободного ускорения, превышает более чем на 0,5 м значение,
указанное на знаке или в сертификате соответствия, то дизель
автотранспортного средства подвергают испытанию в установившихся
режимах работы при полной нагрузке в соответствии с Приложением Г.
Дымность не должна превышать предельных значений коэффициента поглощения в соответствии с Приложением Ж.
17. Меры, принимаемые
при выявлении несоответствия производства
17.1. Сертификат соответствия типа автотранспортного средства, предоставленный на основании настоящего стандарта, может быть отменен, если не соблюдены требования 16.1 или автотранспортное средство не выдержало проверку по 16.2.
17.2. Отмену сертификата соответствия типа автотранспортного средства проводят в соответствии с процедурами, установленными в "Порядке проведения сертификации продукции в Российской Федерации".
18. Окончательное прекращение производства
Если владелец сертификата соответствия, предоставленного на основании настоящего стандарта, полностью прекращает производство сертифицированного типа автотранспортного средства, он должен информировать об этом орган, предоставивший сертификат соответствия типа. По получении этого сообщения орган по сертификации направляет в Государственный реестр копию сертификата соответствия, на которой внизу крупными буквами делает отметку "ПРОИЗВОДСТВО ПРЕКРАЩЕНО" и проставляет подпись и дату.
Часть III. ДЫМНОСТЬ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ДВИГАТЕЛИ
КОТОРЫХ НЕ ИМЕЮТ ОТДЕЛЬНОГО СЕРТИФИКАТА СООТВЕТСТВИЯ
19. Термины и определения
В настоящей части стандарта применяют термины, приведенные в разделе 2, а также следующие:
19.1. Сертификация типа автотранспортного средства: сертификация типа автотранспортного средства в отношении ограничения дымности дизеля.
19.2. Тип автотранспортного средства: автотранспортные средства, не имеющие между собой существенных различий в отношении характеристик автотранспортного средства и дизеля в соответствии с Приложением А.
20. Заявка на сертификацию
20.1. Заявку на проведение сертификации типа автотранспортного средства в отношении ограничения дымности дизеля представляет предприятие - изготовитель автотранспортного средства или его уполномоченный представитель.
20.2. К заявке должно быть приложено в трех экземплярах описание типа автотранспортного средства со всеми данными по автотранспортному средству и дизелю в соответствии с Приложением А.
20.3. Испытательной лаборатории, уполномоченной проводить испытания для целей сертификации, должен быть представлен дизель с указанными в соответствии с Приложением А устройствами, которыми должно быть оборудовано автотранспортное средство, подлежащее сертификации.
21. Предоставление сертификата соответствия
21.1. Если автотранспортное средство, представленное на сертификацию в соответствии с настоящим стандартом, соответствует требованиям раздела 22, то данное автотранспортное средство считают сертифицированным.
21.2. На каждое сертифицированное автотранспортное средство выдают сертификат соответствия, в котором указывают обозначение настоящего стандарта и серию поправок, соответствующих последним техническим изменениям, внесенным в Правила ЕЭК ООН N 24 на дату сертификации (в настоящее время 03, что соответствует поправкам серии 03).
21.3. Сертификат соответствия в виде приложения должен включать информацию по образцу, приведенному в Приложении Б, представляемую предприятием, сделавшим заявку на сертификацию, и чертежи максимальным форматом А4 (210 x 297 мм) или кратным ему форматом.
21.4. На каждом автотранспортном средстве, соответствующем сертифицированному типу, должна быть проставлена на видном и легкодоступном месте, указанном в сертификате соответствия и в приложении к нему, маркировка, состоящая из:
знака соответствия по ГОСТ Р 50460;
обозначения настоящего стандарта;
дополнительного обозначения, состоящего из прямоугольника, внутри которого указывают значение коэффициента поглощения в метрах в минус первой степени, измеренное в процессе испытаний в режиме свободного ускорения в соответствии с Приложением Д.
21.5. Если автотранспортное средство соответствует типу, сертифицированному на основании другого стандарта, то дополнительные обозначения всех стандартов, в соответствии с которыми было сертифицировано автотранспортное средство, должны быть расположены в вертикальных колонках справа от знака соответствия по ГОСТ Р 50460.
21.6. Все элементы маркировки должны быть четкими и нестираемыми.
21.7. Знак соответствия помещают рядом с табличкой, на которой приведены характеристики автотранспортного средства, или наносят на эту табличку.
21.8. На рисунках В.1 и В.2 Приложения В изображены в качестве примеров схемы маркировки.
22. Технические требования и методы испытаний
22.1. Общие положения
Элементы, способные влиять на дымность дизеля, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы автотранспортное средство в нормальных условиях эксплуатации и несмотря на вибрацию, которой оно может подвергаться, соответствовало требованиям настоящего стандарта.
22.2. Требования, касающиеся устройства для запуска холодного дизеля
22.2.1. Устройство для запуска холодного дизеля должно быть сконструировано и изготовлено таким образом, чтобы оно не могло включаться или продолжать работать при нормальных условиях работы дизеля.
22.2.2. Требование 22.2.1 не применяют, если соблюдается хотя бы одно из следующих условий:
- при включенном устройстве для запуска холодного дизеля коэффициент поглощения света отработавшими газами, выделяемыми двигателем в установившихся режимах работы, измеренный в соответствии с Приложением Г, остается в пределах в соответствии с Приложением Ж;
- если устройство для запуска холодного дизеля продолжает работать, то через определенный промежуток времени дизель должен остановиться.
22.3. Требования в отношении дымности
22.3.1. Измерение дымности автотранспортного средства, представленного для сертификации, проводят методами в соответствии с Приложениями Г и Д.
22.3.2. Дымность, измеренная по методу Приложения Г, не должна превышать предельных значений коэффициента поглощения в соответствии с Приложением Ж.
22.3.3. Для дизелей с нагнетателем, работающим от выпуска
отработавших газов (с турбонаддувом), значение коэффициента
поглощения, измеренное при испытании в режиме свободного
-1
ускорения, не должно превышать более чем на 0,5 м предельное
значение в соответствии с Приложением Ж для номинального светового
потока, соответствующего максимальному коэффициенту поглощения,
измеренному при испытаниях в установившемся режиме.
22.3.4. Допускается применение эквивалентной измерительной аппаратуры. При применении аппаратуры, не предусмотренной в Приложении И, должна быть доказана ее эквивалентность для испытуемого дизеля.
23. Изменение типа автотранспортного средства
23.1. Любое изменение характеристик автотранспортного средства или его устройств в соответствии с Приложением А доводят до сведения органа по сертификации, который предоставил сертификат соответствия данному типу автотранспортного средства. Этот орган может:
прийти к заключению, что данное автотранспортное средство с внесенными изменениями продолжает соответствовать требованиям настоящего стандарта, либо потребовать от лаборатории, уполномоченной проводить испытания, предоставления дополнительного протокола.
23.2. Подтверждение или отказ в предоставлении сертификата соответствия типа автотранспортного средства с указанием изменений должны соответствовать "Порядку проведения сертификации продукции в Российской Федерации".
24. Соответствие производства
24.1. Каждое автотранспортное средство, имеющее сертификат соответствия типа на основании настоящего стандарта, должно соответствовать сертифицированному типу автотранспортного средства в отношении элементов, влияющих на дымность.
24.2. Проверку соответствия автотранспортного средства требованию 24.1 проводят на автотранспортном средстве серийного производства, имеющем знак соответствия.
24.3. Соответствие автотранспортного средства сертифицированному типу проверяют по описанию, приведенному в Приложении Б.
Кроме этого проводят контрольные испытания:
- необкатанное автотранспортное средство подвергают испытанию в режиме свободного ускорения в соответствии с Приложением Д;
- автотранспортное средство соответствует сертифицированному
типу, если коэффициент поглощения не превышает более чем на 0,5
-1
м значение, указанное на знаке или в сертификате соответствия.
Примечание - По заявке предприятия-изготовителя вместо
эталонного топлива допускается использовать топливо, имеющееся в
продаже. В спорном случае следует использовать эталонное топливо.
Если коэффициент поглощения, полученный при испытании по
-1
24.3.1, превышает более чем на 0,5 м значение, указанное на
знаке или в сертификате соответствия, то дизель автотранспортного
средства подвергают испытанию в установившихся режимах работы при
полной нагрузке в соответствии с Приложением Г.
Дымность не должна превышать предельных значений коэффициента поглощения в соответствии с Приложением Ж.
25. Меры, принимаемые при выявлении несоответствия
производства
25.1. Сертификат соответствия типа автотранспортного средства, предоставленный на основании настоящего стандарта, может быть отменен, если не соблюдены требования 24.1 или автотранспортное средство не выдержало проверок по 24.3.
25.2. Отмену сертификата соответствия типа транспортного средства проводят в соответствии с процедурами, установленными "Порядком проведения сертификации продукции в Российской Федерации".
26. Окончательное прекращение производства
Если владелец сертификата соответствия типа, предоставленного на основании настоящего стандарта, полностью прекращает производство сертифицированного типа автотранспортного средства, он должен информировать об этом орган, предоставивший сертификат соответствия. По получении этого сообщения орган по сертификации направляет в Государственный реестр копию сертификата соответствия, на которой внизу крупными буквами делает отметку "ПРОИЗВОДСТВО ПРЕКРАЩЕНО" и проставляет подпись и дату.
Часть IV. ИЗМЕРЕНИЯ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ
27. Цель
В настоящем разделе установлен метод ЕЭК ООН измерения мощности нетто двигателя и построения кривой мощности при полной нагрузке двигателя в зависимости от частоты вращения.
28. Область применения
28.1. Настоящий метод применяют к двигателям, используемым для приведения в движение автотранспортных средств, указанных в настоящем стандарте.
28.2. Двигатели подразделяют на:
- двигатели с возвратно-поступательным движением поршня (с принудительным зажиганием и с воспламенением от сжатия), кроме свободнопоршневых двигателей;
- роторно-поршневые двигатели.
28.3. Двигатели могут быть без наддува или с наддувом.
29. Термины и определения
В настоящем разделе применяют термины, приведенные в разделе 2 настоящего стандарта, а также следующие:
29.1. Мощность нетто: мощность двигателя, измеренная на испытательном стенде на хвостовике коленчатого вала или его эквиваленте <1> при соответствующей частоте вращения двигателя и установленных вспомогательных механизмах, указанных в таблице 1.
--------------------------------
<1> Если измерение мощности можно осуществить только с установленной коробкой передач, то необходимо учитывать ее коэффициент полезного действия.
Таблица 1
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ, УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ
ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ МОЩНОСТИ НЕТТО ДВИГАТЕЛЯ
--------------------------------------------T--------------------¬
¦ Вспомогательный механизм ¦Способ производства ¦
+-------------------------------------------+--------------------+
¦Система впуска: ¦Серийное ¦
¦впускной коллектор, ¦ ¦
¦заборник для рециркуляции картерных газов, ¦ ¦
¦воздушный фильтр <1>, ¦ ¦
¦глушитель шума впуска <1>, ¦ ¦
¦ограничитель скорости <1> ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------------------+
¦Подогревательное устройство впускного ¦Серийное (по ¦
¦коллектора ¦возможности должно ¦
¦ ¦быть отрегулировано ¦
¦ ¦на оптимальный режим¦
¦ ¦работы) ¦
+-------------------------------------------+--------------------+
¦Система выпуска: ¦Серийное ¦
¦очиститель выпускных газов, ¦ ¦
¦коллектор, ¦ ¦
¦устройство наддува, ¦ ¦
¦патрубки <1>, ¦ ¦
¦глушитель <1>, ¦ ¦
¦выпускная труба <1>, ¦ ¦
¦устройство для дросселирования выпуска <2> ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------------------+
¦Топливный насос <3> ¦Серийное ¦
+-------------------------------------------+--------------------+
¦Карбюратор: ¦Серийное ¦
¦электронная система регулирования, ¦ ¦
¦анемометр и т.д. (если таковые имеются), ¦ ¦
¦редукционный клапан, ¦ ¦
¦испаритель, ¦ ¦
¦смеситель, ¦ ¦
¦вспомогательные механизмы газового ¦ ¦
¦двигателя ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------------------+
¦Оборудование для впрыска топлива: ¦Серийное ¦
¦фильтр грубой очистки, ¦ ¦
¦фильтр, ¦ ¦
¦насос, ¦ ¦
¦трубопровод высокого давления, ¦ ¦
¦форсунка, ¦ ¦
¦воздушная заслонка (при наличии) <4>, ¦ ¦
¦электронная система регулирования, ¦ ¦
¦анемометр и т.д. (при наличии), ¦ ¦
¦регулятор/система регулирования <4>, ¦ ¦
¦автоматический ограничитель предельной ¦ ¦
¦нагрузки на регулировочную рейку, ¦ ¦
¦действующий в зависимости от атмосферных ¦ ¦
¦условий ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------------------+
¦Оборудование для жидкостного ¦Не устанавливают ¦
¦охлаждения: ¦ ¦
¦капот дизеля, ¦ ¦
¦жалюзи капота, +--------------------+
¦радиатор, ¦Серийное ¦
¦вентилятор <5>, <6>, ¦ ¦
¦кожух вентилятора, ¦ ¦
¦водяной насос, ¦ ¦
¦термостат <7> ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------------------+
¦Воздушное охлаждение: ¦Серийное ¦
¦обтекатель, вентилятор <5>, <6>, ¦ ¦
¦устройство регулирования температуры ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------------------+
¦Электрооборудование ¦Серийное <8> ¦
+-------------------------------------------+--------------------+
¦Оборудование наддува (при наличии): ¦Серийное ¦
¦компрессор, прямо или косвенно приводимый ¦ ¦
¦в действие двигателем и/или отработавшими ¦ ¦
¦газами, ¦ ¦
¦промежуточный теплообменник <9>, ¦ ¦
¦насос или вентилятор охладителя, приводимый¦ ¦
¦в действие двигателем, ¦ ¦
¦устройство регулирования расхода ¦ ¦
¦охлаждающей жидкости (при наличии) ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------------------+
¦Вспомогательный стендовый вентилятор ¦Устанавливают при ¦
¦ ¦необходимости ¦
+-------------------------------------------+--------------------+
¦Устройство, предотвращающее загрязнение ¦Серийное ¦
¦воздуха <10> ¦ ¦
L-------------------------------------------+---------------------
--------------------------------
<1> Комплектные системы впуска и выпуска применяют в следующих случаях:
- при их значительном влиянии на мощность двигателя;
- при испытании двухтактных двигателей;
- по требованию предприятия-изготовителя.
Допускается применять аналогичную систему впуска при условии, что давление впуска не отличается более чем на 100 Па от предельного значения, установленного предприятием-изготовителем для чистого воздушного фильтра.
Допускается применять аналогичную систему выпуска при условии, что давление, измеренное на выходе из системы выпуска, не отличается более чем на 100 Па от предельного значения, установленного предприятием-изготовителем.
Под выходом из системы выпуска подразумевается точка, расположенная на расстоянии 150 мм от последнего элемента системы, установленного в условиях серийного производства.
<2> При наличии встроенного в двигатель устройства дросселирования впуска клапан этого устройства должен быть установлен в полностью открытом положении.
<3> Давление подачи топлива при необходимости допускается регулировать так, чтобы воспроизвести давление для данного режима работы двигателя (в частности, при использовании системы возврата топлива).
<4> Воздушная заслонка представляет собой регулировочную заслонку пневматического регулятора насоса для впрыска топлива. Регулятор или устройство впрыска топлива может состоять из других деталей, регулирующих количество впрыскиваемого топлива.
<5> На испытательном стенде относительное расположение радиатора, вентилятора, обтекателя вентилятора, водяного насоса и термостата должно соответствовать их расположению на автотранспортном средстве. Циркуляция охлаждающей жидкости должна осуществляться исключительно при помощи водяного насоса двигателя.
Охлаждение жидкости допускается проводить либо в радиаторе двигателя, либо в наружном контуре при условии, что потери в контуре и давление на входе насоса будут примерно равны потерям и давлению в системе охлаждения двигателя. Жалюзи радиатора, если они имеются, должны быть открыты.
Если радиатор, вентилятор и его кожух не могут быть установлены на двигателе, то мощность, потребляемую вентилятором, установленным отдельно в правильном положении по отношению к радиатору и кожуху, определяют при частоте вращения, соответствующей установленной при измерении мощности дизеля, либо определяют расчетным путем на основе типовых характеристик, либо путем испытаний. Мощность, скорректированную для исходных атмосферных условий, определенных в 32.2, следует вычесть из приведенной мощности.
<6> При наличии отключаемого вентилятора для охлаждения радиатора или вентилятора с нелинейным приводом испытание проводят при выключенном вентиляторе или в условиях максимального проскальзывания привода.
<7> Термостат допускается устанавливать в полностью открытом положении.
<8> При работе с минимальной производительностью генератор должен вырабатывать только такое количество энергии, которое используется для питания вспомогательного оборудования, необходимого для работы двигателя. При необходимости использования аккумулятора он должен быть полностью заряжен и в рабочем состоянии.
<9> Двигатели с воздушным охлаждением с наддувом испытывают совместно с устройствами охлаждения наддувочного воздуха, воздушными или водяными. По заказу предприятия-изготовителя вместо охлаждающего устройства допускается использовать испытательный стенд. Измерение мощности в каждом режиме должно осуществляться с учетом перепадов температуры и давления в двигателе, происходящих за счет устройства воздушного охлаждения на испытательном стенде, которые идентичны перепадам, установленным предприятием-изготовителем для системы, предназначенной для автотранспортного средства.
<10> Такие устройства включают систему рециркуляции отработавших газов, каталитический преобразователь, термореакторы, систему дополнительного наддува воздуха и систему контроля за испарением топлива.
29.2. Серийное оборудование: оборудование, предусмотренное предприятием-изготовителем.
30. Точность измерений
30.1. Крутящий момент - +/- 1% <1> измеренного крутящего момента.
--------------------------------
<1> Устройство для измерения крутящего момента должно быть калибровано с учетом потерь на трение. Точность измерения в нижней половине шкалы динамометра может составлять +/- 2% измеренного крутящего момента.
30.2. Частота вращения дизеля - +/- 0,5% измеренной частоты вращения.
30.3. Расход топлива - +/- 1% измеренного расхода топлива.
30.4. Температура топлива - +/- 2 К.
30.5. Температура воздуха - +/- 2 К.
30.6. Атмосферное давление - +/- 100 Па.
30.7. Давление в системе впуска (см. сноску 1 к таблице 1) - +/- 50 Па.
30.8. Давление в системе выпуска (см. сноску 1 к таблице 1) - +/- 200 Па.
31. Определение мощности нетто двигателя
31.1. Вспомогательные механизмы
31.1.1. Устанавливаемые вспомогательные механизмы
В процессе определения мощности нетто вспомогательные механизмы, необходимые для работы двигателя согласно таблице 1, устанавливают на испытательный стенд по мере необходимости в положениях, в которых они должны быть установлены при эксплуатации.
31.1.2. Демонтируемые вспомогательные механизмы
Следующие вспомогательные механизмы, установленные на двигателе и необходимые только для работы автотранспортного средства, при проведении измерений должны быть сняты:
- тормозной воздушный компрессор;
- насос гидроусилителя рулевого управления;
- компрессор подвески;
- система кондиционирования воздуха.
Если данные механизмы не могут быть демонтированы, мощность, поглощаемая ими, может быть определена и добавлена к измеренной мощности.
31.1.3. Вспомогательное оборудование, предназначенное для запуска дизелей, используют в следующих случаях:
а) при электрическом запуске. Генератор должен быть установлен и в случае необходимости должен снабжать электроэнергией вспомогательное оборудование, необходимое для работы дизеля;
б) при неэлектрическом запуске. При наличии вспомогательного электрооборудования, необходимого для работы дизеля, устанавливают генератор для его электропитания. Если вспомогательное оборудование не применяется, генератор демонтируют.
В любом из указанных случаев устанавливают систему генерирования и накопления энергии, которая работает без нагрузки.
31.2. Регулирование вспомогательных механизмов для определения мощности нетто двигателя
В соответствии со спецификациями предприятия-изготовителя при серийном производстве двигателей, не подвергнутых модификации, проводят:
регулирование карбюратора(ов);
регулирование производительности насоса для впрыска топлива;
установку момента зажигания (кривая опережения зажигания) или впрыска;
настройку регулятора;
регулирование устройств, предотвращающих загрязнение воздуха.
31.3. Методы определения
31.3.1. Определение мощности нетто двигателя проводят при полностью открытой дроссельной заслонке для двигателей с принудительным зажиганием и при постоянной полной нагрузке топливного насоса для дизелей, если двигатель оснащен согласно таблице 1.
31.3.2. Измерения проводят при установившихся режимах работы двигателя и достаточной подаче в него воздуха. Двигатели должны быть обкатаны в условиях, указанных предприятием-изготовителем. В камерах сгорания допускается наличие ограниченного количества нагара. Условия определения мощности нетто, например температура поступающего воздуха, по возможности, должны соответствовать исходным (см. 32.2), чтобы уменьшить значение поправочного коэффициента мощности.
31.3.3. Температуру окружающего воздуха, поступающего в двигатель, измеряют на расстоянии 0,15 м от входа в воздушный фильтр по направлению потока воздуха или, при отсутствии воздушного фильтра, на расстоянии 0,15 м от впускного отверстия. Термометр (термопара) должен быть защищен от теплового излучения и размещен непосредственно в воздушном потоке. Также он должен быть защищен от брызг топлива. Для определения средней температуры впуска следует использовать достаточное число точек измерений.
31.3.4. Не следует начинать измерения до тех пор, пока крутящий момент, частота вращения и температура не будут практически постоянными в течение не менее 1 мин.
31.3.5. Частота вращения не должна изменяться во время
считывания показаний приборов более чем на +/- 1% или +/- 10
-1
мин. (выбирают большее значение).
31.3.6. Показания нагрузки тормозного устройства, расход топлива и температура впускаемого воздуха должны считываться одновременно. Результатом измерения считают среднеарифметическое значение двух последовательных стабильных показаний, отличающихся менее чем на 2% (для нагрузки тормозного устройства и расхода топлива).
31.3.7. Температура охлаждающей жидкости, измеряемая на выходе из двигателя, должна поддерживаться в пределах +/- 5 К максимальной температуры термостата, указанной предприятием-изготовителем. Если такого указания нет, то температура должна быть (335 +/- 5) К.
Для двигателей с воздушным охлаждением температура в точке, указанной предприятием-изготовителем, должна поддерживаться на уровне максимального значения, предусмотренного предприятием-изготовителем для исходных условий, с допускаемыми отклонениями в диапазоне от 0 К до минус 20 К.
31.3.8. Температуру топлива измеряют на входе в карбюратор или в систему впрыска и поддерживают в пределах, установленных предприятием - изготовителем двигателя.
31.3.9. Температуру смазки, измеренную в картере или на выходе из масляного радиатора, если он имеется, поддерживают в пределах, установленных предприятием-изготовителем.
31.3.10. Для поддержания температуры в пределах, указанных в 31.3.7, 31.3.8 и 31.3.9, при необходимости, допускается использовать вспомогательную систему регулирования.
31.3.11. Топливо должно соответствовать имеющемуся в продаже без каких-либо дополнительных присадок, снижающих дымность.
В спорном случае применяют эталонное топливо, которое должно соответствовать топливу по ГОСТ Р 41.83.
31.4. Порядок проведения измерений
Измерения проводят на разных частотах вращения двигателя. Число измерений должно быть достаточным для построения кривых мощности между наиболее низкими и наиболее высокими частотами вращения, указанными предприятием-изготовителем. Частоты вращения должны соответствовать режиму работы, при котором двигатель развивает максимальную мощность.
Среднеарифметическое значение рассчитывают на основе не менее двух измерений в стабилизированном режиме.
31.5. Измерения, подлежащие регистрации
Результаты определения мощности нетто двигателя предприятие-изготовитель представляет вместе с идентификационной карточкой по образцу в соответствии с Приложением А.
Если измерения проводились на стенде, то идентификационную карточку заполняет лаборатория, проводящая испытания.
31.5.1. Условия измерений
31.5.1.1. Давление, измеренное при максимальной мощности
двигателя, Па:
общее атмосферное ____________________________________________
водяных паров ________________________________________________
выпуска ______________________________________________________
31.5.1.2. Температура, измеренная при максимальной мощности
двигателя, К:
подаваемого воздуха __________________________________________
на выходе промежуточного теплообменника системы впуска _______
охлаждающей жидкости:
на выходе охлаждающей жидкости _____________________________
в исходной точке в случае воздушного охлаждения ____________
смазочного масла (указать точку измерения) ___________________
топлива:
на входе топливного насоса _________________________________
в измерительном устройстве потребления топлива _____________
31.5.1.3. Характеристики динамометра:
марка __________________________ модель ______________________
тип __________________________________________________________
31.5.2. Топливо
31.5.2.1. Для двигателей с принудительным зажиганием,
работающих на жидком топливе:
марка ________________________________________________________
спецификация _________________________________________________
антидетонационная присадка (свинец и т.д.): __________________
тип ________________________________________________________
содержание, мг/куб. дм _____________________________________
октановое число ____________________________________________
плотность, кг/куб. м, при 288 К ____________________________
низшая теплотворная способность, кДж/кг ____________________
31.5.2.2. Для двигателей с принудительным зажиганием,
работающих на газообразном топливе:
марка ________________________________________________________
спецификация _________________________________________________
давление при хранении, Па ____________________________________
рабочее давление, Па _________________________________________
низшая теплотворная способность, кДж/кг ______________________
31.5.2.3. Для дизелей, работающих на газообразном топливе:
система питания, предназначенная для работы на газе __________
спецификация применяемого газа _______________________________
соотношение дизельное топливо/газ ____________________________
низшая теплотворная способность, кДж/кг ______________________
31.5.2.4. Для дизелей, работающих на жидком топливе:
марка ________________________________________________________
спецификация применяемого топлива ____________________________
цетановое число ______________________________________________
плотность, кг/куб. м, при 288 К ______________________________
низшая теплотворная способность, кДж/кг ______________________
31.5.3. Смазка:
марка ________________________________________________________
спецификация _________________________________________________
вязкость _____________________________________________________
31.5.4. Результаты измерений
31.5.4.1. Результаты измерения мощности нетто двигателя
(кривые мощности нетто и крутящего момента строят в зависимости от
частоты вращения двигателя):
-1
частота вращения, мин. _____________________________________
крутящий момент, Н x м _______________________________________
мощность, кВт ________________________________________________
расход топлива, г/кВт.ч ______________________________________
-1
дымность, м <1> ____________________________________________
--------------------------------
<1> Только для дизелей, работающих на жидком топливе.
атмосферное давление, кПа ____________________________________
давление водяных паров, кПа __________________________________
температура поступающего воздуха, К __________________________
мощность, которую следует прибавить с учетом установленных
вспомогательных механизмов, не указанных в таблице 1, кВт ________
поправочный коэффициент мощности _____________________________
приведенная тормозная мощность (с вентилятором или без
вентилятора) <2>, кВт ____________________________________________
--------------------------------
<2> Ненужное зачеркнуть.
мощность вентилятора, кВт (при отсутствии вентилятора -
вычитается) ______________________________________________________
полезная мощность, кВт _______________________________________
приведенный удельный расход топлива, г/кВт.ч <3> _____________
--------------------------------
<3> Рассчитывают на основе мощности нетто двигателя.
температура охлаждающей жидкости на выходе, К ________________
температура масла в точке измерения, К _______________________

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ. СООТВЕТСТВИЕ И ТЕСТИРОВАНИЕ. ГОСТ Р ИСО 19105-2003 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 09.12.2003 n 359-ст)  »
Постановления и Указы »
Читайте также