МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД (ВЗАМЕН ВСН 197-91) (введены распоряжением Минтранса РФ от 03.12.2003 n ОС-1066-р)


Введены в действие
распоряжением Минтранса России
от 3 декабря 2003 г. N ОС-1066-р
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
(ВЗАМЕН ВСН 197-91)
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации (далее по тексту - Рекомендации) распространяются на проектирование жестких дорожных одежд автомобильных дорог общего пользования, подъездных дорог к промышленным предприятиям, внутрихозяйственных сельских дорог различных категорий с покрытиями:
цементобетонными монолитными на различных видах основания;
асфальтобетонными на основаниях из цементобетона;
сборными из предварительно напряженного железобетона, железобетона, армобетона на различных видах основания.
1.2. В дорожных одеждах различают следующие конструктивные слои (рис. 1.1) <*>:
------------------------------------
<*> Здесь и далее рисунки не приводятся.
покрытие - верхняя часть одежды, воспринимающая усилия от колес автомобилей и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов;
основание - часть одежды, обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение и снижение давления на нижележащие дополнительные слои или грунт земляного полотна;
дополнительные слои основания - слои между основанием и грунтом земляного полотна. Дополнительные слои основания выполняют морозозащитную, дренирующую и теплоизолирующую функции.
Между покрытием и основанием при необходимости укладывают выравнивающий слой из обработанных вяжущими зернистых материалов, который в качестве конструктивного слоя одежды не рассматривается и в расчетах не учитывается.
Дорожные одежды сооружают на земляном полотне, верхняя часть которого носит название рабочего слоя.
1.3. Проектирование дорожных одежд с учетом свойств земляного полотна представляет собой единый процесс конструирования и расчета их на прочность, деформативность, морозоустойчивость и дренирующую способность, а также технико-экономического обоснования вариантов. Конструированию и расчету посвящены соответствующие разделы Рекомендаций.
1.4. Основными положениями раздела конструирования надлежит пользоваться при назначении вида покрытия и его минимально необходимой толщины, швов сжатия и расширения в покрытии, их конструкции, предельных расстояний между швами; при выборе материалов для устройства слоев основания и назначении их минимальной толщины; при выборе материалов для устройств дополнительных слоев основания.
1.5. В расчетной части Рекомендаций определяют расчетные и нормативные нагрузки, размеры основных конструктивных элементов (толщину и длину плит, толщину слоев основания, армирование плит и швов, необходимость устройства швов расширения и расстояние между ними) для различных видов покрытия, категорий дорог, для различных величин транспортных нагрузок, грунтовых и природно-климатических условий.
Расчетом определяются рациональные варианты конструкции по ряду показателей технико-экономического сравнения, а также конструкцию дренирующих и морозозащитных слоев.
1.6. Для определения приведенной стоимости при вариантном проектировании руководствуются сроками службы, вытекающими из долговечности материала верхнего слоя покрытия, которые для дорожных одежд капитального типа с цементобетонным покрытием составляют не менее 25 лет, а для дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием на бетонном основании - не менее 20 лет.
В условиях непрерывного роста стоимости строительных материалов, непредсказуемого во времени нарастания интенсивности движения и увеличения нагрузки наиболее эффективной мерой в проектировании дорожной одежды является создание "базовой" конструкции с учетом последующего наращивания поверхностных слоев при реконструкции и рассчитанной на перспективную долговечность за счет повышения ресурса несущей способности цементобетонного покрытия.
Расчетный срок службы при определении конструкции дорожной одежды и расчетных параметров конструктивных слоев устанавливают не менее 25 лет или менее 25 лет, но с учетом работы в раннем возрасте на воздействие построечного транспорта.
Допускается проектировать конструкции на длительную перспективу по технико-экономическим соображениям со сроком службы 35...40...45...50 лет.
Существенное увеличение долговечности может быть осуществлено
за счет применения высокопрочных бетонов с повышением классов
бетона до В 5,2 - 6,4 и расширения применяемого диапазона толщин
tb
конструкций до 28 - 30 см. Причем любое увеличение основных
параметров должно быть направлено в сторону увеличения сроков
службы покрытия.
2. Конструирование жестких дорожных одежд
2.1. Цель конструирования дорожной одежды - выбрать материалы, определить количество слоев и их размещение по глубине. При этом необходимо:
предусматривать при необходимости максимальное использование местных строительных материалов;
стремиться к уменьшению количества слоев;
предусматривать проезд построечного транспорта по основанию;
обеспечивать соответствие конструкции дорожной одежды технологии ее строительства и наибольшую механизацию работ;
учитывать категорию дороги, состав транспортного потока, интенсивность движения, напряженное состояние и механизм деформирования отдельных слоев и конструктивных элементов;
устанавливать срок службы покрытия и всей дорожной одежды до капитального ремонта;
учитывать природно-климатические и гидрогеологические условия местности (включая возведение высоких насыпей);
предусматривать условия и возможность дальнейшего поэтапного усиления, уширения и повышения капитальности автомобильной дороги.
2.2. Выравнивающий слой предназначен для устранения неровностей основания и обеспечения ровности слоев покрытия и возможности перемещения плит покрытия при изменении температуры. Если неровности основания не превышают 1 см, то допускается не устраивать выравнивающий слой, а применять только слой, прерывающий сцепление плит с основанием и служащий изолятором против высыхания бетона в раннем возрасте и появления в покрытии усадочных трещин.
Выравнивающие слои устраивают из укрепленного вяжущим песка. Если этот слой впитывает воду из бетонной смеси, то его закрывают изолирующим слоем или увлажняют непосредственно перед укладкой бетонной смеси в покрытие.
2.3. В зависимости от категории дороги, вида бетоноукладочного
оборудования, устойчивости верхней части земляного полотна и
способности его накапливать пластические или неравномерные
деформации основание устраивают из бетона низких марок по
прочности (В 0,8 - В 1,2); из нерудных материалов и грунтов,
tb tb
укрепленных неорганическим вяжущим, из щебня, шлака или гравия
либо из песка.
Толщину и вид основания определяют расчетом.
При низкой интенсивности автомобильного движения и при строительстве покрытий легкими бетоноукладочными машинами с боковой или центральной загрузкой допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании устройство покрытия на песчаном основании, выполняющем одновременно роль дренажного и морозозащитного слоя.
Для исключения образования в слое песчаного основания колей от автомобилей-самосвалов основание должно быть укреплено путем устройства слоя из щебня, шлака или гравия толщиной 10 - 12 см, причем только в местах пропуска автомобилей-самосвалов, подвозящих цементобетонную смесь.
Минимальная толщина основания из бетона низкой прочности - 14 см; из нерудных материалов, укрепленных неорганическими вяжущими, - 16 см; из щебня, шлака или гравия - 15 см.
Толщина укрепленного вяжущими основания, по которому уже в
раннем возрасте начинается движение гусеничных бетоноукладчиков,
должна быть не менее 18 cм, марка - R 7,5.
с
В ряде случаев возможен вариант устройства основания из щебня, укрепленного слоем цементопесчаного раствора толщиной 4 - 5 см, выполняющим одновременно роль выравнивающего слоя.
При бетонировании покрытия гусеничными бетоноукладчиками со скользящими формами ширина укрепленного основания должна быть шире покрытия на 1,05 м с каждой стороны (см. рис. 1.1).
Ширина укрепленного технологического слоя для подвоза бетонной смеси - 3,0 - 3,5 м.
В слое укрепленного вяжущими основания рекомендуется устраивать поперечные швы через каждые 20 - 30 м, смещенные относительно швов в покрытии не менее чем на 1 м, путем закладки в нижнюю часть основания деревянных брусков высотой 4 - 7 см.
Во избежание появления трещин в основании под поперечными швами покрытия основание не должно сращиваться с плитами покрытия, что достигается укладкой прерывающих сцепление материалов.
2.4. Дополнительный слой основания устраивают из дренирующих, не подверженных пучению материалов (песка, шлака, высевок, ракушечника и пр.).
Дополнительный слой основания должен иметь водослив - сплошные или прерывистые выходы дренирующего материала на откосы земляного полотна и нижнюю плоскость (поверхность земляного полотна) с поперечным уклоном.
Для улучшения водоотвода можно применять геотекстиль в виде сплошного или прерывистого слоя. Для уменьшения подтока влаги снизу можно предусматривать прерывающие прослойки из синтетических пленок.
При небольшой интенсивности движения дополнительный слой основания может одновременно выполнять роль основания и выравнивающего слоя.
Толщина дополнительного слоя основания определяется расчетом.
Дополнительный слой, выполняющий морозозащитную функцию, может быть заменен грунтом, обработанным (в смесителе) гидрофобизирующими материалами. При небольшой интенсивности движения он может работать и в качестве основания.
2.5. Краевые укрепления полосы устраивают из цементо- или асфальтобетона на бетонном основании, как правило, по типу основной дорожной одежды без устройства продольных швов. Для дорог низких категорий (V - III-с) допускается краевые полосы устраивать из щебня.
Ширина краевых полос на дорогах I - III категорий не менее 75 см, более низких категорий - не менее 50 см. Толщина краевых полос должна быть равна толщине покрытия.
Бетонные полосы разделяют поперечными швами, которые должны быть продолжением швов в покрытии. При устройстве бетонных покрытий со шпунтами на боковых гранях и при отсутствии штырей в поперечных швах бетонных покрытий в швах краевых полос ставят штыри - по одному-два стержня длиной 50 см и диаметром 16 - 18 мм по типу штырей в швах сжатия и расширения в покрытии (с обмазкой и с колпачками в швах расширения).
Бетонные краевые полосы швами от покрытия не отделяются. При устройстве вместо краевых полос уширения шириной более 3 м последние отделяются от бетонного покрытия пазами с заполнением их по типу шва сжатия. Поперечные швы полос уширения по конструкции и по месту расположения должны совпадать с поперечными швами покрытия.
Конструкция монолитных цементобетонных покрытий
2.6. Толщина бетонных покрытий должна быть, как правило, одинаковой по всей ширине проезжей части. На шестиполосных покрытиях толщину крайних внешних полос допускается увеличивать на 2 см для обеспечения проезда тяжелых автомобилей. Бетонные покрытия могут быть однослойными или при наличии соответствующего технологического оборудования - двухслойными, устраиваемыми методом сращивания слоев с одновременным уплотнением верхнего и нижнего слоев, с толщиной верхнего слоя не менее 6 см.
Толщину бетонных покрытий h определяют расчетом. При использовании для покрытия бетонов, указанных в обязательном Приложении 1, классов для нормативной нагрузки 50 кН на колесо минимальную толщину покрытия принимают по табл. 2.1.
Таблица 2.1
----------------------------T------------------------------------¬
¦ Основание ¦ Минимальная толщина, см, покрытия ¦
¦ ¦при интенсивности движения расчетной¦
¦ ¦ нагрузки, ед./сут. на полосу ¦
¦ +-----T------T-------T--------T------+
¦ ¦более¦1000 -¦ 500 - ¦ 100 - ¦ менее¦
¦ ¦2000 ¦ 2000 ¦ 1000 ¦ 500 ¦ 100 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ <**> ¦
+---------------------------+-----+------+-------+--------+------+
¦Бетонное (мелкозернистый ¦22 ¦20 ¦18 (16)¦18 <*> ¦15 <*>¦
¦бетон, шлакобетон) ¦ ¦ ¦ ¦(16) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Из материалов, укрепленных ¦22 ¦20 ¦18 (16)¦18 <*> ¦15 <*>¦
¦неорганическими вяжущими ¦ ¦ ¦ ¦(16) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Из щебня, гравия, шлака ¦- ¦22 ¦20 (18)¦18 <*> ¦16 <*>¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦(16) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Из песка, песчано-гравийной¦- ¦- ¦20 (18)¦18 (16) ¦16 ¦
¦смеси ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------------+-----+------+-------+--------+-------
------------------------------------
<*> Толщина основания в этих случаях может быть на 2 см меньше указанной в п. 2.3.
<**> Сооружаются при соответствующем технико-экономическом обосновании.
Примечания. 1. В скобках приведена толщина покрытия для облегченных условий движения.
2. Если в поперечных швах штыри не применяются, толщину покрытия увеличивают на 2 см.
2.7. В покрытии устраивают продольные и поперечные швы (сжатия и расширения), делящие покрытие на плиты определенной длины и ширины. В конце рабочей смены или при длительных перерывах в бетонировании (более 2 - 4 ч) устраивают рабочие швы по типу швов сжатия и при необходимости швы расширения. Для предохранения покрытия от трещинообразования в раннем возрасте часть швов сжатия устраивают как контрольные и в первую очередь в свежеуложенном бетоне.
В швах предусматривают штыревые соединения. Пазы швов заполняют герметизирующим материалом.
Длину плит l (расстояние между поперечными швами сжатия) на
сж
укрепленном основании и на устойчивом земляном полотне принимают
по расчету, но не более 25h, на земляном полотне с ожидаемыми
неравномерными осадками (включая насыпи высотой более 3 м) - 22h,
а в местах перехода из выемок в высокие насыпи, в местах
примыкания к искусственным сооружениям и в покрытиях шириной

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАСТНИКАМ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА ПО СОХРАНЕНИЮ ВЕЩНОЙ ОБСТАНОВКИ И ВЕЩЕСТВЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В ХОДЕ ВЕДЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СПАСЕНИЕ ЛЮДЕЙ, ИМУЩЕСТВА И ЛИКВИДАЦИЮ ПОЖАРА (утв. ГУГПС МЧС РФ 03.12.2003)  »
Постановления и Указы »
Читайте также