<ПИСЬМО> ЦБ РФ от 03.12.2003 n 167-Т О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ ЕСН С МАТЕРИАЛЬНОЙ ВЫГОДЫ, ПОЛУЧЕННОЙ В ВИДЕ ЭКОНОМИИ НА ПРОЦЕНТАХ (вместе с <ПИСЬМОМ> МНС РФ от 05.09.2003 n 05-1-11/1455-АЕ280)


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПИСЬМО
от 3 декабря 2003 г. N 167-Т
О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ ЕСН С МАТЕРИАЛЬНОЙ ВЫГОДЫ,
ПОЛУЧЕННОЙ В ВИДЕ ЭКОНОМИИ НА ПРОЦЕНТАХ
Банк России на основании письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.09.2003 N 05-1-11/1455-АЕ280 (копия письма прилагается) разъясняет следующее.
Согласно пункту 4 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ) при расчете налоговой базы по единому социальному налогу учитывается материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях, определяемая по правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 212 Кодекса.
Учитывая, что Федеральный закон N 166-ФЗ вступил в силу 1 января 2001 года, а изменения, внесенные им в статью 237 Кодекса, утратили силу в результате введения в действие 1 января 2002 года Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", следует, что текст статьи 237 Кодекса в редакции Федерального закона N 166-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие в период с 1 января 2001 года по 1 января 2002 года.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 212 Кодекса при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами, полученными от организации, налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
Поскольку обязанность по уплате налога с данного вида дохода возникает с 1 января 2001 года, то согласно абзацу 2 пункта 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2002 N 203-О под датой получения заемных (кредитных) средств, полученных до вступления в действие Федерального закона N 166-ФЗ, в целях надлежащего исполнения указанной обязанности следует понимать не дату заключения соответствующего договора, а 1 января 2001 года. При определении налоговой базы следует исходить из ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации и действовавшей на 1 января 2001 года, а именно 25 процентов годовых.
Учитывая вышеизложенное, территориальным учреждениям и организациям Банка России следует до 1 марта 2004 года произвести корректировку налоговой базы 2001 года по единому социальному налогу за счет уменьшения сумм материальной выгоды в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях, оставшихся непогашенными по состоянию на 1 января 2001 года, исходя из ставки рефинансирования в размере 25% годовых; представить в налоговые органы уточненные расчеты по авансовым платежам за отчетные периоды 2001 года и налоговые декларации за 2001 год и обратиться в налоговый орган с просьбой о зачете (возврате) излишне уплаченного единого социального налога.
При получении решения от налоговых органов о проведении зачета (возврата) излишне перечисленных сумм единого социального налога выполняется следующая бухгалтерская проводка:
д-т счета N 60304 "Расчеты с внебюджетными фондами по начислениям на заработную плату";
к-т счета N 70107 "Другие доходы" (символ 17316 "Другие доходы прошлых лет, выявленные в отчетном году" формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках");
зачет суммы, числящейся на счете N 60304 "Расчеты с внебюджетными фондами по начислениям на заработную плату", осуществляется при очередном начислении единого социального налога путем уменьшения остатка счета N 60303 "Расчеты с внебюджетными фондами по начислениям на заработную плату", предусмотренного к перечислению, на вышеуказанную сумму.
При возврате налоговым органом излишне перечисленных сумм единого социального налога задолженность, числящаяся на балансовом счете N 60304 "Расчеты с внебюджетными фондами по начислениям на заработную плату", погашается путем зачисления возвращаемых средств в кредит вышеуказанного счета.
Заместитель Председателя
Г.И.ЛУНТОВСКИЙ



МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 5 сентября 2003 г. N 05-1-11/1455-АЕ280
О МАТЕРИАЛЬНОЙ ВЫГОДЕ,
ПОЛУЧЕННОЙ В ВИДЕ ЭКОНОМИИ НА ПРОЦЕНТАХ
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрело письмо Центрального банка Российской Федерации и сообщает следующее.
В соответствии с главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации) (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) в налоговую базу для налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков-работодателей в 2001 году, наряду с выплатами, указанными в пункте 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), включалась и материальная выгода, получаемая работником и (или) членами его семьи за счет работодателя.
К такой материальной выгоде в соответствии с пунктом 4 статьи 237 Кодекса, в частности, относилась материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях, определяемая по правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 212 настоящего Кодекса.
В пункте 2 статьи 212 Кодекса установлен порядок определения налоговой базы при получении налогоплательщиком данного вида дохода, согласно которому при получении налогоплательщиком (применимо к единому социальному налогу - при получении дохода работником) дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами, налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
Определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных средств, осуществляется налогоплательщиком в сроки, определяемые подпунктом 3 пункта 1 статьи 223 Кодекса, но не реже чем один раз в налоговый период, установленный статьей 216 Кодекса, т.е. датой фактического получения дохода считается день уплаты налогоплательщиком (применимо к единому социальному налогу - работником) процентов по полученным заемным средствам.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2002 N 203-О установлено, что положения подпункта 1 пункта 2 статьи 212 и абзаца шестого пункта 2 статьи 224 Кодекса, предписывающие при исчислении налога на материальную выгоду от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, исходить из ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату получения таких средств, применяются в случаях получения этих заемных (кредитных) средств после 1 января 2001 года. Применительно к суммам, оставшимся непогашенными по состоянию на 1 января 2001 года, для исчисления налога на материальную выгоду от экономии на процентах должна применяться ставка рефинансирования, действовавшая на 1 января 2001 года, поскольку иное истолкование данной нормы означало бы придание обратной силы закону, ухудшающему положение налогоплательщика, что недопустимо в силу статьи 57 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (с изменениями и дополнениями) решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Учитывая изложенное, в 2001 году при включении в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами данная материальная выгода исчислялась с учетом положений вышеназванного Определения Конституционного Суда.
Заместитель Министра
Б.М.КОРОЛЬ

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минимущества РФ от 29.05.2003 n 2340-р (ред. от 03.12.2003) ОБ УСЛОВИЯХ ПРИВАТИЗАЦИИ НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ АКЦИЙ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА МАТВЕЕВКУРГАНХЛЕБОПРОДУКТ  »
Постановления и Указы »
Читайте также