РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 26.11.2003 n ГКПИ03-215 <О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ АБЗАЦА 3 ПУНКТА 2, ПУНКТА 3 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 19.11.2002 n 832 ОБ ИВАНОВСКОМ СУВОРОВСКОМ ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 26 ноября 2003 г. N ГКПИ03-215
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации - Зайцева В.Ю.,
при секретарях - Баенском А.А.
и Жуковой И.В.,
с участием прокурора - Гончаровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ивановской международной школы-интерната Российского общества Красного Креста в интересах воспитанников школы-интерната о признании незаконными абзаца 3 пункта 2, пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. N 832 "Об Ивановском суворовском военном училище",
установил:
Постановлением от 19 ноября 2002 г. N 832 "Об Ивановском суворовском военном училище" (далее - Постановление) Правительство Российской Федерации приняло предложение Министерства обороны Российской Федерации и администрации Ивановской области, согласованное с Министерством образования Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством имущественных отношений Российской Федерации, о создании Ивановского суворовского военного училища.
Ивановская международная школа-интернат Российского общества Красного Креста (далее - Ивановская международная школа-интернат) в интересах воспитанников школы-интерната обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконными абзаца 3 пункта 2, пункта 3 Постановления.
В заявлении указано, что оспариваемые предписания Постановления нарушают права детей, закрепленные Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, а именно: право на наилучшее обеспечение интересов ребенка и особую защиту детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, права на получение образования, на охрану здоровья, на жилище, а также право детей на учет их мнения.
В судебном заседании представители заявителя Бржозовский В.С., Раев Д.М. поддержали доводы заявления и просили суд о его удовлетворении, пояснив, в частности, что нарушение прав детей обусловлено и тем обстоятельством, что в Постановлении не определено, куда будут переведены дети, воспитываемые в Ивановской международной школе-интернате, где они будут жить и учиться.
Представители Правительства Российской Федерации Марков Е.Л., Серков В.Д., Судаков В.Н. требования заявителя не признали, ссылаясь на то, что, принимая оспариваемое Постановление, Правительство Российской Федерации действовало в рамках предоставленных ему законом полномочий. Они также пояснили, что Постановление не может нарушать каких-либо прав детей, поскольку Администрация Ивановской области обязуется обеспечить получение воспитанниками школы-интерната качественного среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных учреждениях, а также проживание нуждающихся в учреждениях интернатного типа.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, показания свидетеля Канаева А.Ю., изучив материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей требования заявителя оставить без удовлетворения, суд находит, что заявление Ивановской международной школы-интерната не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Абзацем 3 пункта 2, пунктом 3 Постановления Министерству имущественных отношений Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации и администрации Ивановской области поручено передать в установленном порядке комплекс недвижимого имущества, относящегося к федеральной собственности и находящегося в безвозмездном пользовании Ивановской международной школы-интерната, в оперативное управление Ивановского суворовского военного училища.
Администрации Ивановской области совместно с Министерством обороны Российской Федерации и Министерством образования Российской Федерации постановлено завершить до 1 июля 2006 г. обучение воспитанников Ивановской международной школы-интерната Общероссийской общественной организации "Российский красный крест" в соответствии с ранее принятыми обязательствами.
Доводы заявления о незаконности приведенных положений Постановления нельзя признать обоснованными.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно пункту 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 данного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 125 названного Кодекса предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу статьи 14 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере экономики относится осуществление управления федеральной собственностью.
Как следует из имеющихся в деле документов, в частности из вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области от 14 июля 2003 г. N 425/5, комплекс недвижимого имущества, находящегося в безвозмездном пользовании Ивановской международной школы-интерната, является федеральной собственностью.
При таких обстоятельствах Правительство Российской Федерации, реализуя полномочия по осуществлению управления федеральной собственностью, вправе было принять решение о передаче комплекса недвижимого имущества, относящегося к федеральной собственности и находящегося в безвозмездном пользовании Ивановской международной школы-интерната, в оперативное управление Ивановского суворовского военного училища.
С утверждением представителей заявителя о том, что при принятии Постановления Правительством Российской Федерации было допущено нарушение пункта 2 статьи 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", суд согласиться не может.
Указанная норма Закона регламентирует вопросы принятия федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решений о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объектов социальной инфраструктуры для детей, являющихся государственной и (или) муниципальной собственностью.
Между тем в соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации является не федеральным органом исполнительной власти, а высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, в связи с чем на порядок принятия его решений положения пункта 2 статьи 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" не распространяются.
Не могут быть признаны состоятельными и доводы заявления о том, что Постановление в оспариваемой части нарушает права и свободы воспитанников Ивановской международной школы-интерната и не соответствует законодательным актам о детях, в частности Семейному кодексу Российской Федерации.
Из пункта 3 Постановления следует, что Правительство Российской Федерации обязало Администрацию Ивановской области совместно с Министерством обороны Российской Федерации и Министерством образования Российской Федерации завершить обучение воспитанников Ивановской международной школы интерната Общероссийской общественной организации "Российский красный крест" в соответствии с ранее принятыми обязательствами.
К числу таких обязательств, в частности, относится обязательство Администрации Ивановской области завершить обучение детей из других государств, набранных в Ивановскую международную школу-интернат, в соответствии с ранее принятыми договорными обязательствами (п. 4 Договора между Министерством обороны Российской Федерации и Администрацией Ивановской области о создании в системе образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации Ивановского суворовского военного училища от 1 апреля 2002 г.).
В том случае, если ранее принятые в отношении конкретных детей обязательства не будут исполняться, их законные представители вправе обратиться в соответствующий районный суд с заявлением об устранении допущенных нарушений. В таком же порядке могут быть рассмотрены требования законных представителей о защите прав детей, закрепленных в статье 149 Семейного кодекса Российской Федерации и иных законодательных актах.
К компетенции Верховного Суда Российской Федерации по первой инстанции разрешение таких споров законом не отнесено.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Ивановской международной школы-интерната Российского общества Красного Креста в интересах воспитанников школы-интерната о признании незаконными абзаца 3 пункта 2, пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. N 832 "Об Ивановском суворовском военном училище" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минимущества РФ от 26.11.2003 n 6633-р ОБ УСЛОВИЯХ ПРИВАТИЗАЦИИ НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ АКЦИЙ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ОГНИКОВО  »
Постановления и Указы »
Читайте также