ПИСЬМО Минобразования РФ от 17.11.2003 n 38-06-11 <О НАПРАВЛЕНИИ ТИПОВЫХ СТРУКТУР И НОРМАТИВОВ ЧИСЛЕННОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИХ ПРИМЕНЕНИЮ>


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 ноября 2003 г. N 38-06-11
Повышение эффективности управления системой образования в Российской Федерации - проблема, имеющая особую значимость для всех уровней системы образования.
Принятая Государственным советом и утвержденная Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования требует обеспечить высокое качество, доступность и эффективность образования на всех уровнях, которые возможно осуществить только при наличии соответствующей этим задачам структуры управления образованием.
Между тем структуры органов управления образованием, сложившиеся в условиях 90-х годов, сегодня во многом оказываются неадекватными новым задачам, не имеют для их решения достаточного кадрового и управленческого потенциала.
Организация внедрения в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях методических рекомендаций по формированию органов местного самоуправления определена Правительством Российской Федерации одной из первоочередных мер в области государственной поддержки развития муниципальных образований (пункт 9 Перечня мероприятий в области государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления на 2003 - 2004 годы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2003 г. N 201).
Министерством образования Российской Федерации совместно с Центром нормативного обеспечения трудовых отношений Института труда Минтруда России разработана нормативная база, обеспечивающая функционирование и развитие системы образования, в том числе примерные структуры органов управления образованием и нормативы их численности, которые согласованы с Минтрудом России (письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.10.2003 N 1064-АП).
Министерство образования Российской Федерации рекомендует пересмотреть структуру и штаты органов управления образованием субъекта Российской Федерации с учетом прилагаемых рекомендаций Министерства образования Российской Федерации и Минтруда России.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ



Согласовано
Министр труда и социального
развития Российской Федерации
А.П.ПОЧИНОК
27 октября 2003 г. N 1064-АП
ТИПОВЫЕ СТРУКТУРЫ
И НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИХ ПРИМЕНЕНИЮ
ВВЕДЕНИЕ
В новых социально-экономических условиях кардинально изменяются требования к системе образования, характеру управленческих отношений в ней. Расширение самостоятельности образовательных учреждений, децентрализация управления образованием, регионализация системы образования, ориентация на развитие требуют изменения приоритетов деятельности, функций и структуры органов управления образованием всех уровней, нормативного обоснования численности государственных служащих, занятых в органах управления образованием.
Цель работы - подготовка методических материалов и рекомендаций для оптимизации организационных структур органов управления образованием и численности государственных служащих субъектов РФ.
В процессе работы был сделан анализ организационных структур органов управления образованием и численности государственных служащих субъектов РФ. Осуществлена систематизация присланных по запросу Центра нормативного обеспечения трудовых отношений Института труда материалов и статистических данных о структуре управлений образованием и численности государственных служащих, о влияющих на них факторах с учетом социально-экономической специфики территории.
На базе полученных данных разработаны проекты типовых структур управления с учетом рационального распределения функций и оптимальной специализации подразделений и проекты нормативов численности по функциям управления, а также разработаны методические рекомендации по их применению.
1. АНАЛИЗ И ПРОЕКТЫ ТИПОВЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНОВ
УПРАВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЕМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В Конституции равноправные субъекты Федерации имеют два вида статуса:
- республики - государства;
- края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа - административно-территориальные образования.
В состав Российской Федерации входят 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов.
Одной из самых сложных проблем в работе федеральных органов исполнительной власти является взаимодействие с региональными и местными органами власти в условиях, когда федеративная система в России еще окончательно не сформировалась и многие региональные руководители стремятся получить как можно больше власти на своей территории и ограничить вмешательство центральной власти.
В регионах действуют органы исполнительной власти общей, отраслевой, межотраслевой компетенции. Например, в Новгородской области насчитывается 13 федеральных органов власти и 19 региональных, а в Тюменской области - федеральных органов 59 и региональных - 41.
Конституция РФ разрешает субъектам Федерации формировать свои системы государственной власти, которые не противоречили бы конституционному устройству российского государства. Поэтому во всех субъектах РФ созданы собственные системы государственного управления, отличающиеся большим разнообразием форм и их количественным составом. Их правовой основой являются в республиках - конституции, а в областях и краях - уставы и, кроме того, во многих субъектах приняты специальные законы о системе государственной власти и местном самоуправлении, несмотря на отсутствие федерального законодательства в этой сфере.
Анализ организационных структур органов управлений образованием (приложение 1) <*> выявил, что в ряде регионов имеет место дублирование одинаковых (направленных на достижение одного и того же результата) функций и задач разными органами управления. Так, например, в Тамбовской области начальное профессиональное образование выделено в отдельный комитет численностью восемь человек, при этом существует Управление образования и науки (18 чел.), которое вполне могло бы взять вопросы начального профессионального образования на себя, как сделано во многих других регионах (например: Департамент общего и профессионального образования (42 чел.) - Астраханская область).
------------------------------------
<*> Не приводится.
Кроме того, существенным фактором, затрудняющим оптимизацию структур органов управлений образованием, является незавершенность разграничения полномочий между Федерацией и регионами и, в частности, нерешенность многих имущественно-правовых и социально-экономических вопросов.
Что касается численности государственных служащих в органах управлений образованием субъектов РФ, то отсутствие нормативно-правовых документов для субъектов приводит к определенной неразберихе.
Как показывает анализ полученных материалов, некоторые регионы пользуются существующим Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. N 1094 "О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти", которое устанавливает штатную численность департамента не менее 35 единиц, управления - не менее 20, отдела - не менее 10, отдела в составе департамента (управления) - не менее 5 единиц.
Следует отметить, что пользование данным Постановлением субъектами РФ для установления численности в органах управлений образованием не совсем правомочно. Нормы численности департамента как федерального органа исполнительной власти и департамента как органа исполнительной власти субъекта РФ не могут быть одинаковыми.
В других регионах отсутствие четких нормативов численности, разработанных для органов управлений образованием субъектов РФ, привело к тому, что регионы, устанавливая численность государственных служащих самостоятельно и скорее стихийно, образуют департаменты и комитеты, а кое-где и министерства с численностью государственных служащих менее восьми человек.
Таким образом, анализ сложившейся ситуации в регионах показал, что:
1. Структура органов управлений образованием субъектов РФ слишком разнообразна, сложна и громоздка.
2. Наблюдается дублирование функций.
3. Отсутствуют четкие нормативы численности государственных служащих.
Все это говорит о существенной необходимости упорядочения структуры органов управлений образованием субъектов РФ, а также разработки нормативов численности государственных служащих.
Название органа управления образованием субъекта РФ в каждом конкретном случае будет выбираться в зависимости от численности государственных служащих и выполняемых функций.
Предлагается оставить название "министерство" для субъектов, имеющих статус республики, для остальных субъектов - автономных округов, краев, областей, городов федерального значения - использовать название "департамент".
Таким образом, для республик предлагается следующая структура:
Министерство - Комитет
/
/
Департамент (Управление)
¦
Отдел
Департамент (Управление) может быть как в составе министерства, так и как самостоятельный орган управления.
Для остальных субъектов (кроме республик):
Департамент (Управление) - Комитет
/
/
Отдел
¦
Сектор
В министерствах и ведомствах все работники делятся обычно на три группы:
- основной персонал (руководители и служащие);
- вспомогательный персонал (секретари, бухгалтеры и др.);
- обслуживающий персонал.
Проект типовых структур органов управлений образованием разработан на основе изучения действующих в настоящее время организационных структур, анализа особенностей структур управления в зависимости от объемов выполняемых работ и численности сотрудников.
На первом этапе работы проведен анализ фактических материалов о составе структурных подразделений органов управлений образованием и их численности (на основе представленных органами образования штатных расписаний), изучены существующие положения о подразделениях, определено их соответствие законодательным актам и нормативным документам, регламентирующим образовательную деятельность в Российской Федерации. В ходе анализа выявлена существенная разница в численном составе органов образования, который напрямую зависит от численности населения региона. Это позволило нам разделить все регионы (субъекты РФ) на три группы:
1-я группа - регионы с численностью населения свыше 2 млн. человек;
2-я группа - регионы с численностью населения от 1 до 2 млн. человек;
3-я группа - регионы с численностью населения до 1 млн. человек.
На основе анализа сложившегося к настоящему времени разделения функций управления и его соответствия требованиям рациональной организации труда подготовлены проекты типовых структур управления для трех групп органов управлений образованием субъектов РФ.
На основе данных, представленных органами управлений образованием, проведен анализ, и полученный систематизированный материал представлен в табличной форме в приложении 1. Такое многообразие структур и наименований подразделений нецелесообразно применять в одной системе, и это объективно позволяет нам упорядочить структуры управления для более удобного обмена информацией, связями, взаимоотношениями и пр. Также необходимо четкое разграничение функций между подразделениями для рациональной организации труда.
Типовая структура
управления органа управления образованием
(для регионов 1-й группы)
1. Руководитель (министр, председатель комитета, директор департамента, начальник управления).
2. Заместитель руководителя.
3. Главный бухгалтер.
4. Заместитель главного бухгалтера.
5. Помощник руководителя.
6. Управление (отдел) общего образования:
6.1. Отдел (сектор) развития общего образования.
6.2. Отдел (сектор) дошкольного образования.
6.3. Отдел (сектор) печатных изданий и учебно-методической литературы.
7. Управление (отдел) профессионального образования:
7.1. Отдел (сектор) начального профессионального образования.
7.2. Отдел (сектор) среднего профессионального образования.
7.3. Отдел (сектор) высшего профессионального образования и науки.
8. Управление (отдел) дополнительного и специального образования и воспитательной работы:
8.1. Отдел (сектор) дополнительного образования и воспитательной работы.
8.2. Отдел (сектор) реабилитационной работы и специальных учреждений.
8.3. Отдел (сектор) социальной защиты детства.
9. Отдел по работе с молодежью.
10. Отдел экономического анализа, планирования и финансирования.
11. Отдел бухгалтерского учета и контроля.
12. Отдел инспектирования и охраны труда.
13. Отдел информатизации.
14. Отдел капитального строительства и материально-технического обеспечения.
15. Отдел лицензирования, аттестации и аккредитации.
16. Отдел кадрового обеспечения:
16.1. Сектор по работе с педагогическими и руководящими кадрами.
17. Отдел (сектор) правового обеспечения.
18. Отдел (сектор) управления делами и организационной работы.
19. Общий отдел.
Типовая структура
управления органа управления образованием
(для регионов 2-й группы)
1. Руководитель (министр, председатель комитета, директор департамента, начальник управления).
2. Заместитель руководителя.
3. Главный бухгалтер.
4. Отдел общего образования:
4.1. Сектор развития общего образования.
4.2. Сектор дошкольного образования.
5. Отдел профессионального образования:
5.1. Сектор начального и среднего профессионального образования.
5.2. Сектор высшего профессионального образования и науки.
6. Отдел дополнительного и специального образования и воспитательной работы:
6.1. Сектор дополнительного образования и воспитательной работы.
6.2. Сектор реабилитационной работы, специальных учреждений и социальной защиты детства.
7. Отдел (сектор) по работе с молодежью.
8. Отдел экономического анализа, планирования и финансирования.
9. Отдел (сектор) бухгалтерского учета и контроля.
10. Отдел (сектор) инспектирования и охраны труда.
11. Отдел (сектор) информатизации.
12. Отдел

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 17.11.2003 n ИС-1007-р О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРИДОРОЖНОЙ ПОЛОСЕ ПРИ ЗИМНЕМ СОДЕРЖАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ  »
Постановления и Указы »
Читайте также