ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ (ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕСТНЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ) (утв. Минобразованием РФ 14.11.2003 n ГТППК 30/36)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Ю.В.ШЛЕНОВ
14 ноября 2003 года N ГТППК 30/36
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ И УРОВНЮ
ТРЕБОВАНИЙ К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ "МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ"
(ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕСТНЫХ
(МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЕМ)
1. Общая характеристика
дополнительной профессиональной образовательной
программы "Менеджмент в образовании" для получения
дополнительной квалификации "Менеджер образования"
руководителями региональных и муниципальных
органов управления образованием
1.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования" реализуется в соответствии с настоящими Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения указанной дополнительной квалификации "Менеджер образования" (далее - Государственные требования).
1.2. Целью данной дополнительной профессиональной образовательной программы "Менеджмент в образовании" для получения руководителями региональных и муниципальных органов управления образованием дополнительной квалификации "Менеджер образования" является формирование профессиональных умений и навыков следующих видов деятельности:
- управленческая;
- организационная;
- информационно-аналитическая;
- проектно-исследовательская;
- финансово-экономическая;
- административно-хозяйственная;
- инновационная;
- методическая.
1.3. Сферами профессиональной деятельности менеджера образования, освоившего дополнительную профессиональную образовательную программу "Менеджмент в образовании", являются муниципальные и региональные органы управления образованием.
Требования к знаниям и умениям, удовлетворяющие данную квалификационную характеристику, приводятся в п. 6.
С учетом индивидуальных квалификационных возможностей, наличия высшего педагогического профессионального образования специалист в области менеджмента в образовании подготовлен к самостоятельной работе на должности руководителя и специалистов в органах управления образованием субъектов Российской Федерации и местных (муниципальных) органов управления образованием.
1.4. Нормативная трудоемкость дополнительной профессиональной образовательной программы "Менеджмент в образовании" для получения руководителями региональных и муниципальных органов управления образованием дополнительной квалификации "Менеджер образования" - 1200 часов.
2. Требования к уровню подготовки,
необходимому для освоения дополнительной профессиональной
образовательной программы "Менеджмент в образовании"
для получения дополнительной квалификации
"Менеджер образования"
2.1. Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную образовательную программу для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования", должны иметь высшее педагогическое образование, подтвержденное документом государственного образца. Все претенденты на получение дополнительной квалификации проходят собеседование для определения их творческих способностей, необходимых для работы менеджером в данной профессиональной области. В случаях, когда число претендентов получить дополнительную квалификацию превышает количество плановых мест, обеспечиваемых образовательным учреждением, и не соответствует необходимым условиям для реализации программы, возможно объявление конкурсного отбора по результатам собеседования. Условия конкурсного отбора определяются образовательным учреждением в соответствии с решением ученого совета и с учетом подготовки слушателя по программе профессионального образования.
Требования рассчитаны на профессиональную переподготовку в области управления образованием для действующих руководителей и специалистов региональных и муниципальных органов управления образованием, а также подготовки резерва кадров в области управления образованием. Профессиональная переподготовка по дополнительным профессиональным образовательным программам "Менеджмент в образовании" осуществляется на базе высшего профессионального образования. Обеспечена корреляция требований с основными образовательными программами высшего профессионального педагогического образования по специальностям (по отрасли): "Менеджмент в социальной сфере" (061200), "Государственное и муниципальное управление" (061000).
3. Требования к дополнительной профессиональной
образовательной программе "Менеджмент в образовании"
для получения дополнительной квалификации
"Менеджер образования"
3.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования" включает настоящие Государственные требования, примерный учебный план, примерные программы по учебным дисциплинам.
Дополнительная профессиональная образовательная программа "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования" руководителями и специалистами региональных и муниципальных органов управления образованием предусматривает следующие компоненты:
ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
СД - специальные дисциплины;
СФД - специальные факультативные дисциплины;
ДС - дисциплины специализации;
ДР - дипломная работа слушателей.
Дополнительная профессиональная образовательная программа "Менеджмент в образовании" составляется образовательным учреждением, ведущим профессиональную переподготовку. Настоящие Требования регламентируют лишь минимум содержания дополнительной профессиональной образовательной программы.
4. Обязательный минимум содержания
дополнительной профессиональной образовательной
программы "Менеджмент в образовании", обеспечивающий
получение дополнительной квалификации
"Менеджер образования"
-------T---------------------------------------------------T-----¬
¦Индекс¦ Наименование дисциплин (учебных модулей) ¦Часы ¦
¦ ¦ и их основные дидактические единицы ¦тру- ¦
¦ ¦ ¦доем-¦
¦ ¦ ¦кости¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.00¦ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ¦510 ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.01¦1. Экономическая теория ¦72 ¦
¦ ¦Предмет экономической науки; введение в экономику ¦ ¦
¦ ¦(основы экономического анализа, основы обмена, ¦ ¦
¦ ¦функционирование конкурентного рынка, основы госу- ¦ ¦
¦ ¦дарственного сектора); основные понятия собствен- ¦ ¦
¦ ¦ности: экономические и правовые аспекты; введение ¦ ¦
¦ ¦в макроэкономику; деньги, денежное обращение и ¦ ¦
¦ ¦денежная политика; национальный доход, совокупные ¦ ¦
¦ ¦расходы, спрос, предложение, ценовый уровень, ¦ ¦
¦ ¦фискальная политика; макроэкономические проблемы ¦ ¦
¦ ¦инфляции и безработицы; основные макроэкономические¦ ¦
¦ ¦школы; мировая экономика и экономический рост; ¦ ¦
¦ ¦спрос, потребительский выбор, издержки и предложе- ¦ ¦
¦ ¦ние; формы конкуренции; структура бизнеса; регули- ¦ ¦
¦ ¦рование и дерегулирование; факторные рынки и рас- ¦ ¦
¦ ¦пределение доходов; сравнительные экономические ¦ ¦
¦ ¦системы, особенности экономики переходного периода ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.02¦2. Основы административного и гражданского права ¦12 ¦
¦ ¦Понятие административного права. Административно- ¦ ¦
¦ ¦правовой механизм регулирования общественных отно- ¦ ¦
¦ ¦шений. Административная ответственность. Админист- ¦ ¦
¦ ¦ративное взыскание. Дисциплинарное принуждение. ¦ ¦
¦ ¦Дисциплинарная ответственность. Правовые основы ¦ ¦
¦ ¦управления в социальной сфере. Понятие гражданского¦ ¦
¦ ¦права, основы его регулирования, гражданское ¦ ¦
¦ ¦процессуальное право, Гражданский кодекс ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.03¦3. Трудовое право ¦41 ¦
¦ ¦Предмет, источники и субъекты трудового права. По- ¦ ¦
¦ ¦нятие трудового правоотношения. Трудовой коллектив.¦ ¦
¦ ¦Права и роль профсоюзов. Понятие коллективного ¦ ¦
¦ ¦договора, его роль. Правовое регулирование трудо- ¦ ¦
¦ ¦устройства. Понятие трудового договора. Виды трудо-¦ ¦
¦ ¦вых договоров. Контракт. Рабочее время и время от- ¦ ¦
¦ ¦дыха. Система заработной платы. Правила внутреннего¦ ¦
¦ ¦трудового распорядка. Трудовая дисциплина. Материа-¦ ¦
¦ ¦льная ответственность сторон трудового правоотноше-¦ ¦
¦ ¦ния. Охрана труда. Трудовые конфликты и порядок их ¦ ¦
¦ ¦разрешения ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.04¦4. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ¦41 ¦
¦ ¦ситуациях ¦ ¦
¦ ¦Опасные и вредные факторы среды обитания: их ¦ ¦
¦ ¦характеристика, закономерности появления и способы ¦ ¦
¦ ¦защиты от их последствий. Чрезвычайные ситуации ¦ ¦
¦ ¦природного, техногенного и социального происхожде- ¦ ¦
¦ ¦ния. Правовые, нормативно-технические и организа- ¦ ¦
¦ ¦ционные основы обеспечения безопасности жизнедеяте-¦ ¦
¦ ¦льности. Гражданская оборона, ее структура, задачи.¦ ¦
¦ ¦Защита от последствий чрезвычайных ситуаций воен- ¦ ¦
¦ ¦ного и мирного времени ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.05¦5. Менеджмент в сфере образования ¦65 ¦
¦ ¦Развитие науки об управлении, эволюция управленчес-¦ ¦
¦ ¦кой мысли; методологические основы менеджмента в ¦ ¦
¦ ¦образовании; инфраструктура менеджмента; социофак- ¦ ¦
¦ ¦торы и этика менеджмента в образовании; природа ¦ ¦
¦ ¦и состав функций менеджмента; стратегическое и ¦ ¦
¦ ¦тактическое планирование в системе менеджмента; ¦ ¦
¦ ¦организационные отношения в системе менеджмента; ¦ ¦
¦ ¦формы организации; мотивация деятельности; ¦ ¦
¦ ¦регулирование и контроль в системе менеджмента; ¦ ¦
¦ ¦моделирование ситуаций и разработка решений; ¦ ¦
¦ ¦динамика групп и лидерство; управление человеком ¦ ¦
¦ ¦и управление группой; руководство: власть и парт- ¦ ¦
¦ ¦нерство; стиль и имидж менеджера; конфликтность; ¦ ¦
¦ ¦факторы эффективности менеджмента ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.06¦6. Образовательный маркетинг ¦30 ¦
¦ ¦Сущность образовательного маркетинга. Предпосылки ¦ ¦
¦ ¦образовательного маркетинга. Современная концепция ¦ ¦
¦ ¦маркетинга. Услуга (товар) в маркетинговой деятель-¦ ¦
¦ ¦ности; комплексное исследование рынка образователь-¦ ¦
¦ ¦ных услуг; методические основы исследования рынка, ¦ ¦
¦ ¦сегментация рынка. Оценка возможностей рынка; фор- ¦ ¦
¦ ¦мирование политики выбора услуг и рыночной страте- ¦ ¦
¦ ¦гии; роль маркетинговой деятельности в процессе ¦ ¦
¦ ¦разработки и создания услуги рыночной новизны. Раз-¦ ¦
¦ ¦работка ценовой политики; продвижение услуги, сбыт ¦ ¦
¦ ¦и сервис в маркетинговой деятельности; формирование¦ ¦
¦ ¦спроса и стимулирование сбыта. Организация деятель-¦ ¦
¦ ¦ности маркетинговой службы в образовании ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.07¦7. Социология и психология управления ¦50 ¦
¦ ¦Управление как общественное явление; объект и пред-¦ ¦
¦ ¦мет социологии и психологии управления; современные¦ ¦
¦ ¦тенденции и принципы управления образовательными ¦ ¦
¦ ¦организациями; аппарат управления как социальная ¦ ¦
¦ ¦группа; структура и потенциал образовательной ¦ ¦
¦ ¦организации; личность и малые группы в организации;¦ ¦
¦ ¦отношения в образовательной организации - предмет ¦ ¦
¦ ¦труда руководителя; социально-управленческая ¦ ¦
¦ ¦ситуация: понятие, методы анализа и регулирования; ¦ ¦
¦ ¦организационная культура как социально-психологи- ¦ ¦
¦ ¦ческая проблема; конфликтология, роль конфликта в ¦ ¦
¦ ¦управлении; социальные роли руководителя организа- ¦ ¦
¦ ¦ции; проявление индивидуальных особенностей личнос-¦ ¦
¦ ¦ти в поведении, деятельности и общении; мотивация ¦ ¦
¦ ¦поведения личности в организации; психодиагностика ¦ ¦
¦ ¦предпринимательских и организаторских способностей;¦ ¦
¦ ¦социальные и психологические основы принятия управ-¦ ¦
¦ ¦ленческих решений; социальная ответственность ¦ ¦
¦ ¦менеджера образования ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.08¦8. Деловое общение ¦55 ¦
¦ ¦Деловое общение как средство реализации управлен- ¦ ¦
¦ ¦ческих функций

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ (ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ) (утв. Минобразованием РФ 14.11.2003 n ГТППК 31/36)  »
Постановления и Указы »
Читайте также