ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ (ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ) (утв. Минобразованием РФ 14.11.2003 n ГТППК 31/36)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Ю.В.ШЛЕНОВ
14 ноября 2003 г. N ГТППК 31/36
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ
К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
"МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ" (ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ)
1. Общая характеристика дополнительной
профессиональной образовательной программы "Менеджмент
в образовании" для получения дополнительной
квалификации "Менеджер образования"
1.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования" реализуется в соответствии с настоящими Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования" (далее - Государственные требования).
1.2. Целью данной дополнительной профессиональной образовательной программы "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования" является:
- формирование у руководителей и специалистов дополнительных знаний, необходимых для эффективной работы менеджера;
- углубленное изучение специализированных программ в области менеджмента в образовании с целью их применения в сфере управления учреждениями образования;
- формирование умений и навыков для следующих видов деятельности:
управленческая;
организационная;
информационно-аналитическая;
проектно-исследовательская;
финансово-экономическая;
административно-хозяйственная;
инновационная;
методическая.
1.3. Сферами профессиональной деятельности менеджера образования, освоившего дополнительную профессиональную образовательную программу "Менеджмент в образовании", являются дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения.
Требования к знаниям и умениям, удовлетворяющие данную квалификационную характеристику, приводятся в п. 6.
Исходя из своих квалификационных возможностей, наличия высшего профессионального образования специалист в области менеджмента в образовании подготовлен к самостоятельной работе на должности руководителя дошкольного образовательного и общеобразовательного учреждений.
1.4. Нормативная трудоемкость дополнительной профессиональной образовательной программы "Менеджмент в образовании" - 1200 часов.
2. Требования к уровню подготовки,
необходимому для освоения дополнительной профессиональной
образовательной программы "Менеджмент в образовании"
для получения дополнительной квалификации
"Менеджер образования"
2.1. Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную образовательную программу для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования", должны иметь высшее педагогическое образование, подтвержденное документом государственного образца. Все лица, желающие получить дополнительную квалификацию, проходят собеседование с целью определения творческих способностей, необходимых для работы менеджера. В случаях, когда количество лиц, желающих получить дополнительную квалификацию, превышает количество мест, обеспечиваемых образовательным учреждением, и необходимых условий для реализации программы, возможно объявление конкурсного отбора по результатам собеседования. Условия конкурсного отбора определяются образовательным учреждением в соответствии с решением ученого совета и с учетом подготовки слушателя по программе профессионального образования.
Требования рассчитаны на профессиональную переподготовку в области управления образованием для действующих руководителей учреждений дошкольного и общего среднего (полного) образования, а также подготовку резерва кадров. Обеспечена корреляция с основными образовательными программами высшего профессионального педагогического образования по специальности "Менеджмент в социальной сфере" (061200).
3. Требования к дополнительной профессиональной
образовательной программе "Менеджмент в образовании"
для получения дополнительной квалификации
"Менеджер образования"
3.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования" включает настоящие Государственные требования, примерный учебный план, примерные программы по учебным дисциплинам.
Дополнительная профессиональная образовательная программа "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования" руководителями дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений предусматривает следующие компоненты:
ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
СД - специальные дисциплины;
СФД - специальные факультативные дисциплины;
ДС - дисциплины специализации;
ДР - дипломная работа слушателей.
Дополнительная профессиональная образовательная программа "Менеджмент в образовании" составляется образовательным учреждением, ведущим профессиональную переподготовку. Настоящие Требования регламентируют лишь минимум содержания дополнительной профессиональной образовательной программы.
4. Обязательный минимум содержания
дополнительной профессиональной образовательной
программы "Менеджмент в образовании", обеспечивающий
получение дополнительной квалификации
"Менеджер образования"
-------T---------------------------------------------------T-----¬
¦Индекс¦ Наименование дисциплин (учебных модулей) ¦Часы ¦
¦ ¦ и их основные дидактические единицы* ¦тру- ¦
¦ ¦ ¦доем-¦
¦ ¦ ¦кости¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.00¦ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ¦523 ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.01¦1. Экономическая теория ¦70 ¦
¦ ¦Предмет экономической науки; введение в экономику ¦ ¦
¦ ¦(основы экономического анализа, основы обмена, ¦ ¦
¦ ¦функционирование конкурентного рынка, основы ¦ ¦
¦ ¦государственного сектора); основные понятия ¦ ¦
¦ ¦собственности: экономические и правовые аспекты; ¦ ¦
¦ ¦введение в макроэкономику; деньги, денежное ¦ ¦
¦ ¦обращение и денежная политика; национальный доход, ¦ ¦
¦ ¦совокупные расходы, спрос, предложение, ценовый ¦ ¦
¦ ¦уровень, фискальная политика; макроэкономические ¦ ¦
¦ ¦проблемы инфляции и безработицы; основные макроэко-¦ ¦
¦ ¦номические школы; мировая экономика и экономический¦ ¦
¦ ¦рост; спрос, потребительский выбор, издержки и ¦ ¦
¦ ¦предложение; формы конкуренции; структура бизнеса; ¦ ¦
¦ ¦регулирование и дерегулирование; факторные рынки и ¦ ¦
¦ ¦распределение доходов; сравнительные экономические ¦ ¦
¦ ¦системы, особенности экономики переходного периода ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.02¦2. Основы права ¦88 ¦
¦ ¦Конституционные основы правовой системы и ее ¦ ¦
¦ ¦структура. Право в социальной и образовательной ¦ ¦
¦ ¦сфере. Закон РФ "Об образовании". Права ребенка. ¦ ¦
¦ ¦Конвенция о правах ребенка. Международные правовые ¦ ¦
¦ ¦нормы в сфере образования. Правовые основы ¦ ¦
¦ ¦деятельности работников образования, механизмы ¦ ¦
¦ ¦реализации и защиты их прав. ¦ ¦
¦ ¦Основы административного права. Понятие админист- ¦ ¦
¦ ¦ративного права. Административно-правовой механизм ¦ ¦
¦ ¦регулирования общественных отношений. Администра- ¦ ¦
¦ ¦тивная ответственность. Административное взыскание.¦ ¦
¦ ¦Дисциплинарное принуждение. Дисциплинарная ответст-¦ ¦
¦ ¦венность. Правовые основы управления в социальной ¦ ¦
¦ ¦сфере. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское право. Понятие гражданского права, ос- ¦ ¦
¦ ¦новы его регулирования, гражданское процессуальное ¦ ¦
¦ ¦право, Гражданский кодекс. ¦ ¦
¦ ¦Трудовое право. Предмет, источники и субъекты ¦ ¦
¦ ¦трудового права. Понятие трудового правоотношения. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой коллектив. Права и роль профсоюзов. ¦ ¦
¦ ¦Понятие коллективного договора, его роль. Правовое ¦ ¦
¦ ¦регулирование трудоустройства. Понятие трудового ¦ ¦
¦ ¦договора. Виды трудовых договоров. Контракт. Рабо- ¦ ¦
¦ ¦чее время и время отдыха. Система заработной платы.¦ ¦
¦ ¦Правила внутреннего трудового распорядка. Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина. Материальная ответственность сторон ¦ ¦
¦ ¦трудового правоотношения. Охрана труда. Трудовые ¦ ¦
¦ ¦конфликты и порядок их разрешения. ¦ ¦
¦ ¦Правовые основы управления образовательным ¦ ¦
¦ ¦учреждением. Управление образованием в Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации. Законодательство об образовании. Струк- ¦ ¦
¦ ¦тура нормативных актов об образовании. Правовой ¦ ¦
¦ ¦статус образовательного учреждения. Защита прав и ¦ ¦
¦ ¦законных интересов образовательного учреждения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности применения трудового законодательства в¦ ¦
¦ ¦системе образования. Охрана прав и защита интересов¦ ¦
¦ ¦несовершеннолетних ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.03¦3. Основы здорового образа жизни ¦68 ¦
¦ ¦Закономерности возрастной психологии детей. ¦ ¦
¦ ¦Понятие "здоровье" и "образ жизни". Здоровье в ¦ ¦
¦ ¦иерархии потребностей. Мотивация здоровья и здоро- ¦ ¦
¦ ¦вого образа жизни. Понятие нормы. Концепции и ос- ¦ ¦
¦ ¦новные составляющие здорового образа жизни. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и здоровье. Движение и здоровье. Питание ¦ ¦
¦ ¦и здоровье. Информация и здоровье. Труд и здоровье.¦ ¦
¦ ¦Экология и здоровье. Культура и здоровье. Возраст и¦ ¦
¦ ¦здоровье. ¦ ¦
¦ ¦Вредные привычки, их профилактика и коррекция. ¦ ¦
¦ ¦Система самооздоровления и самосовершенствования. ¦ ¦
¦ ¦Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления. ¦ ¦
¦ ¦Лекарства для здоровых. ¦ ¦
¦ ¦Основные факторы риска, их причины, распространен- ¦ ¦
¦ ¦ность среди различных возрастных групп населения ¦ ¦
¦ ¦России и других стран, связь с образом жизни. Осо- ¦ ¦
¦ ¦бенности развития детей с ограничениями по здоро- ¦ ¦
¦ ¦вью. Основы коррекционной педагогики и специальной ¦ ¦
¦ ¦психологии. ¦ ¦
¦ ¦Дошкольные и школьные формы патологии: нарушение ¦ ¦
¦ ¦осанки, сколиоз, близорукость, нервные расстройства¦ ¦
¦ ¦и др. Профилактика наркомании и токсикомании. ¦ ¦
¦ ¦Инфекционные болезни в современном обществе. Эпи- ¦ ¦
¦ ¦демии. Основные принципы профилактики. СПИД и его ¦ ¦
¦ ¦профилактика. Венерические болезни и их ¦ ¦
¦ ¦профилактика ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.04¦4. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ¦38 ¦
¦ ¦ситуациях ¦ ¦
¦ ¦Опасные и вредные факторы в окружающей среде: ¦ ¦
¦ ¦характеристика, закономерности появления и способы ¦ ¦
¦ ¦защиты от их последствий. Чрезвычайные ситуации ¦ ¦
¦ ¦природного, техногенного и социального ¦ ¦
¦ ¦происхождения. ¦ ¦
¦ ¦Правовые, нормативно-технические и организационные ¦ ¦
¦ ¦основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская оборона, ее структура, задачи. Защита ¦ ¦
¦ ¦от последствий чрезвычайных ситуаций военного и ¦ ¦
¦ ¦мирного времени ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.05¦5. Менеджмент в сфере образования ¦70 ¦
¦ ¦Развитие науки об управлении, эволюция управленчес-¦ ¦
¦ ¦кой мысли; методологические основы менеджмента; ¦ ¦
¦ ¦инфраструктура менеджмента; социофакторы и этика ¦ ¦
¦ ¦менеджмента; природа и состав функций менеджмента; ¦ ¦
¦ ¦стратегическое и тактическое планирование в системе¦ ¦
¦ ¦менеджмента; организационные отношения в системе ¦ ¦
¦ ¦менеджмента; формы организации; мотивация деятель- ¦ ¦
¦ ¦ности; регулирование и контроль в системе менедж- ¦ ¦
¦ ¦мента; моделирование ситуаций и разработка решений;¦ ¦
¦ ¦динамика групп и лидерство; управление человеком и ¦ ¦
¦ ¦управление группой; руководство: власть и партнер- ¦ ¦
¦ ¦ство; стиль и имидж менеджера; конфликтность; ¦ ¦
¦ ¦факторы эффективности менеджмента ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.06¦6. Образовательный маркетинг ¦35 ¦
¦ ¦Сущность образовательного маркетинга. Предпосылки ¦ ¦
¦ ¦маркетинга. Современная концепция маркетинга.

РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 14.11.2003 n ГКПИ03-1265 <О ГРАЖДАНСКОМ ДЕЛЕ ПО ЗАЯВЛЕНИЮ ГУЗЫЧЕНКО ВЛАДИМИРА ИЛЬИЧА>  »
Постановления и Указы »
Читайте также