ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ (ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ) (утв. Минобразованием РФ 14.11.2003 n ГТППК 31/36)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Ю.В.ШЛЕНОВ
14 ноября 2003 г. N ГТППК 31/36
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ
К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
"МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ" (ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ)
1. Общая характеристика дополнительной
профессиональной образовательной программы "Менеджмент
в образовании" для получения дополнительной
квалификации "Менеджер образования"
1.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования" реализуется в соответствии с настоящими Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования" (далее - Государственные требования).
1.2. Целью данной дополнительной профессиональной образовательной программы "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования" является:
- формирование у руководителей и специалистов дополнительных знаний, необходимых для эффективной работы менеджера;
- углубленное изучение специализированных программ в области менеджмента в образовании с целью их применения в сфере управления учреждениями образования;
- формирование умений и навыков для следующих видов деятельности:
управленческая;
организационная;
информационно-аналитическая;
проектно-исследовательская;
финансово-экономическая;
административно-хозяйственная;
инновационная;
методическая.
1.3. Сферами профессиональной деятельности менеджера образования, освоившего дополнительную профессиональную образовательную программу "Менеджмент в образовании", являются дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения.
Требования к знаниям и умениям, удовлетворяющие данную квалификационную характеристику, приводятся в п. 6.
Исходя из своих квалификационных возможностей, наличия высшего профессионального образования специалист в области менеджмента в образовании подготовлен к самостоятельной работе на должности руководителя дошкольного образовательного и общеобразовательного учреждений.
1.4. Нормативная трудоемкость дополнительной профессиональной образовательной программы "Менеджмент в образовании" - 1200 часов.
2. Требования к уровню подготовки,
необходимому для освоения дополнительной профессиональной
образовательной программы "Менеджмент в образовании"
для получения дополнительной квалификации
"Менеджер образования"
2.1. Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную образовательную программу для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования", должны иметь высшее педагогическое образование, подтвержденное документом государственного образца. Все лица, желающие получить дополнительную квалификацию, проходят собеседование с целью определения творческих способностей, необходимых для работы менеджера. В случаях, когда количество лиц, желающих получить дополнительную квалификацию, превышает количество мест, обеспечиваемых образовательным учреждением, и необходимых условий для реализации программы, возможно объявление конкурсного отбора по результатам собеседования. Условия конкурсного отбора определяются образовательным учреждением в соответствии с решением ученого совета и с учетом подготовки слушателя по программе профессионального образования.
Требования рассчитаны на профессиональную переподготовку в области управления образованием для действующих руководителей учреждений дошкольного и общего среднего (полного) образования, а также подготовку резерва кадров. Обеспечена корреляция с основными образовательными программами высшего профессионального педагогического образования по специальности "Менеджмент в социальной сфере" (061200).
3. Требования к дополнительной профессиональной
образовательной программе "Менеджмент в образовании"
для получения дополнительной квалификации
"Менеджер образования"
3.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования" включает настоящие Государственные требования, примерный учебный план, примерные программы по учебным дисциплинам.
Дополнительная профессиональная образовательная программа "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования" руководителями дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений предусматривает следующие компоненты:
ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
СД - специальные дисциплины;
СФД - специальные факультативные дисциплины;
ДС - дисциплины специализации;
ДР - дипломная работа слушателей.
Дополнительная профессиональная образовательная программа "Менеджмент в образовании" составляется образовательным учреждением, ведущим профессиональную переподготовку. Настоящие Требования регламентируют лишь минимум содержания дополнительной профессиональной образовательной программы.
4. Обязательный минимум содержания
дополнительной профессиональной образовательной
программы "Менеджмент в образовании", обеспечивающий
получение дополнительной квалификации
"Менеджер образования"
-------T---------------------------------------------------T-----¬
¦Индекс¦ Наименование дисциплин (учебных модулей) ¦Часы ¦
¦ ¦ и их основные дидактические единицы* ¦тру- ¦
¦ ¦ ¦доем-¦
¦ ¦ ¦кости¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.00¦ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ¦523 ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.01¦1. Экономическая теория ¦70 ¦
¦ ¦Предмет экономической науки; введение в экономику ¦ ¦
¦ ¦(основы экономического анализа, основы обмена, ¦ ¦
¦ ¦функционирование конкурентного рынка, основы ¦ ¦
¦ ¦государственного сектора); основные понятия ¦ ¦
¦ ¦собственности: экономические и правовые аспекты; ¦ ¦
¦ ¦введение в макроэкономику; деньги, денежное ¦ ¦
¦ ¦обращение и денежная политика; национальный доход, ¦ ¦
¦ ¦совокупные расходы, спрос, предложение, ценовый ¦ ¦
¦ ¦уровень, фискальная политика; макроэкономические ¦ ¦
¦ ¦проблемы инфляции и безработицы; основные макроэко-¦ ¦
¦ ¦номические школы; мировая экономика и экономический¦ ¦
¦ ¦рост; спрос, потребительский выбор, издержки и ¦ ¦
¦ ¦предложение; формы конкуренции; структура бизнеса; ¦ ¦
¦ ¦регулирование и дерегулирование; факторные рынки и ¦ ¦
¦ ¦распределение доходов; сравнительные экономические ¦ ¦
¦ ¦системы, особенности экономики переходного периода ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.02¦2. Основы права ¦88 ¦
¦ ¦Конституционные основы правовой системы и ее ¦ ¦
¦ ¦структура. Право в социальной и образовательной ¦ ¦
¦ ¦сфере. Закон РФ "Об образовании". Права ребенка. ¦ ¦
¦ ¦Конвенция о правах ребенка. Международные правовые ¦ ¦
¦ ¦нормы в сфере образования. Правовые основы ¦ ¦
¦ ¦деятельности работников образования, механизмы ¦ ¦
¦ ¦реализации и защиты их прав. ¦ ¦
¦ ¦Основы административного права. Понятие админист- ¦ ¦
¦ ¦ративного права. Административно-правовой механизм ¦ ¦
¦ ¦регулирования общественных отношений. Администра- ¦ ¦
¦ ¦тивная ответственность. Административное взыскание.¦ ¦
¦ ¦Дисциплинарное принуждение. Дисциплинарная ответст-¦ ¦
¦ ¦венность. Правовые основы управления в социальной ¦ ¦
¦ ¦сфере. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское право. Понятие гражданского права, ос- ¦ ¦
¦ ¦новы его регулирования, гражданское процессуальное ¦ ¦
¦ ¦право, Гражданский кодекс. ¦ ¦
¦ ¦Трудовое право. Предмет, источники и субъекты ¦ ¦
¦ ¦трудового права. Понятие трудового правоотношения. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой коллектив. Права и роль профсоюзов. ¦ ¦
¦ ¦Понятие коллективного договора, его роль. Правовое ¦ ¦
¦ ¦регулирование трудоустройства. Понятие трудового ¦ ¦
¦ ¦договора. Виды трудовых договоров. Контракт. Рабо- ¦ ¦
¦ ¦чее время и время отдыха. Система заработной платы.¦ ¦
¦ ¦Правила внутреннего трудового распорядка. Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина. Материальная ответственность сторон ¦ ¦
¦ ¦трудового правоотношения. Охрана труда. Трудовые ¦ ¦
¦ ¦конфликты и порядок их разрешения. ¦ ¦
¦ ¦Правовые основы управления образовательным ¦ ¦
¦ ¦учреждением. Управление образованием в Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации. Законодательство об образовании. Струк- ¦ ¦
¦ ¦тура нормативных актов об образовании. Правовой ¦ ¦
¦ ¦статус образовательного учреждения. Защита прав и ¦ ¦
¦ ¦законных интересов образовательного учреждения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности применения трудового законодательства в¦ ¦
¦ ¦системе образования. Охрана прав и защита интересов¦ ¦
¦ ¦несовершеннолетних ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.03¦3. Основы здорового образа жизни ¦68 ¦
¦ ¦Закономерности возрастной психологии детей. ¦ ¦
¦ ¦Понятие "здоровье" и "образ жизни". Здоровье в ¦ ¦
¦ ¦иерархии потребностей. Мотивация здоровья и здоро- ¦ ¦
¦ ¦вого образа жизни. Понятие нормы. Концепции и ос- ¦ ¦
¦ ¦новные составляющие здорового образа жизни. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и здоровье. Движение и здоровье. Питание ¦ ¦
¦ ¦и здоровье. Информация и здоровье. Труд и здоровье.¦ ¦
¦ ¦Экология и здоровье. Культура и здоровье. Возраст и¦ ¦
¦ ¦здоровье. ¦ ¦
¦ ¦Вредные привычки, их профилактика и коррекция. ¦ ¦
¦ ¦Система самооздоровления и самосовершенствования. ¦ ¦
¦ ¦Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления. ¦ ¦
¦ ¦Лекарства для здоровых. ¦ ¦
¦ ¦Основные факторы риска, их причины, распространен- ¦ ¦
¦ ¦ность среди различных возрастных групп населения ¦ ¦
¦ ¦России и других стран, связь с образом жизни. Осо- ¦ ¦
¦ ¦бенности развития детей с ограничениями по здоро- ¦ ¦
¦ ¦вью. Основы коррекционной педагогики и специальной ¦ ¦
¦ ¦психологии. ¦ ¦
¦ ¦Дошкольные и школьные формы патологии: нарушение ¦ ¦
¦ ¦осанки, сколиоз, близорукость, нервные расстройства¦ ¦
¦ ¦и др. Профилактика наркомании и токсикомании. ¦ ¦
¦ ¦Инфекционные болезни в современном обществе. Эпи- ¦ ¦
¦ ¦демии. Основные принципы профилактики. СПИД и его ¦ ¦
¦ ¦профилактика. Венерические болезни и их ¦ ¦
¦ ¦профилактика ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.04¦4. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ¦38 ¦
¦ ¦ситуациях ¦ ¦
¦ ¦Опасные и вредные факторы в окружающей среде: ¦ ¦
¦ ¦характеристика, закономерности появления и способы ¦ ¦
¦ ¦защиты от их последствий. Чрезвычайные ситуации ¦ ¦
¦ ¦природного, техногенного и социального ¦ ¦
¦ ¦происхождения. ¦ ¦
¦ ¦Правовые, нормативно-технические и организационные ¦ ¦
¦ ¦основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская оборона, ее структура, задачи. Защита ¦ ¦
¦ ¦от последствий чрезвычайных ситуаций военного и ¦ ¦
¦ ¦мирного времени ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.05¦5. Менеджмент в сфере образования ¦70 ¦
¦ ¦Развитие науки об управлении, эволюция управленчес-¦ ¦
¦ ¦кой мысли; методологические основы менеджмента; ¦ ¦
¦ ¦инфраструктура менеджмента; социофакторы и этика ¦ ¦
¦ ¦менеджмента; природа и состав функций менеджмента; ¦ ¦
¦ ¦стратегическое и тактическое планирование в системе¦ ¦
¦ ¦менеджмента; организационные отношения в системе ¦ ¦
¦ ¦менеджмента; формы организации; мотивация деятель- ¦ ¦
¦ ¦ности; регулирование и контроль в системе менедж- ¦ ¦
¦ ¦мента; моделирование ситуаций и разработка решений;¦ ¦
¦ ¦динамика групп и лидерство; управление человеком и ¦ ¦
¦ ¦управление группой; руководство: власть и партнер- ¦ ¦
¦ ¦ство; стиль и имидж менеджера; конфликтность; ¦ ¦
¦ ¦факторы эффективности менеджмента ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.06¦6. Образовательный маркетинг ¦35 ¦
¦ ¦Сущность образовательного маркетинга. Предпосылки ¦ ¦
¦ ¦маркетинга. Современная концепция маркетинга. ¦ ¦
¦ ¦Услуга (товар) в маркетинговой деятельности; ком- ¦ ¦
¦ ¦плексное исследование рынка образовательных услуг; ¦ ¦
¦ ¦методические основы исследования рынка, сегментация¦ ¦
¦ ¦рынка. Оценка возможностей рынка; формирование ¦ ¦
¦ ¦политики выбора образовательных услуг и рыночной ¦ ¦
¦ ¦стратегии; роль маркетинговой деятельности в про- ¦ ¦
¦ ¦цессе разработки и создания услуг рыночной новизны.¦ ¦
¦ ¦Разработка ценовой политики; продвижение образова- ¦ ¦
¦ ¦тельных услуг, сервис в маркетинговой деятельности;¦ ¦
¦ ¦формирование спроса и стимулирование сбыта. ¦ ¦
¦ ¦Организация деятельности маркетинговой службы ¦ ¦
¦ ¦в образовании ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.07¦7. Социальная психология и психология управления ¦56 ¦
¦ ¦Теоретические и прикладные задачи социальной ¦ ¦
¦ ¦психологии. Социальная психология управления как ¦ ¦
¦ ¦отрасль психологической науки. ¦ ¦
¦ ¦Психология общения. Содержание, цели и средства ¦ ¦
¦ ¦общения. Виды и уровни общения. Основные закономер-¦ ¦
¦ ¦ности общения. ¦ ¦
¦ ¦Социально-психологический анализ восходящих и ¦ ¦
¦ ¦нисходящих коммуникаций. Восприятие и понимание ¦ ¦
¦ ¦человека человеком в системе коммуникаций. Приемы и¦ ¦
¦ ¦техники управления партнером в процессе общения. ¦ ¦
¦ ¦Группа как социально-психологический феномен. Виды ¦ ¦
¦ ¦групп. Формальная и неформальная структура группы. ¦ ¦
¦ ¦Нормативно-ролевые феномены малой группы. Лидер- ¦ ¦
¦ ¦ство. Групповая совместимость. Проблема групповой ¦ ¦
¦ ¦сплоченности. Проблема эффективности групповой дея-¦ ¦
¦ ¦тельности. Феномены межгруппового взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Механизмы развития группы. Эффективные способы ¦ ¦
¦ ¦управления малой группой. ¦ ¦
¦ ¦Коллектив как объект управления. Формальная и не- ¦ ¦
¦ ¦формальная структуры трудового коллектива. Факторы ¦ ¦
¦ ¦эффективности деятельности коллектива. Социально- ¦ ¦
¦ ¦психологический климат коллектива. Социально- ¦ ¦
¦ ¦психологические аспекты руководства коллективом ¦ ¦
¦ ¦в образовании. ¦ ¦
¦ ¦Феномены больших социальных групп. Проблема груп- ¦ ¦
¦ ¦пового сознания. Социально-психологические аспекты ¦ ¦
¦ ¦этнопсихологии. Психология массовидных явлений. ¦ ¦
¦ ¦Личность и общество. Понятие социализации. ¦ ¦
¦ ¦Конфликтология. Конфликты: классификация, причины, ¦ ¦
¦ ¦снятие конфликтных ситуаций. ¦ ¦
¦ ¦Функции и структура деятельности руководителя обра-¦ ¦
¦ ¦зовательного учреждения. Социально-психологические ¦ ¦
¦ ¦аспекты принятия управленческого решения. Стили ру-¦ ¦
¦ ¦ководства и их эффективность. Личность руководителя¦ ¦
¦ ¦и его организаторские способности ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.08¦8. Деловое общение ¦54 ¦
¦ ¦Деловое общение как средство реализации управлен- ¦ ¦
¦ ¦ческих функций руководителя образовательного учреж-¦ ¦
¦ ¦дения. Структура коммуникативного акта. Цели, вер- ¦ ¦
¦ ¦бальные и невербальные средства и барьеры общения. ¦ ¦
¦ ¦Деловая беседа как форма делового общения. Цели ¦ ¦
¦ ¦беседы, ее фазы и средства, позволяющие наиболее ¦ ¦
¦ ¦эффективно реализовать цель на каждой из фаз. ¦ ¦
¦ ¦Критерии эффективности беседы. ¦ ¦
¦ ¦Функции совещания в образовательном учреждении, ¦ ¦
¦ ¦его особенности как формы делового общения. Задачи ¦ ¦
¦ ¦руководителя по ведению совещания. Структура и ¦ ¦
¦ ¦участники совещания, их основные характеристики. ¦ ¦
¦ ¦Цели руководителя на совещании и средства их ¦ ¦
¦ ¦достижения. Критерии эффективности проведения ¦ ¦
¦ ¦совещания. ¦ ¦
¦ ¦Публичное выступление как форма делового общения. ¦ ¦
¦ ¦Структура выступления и критерии его эффективности ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.09¦9. Финансы, денежное обращение и кредит ¦44 ¦
¦ ¦Сущность и роль финансов и кредита. Государственный¦ ¦
¦ ¦бюджет. Формирование и использование денежных ¦ ¦
¦ ¦накоплений. Безналичные расчеты между образователь-¦ ¦
¦ ¦ными структурами и организациями. Краткосрочный ¦ ¦
¦ ¦кредит в хозяйственном механизме управления образо-¦ ¦
¦ ¦вательным учреждением. Финансовая работа и финансо-¦ ¦
¦ ¦вое планирование в системе управления образователь-¦ ¦
¦ ¦ным учреждением. ¦ ¦
¦ ¦Многоканальное финансирование образовательного ¦ ¦
¦ ¦учреждения ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦СД.00 ¦ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ¦490 ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦СД.01 ¦1. Философия и развитие образования ¦75 ¦
¦ ¦Социальная природа образования, его общечеловечес- ¦ ¦
¦ ¦кий конкретно-исторический характер. Общечеловечес-¦ ¦
¦ ¦кое, национальное и индивидуальное в образовании и ¦ ¦
¦ ¦воспитании. Непрерывность воспитания и образования.¦ ¦
¦ ¦Системный и функциональный подходы к образованию, ¦ ¦
¦ ¦онтология образования. Социально-деятельностная ¦ ¦
¦ ¦сущность личности и ее отношение с окружающим ¦ ¦
¦ ¦миром, философские аспекты целеполагания в образо- ¦ ¦
¦ ¦вании. Познаваемость образовательного процесса и ¦ ¦
¦ ¦образовательных систем, проблема истинности в обра-¦ ¦
¦ ¦зовании, кризис образования. Естественно-физиологи-¦ ¦
¦ ¦ческие и морально-этические пределы образования. ¦ ¦
¦ ¦Феноменология образования. Основные противоречия и ¦ ¦
¦ ¦закономерности развития образования. Современные ¦ ¦
¦ ¦теории и концепции развития образования и воспита- ¦ ¦
¦ ¦ния. Развивающее образование. Идеи гуманизации в ¦ ¦
¦ ¦образовании. Личностно ориентированное образование,¦ ¦
¦ ¦нравственные и духовные ценности личности ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦СД.02 ¦2. Основы управления образовательными учреждениями ¦68 ¦
¦ ¦Образовательное учреждение как объект управления. ¦ ¦
¦ ¦Внешняя среда образовательного учреждения. Органы ¦ ¦
¦ ¦управления образованием. Типы и виды образователь- ¦ ¦
¦ ¦ных учреждений, особенности их как объектов управ- ¦ ¦
¦ ¦ления. Базовые варианты организационных структур ¦ ¦
¦ ¦ОУ. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия управления образовательным учреж- ¦ ¦
¦ ¦дением с учетом его специфики. Управление функцио- ¦ ¦
¦ ¦нированием и управление развитием образовательного ¦ ¦
¦ ¦учреждения. Функции управления. Система управления.¦ ¦
¦ ¦Эффективность управления образовательным учрежде- ¦ ¦
¦ ¦нием. ¦ ¦
¦ ¦Системный, процессный и ситуационный подходы к ¦ ¦
¦ ¦управлению. Эволюция управленческой мысли: клас- ¦ ¦
¦ ¦сическая теория управления; теория человеческих ¦ ¦
¦ ¦отношений; теория системного управления; теория ¦ ¦
¦ ¦ситуационного управления. Новые поиски идей ¦ ¦
¦ ¦эффективного управления. ¦ ¦
¦ ¦Лицензирование, аттестация и аккредитация образова-¦ ¦
¦ ¦тельного учреждения; подготовка документации, роль ¦ ¦
¦ ¦коллектива в подготовке образовательного учреждения¦ ¦
¦ ¦к государственной аттестации. ¦ ¦
¦ ¦Особенности управления дошкольным учреждением: спе-¦ ¦
¦ ¦цифика структуры, кадрового состава, взаимодействия¦ ¦
¦ ¦с семьями детей; психология детского возраста и ¦ ¦
¦ ¦учет ее в построении образовательного процесса ¦ ¦
¦ ¦в ДОУ. ¦ ¦
¦ ¦Специфика управления общеобразовательным учреждени-¦ ¦
¦ ¦ем: модель (тип и вид) образовательного учреждения,¦ ¦
¦ ¦кадровый состав сотрудников, выделение "трудных ¦ ¦
¦ ¦детей" и взаимодействие с ПМС-центрами, возрастная ¦ ¦
¦ ¦психология и ее учет в построении образовательного ¦ ¦
¦ ¦процесса. ¦ ¦
¦ ¦Управление воспитательным процессом, социальная ¦ ¦
¦ ¦практика обучаемых ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦СД.03 ¦3. Методы управления образовательными учреждениями ¦67 ¦
¦ ¦Планирование функционирования и развития образова- ¦ ¦
¦ ¦тельного учреждения. Виды и типы планов, иерархия ¦ ¦
¦ ¦планов. Методы планирования. ¦ ¦
¦ ¦Разработка управленческих решений: функции решения ¦ ¦
¦ ¦в методологии и организации процесса управления; ¦ ¦
¦ ¦типология управленческих решений; условия и факторы¦ ¦
¦ ¦качества управленческих решений; модели, методоло- ¦ ¦
¦ ¦гия и организация процесса разработки управленчес- ¦ ¦
¦ ¦кого решения; целевая ориентация управленческих ре-¦ ¦
¦ ¦шений; анализ альтернатив действий; анализ внешней ¦ ¦
¦ ¦среды и ее влияния на реализацию альтернатив; ¦ ¦
¦ ¦условия неопределенности и педагогического риска; ¦ ¦
¦ ¦приемы разработки и выбора управленческих решений ¦ ¦
¦ ¦в условиях неопределенности и риска; эффективность ¦ ¦
¦ ¦решений; контроль реализации управленческих реше- ¦ ¦
¦ ¦ний; управленческие решения и ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Организационные структуры образовательных учрежде- ¦ ¦
¦ ¦ний и механизмы управления. Распределение полномо- ¦ ¦
¦ ¦чий и ответственности. Миссия организации. ¦ ¦
¦ ¦Руководство трудовым коллективом образовательного ¦ ¦
¦ ¦учреждения. Качества эффективного руководителя. ¦ ¦
¦ ¦Стили руководства. "Команда" руководителя. ¦ ¦
¦ ¦Социально-психологические характеристики коллектива¦ ¦
¦ ¦и уровень его развития. Групповые нормы и ценности ¦ ¦
¦ ¦как регулятор отношений в коллективе. Формирование ¦ ¦
¦ ¦организационной культуры коллектива. Мотивация ¦ ¦
¦ ¦организационного поведения. Методы стимулирования ¦ ¦
¦ ¦трудовой активности. ¦ ¦
¦ ¦Контроль в управлении образовательным учреждением. ¦ ¦
¦ ¦Виды и формы контроля. Методы контроля учебно-вос- ¦ ¦
¦ ¦питательной, финансово-хозяйственной деятельности ¦ ¦
¦ ¦и исполнения решений ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦СД.04 ¦4. Проектирование образовательных систем. ¦49 ¦
¦ ¦Образовательные технологии ¦ ¦
¦ ¦Понятие образовательной системы. Виды образователь-¦ ¦
¦ ¦ных систем и их особенности. Определение функцио- ¦ ¦
¦ ¦нального назначения образовательных систем. ¦ ¦
¦ ¦Образовательные технологии: классификация, особен- ¦ ¦
¦ ¦ности применения, мониторинг и оценка качества ¦ ¦
¦ ¦образовательного процесса. Технологии обучения ¦ ¦
¦ ¦и воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Системное управление развитием образовательного ¦ ¦
¦ ¦учреждения: принципы, целевая образовательная ¦ ¦
¦ ¦программа. Разработка целевой программы развития. ¦ ¦
¦ ¦Управление реализацией целевой программы. ¦ ¦
¦ ¦Целевое педагогическое проектирование. Этапы ¦ ¦
¦ ¦проектирования ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦СД.05.¦5. Управление инновациями в образовательном ¦51 ¦
¦ ¦учреждении ¦ ¦
¦ ¦Основные стратегии инновационного развития. ¦ ¦
¦ ¦Инновации в дошкольных учреждениях: новые подходы ¦ ¦
¦ ¦(концепции) к воспитанию дошкольников, авторские ¦ ¦
¦ ¦программы, новые виды ДОУ и инновационные образо- ¦ ¦
¦ ¦вательные процессы. ¦ ¦
¦ ¦Инновации в школе: образовательные учреждения но- ¦ ¦
¦ ¦вого вида (модели, структура, содержание образова- ¦ ¦
¦ ¦ния); новые воспитательные парадигмы, инновационные¦ ¦
¦ ¦технологии; экологическая, валеологическая, кор- ¦ ¦
¦ ¦рекционная направленность педагогических процессов.¦ ¦
¦ ¦Управление экспериментальной работой в образова- ¦ ¦
¦ ¦тельном учреждении: оценка и выбор приоритетного ¦ ¦
¦ ¦нововведения для экспериментального освоения и ¦ ¦
¦ ¦управление реализацией эксперимента, оценка резуль-¦ ¦
¦ ¦татов (механизм и критерии). Сопротивление ново- ¦ ¦
¦ ¦введениям и пути устранения сопротивлений ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦СД.06 ¦6. Управление персоналом в образовательном ¦49 ¦
¦ ¦учреждении ¦ ¦
¦ ¦Персонал образовательного учреждения как объект ¦ ¦
¦ ¦управления. Содержание и принципы управления ¦ ¦
¦ ¦персоналом. ¦ ¦
¦ ¦Функциональное разделение труда в образовательных ¦ ¦
¦ ¦учреждениях. Подбор и расстановка кадров. ¦ ¦
¦ ¦Управление работой методических объединений, ¦ ¦
¦ ¦кафедр, цикловых ассоциаций. Профессиональная и ¦ ¦
¦ ¦организационная адаптация молодых специалистов. ¦ ¦
¦ ¦Становление педагога. Управление работой с молодыми¦ ¦
¦ ¦кадрами. ¦ ¦
¦ ¦Подготовка, переподготовка и повышение квалификации¦ ¦
¦ ¦персонала. Обучение новым технологиям. Мотивация ¦ ¦
¦ ¦персонала к повышению профессионального мастерства.¦ ¦
¦ ¦Мотивация и стимулирование труда персонала. ¦ ¦
¦ ¦Аттестация и оценка работы персонала. Оценка ¦ ¦
¦ ¦эффективности управления персоналом ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦СД.07 ¦7. Организация финансово-хозяйственной деятельности¦56 ¦
¦ ¦образовательных учреждений. Бухгалтерский учет ¦ ¦
¦ ¦Основы организации экономической деятельности ¦ ¦
¦ ¦образовательных учреждений. Хозяйственный механизм.¦ ¦
¦ ¦Приемы и методы хозяйствования, формы и структуры ¦ ¦
¦ ¦организации экономической деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Бухгалтерский учет. Учет материальных ценностей. ¦ ¦
¦ ¦Учет заработной платы. Доходная часть бюджета. ¦ ¦
¦ ¦Расходы. Сальдо. Современные методы бухгалтерского ¦ ¦
¦ ¦учета. Депозиты. Анализ хозяйственной деятельности ¦ ¦
¦ ¦экономических единиц. Налоговая система. ¦ ¦
¦ ¦Сметное финансирование и бюджетное нормирование ¦ ¦
¦ ¦расходов. Смета доходов и расходов образовательного¦ ¦
¦ ¦учреждения. Сметное планирование. Нормативы, расчет¦ ¦
¦ ¦нормативов. ¦ ¦
¦ ¦Внебюджетные средства образовательного учреждения, ¦ ¦
¦ ¦их виды и источники поступлений. Основы предприни- ¦ ¦
¦ ¦мательства в образовании. ¦ ¦
¦ ¦Организация труда и заработной платы в образовании:¦ ¦
¦ ¦основные принципы, модели и механизмы. Единая та- ¦ ¦
¦ ¦рифная сетка. Категорийная система оплаты. Системы ¦ ¦
¦ ¦материального стимулирования и принципы их ¦ ¦
¦ ¦построения ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦СД.08 ¦8. Организация делопроизводства в образовательных ¦31 ¦
¦ ¦учреждениях ¦ ¦
¦ ¦Содержание, значение делопроизводства. Службы: ¦ ¦
¦ ¦документации и секретарская. Государственные ¦ ¦
¦ ¦стандарты по документированию: документ, формы, ¦ ¦
¦ ¦классификация и унификация, реквизиты, требования ¦ ¦
¦ ¦к бланкам, формулярам. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды документов: служебные письма, теле- ¦ ¦
¦ ¦граммы и телефонограммы, справки, акты, записки, ¦ ¦
¦ ¦приказы и выписки из них, протоколы и выписки из ¦ ¦
¦ ¦них, другие виды. Организация документооборота, ¦ ¦
¦ ¦работа с документами. ¦ ¦
¦ ¦Дела: номенклатура дел, формирование дел. Средства ¦ ¦
¦ ¦составления текстовых документов, средства ¦ ¦
¦ ¦копирования и оперативного размножения, средства ¦ ¦
¦ ¦хранения и поиска документов, средства передачи ¦ ¦
¦ ¦информации, использование ПК в делопроизводстве, ¦ ¦
¦ ¦программное обеспечение делопроизводства. Деловая ¦ ¦
¦ ¦переписка ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦СД.09 ¦9. Информационные технологии в образовательной ¦44 ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦
¦ ¦Назначение и области применения ЭВМ в учебно- ¦ ¦
¦ ¦воспитательном процессе. Информационные технологии ¦ ¦
¦ ¦в образовании (классификация, характеристика). При-¦ ¦
¦ ¦менение информационных технологий в образовательных¦ ¦
¦ ¦процессах с учетом возрастной специфики, психоло- ¦ ¦
¦ ¦гии, здоровья и личностных особенностей учащихся. ¦ ¦
¦ ¦Автоматизированные обучающие системы. Мониторинг и ¦ ¦
¦ ¦экспертиза результатов учебной деятельности. Элек- ¦ ¦
¦ ¦тронный учебник. Дистанционное обучение. Интернет. ¦ ¦
¦ ¦Программно-методическое обеспечение информационных ¦ ¦
¦ ¦технологий ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦СФД.00¦ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ¦42 ¦
¦ ¦ (ПО ВЫБОРУ СЛУШАТЕЛЕЙ) ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦СФД.01¦*10. Методика социологических исследований ¦10 ¦
¦ ¦Понятие социологического исследования и его роль ¦ ¦
¦ ¦в педагогическом эксперименте. Метод, методика и ¦ ¦
¦ ¦процедура в социологическом исследовании. Выборка ¦ ¦
¦ ¦в социологическом исследовании. ¦ ¦
¦ ¦Социологические показатели и их измерения. Анализ ¦ ¦
¦ ¦документов. Метод наблюдения. Опрос, социометрия. ¦ ¦
¦ ¦Социальный эксперимент в образовании. Методы анали-¦ ¦
¦ ¦за и обработки социологической информации и ее роль¦ ¦
¦ ¦для развития образовательных систем ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦СФД.02¦*11. Методика педагогического исследования ¦10 ¦
¦ ¦Педагогическое исследование: назначение, научный ¦ ¦
¦ ¦аппарат, методы, критерии оценки эффективности. Пе-¦ ¦
¦ ¦дагогический эксперимент как метод педагогического ¦ ¦
¦ ¦исследования. Репрезентативность педагогического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦СФД.03¦*12. Социодинамика культуры ¦10 ¦
¦ ¦Содержание и особенность социокультурных явлений; ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, типы культурных изменений, ис- ¦ ¦
¦ ¦точники культурной динамики, динамические характе- ¦ ¦
¦ ¦ристики социокультурных явлений; факторы изменения ¦ ¦
¦ ¦и развития культуры; показатели и индикаторы куль- ¦ ¦
¦ ¦турного развития личности, группы, территориальной ¦ ¦
¦ ¦общности, понятие культурного уровня; информация о ¦ ¦
¦ ¦социокультурных изменениях; понятия субкультуры, ¦ ¦
¦ ¦контркультуры, альтернативной культуры; традицион- ¦ ¦
¦ ¦ная, массовая, элитарная культура; интеллигенция ¦ ¦
¦ ¦как субъект культуры; городская культура и сель- ¦ ¦
¦ ¦ская; управление социокультурными процессами; прог-¦ ¦
¦ ¦нозирование и моделирование социокультурных процес-¦ ¦
¦ ¦сов, социальные институты культуры, учреждения ¦ ¦
¦ ¦культуры, управление социокультурными процессами ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦СФД.04¦*13. Теория организации ¦12 ¦
¦ ¦Образовательная организация как система; организа- ¦ ¦
¦ ¦ция и управление; теория организации и ее место в ¦ ¦
¦ ¦системе научных знаний; закон синергии; закон ¦ ¦
¦ ¦информированности - упорядоченности; закон само- ¦ ¦
¦ ¦сохранения; закон единства анализа (синтеза); закон¦ ¦
¦ ¦развития; закон композиции и пропорциональности; ¦ ¦
¦ ¦специфические законы образовательной организации; ¦ ¦
¦ ¦принципы статической организации; принципы динами- ¦ ¦
¦ ¦ческой организации; проектирование организационных ¦ ¦
¦ ¦систем; развитие организаторской и организационно- ¦ ¦
¦ ¦управленческой мысли; организационная культура; ¦ ¦
¦ ¦субъекты организаторской деятельности ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ДС.00 ¦ ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ¦50 ¦
¦ ¦ (определяются в соответствии с категорией ¦ ¦
¦ ¦ слушателя) ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ДР.00 ¦ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ¦95 ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ ¦ВСЕГО ¦1200 ¦
L------+---------------------------------------------------+------
Примечание. "*" - курсы, включаемые в программу по выбору образовательного учреждения или обучающихся (один из них обязателен), образовательные учреждения могут разрабатывать их с учетом потребностей региона или слушателей.
5. Условия реализации дополнительной профессиональной
образовательной программы "Менеджмент в образовании"
для получения дополнительной квалификации
"Менеджер образования"
5.1. Права и обязанности образовательного учреждения
Образовательное учреждение, реализующее программу "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования" руководителями дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений, имеет право:
- проводить исходное тестирование, собеседование и отказать при неудовлетворении требованиям входного контроля, обозначенного в п. 2. Особое значение следует придать собеседованию, нацеленному на выявление творческой способности претендента к получению дополнительной квалификации "Менеджер образования";
- засчитывать дисциплины, представляющие составную часть данной программы, в случае если ранее они были освоены слушателями в порядке профессиональной переподготовки или основных образовательных программ высшего профессионального образования, но не более чем на 20%;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий по самообразованию, тренингов и т.п.;
- изменять объем часов по теоретическим дисциплинам, отводимым на освоение программного материала, при сохранении минимального содержания, определяемого данным документом;
- вводить новые факультативные курсы, из предлагаемых курсов по выбору слушателей;
- расширять и дополнять содержание обучения по отношению к данным Требованиям.
Образовательное учреждение, реализующее программу "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной профессиональной квалификации "Менеджер образования", обязано:
- обеспечивать реализацию минимума содержания образования, определяемого настоящими Требованиями;
- привлекать к ведению учебного процесса профессорско-преподавательский состав, имеющий опыт преподавания в области управления педагогическими учреждениями не менее двух лет, а также квалифицированные кадры из числа практиков в области управления образованием;
- обеспечить материально-техническую базу для качественного освоения реализуемой программы.
5.2. Требования к профессорско-преподавательским кадрам, ведущим учебный процесс
К ведению обучения по профессиональной переподготовке привлекаются доценты и профессора, имеющие:
- опыт преподавательской деятельности в вузах, системе повышения квалификации и занимающиеся научно-исследовательской деятельностью по данной проблеме;
- авторские программы в области общепрофессиональных и специальных дисциплин;
- монографии и научно-методические пособия и учебники по проблематике данного курса;
- опыт решения практических задач, в т.ч. по хоздоговорам;
- реализованные авторские проекты по организации управления образованием, в т.ч. по договорам.
Процентный состав преподавателей с учеными степенями и званиями должен составлять не менее 65% от общего числа преподавателей, ведущих учебный процесс по программе.
5.3. Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение учебного процесса определяется требованиями по каждой конкретной дисциплине, а также требованиями к современной организации образовательного процесса.
Материально-техническое обеспечение включает наличие компьютерной базы с выходом в Интернет, мультимедийные проекторы, кодоскопы, кино-, теле- и аудиоаппаратуру. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивать проведение всех видов учебных занятий.
5.4. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Дидактическое обеспечение образовательного процесса включает обязательный раздаточный материал для слушателей по темам занятий каждого из циклов (кроме ДР). Обязательна подготовка учебно-методических пособий для слушателей по тематике программы.
Учебное заведение должно иметь необходимую информационную базу на бумажных (библиотека) и электронных носителях в области управления образованием (учебную, научно-методическую, справочную литературу), позволяющую обеспечить индивидуальную работу слушателей.
5.5. Примерный учебный план дополнительной профессиональной образовательной программы "Менеджмент в образовании", обеспечивающий получение дополнительной квалификации "Менеджер образования"
----T--------------T-----T---------------------------T-----------¬
¦ N ¦ Наименование ¦Общая¦ В том числе ¦ Форма ¦
¦п/п¦ разделов ¦тру- +---------------------T-----+ контроля ¦
¦ ¦ программы ¦доем-¦ аудиторные ¦само-¦ ¦
¦ ¦ ¦кость+----T----T-----------+стоя-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦все-¦лек-¦семинары, ¦тель-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦го ¦ции ¦практиче- ¦ная ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ча- ¦ ¦ские заня- ¦рабо-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦сов ¦ ¦тия, тре- ¦та ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нинги ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(аудиторн.)¦ ¦ ¦
+---+--------------+-----+----+----+-----------+-----+-----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
+---+--------------+-----+----+----+-----------+-----+-----------+
¦1. ¦Общепрофес- ¦523 ¦403 ¦166 ¦237 ¦120 ¦Экзамен ¦
¦ ¦сиональные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+-----+----+----+-----------+-----+-----------+
¦2. ¦Специальные ¦490 ¦410 ¦205 ¦205 ¦80 ¦Экзамен и ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦зачеты по ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦изучаемым ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дисциплинам¦
+---+--------------+-----+----+----+-----------+-----+-----------+
¦3. ¦Специальные ¦42 ¦32 ¦13 ¦19 ¦10 ¦Зачет ¦
¦ ¦факультативные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(по выбору ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦слушателя) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+-----+----+----+-----------+-----+-----------+
¦4. ¦Дисциплины ¦50 ¦40 ¦24 ¦16 ¦10 ¦Зачет ¦
¦ ¦специализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(определяются ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в соответствии¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с категорией ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦слушателей) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+-----+----+----+-----------+-----+-----------+
¦5. ¦Оформление и ¦95 ¦62 ¦21 ¦41 ¦33 ¦Защита ¦
¦ ¦защита диплом-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦диплома ¦
¦ ¦ной работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+-----+----+----+-----------+-----+-----------+
¦ ¦ИТОГО ¦1200 ¦947 ¦429 ¦518 ¦253 ¦ ¦
L---+--------------+-----+----+----+-----------+-----+------------
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ "МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ", ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ
ПОЛУЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
"МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ"
--------T---------------T-----T---------------------------T------¬
¦ N ¦ Наименование ¦Общая¦ В том числе ¦Форма ¦
¦ п/п ¦ разделов и ¦тру- +---------------------T-----+конт- ¦
¦ ¦ дисциплин ¦доем-¦ аудиторные ¦само-¦роля ¦
¦ ¦ ¦кость+----T------T---------+стоя-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦все-¦лекц. ¦семинары,¦тель-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦го ¦(ауд.)¦ практ., ¦ная ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ча- ¦ ¦тренинги ¦рабо-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦сов ¦ ¦ и т.п. ¦та ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (ауд.) ¦ ¦ ¦
+-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
+-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+------+
¦ОПД.00 ¦1. Общепрофес- ¦523 ¦403 ¦166 ¦237 ¦120 ¦- ¦
¦ ¦сиональные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+------+
¦ОПД.01 ¦Экономическая ¦70 ¦50 ¦25 ¦25 ¦20 ¦Зачет ¦
¦ ¦теория ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+------+
¦ОПД.02 ¦Основы права ¦88 ¦70 ¦23 ¦47 ¦18 ¦Зачет ¦
+-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+------+
¦ОПД.03 ¦Основы здорово-¦68 ¦56 ¦20 ¦36 ¦12 ¦Зачет ¦
¦ ¦го образа жизни¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+------+
¦ОПД.04 ¦Безопасность и ¦38 ¦32 ¦11 ¦21 ¦6 ¦Зачет ¦
¦ ¦защита человека¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в чрезвычайных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ситуациях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+------+
¦ОПД.05 ¦Менеджмент ¦70 ¦50 ¦20 ¦30 ¦20 ¦Экза- ¦
¦ ¦в сфере ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мен ¦
¦ ¦образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+------+
¦ОПД.06 ¦Образовательный¦35 ¦23 ¦12 ¦11 ¦12 ¦ ¦
¦ ¦маркетинг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+------+
¦ОПД.07 ¦Социальная ¦56 ¦50 ¦25 ¦25 ¦6 ¦Зачет ¦
¦ ¦психология ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+------+
¦ОПД.08 ¦Деловое общение¦54 ¦42 ¦20 ¦22 ¦12 ¦Зачет ¦
+-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+------+
¦ОПД.09 ¦Финансы, денеж-¦44 ¦30 ¦10 ¦20 ¦14 ¦Курсо-¦
¦ ¦ное обращение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вая ¦
¦ ¦и кредит ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦работа¦
+-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+------+
¦СД.00 ¦2. Специальные ¦490 ¦410 ¦205 ¦205 ¦80 ¦ ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+------+
¦СД.01 ¦Философия и ¦75 ¦61 ¦31 ¦30 ¦14 ¦Зачет ¦
¦ ¦развитие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+------+
¦СД.02 ¦Основы управле-¦68 ¦58 ¦30 ¦28 ¦10 ¦Экза- ¦
¦ ¦ния образова- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мен ¦
¦ ¦тельными учреж-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дениями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+------+
¦СД.03 ¦Методы управле-¦67 ¦57 ¦30 ¦27 ¦10 ¦Экза- ¦
¦ ¦ния образова- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мен ¦
¦ ¦тельными учреж-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дениями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+------+
¦СД.04 ¦Проектирование ¦49 ¦39 ¦19 ¦20 ¦10 ¦Зачет ¦
¦ ¦образовательных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Образовательные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+------+
¦СД.05 ¦Управление ¦51 ¦41 ¦20 ¦21 ¦10 ¦Зачет ¦
¦ ¦инновациями в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательном¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+------+
¦СД.06 ¦Управление ¦49 ¦41 ¦20 ¦21 ¦8 ¦Зачет ¦
¦ ¦персоналом в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательном¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+------+
¦СД.07 ¦Организация ¦56 ¦50 ¦25 ¦25 ¦6 ¦Инди- ¦
¦ ¦финансово- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вид. ¦
¦ ¦хозяйственной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦работа¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+------+
¦СД.08 ¦Организация де-¦31 ¦25 ¦12 ¦13 ¦6 ¦Зачет ¦
¦ ¦лопроизводства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в образователь-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ном учреждении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+------+
¦СД.09 ¦Информационные ¦44 ¦38 ¦18 ¦20 ¦6 ¦Зачет ¦
¦ ¦технологии в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательном¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+------+
¦СФД.00 ¦3. Специальные ¦42 ¦32 ¦13 ¦19 ¦10 ¦- ¦
¦ ¦факультативные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(одна изучается¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по выбору ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦слушателя) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+------+
¦СФД.01 ¦Методика ¦10 ¦8 ¦5 ¦3 ¦2 ¦Зачет ¦
¦ ¦социологических¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+------+
¦СФД.02 ¦Методика ¦10 ¦8 ¦2 ¦6 ¦2 ¦Зачет ¦
¦ ¦педагогических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+------+
¦СФД.03 ¦Социодинамика ¦10 ¦8 ¦3 ¦5 ¦2 ¦Зачет ¦
¦ ¦культуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+------+
¦СФД.04 ¦Теория ¦12 ¦8 ¦3 ¦5 ¦4 ¦Зачет ¦
¦ ¦организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+------+
¦ДС.00 ¦4. Дисциплины ¦50 ¦40 ¦24 ¦16 ¦10 ¦Зачет ¦
¦ ¦специализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+------+
¦ДР.00 ¦5. Государ- ¦95 ¦62 ¦21 ¦41 ¦33 ¦Защита¦
¦ ¦ственная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дип- ¦
¦ ¦аттестация: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лома ¦
+-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+------+
¦ ¦Дипломная рабо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦та слушателя ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+------+
¦ ¦ИТОГО ¦1200 ¦947 ¦429 ¦518 ¦253 ¦ ¦
L-------+---------------+-----+----+------+---------+-----+-------
6. Требования к уровню подготовки лиц,
успешно освоивших дополнительную профессиональную
образовательную программу "Менеджмент в образовании"
для получения дополнительной квалификации
"Менеджер образования"
Менеджеру образования:
6.1. Необходимо знать:
- Конституцию РФ, законодательство РФ в области образования, а также законодательные, нормативные и правовые отраслевые акты (ОПД.02);
- основы российского административного, гражданского и трудового права, порядок разрешения гражданских и трудовых споров (ОПД.02);
- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; структуру гражданской обороны, ее предназначение и задачи (ОПД.04);
- правовые аспекты взаимодействия образовательного учреждения с семьей, общественными, общественно-государственными, негосударственными, государственными структурами и образовательными учреждениями (СД.02, ОПД.02);
- порядок и организацию опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения (ОПД.02);
- перспективные направления в развитии образовательных систем и государственной политики в области образования (СД.01, СД.04, СД.02);
- основы прогнозирования развития образовательных систем с учетом позитивных и негативных тенденций и адекватное планирование развития (ОПД.05, СД.04, СД.02);
- закономерности педагогического процесса, современные психолого-педагогические теории и технологии обучения, воспитания и развития (СД.01, СД.02, СД.04);
- закономерности возрастной психологии (ОПД.03);
- особенности детей с отклонениями в развитии и специфику их обучения, развития и воспитания (ОПД.03, ОПД.04, СД.02);
- сущность и основные задачи управленческой деятельности (ОПД.05, СД.02, СД.03);
- базовые варианты организационных структур образовательных учреждений (СД.02, СД.03);
- основные принципы построения системы управления образовательным учреждением (ОПД.06, СД.02, СД.03);
- эффективные методы контроля качества образования и деятельности сотрудников образовательного учреждения (СД.03);
- основы системного анализа, методы анализа и оценки внешней среды (ОПД.06, ОПД.07, ОПД.05, СД.02);
- основы планирования: виды планов, назначение, принципы и методы их разработки, критерии оценки качества планов (СД.03);
- основы аттестации педагогических кадров; подготовку и проведение лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений (СД.02);
- принципы эффективного распределения полномочий и ответственности при управлении образовательным учреждением (СД.06, СД.03);
- методы эффективного руководства персоналом; различные модели и методы мотивации сотрудников; системы стимулирования (СД.06);
- эффективные стили руководства коллективом (ОПД.05, ОПД.06, СД.03);
- методы создания и поддержания благоприятного морально-психологического климата в коллективе (ОПД.05, ОПД.07, СД.03, СД.06);
- виды и закономерности общения; коммуникативные процессы в образовательных учреждениях (ОПД.07, СД.03, СД.06);
- основы организации и проведения опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования (СД.04, СФД.05, СД.11, СФД.10);
- основы организации экономической деятельности учреждения (ОПД.01, СД.07);
- методы привлечения дополнительных внебюджетных средств (СД.07);
- основы бухгалтерского учета (СД.07);
- основы организации труда и заработной платы работников образовательных учреждений (СД.07);
- основы делопроизводства в образовательном учреждении (СД.08);
- информационные технологии, применяемые в образовательном процессе и управлении образовательными учреждениями (СД.09).
6.2. Необходимо уметь:
- выделять актуальные и перспективные цели развития образовательного учреждения, планировать мероприятия по их достижению (СД.04);
- разрабатывать стратегию и тактику развития образовательных учреждений (СД.02, СД.03);
- прогнозировать и оценивать изменения внешних условий, влияющих на деятельность образовательного учреждения (СД.02, СД.04);
- анализировать внутренние возможности образовательного учреждения, выявлять скрытые резервы, вычленять проблемы и находить эффективные пути их решения (СД.02);
- организовать образовательный процесс, ориентированный на воспитание и развитие личности ребенка (ОПД.06, СД.04, СД.01);
- анализировать и оценивать инновационную деятельность в образовательном учреждении; организовывать успешное освоение нововведений (СД.05);
- выделить полное (системное) описание образовательного учреждения (СД.04);
- давать психологическую характеристику личности, интерпретацию собственного психического состояния (ОПД.07);
- оценивать качество организации управления учреждением и выделять направления организационного совершенствования (ОПД.05, СД.02, СД.03);
- определять направления совершенствования контроля в образовательном учреждении (ОПД.05, СД.03);
- адекватно оценивать качество планов деятельности образовательных учреждений и выделять направления совершенствования планирования (ОПД.05, СД.03);
- принимать решения, прогнозировать и оценивать последствия своих решений (СД.03);
- составлять учебно-методические и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения, организовывать делопроизводство (ОПД.02, СД.07, СД.08);
- использовать информационные технологии, применяемые в управлении образовательными учреждениями (СД.09);
- контролировать и анализировать хозяйственную деятельность экономических единиц (СД.07);
- осуществлять посредничество между различными общественными и государственными структурами (ОПД.02, СД.02).
6.3. Необходимо владеть:
- методами системного анализа показателей, характеризующих деятельность образовательного учреждения (СД.02, СД.04);
- средствами анализа уровня профессионального мастерства педагогов образовательного учреждения (СД.03, СД.04, СД.06);
- методами разработки программ развития образовательных учреждений (СД.04);
- методами разработки учебно-программной документации для обеспечения развития образовательных систем: реализации образовательных концепций учебных программ, учебных авторских курсов и т.д. (СД.04);
- навыками по организации безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях (ОПД.04);
- методами психолого-педагогической диагностики; методами проектирования, реализации, мониторинга развития, экспертизы и коррекции образовательных систем (с уч

РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 14.11.2003 n ГКПИ03-1265 <О ГРАЖДАНСКОМ ДЕЛЕ ПО ЗАЯВЛЕНИЮ ГУЗЫЧЕНКО ВЛАДИМИРА ИЛЬИЧА>  »
Постановления и Указы »
Читайте также