РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 31.10.2003 n 1577-р <О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА УСЛУГ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА>


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 октября 2003 г. N 1577-р
1. Одобрить Концепцию развития рынка услуг почтовой связи на период до 2010 года согласно Приложению N 1.
2. Утвердить план мероприятий по реализации Концепции развития рынка услуг почтовой связи на период до 2010 года согласно Приложению N 2.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ



Приложение N 1
к распоряжению Правительства
Российской Федерации
от 31 октября 2003 г. N 1577-р
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ РЫНКА УСЛУГ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ
НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
I. Общие положения
Настоящая Концепция определяет перспективы дальнейшего развития российского рынка услуг почтовой связи и роль государственного управления в процессе его развития на период до 2010 года.
В соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" в Российской Федерации действует почтовая связь общего пользования, осуществляемая государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи, специальная связь федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи, федеральная фельдъегерская связь и фельдъегерско-почтовая связь федерального органа исполнительной власти в области обороны. Настоящая Концепция рассматривает вопросы развития почтовой связи общего пользования.
Основными целями настоящей Концепции являются:
удовлетворение потребности пользователей в качественных услугах почтовой связи на территории всей страны за счет ускоренного развития инфраструктуры почтовой связи;
обеспечение единого стандарта качества универсальных услуг почтовой связи;
развитие добросовестной конкуренции на рынке услуг почтовой связи, эффективное использование инфраструктуры почтовой связи в интересах всех участников рынка.
Для достижения указанных целей требуется решение следующих основных задач:
определение состава универсальных услуг почтовой связи и требований к их качеству, контроль за выполнением этих требований;
определение источников финансирования и метода ценового регулирования универсальных услуг почтовой связи;
определение условий лицензирования деятельности на рынке услуг почтовой связи, контроль за выполнением всеми участниками рынка требований законодательства в области лицензирования услуг связи.
II. Анализ состояния и прогноз развития рынка услуг
почтовой связи
1. Современное состояние рынка услуг почтовой связи
В настоящее время услуги почтовой связи на территории Российской Федерации оказывают наряду с организациями федеральной почтовой связи 83 негосударственных оператора, получивших лицензию на оказание услуг почтовой связи. На рынке услуг почтовой связи представлены все основные их виды - услуги по пересылке письменной корреспонденции, посылок, отправлений курьерской и экспресс-почты, осуществлению почтовых переводов денежных средств, услуги по доставке и выплате пенсий и пособий, распространению периодических печатных изданий, инфокоммуникационные услуги.
Вместе с тем деятельность негосударственных организаций почтовой связи практически не связана с оказанием универсальных услуг почтовой связи, так как в основном ограничена прибыльными сегментами рынка услуг почтовой связи в городах.
Неравномерность развития экономики, транспортной и рыночной инфраструктуры, а также различия в уровне благосостояния и платежеспособности населения в регионах России приводят к диспропорциям в отношении привлекательности рынка услуг почтовой связи.
Наиболее привлекательными сегментами рынка услуг почтовой связи являются города и густонаселенные районы проживания, где высокий процент пользователей услуг почтовой связи составляют коммерческие организации.
Менее привлекательными являются сельская местность, а также отдаленные и труднодоступные районы со сложными климатическими условиями, где основным пользователем услуг является население.
По уровню качества услуг почтовой связи в части частоты и скорости доставки письменной корреспонденции Россия относится к развивающимся странам. Основная причина низкого качества - слабое развитие почтовой инфраструктуры.
С начала 90-х годов и по настоящее время удалось сохранить почти неизменным количество почтовых отделений - сегодня их более 40 тысяч, что позволяет обеспечить европейский уровень обслуживания. Однако произошло огромное (в 9 раз) сокращение числа межрегиональных и региональных почтовых маршрутов, уменьшилось количество и ухудшилось качество используемого почтового транспорта - уровень его износа составляет более 80 процентов. Резко снизился уровень автоматизации и механизации производственных процессов, а единственным быстрорастущим показателем остается только ручной труд.
Показателем диспропорции развития рынка является также значительная разница в качестве услуг почтовой связи, оказываемых в экономически развитых регионах страны и на труднодоступных и малонаселенных территориях. Из 83 негосударственных операторов почтовой связи только 23 оказывают услуги за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.
Крайне низка мотивация труда работников государственной почты - если в 1998 году средняя заработная плата составляла 80 процентов от средней по России, то к настоящему времени этот показатель снизился до 64 процентов. Основным работником в организациях почтовой связи является почтальон - более 40 процентов среднесписочного состава. Среднемесячный доход почтальона в 2002 году был ниже прожиточного минимума трудоспособного населения почти во всех регионах России.
2. Структура рынка услуг почтовой связи и его
состояние по видам услуг
Емкость рынка услуг почтовой связи в России в 2002 году составила более 30 млрд. рублей (около 1 млрд. долларов США), что составляет 0,3 процента валового внутреннего продукта России. В странах Европейского союза на долю рынка услуг почтовой связи приходится более 1 процента валового внутреннего продукта, а в США - около 1,3 процента, что свидетельствует о необходимости развития данного рынка в России и повышения его вклада в российскую экономику.
Доля основных услуг, предоставляемых операторами почтовой связи, распределяется следующим образом: выплата и доставка пенсий и пособий - 24 процента, почтовые переводы - 17 процентов, распространение и доставка печатных изданий - 16 процентов, пересылка письменной корреспонденции - 14 процентов и экспресс-почта - 11 процентов.
Основные направления деятельности организаций федеральной почтовой связи и других операторов рынка различаются. В деятельности организаций федеральной почтовой связи преобладает оказание традиционных услуг: выплата пенсий и пособий (24 процента), пересылка письменной корреспонденции (18 процентов), распространение печатных изданий (13 процентов), пересылка почтовых переводов (11 процентов). Деятельность негосударственных операторов почтовой связи включает в себя выплату пенсий и пособий (20 процентов), доставку печатных изданий (20 процентов), переводы денежных средств (26 процентов), а также более дорогую и высококачественную услугу - экспресс-почту (26 процентов).
Письменная корреспонденция
Объем письменной корреспонденции в России в 2002 году составил более 1,3 млрд. штук. В пересчете на душу населения количество писем в России ниже не только уровня Западной Европы и Северной Америки, но и стран, где валовой внутренний продукт на душу населения сопоставим с российским. Например, в России на человека в год приходится 8 писем, а в США этот показатель составляет 700 писем, во Франции - 432, в Германии - 252, в Чехии - 68, в Польше - 48, в Бразилии - 26 и в Индии - 15.
Средняя скорость пересылки письменной корреспонденции в России в несколько раз ниже, чем в большинстве развитых и развивающихся стран. Например, между странами Европейского союза более 80 процентов писем идут в среднем 3 дня, а внутри стран Европейского союза более 95 процентов писем доставляются на следующий день после отправки. В России, по официальной статистике, 84 процента письменной корреспонденции доставляется в контрольные сроки, которые составляют до 20 дней, а по Москве контрольный срок пересылки тот же, что и между странами европейского союза.
Тарифы на пересылку письменной корреспонденции, государственное регулирование которых осуществляет Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, в настоящее время поддерживаются на более низком уровне, чем в других государствах. В настоящее время тариф на пересылку простого письма весом до 20 г (введенный в действие 10 июня 2003 г.) составляет 4 рубля 25 копеек, то есть 0,14 доллара США (в районах Крайнего Севера действуют повышающие коэффициенты), в то время как в Бразилии - 0,17 доллара США, в Польше - 0,3, в США - 0,37, а в Мексике - 0,6. Оплата услуг почтовой связи по пересылке письменной корреспонденции составляет в России 0,2 процента расходов населения.
Низкое качество услуг почтовой связи обусловлено недостаточным уровнем автоматизации обработки корреспонденции, так как большое количество ручных операций при сортировке письменной корреспонденции не только замедляет этот процесс, но и значительно увеличивает количество погрешностей при сортировке и, соответственно, процент неправильно отправленной почты.
В настоящее время доля негосударственных операторов в секторе письменной корреспонденции составляет около 2 процентов, в то время как доля организаций федеральной почтовой связи - более 98 процентов. Такая ситуация соответствует мировой практике, что обусловлено экономическими особенностями этого сектора. Доля государственных операторов в странах Западной Европы и Северной Америки составляет 98 процентов, а в Восточной Европе - 95 процентов.
По данным исследований Всемирного почтового союза, темпы развития сектора письменной корреспонденции рынка услуг почтовой связи определяют следующие основные факторы:
экономические (рост валового внутреннего продукта, развитие секторов рынка, являющихся основными потребителями услуг почтовой связи, инфляционные процессы);
социально-демографические (изменение числа домохозяйств, уровня образованности населения);
технологические (развитие инфокоммуникаций и замещение услуг почтовой связи другими инфокоммуникационными услугами);
внутриотраслевые (деятельность организаций почтовой связи, органов государственного управления).
С развитием инфокоммуникационных технологий услуги почтовой связи не уходят в прошлое - зарубежный опыт свидетельствует о возможностях их конвергенции и совместного развития. Согласно прогнозам Всемирного почтового союза и Международного союза электросвязи к 2010 году письменная корреспонденция составит около 15 процентов мирового рынка коммуникаций по количеству сообщений, факсимильная связь и телефон - 75 процентов, а электронная и гибридная почта - 10 процентов.
Главным условием развития рынка услуг почтовой связи является повышение скорости и надежности, а также увеличение частоты доставки почтовых отправлений. При сохранении существующего уровня качества инфраструктуры почтовой связи рост объемов данных услуг не будет превышать роста валового внутреннего продукта. Радикальное улучшение качества услуг по пересылке письменной корреспонденции, предполагаемое настоящей Концепцией, приведет к дополнительному увеличению темпа роста объемов до 15 процентов в год.
Распространение периодической печати
В процессе социальных изменений в стране рынок периодической печати сокращался с 1990 по 1999 год в среднем на 20 процентов в год. Эта тенденция прекратилась в 2000 году, и к настоящему времени совокупный тираж периодических изданий стабилизировался на уровне 7,5 млрд. единиц в год, что составляет около 50 единиц периодических изданий на душу населения. Этот показатель соответствует базовому уровню развитых стран, где количество газет на душу населения составляет 75 единиц в Германии, 62 - в США, 51 - в Чехии, 45 - во Франции и 39 - в Испании.
Распространение периодической печати осуществляется по двум основным каналам - путем розничной продажи периодических изданий и доставки подписной периодики. С точки зрения пользователей эти два канала конкурируют.
В 1990 году подписная периодика составляла около 75 процентов совокупного тиража периодических изданий и доставлялась главным образом организациями федеральной почтовой связи. К 2000 году доля организаций федеральной почтовой связи в распространении периодической печати снизилась до 45 процентов. Одна из причин - наличие претензий со стороны потребителей на несвоевременную доставку периодики, несмотря на низкую стоимость услуг.
В некоторых регионах высокий уровень развития транспорта, логистики и инфокоммуникаций позволяет сокращать сроки и затраты на оказание услуг, создавая условия для успешной конкуренции между многими операторами. В сельской и труднодоступной местности складывается прямо противоположная ситуация, для улучшения которой необходимы активные меры со стороны государства.
Для повышения скорости прохождения почтовых отправлений, в том числе периодической печати, будут проведены работы по улучшению почтовой логистики на направлениях "центр - периферия" в рамках России и "город - село" в рамках регионов.
Общий рост доходов организаций, осуществляющих доставку периодических изданий, прогнозируется на уровне 4 - 5 процентов в год.
Выплата и доставка пенсий и пособий
Доставка пенсий и пособий является социально значимой услугой, особенно для пользователей в сельской местности. Россия является одной из немногих стран мира, где пенсионерам предоставляется услуга по доставке пенсий на дом. В то же время расширяются альтернативные способы получения пенсий и пособий, например перевод средств на банковский счет пользователя.
Сектор выплаты и доставки пенсий распределен между его участниками следующим образом: доля организаций федеральной почтовой связи составляет около 65 процентов, Сберегательного банка Российской Федерации - 20 процентов, других альтернативных доставочных компаний - 15 процентов.
Существует негативная тенденция выборочного освоения данного сектора негосударственными компаниями по доставке пенсий и пособий в основном в крупных городах, что может привести к ухудшению качества обслуживания пенсионеров в сельской местности.
Почтовые переводы
Услуги по переводу денежных средств между физическими и юридическими лицами, аналогичные почтовым переводам, в России оказывают агенты международных систем денежных переводов и российские банки. Послать денежный перевод без открытия счета может любой гражданин в любом банке России, имеющем право на работу с физическими лицами. Однако для многих граждан страны почтовые переводы являются единственной доступной услугой

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 31.10.2003 n 1567-р О ЯКОВЕНКО М.Е.  »
Постановления и Указы »
Читайте также