РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 31.10.2003 n 1577-р <О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА УСЛУГ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА>


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 октября 2003 г. N 1577-р
1. Одобрить Концепцию развития рынка услуг почтовой связи на период до 2010 года согласно Приложению N 1.
2. Утвердить план мероприятий по реализации Концепции развития рынка услуг почтовой связи на период до 2010 года согласно Приложению N 2.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ



Приложение N 1
к распоряжению Правительства
Российской Федерации
от 31 октября 2003 г. N 1577-р
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ РЫНКА УСЛУГ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ
НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
I. Общие положения
Настоящая Концепция определяет перспективы дальнейшего развития российского рынка услуг почтовой связи и роль государственного управления в процессе его развития на период до 2010 года.
В соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" в Российской Федерации действует почтовая связь общего пользования, осуществляемая государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи, специальная связь федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи, федеральная фельдъегерская связь и фельдъегерско-почтовая связь федерального органа исполнительной власти в области обороны. Настоящая Концепция рассматривает вопросы развития почтовой связи общего пользования.
Основными целями настоящей Концепции являются:
удовлетворение потребности пользователей в качественных услугах почтовой связи на территории всей страны за счет ускоренного развития инфраструктуры почтовой связи;
обеспечение единого стандарта качества универсальных услуг почтовой связи;
развитие добросовестной конкуренции на рынке услуг почтовой связи, эффективное использование инфраструктуры почтовой связи в интересах всех участников рынка.
Для достижения указанных целей требуется решение следующих основных задач:
определение состава универсальных услуг почтовой связи и требований к их качеству, контроль за выполнением этих требований;
определение источников финансирования и метода ценового регулирования универсальных услуг почтовой связи;
определение условий лицензирования деятельности на рынке услуг почтовой связи, контроль за выполнением всеми участниками рынка требований законодательства в области лицензирования услуг связи.
II. Анализ состояния и прогноз развития рынка услуг
почтовой связи
1. Современное состояние рынка услуг почтовой связи
В настоящее время услуги почтовой связи на территории Российской Федерации оказывают наряду с организациями федеральной почтовой связи 83 негосударственных оператора, получивших лицензию на оказание услуг почтовой связи. На рынке услуг почтовой связи представлены все основные их виды - услуги по пересылке письменной корреспонденции, посылок, отправлений курьерской и экспресс-почты, осуществлению почтовых переводов денежных средств, услуги по доставке и выплате пенсий и пособий, распространению периодических печатных изданий, инфокоммуникационные услуги.
Вместе с тем деятельность негосударственных организаций почтовой связи практически не связана с оказанием универсальных услуг почтовой связи, так как в основном ограничена прибыльными сегментами рынка услуг почтовой связи в городах.
Неравномерность развития экономики, транспортной и рыночной инфраструктуры, а также различия в уровне благосостояния и платежеспособности населения в регионах России приводят к диспропорциям в отношении привлекательности рынка услуг почтовой связи.
Наиболее привлекательными сегментами рынка услуг почтовой связи являются города и густонаселенные районы проживания, где высокий процент пользователей услуг почтовой связи составляют коммерческие организации.
Менее привлекательными являются сельская местность, а также отдаленные и труднодоступные районы со сложными климатическими условиями, где основным пользователем услуг является население.
По уровню качества услуг почтовой связи в части частоты и скорости доставки письменной корреспонденции Россия относится к развивающимся странам. Основная причина низкого качества - слабое развитие почтовой инфраструктуры.
С начала 90-х годов и по настоящее время удалось сохранить почти неизменным количество почтовых отделений - сегодня их более 40 тысяч, что позволяет обеспечить европейский уровень обслуживания. Однако произошло огромное (в 9 раз) сокращение числа межрегиональных и региональных почтовых маршрутов, уменьшилось количество и ухудшилось качество используемого почтового транспорта - уровень его износа составляет более 80 процентов. Резко снизился уровень автоматизации и механизации производственных процессов, а единственным быстрорастущим показателем остается только ручной труд.
Показателем диспропорции развития рынка является также значительная разница в качестве услуг почтовой связи, оказываемых в экономически развитых регионах страны и на труднодоступных и малонаселенных территориях. Из 83 негосударственных операторов почтовой связи только 23 оказывают услуги за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.
Крайне низка мотивация труда работников государственной почты - если в 1998 году средняя заработная плата составляла 80 процентов от средней по России, то к настоящему времени этот показатель снизился до 64 процентов. Основным работником в организациях почтовой связи является почтальон - более 40 процентов среднесписочного состава. Среднемесячный доход почтальона в 2002 году был ниже прожиточного минимума трудоспособного населения почти во всех регионах России.
2. Структура рынка услуг почтовой связи и его
состояние по видам услуг
Емкость рынка услуг почтовой связи в России в 2002 году составила более 30 млрд. рублей (около 1 млрд. долларов США), что составляет 0,3 процента валового внутреннего продукта России. В странах Европейского союза на долю рынка услуг почтовой связи приходится более 1 процента валового внутреннего продукта, а в США - около 1,3 процента, что свидетельствует о необходимости развития данного рынка в России и повышения его вклада в российскую экономику.
Доля основных услуг, предоставляемых операторами почтовой связи, распределяется следующим образом: выплата и доставка пенсий и пособий - 24 процента, почтовые переводы - 17 процентов, распространение и доставка печатных изданий - 16 процентов, пересылка письменной корреспонденции - 14 процентов и экспресс-почта - 11 процентов.
Основные направления деятельности организаций федеральной почтовой связи и других операторов рынка различаются. В деятельности организаций федеральной почтовой связи преобладает оказание традиционных услуг: выплата пенсий и пособий (24 процента), пересылка письменной корреспонденции (18 процентов), распространение печатных изданий (13 процентов), пересылка почтовых переводов (11 процентов). Деятельность негосударственных операторов почтовой связи включает в себя выплату пенсий и пособий (20 процентов), доставку печатных изданий (20 процентов), переводы денежных средств (26 процентов), а также более дорогую и высококачественную услугу - экспресс-почту (26 процентов).
Письменная корреспонденция
Объем письменной корреспонденции в России в 2002 году составил более 1,3 млрд. штук. В пересчете на душу населения количество писем в России ниже не только уровня Западной Европы и Северной Америки, но и стран, где валовой внутренний продукт на душу населения сопоставим с российским. Например, в России на человека в год приходится 8 писем, а в США этот показатель составляет 700 писем, во Франции - 432, в Германии - 252, в Чехии - 68, в Польше - 48, в Бразилии - 26 и в Индии - 15.
Средняя скорость пересылки письменной корреспонденции в России в несколько раз ниже, чем в большинстве развитых и развивающихся стран. Например, между странами Европейского союза более 80 процентов писем идут в среднем 3 дня, а внутри стран Европейского союза более 95 процентов писем доставляются на следующий день после отправки. В России, по официальной статистике, 84 процента письменной корреспонденции доставляется в контрольные сроки, которые составляют до 20 дней, а по Москве контрольный срок пересылки тот же, что и между странами европейского союза.
Тарифы на пересылку письменной корреспонденции, государственное регулирование которых осуществляет Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, в настоящее время поддерживаются на более низком уровне, чем в других государствах. В настоящее время тариф на пересылку простого письма весом до 20 г (введенный в действие 10 июня 2003 г.) составляет 4 рубля 25 копеек, то есть 0,14 доллара США (в районах Крайнего Севера действуют повышающие коэффициенты), в то время как в Бразилии - 0,17 доллара США, в Польше - 0,3, в США - 0,37, а в Мексике - 0,6. Оплата услуг почтовой связи по пересылке письменной корреспонденции составляет в России 0,2 процента расходов населения.
Низкое качество услуг почтовой связи обусловлено недостаточным уровнем автоматизации обработки корреспонденции, так как большое количество ручных операций при сортировке письменной корреспонденции не только замедляет этот процесс, но и значительно увеличивает количество погрешностей при сортировке и, соответственно, процент неправильно отправленной почты.
В настоящее время доля негосударственных операторов в секторе письменной корреспонденции составляет около 2 процентов, в то время как доля организаций федеральной почтовой связи - более 98 процентов. Такая ситуация соответствует мировой практике, что обусловлено экономическими особенностями этого сектора. Доля государственных операторов в странах Западной Европы и Северной Америки составляет 98 процентов, а в Восточной Европе - 95 процентов.
По данным исследований Всемирного почтового союза, темпы развития сектора письменной корреспонденции рынка услуг почтовой связи определяют следующие основные факторы:
экономические (рост валового внутреннего продукта, развитие секторов рынка, являющихся основными потребителями услуг почтовой связи, инфляционные процессы);
социально-демографические (изменение числа домохозяйств, уровня образованности населения);
технологические (развитие инфокоммуникаций и замещение услуг почтовой связи другими инфокоммуникационными услугами);
внутриотраслевые (деятельность организаций почтовой связи, органов государственного управления).
С развитием инфокоммуникационных технологий услуги почтовой связи не уходят в прошлое - зарубежный опыт свидетельствует о возможностях их конвергенции и совместного развития. Согласно прогнозам Всемирного почтового союза и Международного союза электросвязи к 2010 году письменная корреспонденция составит около 15 процентов мирового рынка коммуникаций по количеству сообщений, факсимильная связь и телефон - 75 процентов, а электронная и гибридная почта - 10 процентов.
Главным условием развития рынка услуг почтовой связи является повышение скорости и надежности, а также увеличение частоты доставки почтовых отправлений. При сохранении существующего уровня качества инфраструктуры почтовой связи рост объемов данных услуг не будет превышать роста валового внутреннего продукта. Радикальное улучшение качества услуг по пересылке письменной корреспонденции, предполагаемое настоящей Концепцией, приведет к дополнительному увеличению темпа роста объемов до 15 процентов в год.
Распространение периодической печати
В процессе социальных изменений в стране рынок периодической печати сокращался с 1990 по 1999 год в среднем на 20 процентов в год. Эта тенденция прекратилась в 2000 году, и к настоящему времени совокупный тираж периодических изданий стабилизировался на уровне 7,5 млрд. единиц в год, что составляет около 50 единиц периодических изданий на душу населения. Этот показатель соответствует базовому уровню развитых стран, где количество газет на душу населения составляет 75 единиц в Германии, 62 - в США, 51 - в Чехии, 45 - во Франции и 39 - в Испании.
Распространение периодической печати осуществляется по двум основным каналам - путем розничной продажи периодических изданий и доставки подписной периодики. С точки зрения пользователей эти два канала конкурируют.
В 1990 году подписная периодика составляла около 75 процентов совокупного тиража периодических изданий и доставлялась главным образом организациями федеральной почтовой связи. К 2000 году доля организаций федеральной почтовой связи в распространении периодической печати снизилась до 45 процентов. Одна из причин - наличие претензий со стороны потребителей на несвоевременную доставку периодики, несмотря на низкую стоимость услуг.
В некоторых регионах высокий уровень развития транспорта, логистики и инфокоммуникаций позволяет сокращать сроки и затраты на оказание услуг, создавая условия для успешной конкуренции между многими операторами. В сельской и труднодоступной местности складывается прямо противоположная ситуация, для улучшения которой необходимы активные меры со стороны государства.
Для повышения скорости прохождения почтовых отправлений, в том числе периодической печати, будут проведены работы по улучшению почтовой логистики на направлениях "центр - периферия" в рамках России и "город - село" в рамках регионов.
Общий рост доходов организаций, осуществляющих доставку периодических изданий, прогнозируется на уровне 4 - 5 процентов в год.
Выплата и доставка пенсий и пособий
Доставка пенсий и пособий является социально значимой услугой, особенно для пользователей в сельской местности. Россия является одной из немногих стран мира, где пенсионерам предоставляется услуга по доставке пенсий на дом. В то же время расширяются альтернативные способы получения пенсий и пособий, например перевод средств на банковский счет пользователя.
Сектор выплаты и доставки пенсий распределен между его участниками следующим образом: доля организаций федеральной почтовой связи составляет около 65 процентов, Сберегательного банка Российской Федерации - 20 процентов, других альтернативных доставочных компаний - 15 процентов.
Существует негативная тенденция выборочного освоения данного сектора негосударственными компаниями по доставке пенсий и пособий в основном в крупных городах, что может привести к ухудшению качества обслуживания пенсионеров в сельской местности.
Почтовые переводы
Услуги по переводу денежных средств между физическими и юридическими лицами, аналогичные почтовым переводам, в России оказывают агенты международных систем денежных переводов и российские банки. Послать денежный перевод без открытия счета может любой гражданин в любом банке России, имеющем право на работу с физическими лицами. Однако для многих граждан страны почтовые переводы являются единственной доступной услугой по переводу денежных средств в связи с недостаточной развитостью банковской сети в сельских регионах.
Организации федеральной почтовой связи пересылают почтовые переводы в те же контрольные сроки, что и заказную письменную корреспонденцию (до 20 дней), в то время как скорость банковского перевода составляет 3 - 5 дней. Для повышения качества данного вида услуг, обеспечения высоких темпов роста их объемов требуется расширение взаимодействия организаций федеральной почтовой связи и Сберегательного банка Российской Федерации, других банков и некредитных организаций в части осуществления обслуживания населения в сельских и труднодоступных районах.
Экспресс-почта, курьерская почта, посылки
Экспресс-почтой являются индивидуальные регистрируемые почтовые отправления, пересылаемые по системе ускоренной почты в сроки, которые существенно короче утвержденных контрольных сроков. Курьерской почтой являются регистрируемые почтовые отправления, доставляемые лично сотрудником оператора услуг от отправителя до адресата.
Услуги курьерской и экспресс-почты характеризуются более высоким качеством по сравнению с услугами по пересылке письменной корреспонденции и посылок и являются более дорогостоящими.
Качество услуг экспресс-почты на российском рынке соответствует базовому уровню качества этих услуг в развитых странах как по скорости, так и по надежности пересылки.
Прогнозируется, что российский рынок экспресс-почты будет развиваться темпами, характерными для рынков Восточной Европы в целом, что составит около 15 процентов в год. Также предполагается сохранение тенденции преобладания на рынке крупных международных компаний.
Услуги курьерской почты в России в основном предоставляются частными российскими компаниями и являются прибыльным, а потому и быстроразвивающимся делом. Организации федеральной почтовой связи в этом секторе рынка услуг в настоящее время практически отсутствуют. Качество услуг курьерской почты в России соответствует базовому уровню качества этих услуг в развитых странах. Темпы роста услуг курьерской почты до 2010 года прогнозируются на уровне 10 - 15 процентов в год.
Объем услуг по пересылке посылок в России составляет 13 млн. посылок в год и в расчете на душу населения - около 0,1 посылки в год, тогда как в Европейском союзе этот показатель - 6,8.
Основным фактором роста этого сектора рынка услуг почтовой связи является быстрое развитие услуги "товары - почтой".
При прогнозировании развития услуг по пересылке посылок в рамках настоящей Концепции предполагается, что темпы роста этого сектора составят 25 процентов в год до 2007 года и 15 процентов в год в 2008 - 2010 годах главным образом за счет предоставления услуги "товары - почтой".
Почтовые инфокоммуникационные услуги
К концу XX столетия изменения в жизни общества, связанные с внедрением и развитием инфокоммуникационных технологий и сети Интернет, привели к появлению концепции информационного общества, предполагающей использование информации в качестве главного фактора для развития экономики, науки, образования, культуры и социальной сферы.
Рост российского рынка информационных технологий в 2002 году по сравнению с 2000 годом составил более 18 процентов. Доля информационных технологий в валовом внутреннем продукте России в настоящее время составляет 0,6 процента, тогда как в развитых странах - 10 - 15 процентов. К 2010 году планируется увеличить долю сектора информационных технологий в 3 - 4 раза по сравнению с существующим уровнем.
С использованием информационных технологий реализованы такие проекты, как осуществление коллективного доступа в сеть Интернет на базе отделений почтовой связи ("КиберПочт@"), а также печать и доставка подписчикам газет, полученных через сеть Интернет в отделениях почтовой связи ("КиберПресс@").
С целью обеспечения доступа в сеть Интернет для российских граждан организации федеральной почтовой связи могут использовать свою инфраструктуру, системы доставки материальных ценностей и перевода денежных средств для предоставления целого комплекса новых инфокоммуникационных услуг, относящихся к сферам электронного бизнеса, электронной коммерции, рекламы, дистанционного обучения и т.д.
Сеть почтовой связи является одним из важнейших инструментов реализации Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)". Ускорение этого процесса зависит от поддержки развития федеральной почты со стороны государства посредством федеральных целевых программ.
III. Основные выводы по прогнозу развития рынка
услуг почтовой связи
Анализ состояния секторов рынка услуг почтовой связи в России и перспективы их развития показывают, что уже в настоящее время некоторые из них находятся на базовом уровне развитых стран по таким ключевым показателям, как объем услуг на душу населения и уровень качества услуг.
По этим показателям в настоящее время наиболее развитым сектором является выплата и доставка пенсий и пособий. Меры государственной поддержки в отношении этого сектора должны быть направлены в первую очередь на предотвращение ухудшения качества услуг в сельской местности.
Сектор доставки подписной периодической печати также находится на базовом уровне развитых стран как по объему услуг на душу населения, так и по качеству услуг. При оказании необходимых мер государственной поддержки в развитии почтовой логистики будет ликвидирован разрыв в качестве услуг в городах и сельской местности, увеличится объем подписки на печатные средства массовой информации.
Сектора курьерской и экспресс-почты находятся на уровне развивающихся стран по объему услуг на душу населения и уже достигли уровня развитых стран по качеству услуг. Сектор посылок в настоящее время находится на низком уровне, однако его ускоренное развитие, связанное с ростом услуг "товары - почтой", возможно при условии достаточного инвестирования почтовой инфраструктуры.
Тенденции развития сектора почтовых переводов положительны как с точки зрения качества услуг, так и с точки зрения прогнозируемого роста их объема. Качество услуг, оказываемых операторами систем денежных переводов в крупных городах, уже соответствует базовому уровню развитых стран. Повышение качества услуг, предоставляемых организациями федеральной почтовой связи на территории всей страны, зависит от реализации государственных программ в области инфокоммуникационных услуг.
Развитие сектора письменной корреспонденции до 2010 года будет зависеть в основном от государственной политики в этой области, поскольку является наиболее проблемным с точки зрения качества и объема услуг на душу населения, а также ввиду отсутствия факторов, способных обеспечить положительные тенденции развития.
На основе анализа состояния рынка и перспективы его развития, а также исходя из целей и задач настоящей Концепции, определяется такое состояние рынка услуг почтовой связи, когда во всех его секторах, за исключением письменной корреспонденции, будут существовать свободная конкуренция, в секторе письменной корреспонденции - государственное регулирование, так как именно такой подход наиболее способствует его развитию.
Таким образом, для развития рынка услуг почтовой связи до 2010 года необходима государственная поддержка развития всех видов деятельности в указанной области.
IV. Универсальные услуги почтовой связи:
состав, качественные параметры, ценообразование
В соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" к универсальным услугам почтовой связи относятся услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей таких услуг в обмене письменной корреспонденцией в пределах Российской Федерации и по доступным ценам.
Международный опыт развития рынка услуг почтовой связи свидетельствует о том, что универсальные услуги почтовой связи формируются под воздействием ряда политических, исторических и экономических факторов. Детальный анализ состава универсальных услуг почтовой связи в мире показывает, что услуга почтовой связи является универсальной, если она:
необходима для осуществления единой информационной, законодательной, налоговой и социальной политики на территории всей страны;
социально значима;
имеет давно устоявшиеся традиции, нарушение которых негативно скажется на благосостоянии граждан и их восприятии стабильности и устойчивости государства;
применяется в соответствии с принятыми государством международными обязательствами.
Исходя из перечисленных признаков и с учетом законодательства Российской Федерации, универсальной услугой почтовой связи можно считать пересылку письменной корреспонденции. В соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" письменная корреспонденция включает простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли и мелкие пакеты. Другие виды услуг почтовой связи в состав универсальных услуг не входят.
Качество универсальных услуг почтовой связи характеризуется скоростью пересылки, частотой доставки и плотностью сети отделений почтовой связи.
В настоящей Концепции предлагаются меры, которые позволят к 2010 году сократить срок пересылки и доставки письменной корреспонденции.
Качество универсальных услуг почтовой связи должно быть гарантировано на территории всей России, за исключением труднодоступных отдаленных районов, где все параметры универсальных услуг подлежат специальной регламентации, что соответствует международной практике.
В настоящее время средний показатель доступности отделений почтовой связи в России является одним из самых высоких среди стран Европы. Прогнозируется укрупнение ряда городских отделений почтовой связи и доставочных участков, а в сельской местности планируется использование передвижных отделений почтовой связи. Одновременно предполагается увеличение числа пунктов оказания услуг почтовой связи путем открытия дополнительных пунктов с использованием франчайзинга.
Источниками инвестиций для финансирования капитальных затрат, связанных с повышением качества универсальных услуг почтовой связи, могут стать средства организаций федеральной почтовой связи, банковские кредиты, прямое государственное финансирование. Для привлечения финансирования посредством банковских кредитов необходимо обеспечить уровень тарифов, покрывающий затраты, связанные с оказанием универсальных услуг почтовой связи. При сохранении тарифов на уровне ниже себестоимости оказания услуг почтовой связи потребуется государственное финансирование программы модернизации почтовой инфраструктуры страны.
Для обеспечения предоставления качественных универсальных услуг почтовой связи на территории всей России целесообразно (исходя из международного опыта) введение исключительного права на предоставление услуг по пересылке и доставке письменной корреспонденции определенного веса и цены.
V. Развитие конкуренции на рынке услуг почтовой связи
Задача органов государственного управления в области услуг почтовой связи заключается в дальнейшем развитии конкурентной среды на рынке услуг почтовой связи.
Для развития конкуренции между государственными и негосударственными операторами почтовой связи на рынке услуг почтовой связи целесообразно отменить льготы, предоставляемые организациям федеральной почтовой связи, не связанные с оказанием универсальных услуг почтовой связи.
Для расширения международного почтового обмена необходимо рассмотреть возможность предоставления таможенных льгот на все международные почтовые отправления, включая экспресс-почту.
В целях увеличения объема услуг по пересылке посылок, отправлений курьерской и экспресс-почты будет организован недискриминационный доступ к сети государственного оператора почтовой связи для иных операторов почтовой связи. Такой доступ должен осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации на договорной основе.
VI. Лицензирование деятельности на рынке
услуг почтовой связи
В соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" операторы осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых согласно Федеральному закону "О связи".
Для обеспечения условий, способствующих дальнейшему развитию рынка услуг почтовой связи, ввиду необходимости сохранения единой почтовой территории Российской Федерации, а также с учетом международного опыта, необходимо установить перечень вносимых в лицензии наименований услуг почтовой связи, включая универсальные и неуниверсальные услуги.
При этом условия получения лицензий на деятельность по оказанию универсальных и неуниверсальных услуг почтовой связи должны различаться.
В соответствии с Федеральным законом "О связи" перечень наименований услуг почтовой связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Министерство Российской Федерации по связи и информатизации на основании решений создаваемых им лицензионных комиссий выдает лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг почтовой связи.
Одним из обязательных требований к заявлению о предоставлении лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг почтовой связи является указание соискателем лицензии территории, на которой будут оказываться услуги почтовой связи. Действующие на сегодняшний день лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг почтовой связи распределены по федеральным округам следующим образом: Центральный - 42 процента, Северо-Западный - 14 процентов, Приволжский - 11 процентов, Сибирский - 10 процентов, Южный - 9 процентов, Уральский - 8 процентов, Дальневосточный - 6 процентов.
Условия предоставления лицензии на оказание универсальных услуг почтовой связи на территории всей России должны включать требования по соблюдению установленных нормативов частоты сбора почтовых отправлений из почтовых ящиков, перевозки и доставки письменной корреспонденции, контрольных сроков ее пересылки, а также по доступности отделений почтовой связи для пользователей.
С целью обеспечения наличия более качественной информации о деятельности на рынке услуг почтовой связи как государственных, так и негосударственных операторов необходимо изменить систему мониторинга рынка услуг почтовой связи. Требования по предоставлению статистической отчетности органам государственного управления должны распространяться на всех операторов почтовой связи путем детализации данных требований в условиях лицензий.
VII. Нормативная правовая база в области почтовой связи
Согласно Конституции Российской Федерации федеральная связь находится в ведении Российской Федерации, а вопросы правового регулирования рынка услуг почтовой связи относятся к компетенции органов государственной власти федерального уровня.
Основными актами специального характера, имеющими отношение к регулированию рынка услуг почтовой связи, являются акты Всемирного почтового союза, Федеральные законы "О связи" и "О почтовой связи" и Правила оказания услуг почтовой связи.
В соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" правовое регулирование отношений в области почтовой связи определяется также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.
Реализация настоящей Концепции возможна при условии совершенствования законодательной базы.
Необходимо уточнить перечень услуг почтовой связи и изменить условия выдачи лицензий на оказание этих услуг, для чего потребуется внести изменения в законодательные акты.
Для перехода к установлению тарифов на универсальные услуги почтовой связи по методу экономически обоснованных затрат потребуется внести изменения в ряд постановлений Правительства Российской Федерации.
Для развития конкуренции на рынке услуг почтовой связи и защиты прав потребителей этих услуг необходимо также разработать новую редакцию Правил оказания услуг почтовой связи, устанавливающих равные требования к операторам почтовой связи всех форм собственности и защищающих права пользователей почтовых услуг.



Приложение N 2
к распоряжению Правительства
Российской Федерации
от 31 октября 2003 г. N 1577-р
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА
УСЛУГ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
------------------------T-------------T----------T---------------¬
¦ ¦Вид документа¦ Срок ¦ Исполнители ¦
¦ ¦ ¦исполнения¦ ¦
+-----------------------+-------------+----------+---------------+
¦1. Внесение изменений и¦проект ¦I квартал ¦Минсвязи России¦
¦ дополнений в Феде- ¦постановления¦2005 г. ¦совместно с ¦
¦ ральную целевую ¦Правительства¦ ¦заинтересован- ¦
¦ программу "Развитие ¦Российской ¦ ¦ными ¦
¦ почтовой связи Рос- ¦Федерации ¦ ¦федеральными ¦
¦ сийской Федерации на¦ ¦ ¦органами ¦
¦ 1994 - 2005 годы", ¦ ¦ ¦исполнительной ¦
¦ одобренную ¦ ¦ ¦власти ¦
¦ Постановлением ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Правительства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Российской Федерации¦ ¦ ¦ ¦
¦ от 6 июля 1994 г. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ N 804 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Разработка новой ре-¦проект ¦III ¦Минсвязи ¦
¦ дакции Правил оказа-¦постановления¦квартал ¦России, ¦
¦ ния услуг почтовой ¦Правительства¦2004 г. ¦МАП России ¦
¦ связи ¦Российской ¦ ¦совместно с ¦
¦ ¦Федерации ¦ ¦заинтересован- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ными ¦
¦ ¦ ¦ ¦федеральными ¦
¦ ¦ ¦ ¦органами ¦
¦ ¦ ¦ ¦исполнительной ¦
¦ ¦ ¦ ¦власти ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. Внесение изменений и¦проект ¦I квартал ¦Минсвязи России¦
¦ дополнений в Феде- ¦федерального ¦2005 г. ¦совместно с ¦
¦ ральный закон "О ¦закона ¦ ¦заинтересован- ¦
¦ почтовой связи" ¦ ¦ ¦ными ¦
¦ ¦ ¦ ¦федеральными ¦
¦ ¦ ¦ ¦органами ¦
¦ ¦ ¦ ¦исполнительной ¦
¦ ¦ ¦ ¦власти ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. Разработка новых ¦проект ¦II квартал¦Минсвязи России¦
¦ нормативов частоты ¦постановления¦2005 г. ¦совместно с ¦
¦ сбора письменной ¦Правительства¦ ¦заинтересован- ¦
¦ корреспонденции из ¦Российской ¦ ¦ными ¦
¦ почтовых ящиков, ее ¦Федерации ¦ ¦федеральными ¦
¦ обмена, перевозки и ¦ ¦ ¦органами ¦
¦ доставки, а также ¦ ¦ ¦исполнительной ¦
¦ контрольных сроков ¦ ¦ ¦власти ¦
¦ прохождения письмен-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ной корреспонденции ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5. О ходе реализации ¦доклад ¦I квартал ¦Минсвязи России¦
¦ Концепции развития ¦Правительству¦2005 г. ¦ ¦
¦ рынка услуг почтовой¦Российской ¦ ¦ ¦
¦ связи и прогнозах ¦Федерации ¦ ¦ ¦
¦ его развития ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------------+-------------+----------+----------------

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 31.10.2003 n 1567-р О ЯКОВЕНКО М.Е.  »
Постановления и Указы »
Читайте также