<ПИСЬМО> Минобразования РФ от 30.10.2003 n 26/4100-6 О ПРИВЕДЕНИИ В СООТВЕТСТВИЕ С ДЕЙСТВУЮЩИМИ САНИТАРНЫМИ НОРМАМИ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 октября 2003 г. N 26/4100-6
О ПРИВЕДЕНИИ В СООТВЕТСТВИЕ
С ДЕЙСТВУЮЩИМИ САНИТАРНЫМИ НОРМАМИ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ
И ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В настоящее время в России как на государственном уровне, так и в обществе в целом происходит качественный сдвиг в осознании ценности жизни и здоровья каждого ребенка.
Развитие образования в обществе - важнейший элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этом плане на образование как целостную государственную структуру, обеспечивающую социализацию личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения психического, физического и нравственного здоровья подрастающего поколения.
В последнее десятилетие в состоянии здоровья детей сформировались устойчивые негативные тенденции - увеличение распространенности факторов риска формирования нарушений здоровья и развития, рост заболеваемости и инвалидности. Результаты Всероссийской диспансеризации детей 2002 года констатируют снижение доли здоровых детей (с 45,5% до 33,9%) с одновременным увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность.
Сложившаяся ситуация ухудшения здоровья детей и подростков активизировала деятельность министерства, региональных и муниципальных органов управления образованием, направленную на поиск новых стратегий, обеспечивающих снижение уровня заболеваемости и сохранение здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Сегодня мы пропагандируем школу, которая будет содействовать здоровью, вырабатывая единый подход к решению проблемы, основанный на научно обоснованном оздоровительно-образовательном процессе, с учетом психофизиологических, типологических, половых, возрастных особенностей учащихся, экологической обстановки, в которой находится образовательное учреждение.
Вопросы оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся, обеспечения в образовательных учреждениях условий, способствующих сохранению и укреплению их здоровья, нашли отражение в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Национальной доктрине образования, Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, Концепции структуры и содержания общего образования, Концепции профильного обучения в старших классах. В настоящее время доработан проект ведомственной программы "Здоровье и образование".
Созданы условия для развития сети "школ здоровья". В организационно-структурном оформлении этого направления деятельности значительную роль, по отзывам из регионов, сыграло Примерное положение о центрах содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения, утвержденное Приказом Минобразования России в мае 2000 года.
Формирующаяся сеть центров содействия укреплению здоровья представлена их различными моделями, в т.ч. "Школа здоровья" (поддерживается фондом "Школа здоровья" в рамках Федеральной целевой программы "Дети Чернобыля"); "Школа укрепления здоровья" (развивается в рамках международного проекта "TACIS" по модели Европейской сети школ укрепления здоровья); региональные проекты (Вологодская, Кемеровская, Нижегородская, Орловская области, Республика Татарстан, г. Москва и др.).
Минобразование России за счет средств подпрограммы "Здоровый ребенок" Федеральной целевой программы "Дети России" начало с 2003 года обеспечение медицинских кабинетов школ, входящих в Ассоциацию школ, содействующих здоровью, комплектами оздоровительного оборудования.
В течение ряда лет в общеобразовательные учреждения внедряются профилактические образовательные программы для детей и подростков:
Федеральная межведомственная программа "Здоровье" для учащихся с 1 по 11 классы. Программа предполагает, помимо обеспечения обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, сохранение и укрепление здоровья, создание методологических и технологических оснований для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в образовательном учреждении, а также на изменение всего уклада школьной жизни с пользой для здоровья всех участников образовательного процесса. Разработано учебно-методическое сопровождение Программы - комплект пособий для учителей, ведущих уроки по программе "Здоровье", руководителей школ по организации здоровьеразвивающей образовательной среды. В этом году тиражи Программы и методического комплекта к ней направлены в институты повышения квалификации и переподготовки кадров работников образования;
образовательная профилактическая программа "Полезные привычки" (1 - 4 кл.), "Полезные навыки" (5 - 9 кл.), "Полезный выбор" (10 - 11 кл.) работает на федеральном уровне пять лет. По этой программе разработаны и изданы общим тиражом 630 тыс. экз. рабочие тетради для учеников, их родителей, учителей; обучено около 600 преподавателей, психологов из 63 субъектов РФ; органам управления образованием субъектов РФ предоставлены типографские диски для тиражирования продукции;
образовательная профилактическая программа для обучающихся начальных классов "Все цвета кроме черного";
образовательная программа "Разговор о правильном питании" для начальных классов; разработана Институтом возрастной физиологии РАО с целью формирования у детей основ культуры питания. Программа работает шесть лет в общеобразовательных учреждениях различного типа 26 субъектов Российской Федерации. Регионы, принимающие участие в ее реализации, обеспечиваются учебно-методическими комплектами (рабочая тетрадь для ребенка, методическое пособие для педагога, брошюра для родителей, плакаты).
Значительное место в системе мер по охране здоровья детей и молодежи занимает работа по профилактике злоупотребления наркотическими средствами, психотропными и иными одурманивающими веществами.
Приоритетной задачей борьбы с наркотизацией подростков и молодежи является организация профилактической работы, направленной на формирование у молодого поколения ориентации на здоровый образ жизни. Такая работа предполагает комплексный подход к решению проблем предупреждения наркомании во всех основных сферах жизнедеятельности детей, подростков и молодежи. Решение многих задач по профилактике находится в сфере компетенции органов управления образованием и образовательных учреждений, так как через воспитательное воздействие этой системы проходит практически все молодое поколение страны.
Плодотворные отношения сложились у Минобразования России с Министерством здравоохранения Российской Федерации на всех уровнях межведомственных контактов по целому блоку проблем, касающихся оздоровительных мероприятий в общеобразовательных учреждениях. Совместно реализуются две Федеральные целевые программы - "Здоровый ребенок", "Анти-ВИЧ/СПИД"; взят курс на раннее выявление отклонений в здоровье и развитии, а значит - на раннюю помощь, лечение, коррекцию; проводилась Всероссийская диспансеризация детей 2002 года, реализуется утвержденный совместным Приказом План неотложных мер по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации на 2002 - 2003 гг.
В сентябре 2003 года проведено заседание коллегии Минобразования России с участием Минздрава России по вопросу "О состоянии работы органов управления образованием и общеобразовательных учреждений по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима в общеобразовательных учреждениях", на котором было отмечено, что первые шаги, предпринятые в направлении решения проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся, еще не дали серьезных результатов в фактическом улучшении здоровья детей, существует много проблем, которые должны решаться совместно с субъектами Российской Федерации.
Так, по данным Минздрава России, только в половине общеобразовательных учреждений материально-техническая база соответствует по всем параметрам санитарно-гигиеническим требованиям.
Актуальной остается проблема переуплотненности школ. В Калининградской области во вторую и третью смены занимается почти 31 тыс. учащихся, что составляет 26% от их общего числа; в Курской области во вторую смену занимается 16% учащихся. В ряде районов Республики Мордовия большинство школ проводят занятия в две смены, при этом для перевода обучающихся на односменные занятия только в г. Саранске необходимо построить 15 школ.
Неблагополучной остается и ситуация с оснащением школ ученической мебелью. Например, в Республиках Калмыкия, Северная Осетия - Алания, Карачаево-Черкесской Республике, Еврейской автономной области 80% ученической мебели не соответствует гигиеническим требованиям. Критическая ситуация сложилась в Камчатской области: новая мебель не поступала в общеобразовательные учреждения этого региона последние 10 - 15 лет. В образовательных учреждениях Ставропольского края свыше 40% ученической мебели не соответствует росто-возрастным особенностям детей.
Наибольшее число учреждений, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам по параметрам микроклимата, было отмечено в Сахалинской области (62%), Республике Саха (Якутия) (45%), Ханты-Мансийском автономном округе (43%), Приморском крае (42%), Ивановской области (40%), Республике Бурятия (39%). В этих регионах число таких неблагополучных учреждений превышает общероссийские показатели в 2 и более раза.
В 40% учреждений, расположенных в районах с суровыми климатическими условиями, отсутствует центральное отопление (Читинская область и Таймырский автономный округ). В Усть-Ордынском Бурятском автономном округе нет центрального отопления в 66% учреждений, что является худшим показателем по Российской Федерации.
Перебои в энергоснабжении в ряде субъектов Российской Федерации (Приморский край, Камчатская область) и недостаточное обеспечение общеобразовательных учреждений осветительными приборами приводят к низкому уровню освещенности рабочих мест обучающихся.
Нельзя считать удовлетворительными и имеющиеся в ряде школ условия для занятий физической культурой. Например, в Калининградской области 30% сельских школ не имеют спортивных залов, поэтому для занятий физкультурой используются плохо приспособленные помещения.
Несмотря на активно проводящуюся работу, имеются серьезные трудности в организации школьного питания. Кардинальные изменения в системе общественного питания в сочетании с прогрессивным ростом цен на продукты привели к сокращению числа школьников, получающих в школе горячее питание, в особенности старших классов (их число не превышает 10 - 20%).
По данным пилотажных исследований, лишь 23% учащихся получают горячую пищу 2 - 3 раза в день. Число детей, пользующихся школьными столовыми, сократилось примерно на 30%.
Происходит замена горячего питания буфетной продукцией.
В целом питание школьников характеризуется не только снижением энергетической ценности пищи, но и резким обеднением ее микроэлементами, особенно витаминами, дефицит которых отражается на росте и развитии детей. Степень дефицита витаминов часто достигает 80% от возрастных норм.
Снижение числа обучающихся, получающих горячее питание, отмечено в Ивановской и Калининградской областях, имела место замена горячего питания буфетной продукцией в Ульяновской области, которую получают 35% обучающихся. Рациональное горячее школьное питание отсутствует в Брянской области.
Невыполнение норм питания по калорийности и полноте вложения продуктов было выявлено в 32 - 40% исследований в Мурманской области, Коми-Пермяцком, Чукотском автономных округах, Хабаровском крае и ряде других регионов.
По данным центров госсанэпиднадзора, охват детей горячим питанием увеличился в 2001/2002 учебном году лишь в Приморском крае, Новосибирской, Тюменской, Курской, Рязанской, Ульяновской областях, Чувашской Республике. В этой связи следует высоко оценить инициативу ряда регионов (Татарстан, Башкортостан и др.), где обеспечивается 100% горячее питание всех школьников, включая старшеклассников.
Следует отметить, что большинство из обозначенных проблем, а именно: улучшение материально-технической базы общеобразовательных учреждений, ремонт зданий, организация горячего питания, оздоровление обучающихся - требуют решения на уровне учредителя. Для их решения с учетом природно-климатических условий региона, социально-экономических условий жизни семей необходима помощь региональных органов исполнительной власти.
В целях улучшения работы органов управления образованием и общеобразовательных учреждений по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима Минобразование России рекомендует:
1. Проанализировать материально-техническое состояние образовательных учреждений, разработать по согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора планы мероприятий, направленных на соблюдение в них требований санитарных правил и норм.
2. Предусмотреть разработку и реализацию региональных программ развития образования, направленных на реконструкцию и строительство образовательных учреждений, обеспечение их необходимой мебелью, техникой, спортивным инвентарем и оборудованием для проведения оздоровительной работы.
3. Предусматривать обеспечение в первоочередном порядке образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, медицинским оборудованием и лекарственными препаратами.
4. Провести выборочный анализ обеспеченности общеобразовательных учреждений медицинским оборудованием, медперсоналом и разработать систему мер по его улучшению.
5. Разработать на основе анализа питания детей в образовательных учреждениях комплекс мер по его улучшению, в том числе в части, касающейся обеспечения образовательных учреждений йодированной солью и пищевыми продуктами, обогащенными микронутриентами.
6. Изыскать финансовые возможности для включения в штаты образовательных учреждений должностей специалистов, которые могли бы обеспечивать целенаправленную работу по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников. Ввести в образовательных учреждениях практику обязательного закрепления за конкретными работниками функций координаторов оздоровительной работы с обучающимися, воспитанниками.
7. Обеспечить создание в образовательных учреждениях условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся, воспитанников средствами физической культуры.
8. Продолжить внедрение в образовательный процесс специализированных учебных программ профилактической направленности, включающих антинаркотическое просвещение, правовое просвещение, повышение общей культуры субъектов образовательного процесса (детей, родителей, педагогических работников), обучение детей жизненным навыкам, безопасному поведению, формирование у них здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни.
9. Предусматривать при проведении аттестации образовательных учреждений показатели состояния работы по сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни, профилактике наркомании и правонарушений среди обучающихся, воспитанников.
Заместитель Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ

ПРИКАЗ МПР РФ от 30.10.2003 n 978 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МАТЕРИАЛОВ ОБОСНОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ВВОЗА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИЗ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ООО ВАЛТРИ МЕДЬСОДЕРЖАЩИХ ШЛАКОВ И ОТРАБОТАННЫХ КАТАЛИЗАТОРОВ ПО КОНТРАКТУ n 162-2003 ОТ 10.02.03  »
Постановления и Указы »
Читайте также