РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 15.10.2003 n ОС-905-р О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА В ЗОНЕ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗРЫХЛЕННЫХ МЕРЗЛЫХ ГРУНТОВ, СОХРАНЯЕМЫХ В МЕРЗЛОМ СОСТОЯНИИ ВО ВРЕМЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ (ДЛЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА)


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 октября 2003 г. N ОС-905-р
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
"МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
И СТРОИТЕЛЬСТВУ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА В ЗОНЕ ВЕЧНОЙ
МЕРЗЛОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗРЫХЛЕННЫХ МЕРЗЛЫХ ГРУНТОВ,
СОХРАНЯЕМЫХ В МЕРЗЛОМ СОСТОЯНИИ ВО ВРЕМЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ
(ДЛЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА)"
В целях методического обеспечения деятельности дорожных организаций при проектировании объектов опытно-экспериментального строительства с применением в насыпях разрыхленных мерзлых грунтов, сохраняемых в мерзлом состоянии во время эксплуатации автомобильных дорог, проектируемых по принципу сохранения вечной мерзлоты:
1. Ввести в действие и рекомендовать к применению с 1 сентября 2003 года "Методические рекомендации по проектированию и строительству земляного полотна в зоне вечной мерзлоты с использованием разрыхленных мерзлых грунтов, сохраняемых в мерзлом состоянии во время эксплуатации (для опытно-экспериментального строительства)" (далее - Методические рекомендации).
2. Федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, межрегиональным дирекциям по дорожному строительству, дирекциям по строительству (реконструкции) федеральных автомобильных дорог организовать использование Методических рекомендаций и осуществление комплекса необходимых мероприятий, направленных на их внедрение и практическое применение при проектировании и строительстве федеральных автомобильных дорог в зоне вечной мерзлоты.
3. Территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать использование Методических рекомендаций и осуществление комплекса необходимых мероприятий, направленных на их внедрение и практическое применение при проектировании и строительстве автомобильных дорог общего пользования в зоне вечной мерзлоты.
4. ГУ "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России", Управлению автомобильной магистрали "Колыма" включить в техническое задание на проектирование в 2004 году федеральных объектов для опытно-экспериментального строительства проектирование участков земляного полотна с применением технологии согласно Методическим рекомендациям. Организовать их строительство. Совместно с разработчиками Рекомендаций установить наблюдения за построенными участками автомобильных дорог с целью возможной последующей корректировки настоящих Методических рекомендаций.
5. Управлению инноваций и научно-технической политики в дорожном хозяйстве (Чванов В.В.) с участием Информавтодора (Мепуришвили Д.Г.) в установленном порядке организовать издание и распространение Рекомендаций, упомянутых в п. 2 настоящего распоряжения.
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Департамент строительства автомобильных дорог и методологии проектирования (Серегин Н.П.).
Заместитель Министра
О.В.СКВОРЦОВ



Введены в действие
распоряжением
Минтранса России
от 15 октября 2003 г. N ОС-905-р
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ
ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА В ЗОНЕ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗРЫХЛЕННЫХ МЕРЗЛЫХ ГРУНТОВ,
СОХРАНЯЕМЫХ В МЕРЗЛОМ СОСТОЯНИИ ВО ВРЕМЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ
(ДЛЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА)
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие Методические рекомендации разработаны в развитие ВСН 84-89 "Изыскания, проектирование и строительство автомобильных дорог в районах вечной мерзлоты". Методические рекомендации предназначены для использования при проектировании объектов опытно-экспериментального строительства с применением в насыпях разрыхленных мерзлых грунтов, сохраняемых в мерзлом состоянии во время эксплуатации автомобильных дорог, проектируемых по принципу сохранения вечной мерзлоты.
Рекомендации составлены с использованием ранее разработанных СОЮЗДОРНИИ "Методических рекомендаций по проектированию и устройству теплоизоляционных слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит "Пеноплэкс", утвержденных распоряжением Минтранса N 00-35-р от 20.12.2000, а также с использованием ВСН 84-89 "Изыскания, проектирование и строительство автомобильных дорог в районах распространения вечной мерзлоты"; СНиП II-А.6-72 "Строительная климатология и геофизика", М., Стройиздат, 1973; СНиП 2.02.04-88 "Основания и фундаменты зданий на вечномерзлых грунтах", М., Стройиздат, 1990.
Реализация настоящих Методических рекомендаций при проектировании и строительстве должна осуществляться при обязательном научном сопровождении. При этом должны предусматриваться стационарные наблюдения за построенными конструкциями в процессе их эксплуатации с целью предупреждения и ликвидации возможных по тем или иным причинам аварийных ситуаций, а также для последующей корректировки (при необходимости) настоящих Методических рекомендаций.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Рекомендации предназначены к применению в условиях 1-й дорожно-климатической зоны РФ.
1.2. Рекомендации предусматривают использование разрыхленных мерзлых грунтов при сооружении насыпей с формированием и сохранением мерзло-комковатого ядра насыпи на все время эксплуатации.
1.3. Рекомендации предназначены для автомобильных дорог общего пользования, сооружаемых в зоне вечной мерзлоты по 1 принципу, независимо от их категорийности (применение предлагаемых решений для тех или иных категорий определяется только технико-экономическими соображениями). При этом предполагается одностадийное строительство.
1.4. Эффект от применения мерзло-комковатых грунтов, сохраняемых в мерзлом состоянии в конструкциях земляного полотна на вечной мерзлоте, может быть получен за счет:
- уменьшения объема привозных качественных грунтов и открывающихся возможностей использования в нижней части насыпи местных мерзло-комковатых грунтов с сохранением их в мерзлом состоянии с помощью конструктивных методов;
- сокращения объемов замены грунтов в основании дорожных одежд в выемках в вечномерзлых грунтах;
- сокращения сроков строительства за счет перехода на одностадийное строительство;
- повышения надежности и долговечности дорожных конструкций, устраиваемых с сохранением вечной мерзлоты;
- снижения экологического ущерба при строительстве дорог в зоне вечной мерзлоты;
- возможного снижения затрат на уплотнение нижней части насыпей, в которой используются мерзло-комковатые грунты;
- снижения затрат на ремонтные работы.
1.5. Конструктивные решения с использованием мерзло-комковатых грунтов назначаются на основе специальных теплофизических и прочностных расчетов, принципы которых изложены в п. 6. Уточненные расчеты выполняются с помощью специальных компьютерных программ.
При проектировании конструкции необходимо учитывать возможное влияние механических свойств теплоизолирующих слоев и мерзло-комковатого ядра на прочность дорожной одежды.
1.6. Реализация настоящих Методических рекомендаций предполагается в опытно-экспериментальном порядке при обязательном научном сопровождении согласно требованиям распоряжения Минтранса России N ОС-754-р от 10.09.02 "Временное руководство по организации освоения инноваций при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог", М., 2002.
2. ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ
ДОРОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ НА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ
2.1. Использование мерзло-комковатых грунтов, сохраняемых в мерзлом состоянии во время эксплуатации, возможно только при строительстве по первому принципу в 1-й и 2-й подзонах 1 дорожно-климатической зоны (ВСН 84-89), которые примерно соответствуют зоне сплошного распространения вечной мерзлоты, при следующих условиях:
- температура грунтов на глубине нулевых годовых амплитуд ниже -1,5 °C;
- широкое развитие мерзлотных процессов и явлений: подземные льды различного генезиса, бугры пучения, термокарст, морозобойное растрескивание, солифлюкция, наледные участки и т.п.;
- наличие грунтов IV - V категории просадочности.
2.2. Для реализации 1-го принципа следует использовать следующие конструктивные способы сохранения мерзло-комковатого ядра насыпи и мерзлоты в ее основании:
- устройство из обычных грунтов насыпей высотой, обеспечивающей сохранение мерзло-комковатого ядра и вечной мерзлоты в основании насыпи; требуемую для этого высоту насыпи определяют по теплотехническим расчетам;
- применение устройств искусственного охлаждения земляного полотна (сезонно-охлаждающих установок СОУ, термосифонов, вентиляционных каналов и др.);
- устройство в земляном полотне специальных теплоизоляционных слоев (в том числе из пенопластовых плит, торфа и др.), обеспечивающих сохранение мерзло-комковатого ядра и мерзлоты в основании; при этом требуемую толщину слоев и их расположение в конструкции определяют на основе теплотехнических расчетов.
Выполнение основных объемов работ по сооружению земляного полотна производят в зимнее время.
Решение в пользу того или иного конструктивного способа принимается на основании экономических или иных соображений.
3. ОБЩАЯ МЕТОДИКА НАЗНАЧЕНИЯ ДОРОЖНОЙ КОНСТРУКЦИИ
С МЕРЗЛО-КОМКОВАТЫМ ЯДРОМ
3.1. Исходной информацией для назначения дорожной конструкции с мерзло-комковатым ядром служит:
- дорожно-климатическая зона;
- требуемая высота насыпи по условиям снегонезаносимости;
- толщина насыпи, обеспечивающая сохранение вечной мерзлоты без применения теплоизолирующих слоев.
3.2. Общий порядок разработки проектного решения земляного полотна автомобильной дороги в районе, где целесообразно применение принципа сохранения вечной мерзлоты, должен предусматривать следующее:
- проложение трассы дороги с учетом требований действующих СНиП, ландшафтных комплексов и мерзлотно-грунтовых условий, обеспечивающее получение решения, близкого к оптимальному с точки зрения реализации принятого принципа проектирования с учетом возможных затрат на строительство и эксплуатацию дороги;
- построение продольного профиля, отвечающего требованиям СНиП к дороге рассматриваемой технической категории; при построении продольного профиля в качестве руководящей рабочей отметки земляного полотна принимается высота насыпи, отвечающая условиям снегонезаносимости для данного района;
- выделение по построенному продольному профилю участков, высота насыпи на которых обеспечивает целесообразность применения мерзло-комковатых грунтов, сохраняемых в мерзлом состоянии во время эксплуатации; для выполнения этой процедуры осуществляются теплофизические расчеты с прогнозными оценками;
- выполнение расчетов, уточняющих требуемую толщину теплоизолирующего слоя с учетом конкретных условий (высоты насыпи, грунта, дорожной одежды, конкретных климатических данных, сроков строительства и т.п.).
3.3. После выполнения теплотехнических расчетов и определения требуемой толщины теплоизолирующих слоев принятая ранее конструкция дорожной одежды должна быть проверена на прочность с учетом реальной толщины теплоизолирующих слоев.
4. УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕРЗЛО-КОМКОВАТЫХ
ГРУНТОВ В НАСЫПЯХ
4.1. При конструировании насыпей с применением мерзло-комковатых грунтов, сохраняемых в мерзлом состоянии во время эксплуатации, следует учитывать следующие обстоятельства:
- комковатый грунт должен находиться в мерзлом состоянии в течение всего периода эксплуатации дороги;
- не исключена некоторая вероятность возникновения опасных мерзлотных процессов и явлений, в связи с чем тепловые и прочностные характеристики земляного полотна должны назначаться со значительным запасом;
- конструкция должна быть экономична и технологична.
4.2. Одним из условий сохранения грунта насыпи в мерзлом состоянии является его гидроизоляция. Так, в начале теплого сезона, когда отрицательная температура грунта достаточно низкая и составляет -8 - -10 °C, попавшая в насыпь вода замерзает, образуя ледяной прослой, при этом происходит незначительное повышение температуры грунта. Затем в течение теплого сезона отрицательная температура мерзлого грунта, повышается и при дальнейшем попадании туда воды ее отепляющее воздействие может привести к оттаиванию верхнего слоя мерзлого грунта и, соответственно, к его просадке.
В качестве гидроизоляции в данном случае может быть использована обойма из полиэтиленовой рулонной пленки (ГОСТ 10354-82), стабилизированной сажей.
4.3. Выбор конструкции насыпи должен быть осуществлен на основе решения теплофизической задачи для участков дороги со сходными условиями, как-то: наличие мерзлотных процессов и явлений, обводненность, мощность деятельного слоя на участке. В нормативных документах последний фактор, как правило, практически не учитывается, что может привести к проектным ошибкам.
При сооружении насыпей по первому принципу (с сохранением основания насыпи в мерзлом состоянии) на участках с деятельным слоем значительной мощности (2,5 - 3,5 м) в результате воздействия тепловых потоков сбоку - со стороны оттаявшего деятельного слоя - наблюдается оттаивание основания насыпи у ее подошвы и, как следствие этого, просадка. В этом случае необходимо устраивать теплоизоляцию на поверхности грунта рядом с подошвой насыпи и присыпать ее песчаным грунтом. Минимальную мощность деятельного слоя, при которой необходимо устраивать горизонтальную теплоизоляцию, следует определять на основании расчета температурных полей.
4.4. Для сохранения нижней части насыпи в мерзлом состоянии в качестве теплоизолятора в настоящее время, как правило, применяют торф, поскольку он достаточно широко распространен и дешев.
Однако использование торфа имеет свои недостатки. Торф в значительно большей степени, чем другие грунты, подвержен криогенному растрескиванию, которое представляет собой образование и рост температурных трещин в грунте вследствие понижения его температуры в зимнее время ниже 0 °C. Трещины образуются в результате возникающих в грунте температурных напряжений, превышающих предел прочности грунта на разрыв. Так, образование трещин в слое песка возможно при его температуре -21 - -24 °C, в глинистом грунте - при -14 °C, в торфе - при -12 °C. Возникшая в слое торфа трещина может привести к разрушению всей конструкции по двум причинам: трещина будет прорастать в близлежащие слои из других материалов, в том числе и мерзло-комковатый грунт, прорвав гидроизоляцию; в образовавшуюся трещину в теплое время года может попасть вода и вызвать оттаивание мерзло-комковатого грунта.
Следует также учитывать возможность сегрегационного льдовыделения в торфе. Образование шлиров льда происходит параллельно направлению изотерм. Поскольку изотермы на откосах насыпи располагаются примерно параллельно поверхности откоса, прослой шлиров льда может

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 15.10.2003 n ИС-903-р О ВКЛЮЧЕНИИ В ОБОСНОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВО (РЕКОНСТРУКЦИЮ) АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РАЗДЕЛА ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также