РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 08.10.2003 n АК-24-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОЙ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ ВОДИТЕЛЯ ТРАМВАЯ


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 октября 2003 г. N АК-24-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОЙ ДОЛЖНОСТНОЙ
ИНСТРУКЦИИ ВОДИТЕЛЯ ТРАМВАЯ
В целях совершенствования нормативной базы городского электрического транспорта:
1. Утвердить Примерную должностную инструкцию водителя трамвая (прилагается).
2. Рекомендовать организациям городского электрического транспорта Российской Федерации для использования в работе Примерную должностную инструкцию водителя трамвая.
3. Считать утратившей силу Типовую должностную инструкцию водителя трамвая, утвержденную Департаментом автомобильного транспорта Минтранса России 26 марта 1996 г.
Заместитель Министра
А.В.КОЛИК



Утверждена
распоряжением Минтранса России
от 8 октября 2003 г. N АК-24-р
ПРИМЕРНАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ВОДИТЕЛЯ ТРАМВАЯ
1. Общие положения
1. Водитель трамвая осуществляет управление трамваем с соблюдением правил дорожного движения и правил технической эксплуатации трамвая.
2. Водитель трамвая непосредственно подчиняется начальнику маршрута.
3. Водитель трамвая обязан выполнять оперативные распоряжения, связанные с обеспечением безопасности перевозки пассажиров, безопасности движения, выполнением расписания движения:
на территории депо - диспетчера трамвайного депо по выпуску;
при работе на линии - работников службы движения (диспетчера конечной станции, ревизора (техника) движения), ревизоров по безопасности движения, работников ГИБДД и других лиц, уполномоченных регулировать движение.
В экстремальных ситуациях водитель трамвая выполняет также указания начальника (директора) депо, заместителя начальника (директора) депо по эксплуатации, начальника службы движения.
4. Водитель трамвая, не работавший в качестве водителя более одного года, допускается к управлению трамваем после подтверждения аттестационной (квалификационной) комиссией организации городского электрического транспорта теоретических знаний и практических навыков вождения трамвая в объеме требований тарифно-квалификационной характеристики ранее присвоенной водителю квалификации, а также после стажировки на маршруте. Конкретная продолжительность стажировки на маршруте устанавливается аттестационной (квалификационной) комиссией в зависимости от стажа и срока перерыва в работе по специальности.
5. Водитель трамвая должен знать:
свою должностную инструкцию;
правила дорожного движения;
правила технической эксплуатации трамвая;
правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок до 1000 В;
инструкцию о порядке допуска персонала к работе при эксплуатации электроустановок;
инструкции по технике безопасности и противопожарной защите;
систему технического обслуживания и ремонта трамваев;
устройство, принцип действия и возможные неисправности обслуживаемых трамваев и их оборудования;
способы выявления и устранения неисправностей, возникающих во время движения;
порядок вызова технической помощи, подачи заявок на ремонт трамваев и оформления возврата трамвая в трамвайное депо по технической неисправности;
инструкцию по производству маневровых работ на территории трамвайного депо;
инструкцию по сцепке и буксировке трамваев;
инструкцию о порядке эксплуатации подвижного состава на участках с тяжелыми условиями движения;
правила пользования трамваем;
способы связи с оперативным персоналом службы движения и трамвайного депо;
схемы маршрутов;
профиль и особенности пути обслуживаемого маршрута;
расположение конечных станций маршрутов;
особенности вождения трамваев в осенне-зимних условиях;
порядок действия работников городского электрического транспорта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и угрозы террористических актов;
режимы труда и отдыха водителей трамвая;
порядок прохождения предрейсовых медосмотров;
методы экономии электроэнергии;
порядок оформления поездной документации;
положение о книжке водителя;
действующие формы оплаты проезда;
существующие формы проездных билетов;
устройство компостеров, звукоусилительной установки;
приказы, распоряжения и другие нормативные акты, относящиеся к работе водителя трамвая;
правила внутреннего трудового распорядка организации городского электрического транспорта.
6. Водитель трамвая во время работы должен иметь при себе:
удостоверение на право управления трамваем;
удостоверение о проверке знаний правил эксплуатации электроустановок потребителей и правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей;
книжку водителя;
путевой лист;
полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
расписание движения.
7. Водитель трамвая обязан быть вежливым и предупредительным в обращении с пассажирами, объявлять остановочные пункты и порядок оплаты проезда.
8. При обнаружении в трамвае забытых вещей обязан действовать в соответствии с инструкцией, разработанной в организации городского электрического транспорта.
9. Водитель трамвая обязан регулярно посещать технические занятия, инструктивные совещания и другие мероприятия, направленные на обеспечение безопасности движения и техники безопасности, проводимые руководством организации городского электрического транспорта.
10. При наличии в водительском удостоверении отметки "Очки" или при наличии предписания медицинской комиссии водитель трамвая обязан работать в очках и иметь при себе запасные очки.
2. Обязанности водителя трамвая
1. Основной обязанностью водителя трамвая является обеспечение безопасной перевозки пассажиров и соблюдение регулярности движения.
2. Водитель трамвая обязан явиться на работу не позднее указанного в наряде времени, пройти предрейсовый медицинский осмотр, предъявить диспетчеру трамвайного депо по выпуску удостоверение на право управления трамваем и книжку водителя, получить путевой лист, расписание движения, книгу трамвая, набор инструментов, диэлектрические перчатки и сигнальный жилет оранжевого цвета.
При работе без кондуктора дополнительно получить звукоусилительную установку, билетно-учетный лист, абонементные талоны и проездные билеты.
3. Водитель трамвая должен проверить в книге трамвая наличие подписи мастера, подтверждающей, что трамвай технически исправен, чист и годен к эксплуатации на линии.
При наличии в книге трамвая заявок на неисправность отдельных узлов и агрегатов проверить наличие подписи мастера об их устранении. Если неисправности не устранены, сообщить об этом диспетчеру трамвайного депо по выпуску, дать повторную заявку. В дальнейшем действовать в соответствии с указаниями диспетчера по выпуску.
Водитель трамвая должен также проверить наличие действительного талона государственного технического осмотра ГИБДД, который храниться в книге трамвая, и полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
4. При приемке трамвая водитель трамвая должен проверить:
полноту и правильность экипировки;
внешнее и внутренне состояние кузова, качество уборки салона (уборка кабины трамвая производится водителем);
исправность запоров всех люков, кожухов и крышек;
наличие калиброванных предохранителей низковольтных и высоковольтных электрических цепей;
состояние токоприемника, контактной вставки;
состояние сцепных приборов;
регулировку всех видов тормозов;
исправность освещения салона, контрольной лампы (зуммера), ламп освещения подножек, в зимнее время - обогревов салона и кабины водителя, работу стеклообогревателя кабины;
работу сигнала, звонка из салона, фар, стоп-сигналов, габаритных фонарей, дверных механизмов, сигналов указателей поворотов, действие световых сигналов положения дверей салона, стеклоочистителей, песочниц, звукоусилительной установки;
исправность колесных пар (внешним осмотром);
напряжение аккумуляторной батареи;
правильность установки и исправность кресла водителя, зеркал заднего вида, солнцезащитного козырька;
на трамваях, работающих по системе многих единиц, - исправность межвагонных соединений и сцепных приборов;
состояние предохранительной сетки;
наличие сухого песка в песочницах, двух противооткатных упоров (башмаков), двух порошковых или углекислотных огнетушителей (по одному в салоне и кабине), медицинской аптечки, знака аварийной остановки, буксировочной сцепки.
В случае обнаружения какой-либо неисправности водитель трамвая должен заявить об этом диспетчеру депо.
При отсутствии неисправностей водитель трамвая должен расписаться в путевом листе и книге трамвая о приемке трамвая в технически исправном состоянии.
5. Перед выездом из депо водитель трамвая должен поставить в кассету фамильную вставку, при бескассовом обслуживании установить код компостеров.
6. При выезде из депо водитель трамвая должен проверить действие тормозов, песочниц, работу генератора, работу токоприемников при прохождении спецчастей контактной сети, убедиться в свободном ходе трамвая на выбеге, в отсутствии постороннего шума и стука. При выявлении неисправности водитель обязан остановить трамвай, сообщить об этом работнику, ответственному за выпуск, или линейному работнику службы движения и действовать по их указанию.
Проверка исправности перечисленных выше узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения, должна производиться водителем трамвая без пассажиров на участке пути, определенном приказом по организации городского электрического транспорта.
7. По прибытии на конечную станцию водитель трамвая должен явиться к диспетчеру станции, предъявить ему удостоверение на право управления трамваем, книжку водителя, отправиться в рейс по маршруту согласно расписанию.
8. Во время работы на линии водитель трамвая обязан:
соблюдать правила дорожного движения;
строго выполнять расписание движения при обеспечении безопасности движения;
обеспечивать сохранность подвижного состава;
экономно расходовать электроэнергию;
культурно обслуживать пассажиров;
соблюдать правила техники безопасности;
после каждого оборотного рейса осматривать салон и технологические отсеки трамвая с целью выявления посторонних предметов;
соблюдать правила технической эксплуатации трамвая;
соблюдать инструкцию по бескондукторному обслуживанию.
9. Во время движения водителю трамвая запрещается:
отвлекаться от управления трамваем;
провозить в кабине кого-либо, кроме стажера в период его работы и закрепленного за маршрутом водителя-инструктора;
разговаривать, продавать абонементные талоны и проездные билеты;
пользоваться радиоприемником и магнитофоном;
производить посадку и высадку пассажиров на перегонах между остановочными пунктами, за исключением аварийных случаев и вынужденной остановки вне остановочного пункта длительностью свыше 2-х минут (кроме стоянки у светофоров);
производить посадку и высадку пассажиров до полной остановки трамвая;
начинать движение и вести трамвай с открытыми дверями;
принимать пищу.
10. Следовать укороченным рейсом или измененным направлением водитель трамвая может только по разрешению диспетчера конечной станции или линейного работника службы движения при наличии соответствующей записи в путевом листе.
11. Водитель трамвая обязан производить остановку трамвая на всех остановочных пунктах маршрута, независимо от наполнения салона.
12. При задержке трамвая в пути (скоплении транспорта, неисправности контактной сети или трамвайного пути, сходе трамвая с рельсов), аварии, дорожно-транспортном происшествии водитель трамвая должен немедленно сообщить о происшедшем линейному работнику службы движения, а при его отсутствии - старшему (центральному) диспетчеру, указав причину задержки, инвентарный номер трамвая, маршрут следования и место стоянки.
13. При управлении трамваем водитель трамвая должен соблюдать следующие правила:
пуск и разгон производить плавно без рывков, равномерно переводя контроллер водителя с первой на последующие позиции;
не допускать продолжительной езды на маневровой позиции контроллера водителя во избежание перегрева пусковых резисторов;
служебное торможение следует осуществлять плавно, максимально используя выбег;
во избежание порчи электродвигателей, карданного вала и редуктора запрещается производить торможение переводом реверсора контроллера водителя в положение "назад";
при исчезновении напряжения в контактной сети немедленно отключить контроллер и остановить трамвай.
14. При подъезде к остановочному пункту водитель трамвая обязан:
снизить скорость движения с таким расчетом, чтобы остановка трамвая была произведена плавно;
произвести остановку так, чтобы передняя площадка вагона находилась против указателя остановки;
объявить название остановочного пункта;
после полной остановки трамвая открыть двери для высадки и посадки пассажиров.
15. На остановочном пункте водитель трамвая обязан следить за выходом и входом пассажиров, по возможности не допуская посадки через переднюю дверь лиц, не имеющих на это право.
Водитель трамвая обязан следить за наполнением трамвая в пределах установленной нормы и предупреждать пассажиров об окончании посадки при полном наполнении салона трамвая. Водитель трамвая при необходимости должен осуществлять продажу пассажирам абонементных талонов и проездных билетов только на остановочном пункте.
16. Перед отправлением с остановочного пункта водитель трамвая обязан:
объявить пассажирам об окончании посадки "Осторожно, двери закрываются";
закрыть двери салона;
объявить название следующего остановочного пункта;
убедившись, что все двери закрыты и нет опасности для начала движения, плавно тронуться с места.
17. Водитель трамвая обязан останавливать трамвай:
на остановочных пунктах маршрута следования;
на остановочных пунктах при следовании нулевым рейсом;
при запрещающем сигнале светофора или регулировщика дорожного движения;
при угрозе наезда или столкновения;
при пропуске транспортных средств, подающих специальные звуковые и световые сигналы, шествий воинских частей, группы детей, пешеходов с ограниченным зрением;
по требованию работников ГИБДД, работников службы движения и ревизоров по безопасности движения;
при наличии препятствий для движения;
при внезапном толчке, стуке;
при тревожных сигналах кондуктора, пассажиров

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 08.10.2003 n АК-25-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОЙ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ ВОДИТЕЛЯ ТРОЛЛЕЙБУСА  »
Постановления и Указы »
Читайте также