ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ НА 2001 - 2003 ГОДЫ (Зарегистрировано Минтрудом РФ 14.11.2000 n 8164-ВЯ) (ред. от 23.09.2003)


ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ
НА 2001 - 2003 ГОДЫ
(в ред. Дополнений и изменений,
зарегистрированных Минтрудом РФ 12.03.2002 N 1360-ВЯ,
Дополнений и изменений,
зарегистрированных Минтрудом РФ 27.09.2002 N 6548-ВЯ,
Дополнений и изменений,
зарегистрированных Минтрудом РФ 23.09.2003 N 7383-ВЯ)
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Организация - предприятие, учреждение, организация железнодорожного транспорта, на которые распространяется Отраслевое тарифное соглашение.
(в ред. Дополнений и изменений, зарегистрированных Минтрудом РФ 23.09.2003 N 7383-ВЯ)
Профсоюз - Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей.
Представитель работников - Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей в соответствии с Уставом профсоюза.
Работодатель - организация (юридическое лицо), с которым работник состоит в трудовых отношениях.
Представитель работодателя:
- руководитель организации, другое лицо, уполномоченное на представительство работодателем в части выполнения обязательств Соглашения;
- Министерство путей сообщения Российской Федерации, уполномоченное на представительство работодателями (при разработке и заключении Соглашения).
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Отраслевое тарифное соглашение (далее - Соглашение) заключено на основании Трудового кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов.
(абзац в ред. Дополнений и изменений, зарегистрированных Минтрудом РФ 23.09.2003 N 7383-ВЯ)
Соглашение направлено на обеспечение стабильной работы железнодорожного транспорта, его доступности, конкурентоспособности, удовлетворение потребностей экономики государства и населения в перевозках, создание социально-экономических условий для производительного труда, повышение жизненного уровня и социальной защищенности работников отрасли и определяет для них социально-экономические и правовые гарантии в условиях развития основных принципов структурной реформы железнодорожного транспорта.
(в ред. Дополнений и изменений, зарегистрированных Минтрудом РФ 23.09.2003 N 7383-ВЯ)
Сторонами, заключившими между собой настоящее Соглашение, являются:
- от работников железных дорог, других организаций железнодорожного транспорта - Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей (Общероссийский профсоюз - далее по тексту - Профсоюз) в соответствии с его Уставом;
(в ред. Дополнений и изменений, зарегистрированных Минтрудом РФ 23.09.2003 N 7383-ВЯ)
- от работодателей - уполномоченное работодателями Министерство путей сообщения Российской Федерации (далее по тексту - МПС России);
- участник Соглашения - Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Соглашение:
- распространяется на работников и работодателей, уполномочивших участников Соглашения разработать и заключить его от их имени, а также на освобожденных выборных и штатных профсоюзных работников;
- является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения между сторонами, его нормы обязательны для применения;
- является основой для заключения коллективных договоров, индивидуальных трудовых договоров (контрактов) и не ограничивает права Сторон в расширении социальных гарантий и льгот при наличии собственных средств для их обеспечения;
- в месячный срок со дня его подписания Сторонами доводится до организаций, на работников которых оно распространяется.
Стороны признают, что стабильная работа железнодорожного транспорта и благополучие его тружеников в значительной степени взаимосвязано. Стороны заинтересованы в создании и поддержании гармоничных отношений, атмосферы взаимопонимания и доверия на всех уровнях, поиске путей решения возникающих вопросов путем переговоров.
Структурные преобразования в отрасли, в том числе и с выводом организаций из системы МПС, проводить с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа.
В случае реорганизации представителя стороны Соглашения его права и обязанности по Соглашению переходят к его правопреемнику (правопреемникам) и сохраняются до заключения нового Соглашения.
Законы и другие нормативные правовые акты, принятые в период действия Соглашения и улучшающие социально-правовые и социально-экономическое положение работников, расширяют действие соответствующих пунктов Соглашения с момента вступления их в силу. В случае, если законами или иными нормативными правовыми актами положение работников ухудшается, действуют условия Соглашения.
Соглашение открыто для присоединения работников, работодателей организаций железнодорожного транспорта независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы, принявших решение о присоединении к настоящему Соглашению.
(абзац в ред. Дополнений и изменений, зарегистрированных Минтрудом РФ 23.09.2003 N 7383-ВЯ)
Присоединение к Соглашению оформляется совместным письмом работодателя и соответствующего органа Профсоюза с уведомлением о присоединении к Соглашению, направленным в адрес представителей сторон Соглашения.
Стороны на равноправной основе образовали Отраслевую комиссию для ведения переговоров, заключения Соглашения и контроля за ходом его выполнения (далее - Отраслевая комиссия) из числа представителей работников и работодателей, наделенных необходимыми полномочиями. На Отраслевую комиссию возложены следующие функции: подготовка проекта Соглашения, ведение коллективных переговоров по его заключению, осуществление контроля за выполнением Соглашения, внесение в него изменений и дополнений, урегулирование возникающих между представителями Сторон разногласий.
Стороны Соглашения предоставляют друг другу полную и своевременную информацию по вопросам социально-экономического положения организаций о ходе выполнения Соглашения.
II. СТОРОНЫ ДОГОВОРИЛИСЬ:
2.1. В ходе осуществления экономических преобразований в стране и в целях устойчивого функционирования железнодорожного транспорта в условиях реформирования отрасли, как приоритетного направления развития экономики, постоянно проводить работу с федеральными органами исполнительной власти и органами субъектов Российской Федерации по решению вопросов:
(абзац в ред. Дополнений и изменений, зарегистрированных Минтрудом РФ от 27.09.2002 N 6548-ВЯ, Дополнений и изменений, зарегистрированных Минтрудом РФ 23.09.2003 N 7383-ВЯ)
- сохранения единой системы железных дорог Российской Федерации в условиях разделения функций государственного и хозяйственного регулирования;
- повышения уровня социальной защищенности работников железнодорожного транспорта;
- безопасности движения, охраны труда;
- развития и стимулирования инвестиционной и инновационной политики отрасли;
- сохранения отраслевой системы здравоохранения, организаций образования и культуры с учетом современных требований;
- обеспечения своевременной индексации тарифов на перевозки в установленном Правительством Российской Федерации порядке с учетом повышения эффективности работы на железнодорожном транспорте;
(в ред. Дополнений и изменений, зарегистрированных Минтрудом РФ 23.09.2003 N 7383-ВЯ)
- возмещения убытков от перевозок пассажиров в дальнем и пригородном сообщениях в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами;
- выделения железнодорожному транспорту бюджетных ассигнований на финансирование строительства важнейших объектов, имеющих общегосударственное значение, на приобретение подвижного состава для пассажирских перевозок, а также на строительство жилья для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий год;
(в ред. Дополнений и изменений, зарегистрированных Минтрудом РФ 23.09.2003 N 7383-ВЯ)
- принятия мер, направленных на стабилизацию финансового положения железнодорожного транспорта, при необходимости предоставления отсрочки платежей в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- выделения средств на строительство жилья для переселения в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации железнодорожников и членов их семей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с реорганизацией отрасли, увольнением в связи с уходом на пенсию;
- финансирования из федерального бюджета организаций отраслевой системы образования, здравоохранения и культуры в соответствии с порядком, определенным законодательством Российской Федерации;
- возмещения за счет виновных сторон ущерба, причиненного организациям железнодорожного транспорта вследствие забастовок, конфликтов и других, не зависящих от железнодорожников причин;
(в ред. Дополнений и изменений, зарегистрированных Минтрудом РФ 23.09.2003 N 7383-ВЯ)
- выделения средств из местных бюджетов на доведение размера оплаты труда работников организаций бюджетной сферы отрасли до уровня оплаты труда в соответствующих территориальных бюджетных организациях, а также предоставление организациям льгот и гарантий по налогообложению при заключении железными дорогами договоров (соглашений) с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2.2. Индексировать заработную плату работников железнодорожного транспорта (кроме работников учреждений и организаций, финансируемых из федерального бюджета) на уровне роста цен на потребительские товары и услуги.
МПС России и ЦК профсоюза ежеквартально на основании данных Госкомстата России о росте цен на потребительские товары и услуги определяют размер индексации заработной платы и размер минимальной оплаты труда в отрасли (тарифной ставки рабочего первого разряда Отраслевой единой тарифной сетки).
В первом квартале 2001, 2002, 2003, 2004 годов размер индексации заработной платы определяется на основании данных Госкомстата России о годовом росте цен на потребительские товары и услуги и с учетом произведенного повышения заработной платы соответственно за 2000, 2001, 2002, 2003 годы.
Во втором и последующих кварталах 2001, 2002, 2003 годов индексировать заработную плату в зависимости от роста потребительских цен на товары и услуги (без учета товаров и услуг необязательного пользования) нарастающим итогом с начала года к расчетному (базовому) ее уровню, исчисленному по росту цен на потребительские товары и услуги за период январь - декабрь предыдущего года с учетом региональных колебаний.
Индексация заработной платы работников организаций бюджетной сферы производится в соответствии с решениями, принимаемыми Правительством Российской Федерации.
2.3. Предоставлять в установленном законодательством порядке работникам железнодорожного транспорта и членам их семей, находящимся на иждивении, право бесплатного проезда:
один раз в год по личным надобностям по разовому билету в купейном вагоне пассажирского поезда;
по годовому билету в пригородном или местном (при отсутствии пригородного) сообщении на суммарное расстояние двух направлений до 150 км.
Сохранить за лицами, проработавшими в организациях железнодорожного транспорта не менее 20 лет при уходе на пенсию из этих организаций, в том числе и по инвалидности (в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным, возникшим не по вине работника, повреждением здоровья) право бесплатного проезда по годовому билету в пригородном или местном (при отсутствии пригородного) сообщении на расстояние двух направлений до 150 км и разовому билету прямого сообщения для проезда по личным надобностям в купейном вагоне пассажирского поезда.
Лица, награжденные знаком "Почетный железнодорожник", пользуются правом бесплатного проезда по разовому билету в соответствии с Положением о знаке "Почетный железнодорожник.
(п. 2.3 в ред. Дополнений и изменений, зарегистрированных Минтрудом РФ 23.09.2003 N 7383-ВЯ)
2.4. Льготы и гарантии, предусмотренные настоящим Соглашением, могут уточняться, по договоренности Сторон, при изменении финансово-экономического положения в отрасли.
III. РАБОТОДАТЕЛИ ОБЯЗУЮТСЯ:
(в ред. Дополнений и изменений, зарегистрированных
Минтрудом РФ 23.09.2003 N 7383-ВЯ)
3.1. В сфере организации и нормирования труда,
заработной платы и рабочего времени
3.1.1. Применять в качестве минимальных гарантий оплаты труда основных профессионально-квалификационных групп работников железнодорожного транспорта, при соблюдении установленной законодательством Российской Федерации продолжительности рабочего времени и выполнении работниками трудовых обязанностей (норм труда), единые отраслевые тарифные ставки и оклады, определяемые исходя из минимального размера оплаты труда в отрасли (тарифной ставки рабочего первого разряда) и тарифных коэффициентов Отраслевой единой тарифной сетки (ОЕТС) с учетом особенностей, утвержденных МПС России по согласованию с ЦК профсоюза. Изменение условий оплаты труда производить на основе технико-экономических обоснований по согласованию с соответствующим профсоюзным органом и извещением работников не менее чем за два месяца до их введения.
Производить тарификацию работ и присвоение квалификационных разрядов рабочим в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих.
По результатам аттестации рабочих мест и в соответствии с отраслевыми перечнями работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда устанавливать доплаты к тарифным ставкам и окладам работников, занятых на этих работах.
Разряды для оплаты труда руководителей, специалистов и служащих по отраслевой тарифной сетке устанавливать в соответствии с требованиями квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих железнодорожного транспорта, согласованных с ЦК профсоюза.
(в ред. Дополнений и изменений, зарегистрированных Минтрудом РФ 23.09.2003 N 7383-ВЯ)
Обеспечивать повышение реальной заработной платы по мере роста производительности труда, доходов, экономии затрат, поэтапное приближение размера минимальной оплаты труда в отрасли (тарифной ставки первого разряда Отраслевой единой тарифной сетки) до величины прожиточного минимума в Российской Федерации. В целях снижения текучести кадров и обеспечения технологической стабильности работы железнодорожного транспорта повысить в 2002 году заработную плату эксплуатационного персонала в пределах роста фонда заработной платы на 34% к уровню 2001 года при росте производительности труда до 10% дифференцированно по железным дорогам.
(в ред. Дополнений и изменений, зарегистрированных Минтрудом РФ 12.03.2002 N 1360-ВЯ)
Применять для определения необходимых затрат труда нормативные материалы, разработанные в соответствии с требованиями Положения об организации нормирования

ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ НА 2001 - 2003 ГОДЫ (Зарегистрировано Минтрудом РФ 14.11.2000 n 8164-ВЯ) (ред. от 27.09.2002)  »
Постановления и Указы »
Читайте также