ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ НА 2001 - 2003 ГОДЫ (Зарегистрировано Минтрудом РФ 14.11.2000 n 8164-ВЯ)


ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ
НА 2001 - 2003 ГОДЫ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Организация - предприятие, учреждение, организация федерального железнодорожного транспорта, на которые распространяется Отраслевое тарифное соглашение.
Профсоюз - Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей.
Представитель работников - Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей в соответствии с Уставом профсоюза.
Работодатель - организация (юридическое лицо), с которым работник состоит в трудовых отношениях.
Представитель работодателя:
- руководитель организации, другое лицо, уполномоченное на представительство работодателем в части выполнения обязательств Соглашения;
- Министерство путей сообщения Российской Федерации, уполномоченное на представительство работодателями (при разработке и заключении Соглашения).
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Отраслевое тарифное соглашение (далее - Соглашение) заключено на основании Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" и других нормативных и правовых актов.
Соглашение направлено на обеспечение стабильной работы федерального железнодорожного транспорта, его доступности, конкурентоспособности, удовлетворение потребностей экономики государства и населения в перевозках, создание социально - экономических условий для производительного труда, повышение жизненного уровня и социальной защищенности работников отрасли и определяет для них социально - экономические и правовые гарантии в условиях развития основных принципов структурной реформы железнодорожного транспорта.
Сторонами, заключившими между собой настоящее Соглашение, являются:
- от работников железных дорог, других организаций федерального железнодорожного транспорта - Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей (Общероссийский профсоюз - далее по тексту - Профсоюз) в соответствии с его Уставом;
- от работодателей - уполномоченное работодателями Министерство путей сообщения Российской Федерации (далее по тексту - МПС России);
- участник Соглашения - Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Соглашение:
- распространяется на работников и работодателей, уполномочивших участников Соглашения разработать и заключить его от их имени, а также на освобожденных выборных и штатных профсоюзных работников;
- является правовым актом, регулирующим социально - трудовые отношения между сторонами, его нормы обязательны для применения;
- является основой для заключения коллективных договоров, индивидуальных трудовых договоров (контрактов) и не ограничивает права Сторон в расширении социальных гарантий и льгот при наличии собственных средств для их обеспечения;
- в месячный срок со дня его подписания Сторонами доводится до организаций, на работников которых оно распространяется.
Стороны признают, что стабильная работа железнодорожного транспорта и благополучие его тружеников в значительной степени взаимосвязано. Стороны заинтересованы в создании и поддержании гармоничных отношений, атмосферы взаимопонимания и доверия на всех уровнях, поиске путей решения возникающих вопросов путем переговоров.
Структурные преобразования в отрасли, в том числе и с выводом организаций из системы МПС, проводить с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа.
В случае реорганизации представителя стороны Соглашения его права и обязанности по Соглашению переходят к его правопреемнику (правопреемникам) и сохраняются до заключения нового Соглашения.
Законы и другие нормативные правовые акты, принятые в период действия Соглашения и улучшающие социально - правовые и социально - экономическое положение работников, расширяют действие соответствующих пунктов Соглашения с момента вступления их в силу. В случае, если законами или иными нормативными правовыми актами положение работников ухудшается, действуют условия Соглашения.
Соглашение открыто для присоединения к нему работодателей и работников организаций системы МПС, изъявивших свое согласие на присоединение к Соглашению.
Присоединение к Соглашению оформляется совместным письмом работодателя и соответствующего органа Профсоюза с уведомлением о присоединении к Соглашению, направленным в адрес представителей сторон Соглашения.
Стороны на равноправной основе образовали Отраслевую комиссию для ведения переговоров, заключения Соглашения и контроля за ходом его выполнения (далее - Отраслевая комиссия) из числа представителей работников и работодателей, наделенных необходимыми полномочиями. На Отраслевую комиссию возложены следующие функции: подготовка проекта Соглашения, ведение коллективных переговоров по его заключению, осуществление контроля за выполнением Соглашения, внесение в него изменений и дополнений, урегулирование возникающих между представителями Сторон разногласий.
Стороны Соглашения предоставляют друг другу полную и своевременную информацию по вопросам социально - экономического положения организаций о ходе выполнения Соглашения.
II. СТОРОНЫ ДОГОВОРИЛИСЬ:
2.1. В ходе осуществления экономических преобразований в стране, отрасли и в целях устойчивого функционирования федерального железнодорожного транспорта, как приоритетного направления развития экономики, постоянно проводить работу с федеральными органами исполнительной власти и органами субъектов Российской Федерации по решению вопросов:
- сохранения единой системы железных дорог Российской Федерации в условиях разделения функций государственного и хозяйственного регулирования;
- повышения уровня социальной защищенности работников железнодорожного транспорта;
- безопасности движения, охраны труда;
- развития и стимулирования инвестиционной и инновационной политики отрасли;
- сохранения отраслевой системы здравоохранения, организаций образования и культуры с учетом современных требований;
- обеспечения своевременной индексации тарифов на перевозки в установленном Правительством Российской Федерации порядке с учетом повышения эффективности работы на федеральном железнодорожном транспорте;
- возмещения убытков от перевозок пассажиров в дальнем и пригородном сообщениях в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами;
- выделения федеральному железнодорожному транспорту бюджетных ассигнований на финансирование строительства важнейших объектов, имеющих общегосударственное значение, на приобретение подвижного состава для пассажирских перевозок, а также на строительство жилья для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий год;
- принятия мер, направленных на стабилизацию финансового положения железнодорожного транспорта, при необходимости предоставления отсрочки платежей в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- выделения средств на строительство жилья для переселения в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации железнодорожников и членов их семей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с реорганизацией отрасли, увольнением в связи с уходом на пенсию;
- финансирования из федерального бюджета организаций отраслевой системы образования, здравоохранения и культуры в соответствии с порядком, определенным законодательством Российской Федерации;
- возмещения за счет виновных сторон ущерба, причиненного организациям федерального железнодорожного транспорта вследствие забастовок, конфликтов и других, не зависящих от железнодорожников причин;
- выделения средств из местных бюджетов на доведение размера оплаты труда работников организаций бюджетной сферы отрасли до уровня оплаты труда в соответствующих территориальных бюджетных организациях, а также предоставление организациям льгот и гарантий по налогообложению при заключении железными дорогами договоров (соглашений) с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2.2. Индексировать заработную плату работников железнодорожного транспорта (кроме работников учреждений и организаций, финансируемых из федерального бюджета) на уровне роста цен на потребительские товары и услуги.
МПС России и ЦК профсоюза ежеквартально на основании данных Госкомстата России о росте цен на потребительские товары и услуги определяют размер индексации заработной платы и размер минимальной оплаты труда в отрасли (тарифной ставки рабочего первого разряда Отраслевой единой тарифной сетки).
В первом квартале 2001, 2002, 2003, 2004 годов размер индексации заработной платы определяется на основании данных Госкомстата России о годовом росте цен на потребительские товары и услуги и с учетом произведенного повышения заработной платы соответственно за 2000, 2001, 2002, 2003 годы.
Во втором и последующих кварталах 2001, 2002, 2003 годов индексировать заработную плату в зависимости от роста потребительских цен на товары и услуги (без учета товаров и услуг необязательного пользования) нарастающим итогом с начала года к расчетному (базовому) ее уровню, исчисленному по росту цен на потребительские товары и услуги за период январь - декабрь предыдущего года с учетом региональных колебаний.
Индексация заработной платы работников организаций бюджетной сферы производится в соответствии с решениями, принимаемыми Правительством Российской Федерации.
2.3. Предоставлять всем работникам федерального железнодорожного транспорта и членам их семей, находящимся на иждивении, право бесплатного проезда по личным надобностям по разовому билету в купейном вагоне пассажирских поездов и бесплатного проезда по годовому билету в пригородном или местном (при отсутствии пригородного) сообщении на суммарное расстояние двух направлений до 150 км. Сохранить за железнодорожниками, проработавшими в организациях железнодорожного транспорта не менее 20 лет, при уходе на пенсию с железнодорожного транспорта право бесплатного проезда по годовому билету в пригородном или местном (при отсутствии пригородного) сообщении на расстояние до 150 км и разовому билету прямого сообщения для проезда по личным надобностям в купейном вагоне пассажирского поезда.
2.4. Льготы и гарантии, предусмотренные настоящим Соглашением, могут уточняться, по договоренности Сторон, при изменении финансово - экономического положения в отрасли.
III. МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОВМЕСТНО С АДМИНИСТРАЦИЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЯЗУЮТСЯ:
3.1. В сфере организации и нормирования труда,
заработной платы и рабочего времени
3.1.1. Применять в качестве минимальных гарантий оплаты труда основных профессионально - квалификационных групп работников железнодорожного транспорта, при соблюдении установленной законодательством Российской Федерации продолжительности рабочего времени и выполнении работниками трудовых обязанностей (норм труда), единые отраслевые тарифные ставки и оклады, определяемые исходя из минимального размера оплаты труда в отрасли (тарифной ставки рабочего первого разряда) и тарифных коэффициентов Отраслевой единой тарифной сетки (ОЕТС) с учетом особенностей, утвержденных МПС России по согласованию с ЦК профсоюза. Изменение условий оплаты труда производить на основе технико - экономических обоснований по согласованию с соответствующим профсоюзным органом и извещением работников не менее чем за два месяца до их введения.
Производить тарификацию работ и присвоение квалификационных разрядов рабочим в соответствии с Единым тарифно - квалификационным справочником работ и профессий рабочих.
По результатам аттестации рабочих мест и в соответствии с отраслевыми перечнями работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда устанавливать доплаты к тарифным ставкам и окладам работников, занятых на этих работах.
Разряды для оплаты труда руководителей, специалистов и служащих по отраслевой тарифной сетке устанавливать в соответствии с требованиями квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих федерального железнодорожного транспорта, согласованных с ЦК профсоюза.
Обеспечивать повышение реальной заработной платы по мере роста производительности труда, доходов, экономии затрат, поэтапное приближение размера минимальной оплаты труда в отрасли (тарифной ставки первого разряда Отраслевой единой тарифной сетки) до величины прожиточного минимума в Российской Федерации.
Применять для определения необходимых затрат труда нормативные материалы, разработанные в соответствии с требованиями Положения об организации нормирования труда на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденного МПС РФ от 06.07.00 N ЦЗТ-765 и согласованного с ЦК профсоюза (Постановление от 26.06.00 N 1617).
Введение, замену и пересмотр норм труда (выработки, времени, обслуживания и численности) производить с учетом достигнутого уровня техники, технологии, организации производства труда.
Перечень применяемых нормативных материалов (межотраслевых, отраслевых, ведомственных, местных), а также сроки введения, разработки и пересмотра, устанавливать с обязательным согласованием с соответствующим выборным профсоюзным органом и извещением работников, которых касаются изменения, не менее чем за два месяца до их введения.
Оплата труда работников бюджетных организаций осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими оплату труда в Российской Федерации.
Обеспечивать выплату заработной платы в соответствии со сроками, определенными коллективными договорами. В случае задержки ее выплаты в установленные сроки возмещать потери в связи с инфляцией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.1.2. Регулировать продолжительность рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников федерального железнодорожного транспорта, работа которых связана с непрерывностью перевозочного процесса, безопасностью движения поездов и обслуживанием пассажиров, постоянным выполнением трудовых обязанностей в пути и разъездах в пределах обслуживаемых участков, в соответствии с особенностями, утвержденными МПС России по согласованию с ЦК профсоюза, правилами внутреннего трудового распорядка организации (структурного подразделения), согласованными с соответствующим выборным профсоюзным органом.
3.1.3. В соответствии с законодательством работникам железнодорожного транспорта предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 24 рабочих дней (ст. 67 КЗоТ РФ).
Предоставлять работникам дополнительный отпуск за работу во вредных условиях согласно "Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда,

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 08.12.1997 n 61 (ред. от 23.09.2003) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ОТРАСЛЕВЫХ НОРМ БЕСПЛАТНОЙ ВЫДАЧИ РАБОТНИКАМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБУВИ И ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ  »
Постановления и Указы »
Читайте также