ПРИКАЗ Минюста РФ от 03.09.2003 n 213 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 3 сентября 2003 г. N 213
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях совершенствования контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также прав человека в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить Инструкцию о порядке проведения проверок соблюдения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также прав человека в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.
2. Начальникам Управления по контролю за соблюдением законности и прав человека в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России (Тараканов С.М.), ГУИН Минюста России (Ялунин В.У.), федеральных управлений Минюста России по федеральным округам, территориальных органов УИС Минюста России:
организовать изучение и обеспечить исполнение Инструкции о порядке проведения проверок соблюдения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также прав человека в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации работниками, осуществляющими контроль за соблюдением законности и прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы Минюста России;
обеспечить содействие структурным подразделениям Минюста России при осуществлении ими контроля в учреждениях и органах УИС Минюста России.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа отставляю за собой.
Министр
Ю.Я.ЧАЙКА



Приложение
к Приказу
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 3 сентября 2003 г. N 213
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
А ТАКЖЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА
ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция регулирует порядок осуществления проверок соблюдения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также прав человека в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (далее - УИС Минюста России) субъектами контроля <*>.
--------------------------------
<*> Субъекты контроля определены в Приказе Минюста России от 10 июня 2003 г. N 140 "Об утверждении Положения об организации контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также прав человека в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации".
1.2. Целью проверки является:
выявление соответствия деятельности учреждений и органов УИС Минюста России положениям Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России, Министерство), а также международным договорам Российской Федерации;
принятие мер, направленных на устранение выявленных нарушений, разрешение противоречий, возникающих при исполнении наказаний и содержании под стражей, между гражданами и должностными лицами УИС Минюста России.
1.3. Проверки проводятся в учреждениях и органах УИС Минюста России в соответствии с утвержденными планами основных организационных мероприятий Минюста России, планами работы Главного управления исполнения наказаний Минюста России (ГУИН Минюста России), планами основных организационных мероприятий федерального управления Минюста России по федеральному округу, планами основных мероприятий территориального органа УИС Минюста России либо по решению руководства Министерства, федерального управления Минюста России по федеральному округу, ГУИН Минюста России либо территориального органа УИС Минюста России (внеплановые).
1.4. В ходе плановой проверки изучаются направления деятельности проверяемых учреждений и органа УИС Минюста России в части соблюдения ими законодательства Российской Федерации, конституционных и иных прав и законных интересов человека.
1.5. Внеплановые (целевые) проверки проводятся в случаях, требующих немедленного реагирования на факт нарушения законности и прав человека, а также в связи с чрезвычайным происшествием или обращением гражданина о нарушении его прав и законных интересов.
1.6. Проверки осуществляются работниками субъектов контроля в пределах их полномочий, определенных соответствующими нормативными правовыми актами Минюста России, ГУИН Минюста России, федеральных управлений Минюста России по федеральным округам и территориальных органов УИС Минюста России. В необходимых случаях может создаваться комиссия.
II. Основные направления проверки
соблюдения законодательных и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации, а также
прав человека органами УИС Минюста России
2.1. Основными направлениями проверок соблюдения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также прав человека органами УИС Минюста России являются:
обеспечение ГУИН Минюста России либо территориальным органом УИС Минюста России (ГУИН, УИН, ОИН) исполнения наказаний и содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в следственных изоляторах УИС Минюста России в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
соответствие нормативных правовых актов, разрабатываемых органами УИС Минюста России, положениям Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Минюста России, а также международных договоров Российской Федерации;
соблюдение прав и законных интересов осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в учреждениях и органах УИС Минюста России;
соблюдение прав и законных интересов работников УИС Минюста России.
2.2. При проверке соблюдения законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также прав человека органами УИС Минюста России изучаются:
организационно-распорядительные документы, подготовленные органами УИС Минюста России;
организация инспектирования учреждений УИС Минюста России и итоговые документы;
протоколы оперативных совещаний, решения коллегий по вопросам, связанным с соблюдением законности и прав человека в учреждениях УИС Минюста России;
материалы служебных расследований чрезвычайных происшествий и принятые по ним меры;
соблюдение порядка и сроков рассмотрения и разрешения жалоб и иных обращений граждан.
III. Основные направления проверки соблюдения
законодательных и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации и прав человека в деятельности
учреждений уголовно-исполнительной системы
Минюста России
3.1. Законность и обоснованность содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в учреждениях УИС Минюста России
Проверке подлежит соблюдение конституционных прав граждан на свободу и личную неприкосновенность. В этих целях изучается наличие соответствующих документов, дающих основание для приема и содержания лица в учреждении. При отсутствии документа, выявлении утраты его части выясняются причины, а также принятые администрацией меры по его восстановлению.
Проверяются: сроки содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей; сроки направления осужденного в исправительное учреждение со дня получения извещения о вступлении приговора в законную силу; соответствие вида исправительного учреждения указанному в приговоре суда; законность организации в исправительном учреждении изолированных участков с различными видами режима.
3.2. Размещение осужденных, подозреваемых и обвиняемых в учреждениях УИС Минюста России
Проверяется соблюдение сроков содержания лиц в сборных и карантинных отделениях, проведение в них первичного медицинского освидетельствования и санитарной обработки поступивших в учреждение лиц.
В соответствии с планом размещения по камерам и общежитиям, а также материалами личного дела проверяется соблюдение требования раздельного содержания различных категорий подозреваемых и обвиняемых, осужденных в зависимости от их демографической, уголовно-правовой, медицинской и иной предусмотренной законодательством квалификационной характеристики в рамках одного учреждения, а также в различных видах учреждений.
3.3. Условия отбывания наказания осужденных
Проверяется создание и обеспечение в исправительном учреждении предусмотренных законом различных условий отбывания наказания; законность содержания в них определенных категорий осужденных; соблюдение сроков и оснований перевода их в другие условия. Выявляется наличие заявлений осужденных о несогласии с решениями комиссии и принятые по ним меры.
3.4. Организация охраны и надзора за осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми, профилактической работы
Изучаются данные о количестве и уровне тяжких преступлений, допущенных и пресеченных побегов; основания и порядок применения оружия при пресечении побега; обстоятельства смерти осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при пресечении побегов; качество обысковой работы; соблюдение порядка изъятия и хранения изъятых ценностей и других вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать; порядок предоставления осужденным права передвижения без конвоя или сопровождения.
3.5. Законность обеспечения режима особых условий, соблюдение сроков их действия, применения мер безопасности
Изучаются порядок обеспечения режима особых условий, сроки его действия, законность и обоснованность приостановления реализации прав осужденных, подозреваемых и обвиняемых, изменения распорядка дня, введения ограничений культурно-просветительных и иных мероприятий.
Проверяются: законность и обоснованность применения физической силы, специальных средств и оружия; соблюдение порядка их применения с учетом возраста и пола лиц, к которым применялись физическая сила, спецсредства либо оружие, а также обстоятельства ранения или смерти в результате применения физической силы, спецсредств и оружия; изучаются заключения по таким случаям органов прокуратуры.
3.6. Обеспечение требований законодательства по коммунально-бытовому и медицинскому обеспечению осужденных, обвиняемых и подозреваемых
Проверяются: соблюдение норм жилой площади в зависимости от вида учреждения, предназначенного для содержания обвиняемых, подозреваемых или осужденных, несовершеннолетних и взрослых, мужчин и женщин; обеспечение их индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями, питанием и вещевым имуществом по установленным нормам в зависимости от возраста и состояния здоровья, одеждой по сезону с учетом климатических условий, а также бесплатным питанием и одеждой в случаях, установленных законодательством; полнота оказываемой медицинской помощи; соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил в работе учреждения.
3.7. Привлечение осужденных, подозреваемых и обвиняемых к труду
Выясняются количество осужденных, не занятых трудом; меры, принимаемые администрацией по обеспечению их трудом; соблюдение правовых ограничений по использованию труда осужденных, подозреваемых и обвиняемых; обеспечение обязательного государственного страхования осужденных, привлеченных к труду, а также организация выплат социальных пособий.
При оценке условий труда проверяются: продолжительность и учет рабочего времени; соблюдение техники безопасности и производственной санитарии; графика ежегодных трудовых отпусков, в том числе с выездом за пределы учреждения; продолжительность ежегодного отпуска, предоставляемого осужденным в зависимости от вида исправительного учреждения, пола, возраста, состояния здоровья, условий труда и отношения к нему; порядок привлечения к работе по благоустройству учреждения и прилегающей к нему территории с учетом очередности и продолжительности труда без оплаты; условия привлечения к такой работе отдельных категорий осужденных; оплата труда, соблюдение порядка и размеров удержаний из заработной платы и иных доходов осужденных; размеры начисленных сумм в зависимости от возраста осужденного, состояния здоровья и иных факторов, установленных законодательством.
3.8. Передвижение осужденных без конвоя либо сопровождения
Поверяется обоснованность и порядок предоставления осужденным права передвижения без конвоя или сопровождения, соблюдение требований, установленных законом, к кандидатам на расконвоирование, сроков действия разрешения, маршрутов передвижения, а также соблюдение раздельного содержания таких лиц с другими осужденными.
3.9. Выезды осужденных к лишению свободы за пределы исправительного учреждения
Выясняются основания, продолжительность и порядок предоставления краткосрочных и длительных выездов на время ежегодно оплачиваемого отпуска или на время, равное ему; выездов женщин для устройства детей у родственников либо в детский дом и женщин, имеющих несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительного учреждения.
Проверяется соблюдение правовых ограничений при решении вопроса о выездах в отношении отдельных категорий осужденных в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления, характеристики и состояния здоровья, а также организация сопровождения определенных законодательством категорий осужденных.
3.10. Организация обязательного профессионального образования или профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности)
Проверяется организация обучения лиц, не имеющих начального профессионального образования и профессиональной подготовки. Изучается ведение учета осужденных, не имеющих специальности, а также осужденных, желающих повысить свою квалификацию, проведение аттестации профессиональным училищем обучающихся по фактически достигнутому уровню квалификации в случае досрочного их выпуска, выдача документов государственного образца лицам, окончившим курс обучения и успешно сдавшим выпускные экзамены, обеспечение безопасности работников профессионального училища.
3.11. Организация

<ПИСЬМО> Минфина РФ от 03.09.2003 n 16-00-14/270 <О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СВЕДЕНИЙ В РАМКАХ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также