СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 350600 - СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА. КВАЛИФИКАЦИЯ - СУДЕБНЫЙ ЭКСПЕРТ. УТОЧНЕНИЯ (утв. Минобразованием РФ 25.08.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
25 августа 2003 года
Согласовано
Заместитель
Министра внутренних дел
Российской Федерации
Е.Б.СОЛОВЬЕВ
29 июля 2003 года
Номер государственной
регистрации
611 гум/сп (новый)
Вводится
с 1 сентября 2003 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(уточнения, одобрены Федеральным советом по разработке
Государственных образовательных стандартов высшего
профессионального образования, протокол от 18.06.2003)
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 350600 - СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
КВАЛИФИКАЦИЯ - СУДЕБНЫЙ ЭКСПЕРТ
1. Общая характеристика специальности
350600 - Судебная экспертиза
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника - судебный эксперт.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки судебного эксперта по специальности 350600 - Судебная экспертиза при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Производит судебные экспертизы по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях, а также исследования по заданиям правоохранительных и других государственных органов. Участвует в качестве специалиста в следственных действиях. Ведет экспертно-криминалистические картотеки и коллекции.
Проводит анализ практики использования судебно-экспертных и криминалистических средств и методов, разрабатывает рекомендации по совершенствованию организации судебно-экспертной деятельности и повышению качества этой работы. Выявляет, обобщает, распространяет и внедряет передовой опыт организации использования технических и криминалистических средств и методов в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений.
Осуществляет мероприятия по технической эксплуатации, организации метрологии и ремонту судебно-экспертной и криминалистической техники, имеющейся в экспертном учреждении.
Выявляет на основе анализа материалов экспертной практики и иных форм деятельности судебно-экспертных учреждений условия, способствующие совершению преступлений, и разрабатывает предложения, направленные на их устранение.
Участвует в обучении сотрудников правоохранительных органов приемам и методам выявления, фиксации, изъятия материальных следов и объектов, а также возможностям их использования в раскрытии и расследовании преступлений.
Изучает научно-технические достижения с целью последующего их использования в практической деятельности судебно-экспертных учреждений. Может проводить рационализаторскую и изобретательскую работу в целях совершенствования и модернизации судебно-экспертной и криминалистической техники.
Должен знать и уметь использовать в профессиональной деятельности:
- основы теории права;
- основы материального и процессуального права;
- теоретические основы судебной экспертизы;
- теоретические основы раскрытия и расследования преступлений;
- тактические приемы производства процессуальных действий;
- формы организации и методику расследования отдельных видов преступлений;
- основы оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов;
- систему экспертных учреждений Российской Федерации и зарубежных стран;
- правовой статус, задачи и функции, организацию деятельности экспертных учреждений в системе правоохранительных органов;
- порядок, организацию и тактику использования криминалистических средств и методов при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
- процессуальное положение и содержание деятельности эксперта и специалиста;
- возможности применения естественнонаучных, инженерно-технических методов и средств в экспертных исследованиях вещественных доказательств, вычислительной техники и автоматизированных информационно-поисковых систем криминалистического назначения, автоматизированных рабочих мест судебного эксперта;
- методики проведения судебных экспертиз;
- структуру заключения эксперта, порядок оформления результатов экспертиз и исследований;
- современные методы, средства и приемы поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и исследования материально фиксированных источников информации в целях раскрытия и расследования преступлений;
- особенности применения технических и криминалистических средств и методов собирания и использования материальных следов и объектов при производстве следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий;
- организацию и ведение экспертно-криминалистических картотек и коллекций, формы повышения эффективности их использования в раскрытии и расследовании преступлений;
- формы и методы профилактической работы судебного эксперта по выявлению и устранению условий, способствующих совершению преступлений;
- правила эксплуатации судебно-экспертных и криминалистических средств, основы деятельности по финансово-экономическому и материально-техническому обеспечению экспертных учреждений;
- правила техники безопасности при работе с лабораторной и исследовательской техникой, с опасными веществами;
- основы дидактики и методики проведения практических занятий с работниками правоохранительных органов по применению криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений.
Область профессиональной деятельности - судебно-экспертная деятельность по обеспечению судопроизводства, предупреждению, раскрытию и расследованию правонарушений путем использования специальных знаний для обнаружения, фиксации, изъятия и исследования материальных носителей розыскной и доказательственной информации в целях установления объективной истины по конкретным делам.
Объекты профессиональной деятельности - свойства и признаки материальных объектов судебно-экспертного исследования.
Виды профессиональной деятельности выпускника:
- экспертная;
- исследовательская;
- консультационная;
- организационно-управленческая;
- информационная;
- профилактическая.
1.4. Возможности продолжения образования.
Судебный эксперт, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 350600 - Судебная экспертиза, подготовлен для продолжения образования в магистратуре и аспирантуре (адъюнктуре).
2. Требования к уровню подготовки абитуриентов
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по специальности с зачислением на службу в органы внутренних дел или иные правоохранительные органы высшее учебное заведение имеет право проводить дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности
350600 - Судебная экспертиза
3.1. Основная образовательная программа подготовки судебного эксперта разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки судебного эксперта, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки судебного эксперта состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки судебного эксперта должна предусматривать изучение следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специальности;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки судебного эксперта должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом, и специализацией, утвержденной Учебно-методическим объединением образовательных учреждений профессионального образования в области судебной экспертизы.
3.6. Основная образовательная программа должна быть направлена на обеспечение профессиональной подготовки выпускника и воспитание в нем гражданской ответственности за результаты деятельности, активной адаптации на рынке трудовых ресурсов, стремления к постоянному профессиональному росту и других личностных качеств. Это может быть достигнуто как включением в основную образовательную программу соответствующих курсов (разделов дисциплин), так и организацией внеаудиторной работы (научно-исследовательской, кружковой, конференций, семинаров, встреч с ведущими специалистами и т.д.).
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки эксперта-криминалиста
по специальности 350600 - Судебная экспертиза
---------T------------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации, чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центризбиркома РФ от 25.08.2003 n 21/155-4 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОКАЗАНИЯ И ОПЛАТЫ УСЛУГ СЕТИ СВЯЗИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ КОМИССИЯМ И ДЛЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЫБОРЫ  »
Постановления и Указы »
Читайте также