ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ФЭК РФ от 08.08.2003 n ЮС-2831/9 <ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ РАЗНОГЛАСИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАСЧЕТОВ МЕЖДУ ПОСТАВЩИКАМИ, ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ГАЗА И ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОКАЗЫВАЮЩИМИ УСЛУГИ ПО ТРАНСПОРТИРОВКЕ ГАЗА, ПО ВОПРОСУ УЧЕТА ПОТЕРЬ ГАЗА>


ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 8 августа 2003 г. N ЮС-2831/9
В целях урегулирования разногласий, возникающих при проведении расчетов между поставщиками, потребителями газа и газораспределительными организациями, оказывающими услуги по транспортировке газа (далее - ГРО), по вопросу учета потерь газа, ФЭК России дает разъяснения.
Разница между общим объемом газа, поступившим от поставщика (по данным узлов учета газа, установленных на ГРС), и объемом газа, реализованным потребителям, в том числе населению и ГРО (по данным приборов учета газа у потребителей или в случае их отсутствия или несоответствия требованиям стандартов - по установленным нормам и/или проектной мощности газоиспользующего оборудования), образует разбаланс газа, который, как правило, обусловлен следующими причинами:
а) отклонение объемов фактического потребления газа населением от норм потребления, установленных местными органами власти;
б) отклонение объемов фактического расхода газа ГРО на технологические нужды от объема, рассчитанного по нормам, зафиксированным в договоре поставки газа на технологические нужды ГРО;
в) проведение аварийных работ, а также внеплановых ремонтных работ;
г) технологические потери газа в системах газораспределения (эксплуатационные утечки и т.п.);
д) погрешность измерений установленных приборов учета газа у промышленных потребителей и населения и существующие проблемы с приведением измеряемых объемов газа к нормальным условиям.
Не относится к разбалансу газа и далее не рассматривается потребление газа ГРО на плановые собственные и технологические нужды (использование газа на собственных котельных и газопотребляющих установках, проведение регламентных работ по обслуживанию систем газоснабжения и т.п.). Указанный объем газа должен оплачиваться ГРО по отдельному договору на общих условиях для всех потребителей. При этом указанные расходы в случае их обоснованности в части, относимой на регулируемый вид деятельности, учитываются при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам (далее - тарифы) по статье "материальные затраты".
Ответственность за разбаланс газа, обусловленный вышеуказанными причинами, по мнению ФЭК России распределяется между поставщиком газа и ГРО следующим образом.
На финансовый результат поставщика газа должны относиться убытки (прибыль), полученные:
вследствие отклонения фактического потребления газа населением на бытовые нужды от норм потребления, установленных в соответствующем порядке, ввиду того, что возникающие в результате этого потери газа не являются потерями при транспортировке газа. В этом случае ФЭК России рекомендует обращаться в уполномоченные органы исполнительной и законодательной власти с целью приведения установленных норм потребления газа к обоснованному уровню. Кроме того, считаем целесообразным проведение необходимой работы по внедрению приборов учета газа у населения, в том числе на ГРП и ШРП, распределяющих газ на жилые микрорайоны;
вследствие отклонения объемов газа из-за погрешности измерений установленных приборов учета расхода газа на ГРС, у промышленных потребителей и населения. Погрешность приборов учета определяется на основании паспортных данных и в соответствии с ГОСТом 8.143-75. В этом случае ФЭК России рекомендует в технических соглашениях и договорах поставки газа предусматривать механизм пересчета показаний приборов учета газа в зависимости от их точности и приведение измеряемых объемов газа к нормальным условиям, а также проводить необходимую работу по замене устаревшего оборудования на узлах учета газа.
В случае если в качестве поставщика газа населению выступает газораспределительная организация, то вышеуказанные потери (за исключением потерь вследствие погрешности измерений приборов учета расхода газа у потребителей - юридических лиц) относятся на финансовый результат газораспределительной организации.
Для целей определения фактического потребления газа населением, не имеющим приборов учета, рекомендуем использовать РД 153-39.0-071-01, утвержденный Приказом Минэнерго России N 100 от 04.04.01.
Финансовые потери от разбаланса газа, вызванного прочими причинами, должны относиться на финансовый результат ГРО с учетом следующих замечаний.
Объем газа, использованный ГРО при локализации и ликвидации аварий, для проведения внепланового отключения или подключения оборудования или отдельных участков газопроводов и т.п., должен быть оплачен организацией, по вине которой потребовалось производить указанные работы. Соответственно указанные затраты не могут быть учтены при установлении тарифа ГРО. Кроме того, ФЭК России рекомендует осуществлять страхование объектов газоснабжения на случай аварийных ситуаций. Затраты по страхованию могут учитываться в тарифе ГРО по статье "прочие затраты". Также считаем необходимым отметить, что работы, связанные с принудительным отключением, ограничением или прекращением подачи газа потребителям (не оплачивающим газ), а также ее возобновлением по требованию поставщика газа, должны оплачиваться поставщиком. При этом ФЭК России рекомендует предусматривать возмещение указанных расходов поставщику в договорах между поставщиком и потребителем природного газа.
Технологические потери газа в системах газораспределения (эксплуатационные утечки и т.п.) и объемы перерасхода газа (в случае его обоснованности) на технологические нужды ГРО от нормативного, который определяется путем распределения общей величины разбаланса по нормам пропорционально объемам потребления газа населением по нормам и потреблением газа ГРО на технологические нужды по нормам, могут быть учтены при установлении тарифов ГРО в случае их отражения за отчетный период по статье "материальные затраты" следующим образом (расставлены по приоритету):
- в размере, фактически сложившемся за предыдущие периоды транспортировки газа;
- в размере, определенном по "Методике определения расходов газа на технологические нужды предприятий газового хозяйства и потерь в системах распределения газа", РД 153-39.4-079-01, принятой и введенной в действие Приказом Минэнерго России от 01.08.01 N 231 (в ближайшее время ожидается внесение изменений в указанную методику).
При этом необходимо отметить, что размер учтенных при расчете тарифа потерь не может превышать 0,5 - 0,6% от общего объема транспортировки газа.
Для сведения сообщаем, что в соответствии со ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации к материальным расходам для целей налогообложения относятся: потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; технологические потери при производстве и (или) транспортировке.
"Методические рекомендации по применению главы 25 "Налог на прибыль организации" части второй Налогового кодекса Российской Федерации", утвержденные Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, содержат следующие положения по применению статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации.
Потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке (естественная убыль) товарно-материальных ценностей обусловлены физико-химическими характеристиками этих ценностей.
К естественной убыли не относятся технологические потери и потери от брака, а также потери товарно-материальных ценностей при их хранении и транспортировке, вызванные нарушением требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации и повреждением тары.
Технологические потери при производстве и (или) транспортировке вызываются, в частности, эксплуатационными (техническими) характеристиками оборудования, используемого при производстве и (или) транспортировке товаров.
Натуральные показатели, характеризующие технологические потери, возникающие при ведении конкретного технологического процесса, должны быть обоснованы и документально подтверждены. При этом технологические потери учитываются в уменьшение налоговой базы в составе оценки стоимости материальных расходов, переданных в производство.
При этом технологические потери газа включаются в материальные затраты ГРО частично по цене промышленности, а частично по цене населения в той же пропорции, в какой общий объем транспортировки делится на объем промышленности и объем населения. В случае невозможности однозначного определения направления использования газа, например в случае транзитного газопровода, все потери учитываются по цене промышленности.
Одновременно сообщаем, что в отношении объемов газа, использованных при ликвидации аварийных ситуаций, а также связанных с технологическими потерями, не должна применяться плата за снабженческо-сбытовые услуги, так как при их передаче не оказываются снабженческо-сбытовые услуги и не осуществляется поставка газа конечным потребителям. Также сообщаем, что таким же образом на указанные объемы не начисляется тариф за услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам, а сами объемы не учитываются при установлении платы за снабженческо-сбытовые услуги и тарифов на транспортировку газа.
И.о. Председателя Федеральной
энергетической комиссии
Российской Федерации
Ю.В.САХАРНОВ

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минимущества РФ от 08.08.2003 n 3470-р О ПЕРЕДАЧЕ ИМУЩЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также