РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 14.07.2003 n ВР-104-Р О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ ЗАХОДА (ВЫХОДА) В ПОРТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СУДОВ И ИНЫХ ПЛАВСРЕДСТВ С ЯДЕРНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ И РАДИОАКТИВНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 июля 2003 г. N ВР-104-р
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ ЗАХОДА
(ВЫХОДА) В ПОРТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СУДОВ
И ИНЫХ ПЛАВСРЕДСТВ С ЯДЕРНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
И РАДИОАКТИВНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ
1. Ввести в действие прилагаемые Правила захода (выхода) в порты Российской Федерации судов и иных плавсредств с ядерными материалами и радиоактивными источниками.
2. Контроль за выполнением данного документа возложить на Руководителя Департамента безопасности мореплавания С.И. Суслина.
Первый заместитель Министра
транспорта Российской Федерации
В.В.РУКША



Приложение
к распоряжению Минтранса России
от 14 июля 2003 г. N ВР-104-р
ПРАВИЛА
ЗАХОДА (ВЫХОДА) В ПОРТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СУДОВ И ИНЫХ ПЛАВСРЕДСТВ С ЯДЕРНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
И РАДИОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ
I. Общие положения
1. Настоящие "Правила захода (выхода) в порты Российской Федерации судов с ядерными материалами и радиоактивными веществами" (далее - Правила) разработаны в соответствии с Соглашением между Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по атомной энергии от 02.04.2002 N ВР-34/1413.
2. Разработка Правил и их применение направлены на обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации и международных норм при заходе (выходе) в порты судов с ядерными материалами и радиоактивными веществами (далее - ЯМ и РВ). Правила содержат обязательные Перечни нормативной и технической документации, необходимой организациям, предприятиям и судам, независимо от форм собственности и национальной принадлежности, участвующим в перевозке ЯМ и РВ.
Обязательные Перечни нормативной и технической документации разработаны в соответствии с требованиями статьи 45 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", части 7 Международного морского кодекса по опасным грузам, включая поправки 30-00, а также другими международными нормами и правилами, главы 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1997 г. "Об утверждении Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов". Упомянутые Перечни приведены в Приложениях 1, 2, 3.
3. Правила могут корректироваться в установленном порядке.
4. Минтранс России в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ реализует программу обеспечения выполнения "Правил безопасной перевозки радиоактивных материалов" (издание МАГАТЭ, 1996 г., N ST-1) с привлечением назначенной им уполномоченной компетентной организации в области транспортировки морем ядерных материалов и радиоактивных веществ.
5. Заход (выход) судов с ЯМ и РВ для проведения погрузочно-разгрузочных работ и дальнейшей транспортировки может осуществляться только в порты, поименованные в "Перечне морских портов Российской Федерации, в которые разрешаются заходы (выход) судов и иных плавсредств, транспортирующих в упаковочных контейнерах ядерные материалы, радиоактивные вещества и изделия из них".
Заход судов в порты для осуществления погрузочно-разгрузочных работ при транспортировке ЯМ и РВ, не включенные в упомянутый Перечень, может осуществляться только в исключительных случаях на основании разрешения первого заместителя Министра транспорта Российской Федерации - руководителя Государственной службы морского флота Минтранса России на единичную перегрузку, необходимую для обеспечения деятельности предприятий, подведомственных Минтрансу России, и выполнения межправительственных соглашений.
6. Настоящие Правила распространяются на суда перевозчика (в том числе иностранного), морские порты и администрации морских портов.
Суда перевозчика и морские порты должны иметь все необходимые лицензии и разрешения (Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта N 240) на право обращения с ЯМ и РВ при их транспортировании.
Общий порядок получения разрешений на перевозки опасных грузов определяется действующими на морском транспорте правилами перевозки опасных грузов.
7. Наличие Правил не ограничивает выполнение органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии возложенных на них функций надзора за обращением с ЯМ и РВ.
8. Иностранные судоходные компании должны иметь документы, предусмотренные международными нормами и правилами, российским законодательством.
II. Термины и определения
9.1. Груз (груз радиоактивных материалов) - любая упаковка или любые упаковки либо любая партия радиоактивного материала, представленные грузоотправителем для перевозки.
9.2. Грузоотправитель - любое лицо, любая организация или правительство, которое подготавливает груз для перевозки и именуется грузоотправителем в транспортных документах.
9.3. Грузополучатель - любое лицо, любая организация или правительство, которое получает груз.
9.4. Делящиеся ядерные материалы (делящиеся материалы) - уран-233, уран-235, плутоний-241 или любая комбинация этих радионуклидов.
Под это определение не подпадают:
а) необлученный природный уран или обедненный уран;
б) природный уран или обедненный уран, облученный только в реакторах на тепловых нейтронах.
9.5. Компетентный орган - любой национальный или международный регулирующий орган или организация, наделенный полномочиями для любой цели в связи с настоящими Правилами или иным образом признанные в качестве таковых (имеются в виду "Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов", издание 1996 г., N ST-1).
9.6. Назначенная компетентная организация - организация, назначенная компетентным органом (в данном случае - Минтрансом России) для решения отдельных вопросов, связанных с обеспечением выполнения "Правил безопасной перевозки радиоактивных материалов" (издание МАГАТЭ, 1996 г., N ST-1).
9.7. Освобожденная упаковка - порожний упаковочный комплект, ранее содержащий радиоактивный материал, отвечающий требованиям пунктов 407 и 520 "Правил безопасной перевозки радиоактивных материалов" (издание МАГАТЭ, 1996 г., N ST-1).
9.8. Отраслевая подсистема единой государственной системы - отраслевая система Минтранса России, являющаяся частью общегосударственной системы. Порядок постановки объектов под надзор отраслевых подсистем определяется соответствующими нормативными документами Минтранса России.
9.9. Перевозчик - любое лицо, любая организация или любое правительство, осуществляющее перевозку радиоактивного материала любым видом транспорта. Этот термин охватывает как перевозчиков, действующих по найму или за вознаграждение (известных в некоторых странах как компании-перевозчики общего пользования или перевозчики по контрактам), так и самостоятельных перевозчиков (известных в некоторых странах как частные перевозчики).
9.10. Программа радиационной защиты - систематические мероприятия, целью которых является обеспечение надлежащего планирования и учета мер радиационной защиты.
9.11. Радиоактивное вещество - вещество, не относящееся к ядерным материалам и испускающее ионизирующее излучение.
9.12. Радиоактивный материал - любой материал, содержащий радионуклиды, в котором концентрация активности, а также полная активность груза превышают значения, указанные в пунктах 401 - 406 "Правил безопасной перевозки радиоактивных материалов" (издание МАГАТЭ, 1996 г., N ST-1).
9.13. Транспортирование (перевозка) - специальное перемещение груза от места его происхождения к месту назначения.
9.14. Транспортный упаковочный комплект (упаковочный комплект) - совокупность элементов, необходимых для полного размещения и удержания радиоактивного содержимого. В частности, он может содержать одну или несколько приемных емкостей, поглощающие материалы, дистанционирующие конструкции, средства защиты от излучения и сервисное оборудование для заполнения, опорожнения, вентилирования и сброса давления; устройства для охлаждения, амортизации механических ударов, обработки груза и крепления, тепловой изоляции; в также сервисные устройства, составляющие одно целое с упаковкой.
Упаковочный комплект может быть в виде ящика, коробки, бочки или аналогичной приемной емкости, но может представлять собой грузовой контейнер, резервуар или контейнер средней грузоподъемности для массовых грузов.
9.15. Упаковка - упаковочный комплект с его радиоактивным содержимым в представленном для перевозки виде. Правила N ST-1 распространяются на следующие типы упаковок, к которым применяются указанные в разделе IV этих Правил пределы активности и ограничения в отношении материалов и которые удовлетворяют соответствующим требованиям:
- освобожденная упаковка;
- промышленная упаковка типа 1 (тип ПУ-1);
- промышленная упаковка типа 2 (тип ПУ-2);
- промышленная упаковка типа 3 (тип ПУ-3);
- упаковка типа A;
- упаковка типа B(U);
- упаковка типа B(M);
- упаковка типа C.
К упаковкам, содержащим делящийся материал или гексафторид урана, применяются дополнительные требования.
9.16. Физическая защита - совокупность организационных мероприятий, инженерно-технических средств и действий подразделений охраны, предназначенных для предотвращения хищений радиоактивных материалов и диверсий в отношении радиоактивных материалов и транспортных средств, перевозящих радиоактивные материалы.
9.17. Ядерный материал - материал, содержащий или способный воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества.
III. Заход судов с ядерными материалами
и радиоактивными веществами в порт
10.1. Порядок захода в порт судов с ЯМ и РВ определяется:
- международными нормами и правилами;
- законодательством Российской Федерации;
- обязательными для исполнения нормами и правилами федерального, ведомственного уровня;
- "Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним";
- обязательными постановлениями Администрации морского порта, регламентирующими порядок захода в порт судов с ядерными материалами и радиоактивными веществами;
- настоящими Правилами.
10.2. Разрешение на заход в порт судна с ядерными материалами и радиоактивными веществами испрашивается судовладельцем у администрации порта захода с предоставлением ей информации о том, что безопасность судна, его конструкция, техническое состояние, а также комплектация и квалификация экипажа судна соответствуют требованиям "Международной конвенции по охране человеческой жизни на море" 1974 года с протоколом 1978 года (СОЛАС-74).
Разрешение на заход в порт судов с ядерными материалами и радиоактивными веществами на борту запрашивается судовладельцем (или капитаном судна) у капитана порта не позднее чем за 72 часа до планируемого прихода судна в порт.
После получения разрешения на заход в порт капитан судна сообщает начальнику порта о времени своего прибытия в порт первоначально за 72 часа, а затем - за 24 и четыре часа.
При продолжительности следования судна из одного порта в другой менее 72 часов разрешение на заход согласовывается заблаговременно.
10.3. Капитан судна (судовладелец) в первичной информации о подходе судна к порту должен сообщить следующие данные:
- название судна;
- порт отправления судна;
- цель захода в порт;
- осадку носом и кормой;
- название груза, N ООН, номер транспортной карточки по IMDG CODE;
- тип упаковки, количество упаковок, суммарная масса каждого вида груза в упаковках;
- транспортный индекс;
- обобщенные параметры радиационной обстановки на судне;
- особенности технического состояния судна, влияющие на безопасность при работе с грузами ядерных материалов и радиоактивных веществ.
10.4. Если судно посещает порт впервые, то в передаваемой первичной информации в адрес капитана порта сообщаются дополнительные сведения:
- флаг и порт регистрации судна;
- позывной сигнал и идентификационный номер ИМО;
- судовладелец и его адрес;
- валовая и чистая вместимость;
- наибольшая длина, ширина и высота борта судна.
10.5. В замерзающих морских портах при необходимости использования ледоколов для проводки судов должна сообщаться следующая информация:
- полагаемое время прибытия к месту встречи с ледоколом;
- категория ледовых усилений;
- тип и мощность главных двигателей;
- материал гребного винта;
- наличие воды, топлива, масла и их суточный расход;
- особенности технического состояния судна, влияющие на его проводку во льдах.
10.6. После получения первичной информации о заходе капитан порта ставит в известность капитана судна, что информация о заходе рассматривается как заявление (капитана, судовладельца) с просьбой о постановке под надзор отраслевых подсистем общегосударственных систем:
- контроля радиационной обстановки;
- учета и контроля ядерных материалов;
- учета и контроля радиоактивных веществ.
Примечания. А. Вид системы учета и контроля зависит от типа перевозимого груза (ЯМ или РВ).
Б. Судно находится под надзором общегосударственных систем с момента первичной информации до окончания выгрузки последней упаковки с ЯМ и РВ.
10.7. Капитан судна может запросить у капитана порта (до швартовки судна к причалу) информацию об используемой при погрузо-разгрузочных работах технике.
10.8. Вторичная и уточненная (при необходимости) информация о заходе должна поступать в порт за 24 часа и за 4 часа до подхода судна к порту.
10.9. Для приема судна с радиоактивными материалами и радиоактивными веществами назначается комиссия с обязательным включением в нее представителей инспекции портового надзора, противопожарной службы, Госатомнадзора России и санитарно-эпидемиологического надзора.
По прибытии судна в порт (на определенную стоянку) Администрация морского порта (Инспекция государственного надзора порта) проверяет на судне все необходимые документы и принимает решение о возможности выполнения грузовых операций.
10.10. Во время стоянки судна под грузовыми операциями служба радиационной безопасности порта совместно с лицами, ответственными за состояние радиационной безопасности на судне, систематически (и при необходимости) измеряет уровень ионизирующего излучения и радиоактивного загрязнения на причале (в месте стоянки судна), а также на судне.
Результаты радиометрических и дозиметрических измерений докладываются руководителям администрации порта, Администрации морского порта и капитану судна.
Радиометрические и дозиметрические измерения производятся:
на судне - до момента окончания выгрузки (последние измерения);
на причале и в порту - до вывоза последней упаковки с территории

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ n НА-181-р, Росавиакосмоса n 79 от 14.07.2003 О ДОПУСКЕ К ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТОВ-АМФИБИЙ БЕ-200ЧС С ДВИГАТЕЛЯМИ Д-436ТП  »
Постановления и Указы »
Читайте также