НАПРАВЛЕНИЕ 540700 - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПРОФИЛЬ 540709 - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ДОПОЛНЕНИЕ (утв. Минобразованием РФ 04.07.2003)


Утверждаю
Первый заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.А.БОЛОТОВ
4 июля 2003 года
Номер государственной
регистрации
608 пед/бак Д-9
(к N 296 пед/бак от 27.03.2000)
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Дополнение к перечню
профессионально-образовательных профилей)
НАПРАВЛЕНИЕ 540700 - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПРОФИЛЬ 540709 - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
-------T---------------------------------------------------T-----¬
¦Индекс¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ДПП ¦Дисциплины профильной подготовки ¦1600 ¦
¦ ¦540709 - Изобразительное искусство ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ДПП.01¦Рисунок ¦450 ¦
¦ ¦Подготовительный этап освоения дисциплины: ¦ ¦
¦ ¦подготовка планшета, техника натягивания листа. ¦ ¦
¦ ¦Выбор места с учетом расстояния, линии горизонта, ¦ ¦
¦ ¦освещенности. ¦ ¦
¦ ¦Способы построения трехмерного пространства на ¦ ¦
¦ ¦плоскости листа. ¦ ¦
¦ ¦Линейная перспектива, светотеневая моделировка, ¦ ¦
¦ ¦воздушная перспектива. ¦ ¦
¦ ¦Передача структуры и фактуры изображаемого ¦ ¦
¦ ¦материала в возможностях графических техник. ¦ ¦
¦ ¦Изучение композиционных и технических средств при ¦ ¦
¦ ¦рисовании гипсовых орнаментов. ¦ ¦
¦ ¦Изучение соразмерности и пропорциональных отношений¦ ¦
¦ ¦в листе при рисовании гипсовых слепков. ¦ ¦
¦ ¦Главное и второстепенное в пластической анатомии. ¦ ¦
¦ ¦Особенности рисования фигуры человека. Задачи ¦ ¦
¦ ¦учебной постановки. ¦ ¦
¦ ¦Возрастные и половые анатомические особенности ¦ ¦
¦ ¦человека. ¦ ¦
¦ ¦Анатомический анализ скелета и мышечной системы ¦ ¦
¦ ¦человека применительно к задачам учебного рисунка ¦ ¦
¦ ¦фигуры человека (пропорции человеческого тела, ¦ ¦
¦ ¦возрастные особенности). ¦ ¦
¦ ¦Анализ пластической формы и конструкции ¦ ¦
¦ ¦человеческого тела в рисунке. ¦ ¦
¦ ¦Принцип рисования одетой фигуры как анатомическое ¦ ¦
¦ ¦и пластическое исследование. ¦ ¦
¦ ¦Принцип рисования обнаженной фигуры как синтез ¦ ¦
¦ ¦умений в академическом рисунке. ¦ ¦
¦ ¦Принципы изображения фигуры человека в свободном ¦ ¦
¦ ¦пространстве, в интерьере (на примерах рисунков ¦ ¦
¦ ¦мастеров) ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ДПП.02¦Живопись ¦450 ¦
¦ ¦Особенности и проблемы технологии и материалов ¦ ¦
¦ ¦масляной живописи. Технологии приготовления грунтов¦ ¦
¦ ¦и способов грунтовки, способов нанесения краски ¦ ¦
¦ ¦и т.д. Техника классических произведений живописи, ¦ ¦
¦ ¦новые технологические разработки в современной ¦ ¦
¦ ¦живописи и современных материалах. ¦ ¦
¦ ¦Проблема колорита, методы построения формы цветом, ¦ ¦
¦ ¦особенности различных приемов письма, технология ¦ ¦
¦ ¦использования материалов, варианты создания фактуры¦ ¦
¦ ¦холста, особенности корпусного письма, лессировок ¦ ¦
¦ ¦и приемов живописи "а ля прима". ¦ ¦
¦ ¦Практическое выполнение живописных этюдов с ¦ ¦
¦ ¦подготовительным рисунком (карандашом, углем) или ¦ ¦
¦ ¦сразу кистью. Работа над эскизами. Принцип ¦ ¦
¦ ¦постановки заданий. Принцип изображения фигуры в ¦ ¦
¦ ¦пространстве живописными средствами. Принцип ¦ ¦
¦ ¦усложнения заданий по конструктивному или ¦ ¦
¦ ¦анатомическому построению, по цветовым и ¦ ¦
¦ ¦колористическим, чисто живописным задачам ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ДПП.03¦Композиция ¦100 ¦
¦ ¦Понятие "композиция". Композиция как учебный ¦ ¦
¦ ¦предмет. Предмет, цели, задачи и содержание ¦ ¦
¦ ¦учебного курса композиции. ¦ ¦
¦ ¦Теоретические аспекты композиции в живописи. ¦ ¦
¦ ¦Основные законы композиции: целостность, контрасты,¦ ¦
¦ ¦жизненность, ритм. Правила композиции: сюжетно- ¦ ¦
¦ ¦композиционный центр и фризовая композиция, ¦ ¦
¦ ¦симметрия и асимметрия, равновесие. Композиционные ¦ ¦
¦ ¦приемы: изоляция, "легкий верх, тяжелый низ", ¦ ¦
¦ ¦вертикали и горизонтали. Средства композиции: ¦ ¦
¦ ¦линия, штрих, пятно (тональное, цветовое), линейная¦ ¦
¦ ¦перспектива, светотень, цвет, воздушная и цветовая ¦ ¦
¦ ¦перспектива. ¦ ¦
¦ ¦Ритм, композиционный центр, симметрия, асимметрия, ¦ ¦
¦ ¦параллельность в композиции, расположение главного ¦ ¦
¦ ¦(на втором плане), гармония, золотое сечение. ¦ ¦
¦ ¦Композиция как комплекс средств, приемов, правил ¦ ¦
¦ ¦и закономерностей для воплощения художественного ¦ ¦
¦ ¦замысла. ¦ ¦
¦ ¦Классификация композиций по историко-стилевым ¦ ¦
¦ ¦(ренессансная, барочная, романтическая и т.д.), ¦ ¦
¦ ¦национально-региональным (композиция венецианской ¦ ¦
¦ ¦школы и др.) или жанрово-тематическим признакам ¦ ¦
¦ ¦(напр., композиция натюрморта, портрета, пейзажа). ¦ ¦
¦ ¦Основные исторические этапы развития теории ¦ ¦
¦ ¦композиции и методов ее преподавания. Композиция ¦ ¦
¦ ¦в искусстве Древнего мира - Восток, Египет, Греция.¦ ¦
¦ ¦Наука о композиции в эпоху Возрождения. Влиянии ¦ ¦
¦ ¦трактатов на композиционный строй в живописном ¦ ¦
¦ ¦творческом наследии Альберти, Леонардо да Винчи, ¦ ¦
¦ ¦Джотто, Дюрера. Композиция в живописи XVII - XIX ¦ ¦
¦ ¦веков. Вопросы композиции в научном и эпистолярном ¦ ¦
¦ ¦наследии У. Хогарта и Э. Делакруа и других ¦ ¦
¦ ¦художников. Новое понимание композиции в ¦ ¦
¦ ¦художественных направлениях искусства XX века. ¦ ¦
¦ ¦Композиция в русском изобразительном искусстве. ¦ ¦
¦ ¦Композиционные принципы иконописи. ¦ ¦
¦ ¦Система обучения композиции в русской Академии ¦ ¦
¦ ¦художеств. Развитие теории композиции в трудах ¦ ¦
¦ ¦художников: В.А. Фаворского, А.А. Дейнеки, ¦ ¦
¦ ¦Б.3. Иогансона, К.Ф. Юона, Е.А. Кибрика, ¦ ¦
¦ ¦А.В. Лаптева, Д.А. Шмаринова. ¦ ¦
¦ ¦Практическое освоение законов живописной ¦ ¦
¦ ¦композиции. Своеобразие композиции портрета. ¦ ¦
¦ ¦Особенности композиционного и цветового решения ¦ ¦
¦ ¦однофигурной жанровой картины. Особенности ¦ ¦
¦ ¦композиционного построения сюжетно-тематической ¦ ¦
¦ ¦картины. ¦ ¦
¦ ¦Этапы работы над композицией. Создание ¦ ¦
¦ ¦первоначальных эскизов, содержащих образную идею. ¦ ¦
¦ ¦Картон как одна из стадий работы над композицией ¦ ¦
¦ ¦картины. Выразительность сюжетно-композиционного ¦ ¦
¦ ¦центра, его смысловые и пластические связи с ¦ ¦
¦ ¦второстепенными частями картины, закон контрастов ¦ ¦
¦ ¦в главном и подчиненном. Цветовой строй картины, ¦ ¦
¦ ¦тональное напряжение. ¦ ¦
¦ ¦Композиция в графике. Композиция как "мышление в ¦ ¦
¦ ¦материале". ¦ ¦
¦ ¦Композиционные закономерности в творчестве ¦ ¦
¦ ¦выдающихся зарубежных и отечественных мастеров ¦ ¦
¦ ¦плоской гравюры: О. Кипренского, С. Галактионова, ¦ ¦
¦ ¦К. Беггрова, И. Репина, О. Домье, П. Пикассо, ¦ ¦
¦ ¦М. Добужинского, Г. Верейского, В. Лебедева, ¦ ¦
¦ ¦В. Курдова, Ю. Васнецова и др. ¦ ¦
¦ ¦Композиция литографии. Композиция в полиграфии. ¦ ¦
¦ ¦Художественная структура книги. ¦ ¦
¦ ¦Практические задания на создание композиционных ¦ ¦
¦ ¦решений в различных материалах графики ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ДПП.04¦Декоративно-прикладное искусство ¦400 ¦
¦ ¦Художественный текстиль. ¦ ¦
¦ ¦История развития ручного ткачества от простейших ¦ ¦
¦ ¦ковров в эпоху Древнего Мира (Ассирия, Египет, ¦ ¦
¦ ¦Греция, Малая и Средняя Азия, Закавказье) до ¦ ¦
¦ ¦высокоразвитого мануфактурного производства шпалер ¦ ¦
¦ ¦XVI - XVIII вв. (Фландрия, Франция, Россия). ¦ ¦
¦ ¦Демонстрация учебного видеофильма. ¦ ¦
¦ ¦Связи художественно-композиционных средств с ¦ ¦
¦ ¦технико-технологическими приемами ткачества. Букле,¦ ¦
¦ ¦гобелен, зев, джут, египетское переплетение, килим,¦ ¦
¦ ¦кермес, ковер, кожа, лен, нитченки, основа, палас, ¦ ¦
¦ ¦пакля, полотняное переплетение, савоннэри, саржевое¦ ¦
¦ ¦переплетение, сенне, сизаль, сновка, сумах, ткацкая¦ ¦
¦ ¦лапа, узел, уравнительная плетенка, уток, шпалера, ¦ ¦
¦ ¦цена. ¦ ¦
¦ ¦Современный гобелен и использование его в ¦ ¦
¦ ¦интерьерах. Этапы развития современного гобелена: ¦ ¦
¦ ¦от Ж. Люрсы до наших дней. Классификация ¦ ¦
¦ ¦композиционно-художественных особенностей ¦ ¦
¦ ¦современного гобелена: традиционно-плоскостное ¦ ¦
¦ ¦решение сюжетной композиции (1950 - 1960-е гг.); ¦ ¦
¦ ¦рельефно-пластические интерпретации условно- ¦ ¦
¦ ¦декоративного образа (1960 - 1980-е гг.); объемно- ¦ ¦
¦ ¦конструктивные вариации тканой плоскости ¦ ¦
¦ ¦(1980 - 1990-е гг.). ¦ ¦
¦ ¦Классификация гобелена исследователем ¦ ¦
¦ ¦Страутманисом: гобелен - декоративное пятно, ¦ ¦
¦ ¦гобелен - декоративная плоскость, гобелен - кулиса,¦ ¦
¦ ¦гобелен - структура, гобелен - среда. ¦ ¦
¦ ¦Монументальный и камерный гобелен. Основные ¦ ¦
¦ ¦средства художественной выразительности гобелена. ¦ ¦
¦ ¦Знакомство с работами ведущих современных мастеров ¦ ¦
¦ ¦гобелена. ¦ ¦
¦ ¦Практическая работа в технике ручного ткачества. ¦ ¦
¦ ¦Художественные работы по дереву. ¦ ¦
¦ ¦Народные росписи: Городца, Мезени, Хохломы, ¦ ¦
¦ ¦Северной Двины. История. Географическое положение, ¦ ¦
¦ ¦символика изображений, характерные особенности ¦ ¦
¦ ¦композиции, колорит, технические приемы, ¦ ¦
¦ ¦технология: бордюр, бутон, верховое письмо, ¦ ¦
¦ ¦заготовка (белье), канва, кудрина, купавка (розан),¦ ¦
¦ ¦обводка, орнамент, оживка, роспись "под фон", ¦ ¦
¦ ¦ставы, травы, тычок (торцовка), усики. ¦ ¦
¦ ¦Практическая работа в технике росписи по дереву. ¦ ¦
¦ ¦Исполнение росписи деревянной декоративной доски ¦ ¦
¦ ¦(панно). ¦ ¦
¦ ¦Практические основы резьбы по дереву, плетения из ¦ ¦
¦ ¦лозы и бересты. ¦ ¦
¦ ¦Художественная керамика. ¦ ¦
¦ ¦Ознакомление с историей развития керамического ¦ ¦
¦ ¦искусства (направления, стили, школы). Ознакомление¦ ¦
¦ ¦с выразительными средствами и технологией ¦ ¦
¦ ¦художественной керамики: ангобы, глазурь, ¦ ¦
¦ ¦глазурование, глина, жгут, керамика, керамическая ¦ ¦
¦ ¦масса, лощение, матрица, майолика, мраморизация, ¦ ¦
¦ ¦обвар, обжиг, отминка, отмучивание глины, ¦ ¦
¦ ¦отпечаток, пастилаж, пласт, полив, политой обжиг, ¦ ¦
¦ ¦структура глины, терракота, техника, технология, ¦ ¦
¦ ¦тиснение, утель, утельный обжиг, фактура, ¦ ¦
¦ ¦фляндровка, формовка, цек, шамот, шамотная масса, ¦ ¦
¦ ¦шликер, шликерное литье, штамп, эмаль. ¦ ¦
¦ ¦Освоение приемов формообразования и декорирования ¦ ¦
¦ ¦керамических изделий. ¦ ¦
¦ ¦Практическая работа. Освоение приемов ручного ¦ ¦
¦ ¦формообразования керамических изделий: ручная лепка¦ ¦
¦ ¦из целого комка глины, лепка из глиняных жгутов, ¦ ¦
¦ ¦лепка из глиняного пласта, основы гончарного дела, ¦ ¦
¦ ¦отминка по матрице и в форму (лепка модели, снятие ¦ ¦
¦ ¦формы, отминка в форму). ¦ ¦
¦ ¦Освоение приемов декорирования глины: офактуривание¦ ¦
¦ ¦тиснением, штампы, гравирование по цветному фону ¦ ¦
¦ ¦(сграффито), резьба по глине. ¦ ¦
¦ ¦Освоение техник росписи керамических изделий: ¦ ¦
¦ ¦глазурование, роспись глазурями; ангобирование ¦ ¦
¦ ¦(роспись кистью, фляндровка, мраморизация); ¦ ¦
¦ ¦подглазурная роспись; надглазурная роспись по ¦ ¦
¦ ¦керамике и фарфору ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ДПП.05¦Компьютерная графика ¦200 ¦
¦ ¦Основы компьютерной грамотности. Понятие - ¦ ¦
¦ ¦компьютер. Общие сведения о компьютере IBM PC как ¦ ¦
¦ ¦современной информационно-вычислительной системе, ¦ ¦
¦ ¦его элементах, а также периферийных устройствах. ¦ ¦
¦ ¦Компьютерная терминология. Аппаратные средства. ¦ ¦
¦ ¦Общее представление об аппаратных средствах, виды ¦ ¦
¦ ¦устройств, используемых в компьютерных системах, ¦ ¦
¦ ¦их назначение и различие. ¦ ¦
¦ ¦Правила техники безопасности при работе с ¦ ¦
¦ ¦компьютерной техникой. ¦ ¦
¦ ¦Понятие "компьютерная графика". Виды цифровых ¦ ¦
¦ ¦изображений. ¦ ¦
¦ ¦Программное обеспечение для создания и ¦ ¦
¦ ¦редактирования цифровых изображений. Области ¦ ¦
¦ ¦применения компьютерной графики. Перспективы ¦ ¦
¦ ¦развития компьютерной графики. ¦ ¦
¦ ¦Работа с текстовыми редакторами. Изучение принципов¦ ¦
¦ ¦действия и методов практической работы в текстовом ¦ ¦
¦ ¦редакторе программной системы Microsoft Office ¦ ¦
¦ ¦(Microsoft Word). Редакционная корректура ¦ ¦
¦ ¦и форматирование самостоятельно набранного ¦ ¦
¦ ¦текстового документа. Технологии шрифта. ¦ ¦
¦ ¦Работа с графическими редакторами. Графический ¦ ¦
¦ ¦дизайн. Ознакомление с основными принципами ¦ ¦
¦ ¦действия и методами практической работы в ¦ ¦
¦ ¦графическом редакторе Adobe Photoshop. Обработка ¦ ¦
¦ ¦графических изображений. Взаимные конвертирования ¦ ¦
¦ ¦графики. Цвет и модели цвета в компьютерных ¦ ¦
¦ ¦технологиях. Тоновая и цветовая коррекция. ¦ ¦
¦ ¦Создание web-страниц. Понятие Internet. Основные ¦ ¦
¦ ¦методы практической работы Web-дизайнера по ¦ ¦
¦ ¦созданию web-страниц в системе Internet на основе ¦ ¦
¦ ¦изучения языка программирования HTML (Hiper Text ¦ ¦
¦ ¦Markup Langvage). Кодировки и теговые формы HTML. ¦ ¦
¦ ¦Применение графических изображений и средств ¦ ¦
¦ ¦мультимедиа для художественно-эстетического ¦ ¦
¦ ¦декорирования, оформления и информационно- ¦ ¦
¦ ¦содержательного обогащения web-страниц. ¦ ¦
¦ ¦Композиционно-смысловое применение анимации ¦ ¦
L------+---------------------------------------------------+------

НАПРАВЛЕНИЕ 540700 - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПРОФИЛЬ 540708 - ДИЗАЙН И КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ДОПОЛНЕНИЕ (утв. Минобразованием РФ 04.07.2003)  »
Постановления и Указы »
Читайте также